Продвинутые консерваторы будет готовить Болгарская исламская академия «Продвинутых консерваторов» будет готовить Болгарская исламская академия Фото: Максим Тимофеев

ПРОДВИНУТЫЕ КОНСЕРВАТОРЫ

«Продвинутые консерваторы» — это как черная белизна или холодная горячесть, то бишь абсурд, парадокс. Но именно таковых, как стало недавно известно, будет готовить Болгарская исламская академия (БИА). Давайте разбираться, кто же такие эти самые «продвинутые консерваторы ислама» и в чем их особенность. Другими словами, с кем в скором времени мы станем соседствовать в нашей стране и кто должен оправдать ожидания от БИА. 

Не будем гадать и строить отвлеченные теории. Оставим также в стороне и одиозные аспекты современного религиозного консерватизма (скорее даже ретроградов), такие как скрытая проповедь педофилии и завуалированные призывы ненавидеть иноверцев. Попробуем просто погрузиться в мышление современных исламских консерваторов и взглянуть на вещи с их точки зрения. Сделать это несложно. Мы обратимся к их работам, в которых раскрываются некоторые грани мировосприятия. В качестве трамплина для прыжка в этот удивительный мир ваш покорный слуга выбрал труд одного из российских теологов ислама наших дней, который целиком и полностью посвящен такой богословской проблеме, как джинны.

Эта работа интересна тем, что она дает нам возможность увидеть мир глазами подлинного носителя «исламской традиции» в ее современном, конечно,понимании. Автор книги обучался в разных консервативных медресе, не обременял себя получением фундаментального светского образования, потому его изложение — не результат модернистских, новомодных интерпретаций, а повествование, максимально приближенное к исламскому канону глубокого «средневековья». При этом автор не из тех, кто бегает с автоматом наперевес по горам и лесам. Он умело пользуется интернетом и смартфоном. Словом, типичный образец «продвинутого исламского консерватизма».

Как уже было сказано, работа посвящена джиннам. Многие полагают, что джинны — всего лишь персонажи восточных сказок типа «Лампы Алладина», арабский аналог наших леших, ведьм и водяных. Но на самом деле это один из актуальных вопросов мусульманской повестки дня в мире продвинутых мусульманских консерваторов. Наш автор не исключение.

Ниже представлен краткий конспект его работы с выжимкой наиболее интересных ее тезисов. При этом все цитируемые фрагменты принадлежат перу (ой, пардон: клавиатуре) нашего продвинутого консерватора, т. е. они являются не ссылками на работы предшественников, а его собственными мыслями и суждениями. Итак, начинаем.

КТО ТАКИЕ ДЖИННЫ?

Работа начинается с вводных понятий. Джинны — это существа, «скрытые от глаз человека», отмечает автор. Они были «созданы из сильного огня без дыма» и появились задолго до возникновения человечества. «Джинны, так же как и люди, населяют нашу планету».

Джинны «имеют половую принадлежность и, соответственно, в межполовых связях продолжают свой род». Они делятся «на разные народности, на верующих и неверующих, праведных и грешников». «Джинны, принимая разные образы, могут являться в виде прекрасных девушек или уродливых женщин, в виде людей и разных животных, пугать людей и вредить им».

Джинны обитают преимущественно на земле, а «на небеса они могут подняться лишь до определенного ограниченного для них уровня». «Джинны в большей степени обитают в заброшенных людьми местах, в банях, на помойках, в пещерах, на кладбищах и в горах. Преимущественно в тех местах, где нечистоты». При этом «джинны питаются не только навозом и костями, но и всем тем, над чем не упомянуто имя Всевышнего Создателя».

ВРЕД ДЖИННОВ

Вред, который джинны наносят людям, может быть разным. Например, они могут стать «причиной различных болезней». Также «джинны похищают людей». Их следует опасаться. И потому «нельзя выпускать детей на улицу после ахшам намаза, потому что в них могут вселиться джинны». Ахшам намаз — это вечерняя молитва. Зимой ее время наступает около пяти часов вечера.  Кстати, и «новорожденные дети плачут из-за того, что видят джиннов», считает автор.

«Ввиду того что джинны имеют иной тип создания, — пишет российский богослов, — они вполне свободно могут проникнуть в тело человека». «Проникнув в тело человека, — добавляет он, — джинны поселяются либо в мозге, либо в сердце человека или же могут перемещаться по всему его телу. Разместившись в мозге человека, он может влиять на иные его органы».

Касания джинном человека может быть как длительным, так и временным, полным, когда джинн «касается всего организма», и частичным, «когда касание происходит определенных частей тела, например руки или ноги, которая может парализоваться от этого». Подобные касания могут происходить по разным причинам. Например, по «причине того, что человек, не заметив джинна, ошпарил его кипятком, упал на него, или же по причине совершения иных пагубных поступков, приносящих вред джинну без веских на то причин».

«Распознать в бодрствующем человеке признаки касаний джинном» достаточно просто. К ним, в частности, относятся: «проявление болезней, не обоснованных с медицинской точки зрения», «отдаление от обрядов поклонения», «периодическое проявление различных фантазий», «проявление признаков бездетности без обоснованных со стороны медицины причин», «возникновение в доме беспричинных пожаров, беспорядка и прочих необъяснимых аномальных явлений».

У спящего человека признаки касаний джинном проявляются по-другому. В частности, это «появление во сне таких животных, как кошка, собака, верблюд, змея, лев, лиса, корова», «скрежетание зубами во сне», «плачь, смех и проявление разных звуков во сне», «виденье во сне очень высоких людей, карликов или черных людей», «виденье во сне, что находишься в могиле, на мусорке или пустынной безжизненной дороге», «виденье во сне, что много плачешь, смеешься», «виденье во сне различных перепутанных меж собой линий» и др. Бессонница также, по мнению автора, является признаком касания джинном человека.

Отвечая на вопрос «Что можно сделать, чтобы избежать касания джиннами?», продвинутый консерватор ислама предлагает несколько рецептов, в том числе: «хорошо относиться к собакам и кошкам», «спрыгивая с высоты, делать это с именем Аллаха», «при выливании кипятка произносить имя Всевышнего Аллаха», «не справлять нужду куда попало», «не ложиться спать в одиночестве» и, конечно же, исполнять обязательные намазы. Для излечения от касаний джиннами богослов также рекомендует «воздержаться от прослушивания песен и просмотра непоощряемых программ». 

ЗМЕИ

«Джинны могут приходить к людям в разных образах, обликах и обличиях. Поэтому, увидев змею, необходимо попросить ее три раза уйти, на тот случай если эта змея может оказаться джинном в обличии змеи. Если после сказанных трех раз она будет убита, нет на вас ответственности за это. Даже если убитая змея окажется джинном, вы не будете считаться совершившим преступление, ибо ему было три раза приказано уйти, а он не повиновался, более того, угрожая жизни, пугал человека».

На открытой местности другое правило — «повеление сразу убивать змей». «Но если же доведется встретить змею в доме, за исключением случая змей с двумя полосками и коротким хвостом, то необходимо три раза попросить ее уйти и лишь затем, в случае неповиновения, можно убить». При этом некоторые ученые считали, отмечает исламский теолог России, «что запрещено без предупреждения убивать змей только в домах Медины, а во всех остальных местах это не является запретным».

Опасения, «что за убитую змею, оказавшуюся джинном, последует месть», автор считает ошибочным, поэтому «отказываться от убийства змеи, основываясь на таких суждениях, так же ошибочно».

Итак, «если человеку вредит какой-то джинн и можно найти мирное решение избавления от него путем чтения молитв и прочих средств, то агрессия в данном случае явно неоправдана. Но если же вред со стороны джинна продолжается, несмотря на все принятые меры, то необходимо обратиться к специалистам в данном вопросе для более серьезных путей решения проблемы». Кто является такими специалистами, автор не уточняет.

ДРУЗЬЯ ПРОРОКА

«Видевшие Пророка (САВ) при жизни, поверившие в него, удостоившиеся чести услышать его хоть один раз и умершие праведными мусульманами считаются „сахабами“ (друзьями). Джинны, также видевшие Пророка (САВ) при жизни, слышавшие его и умершие верующими, так же могут считаться сахабами, и в этом нет отличия у них от людей». Определив таким образом, что джинны были друзьями пророка Мухаммада, автор указывает, что пророк ислама как-то написал им письмо и однажды ночью устроил для них даже специальную встречу. Автор подчеркивает, что «Пророк (САВ) является посланником как для людей, так и для джиннов», хотя до его прихода у них были свои собственные пророки «из числа самих же джиннов».

Впрочем, джинны имели отношения и с другими пророками. Так, «джинны, находясь в подчинении пророка Сулеймана (А.С.), выполняли всевозможные работы, в том числе участвовали в строительстве мечети Аль-Акса» в Иерусалиме, которая считается третьей по значимости святыней в исламе.

Богослов считает, что «джинны порой, являясь по природе своей менее интеллектуально развитыми, нежели человек, служили человеку, будучи обманутыми им, а иногда, оказавшись в полном подчинении людей, трудились на них словно рабы». Существуют даже специальные знания «азаим», призванные помочь человеку подчинить себе джиннов. «Эти знания являются реальными и дозволенными. И отрицание их действия можно расценивать как отрицание силы Всевышнего Создателя». Правда, подобного рода знания могут попасть и не в те руки. «Некоторые люди используют джиннов для наведения порчи, для того чтобы вызвать болезни, смерть, испортить отношения меж людьми, и в прочих делах, запрещенных нам Всевышним Аллахом. Этим занимаются люди с темной душой и сердцем, переполненным неверием».

СЕКС С ДЖИННАМИ 

Отметив, что «джинны имеют также необходимость в заключении брака и продолжении рода», автор задается вопросом о том, могут ли люди вступать с ними в интимные отношения и заключать с ними брачные союзы.

Отвечая на него, хазрат отыскивает различные аргументы в пользу того, что «возможна близость меж полами не только людей с людьми и джиннами с себе подобными, а между людьми и джиннами», в частности, «возможно участие шайтанов с людьми в половых связях и рождение детей». При этом «такая связь вполне реальна и на практике легко осуществима».

Автор указывает, что среди мусульманских богословов были и те, «кто считает, что отношения с джинами являются невозможными». Однако первую точку зрения он находит более обоснованной, оговаривая при этом, что «в рамках канонов Ислама бракосочетание между джинном и человеком относится к разряду запрещенных действий».

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

С помощью джиннов наш продвинутый богослов объясняет и ряд паранормальных явлений. В частности, предсказания различных провидцев. В древности джинны пробирались на небеса и «подслушивали некоторые новости, сообщаемые друг другу ангелами». Затем джинны к услышанной правде прибавляют много разной лжи и передают ее потом предсказателям. Предсказатели и разного рода шаманы всегда были и есть они сейчас. Как указывают средневековые авторы, в целях противодействия данной практике джинны «изгонялись с небес огнем», причем в какой-то момент «это приняло настолько распространенный характер, что люди могли наблюдать невооруженным глазом огненные следы на небе и думали, что скоро наступит конец света». С приходом ислама джиннов изгнали с небес окончательно, популярность предсказателей резко пошла на спад.

В аналогичном ключе объясняет автор и сеансы спиритизма. «Посредниками в этом процессе, — пишет он, — выступают джинны, умеющие принимать различные облики и образы». Другими словами, джинн, сопровождавший в течение жизни умершего человека и знающий о нем практически все, в подобных спиритических сеансах создает иллюзию контакта с его душой.

«Одним из видов обмана джиннами людей можем считать и существование реинкарнаций, — продолжает хазрат, — то есть переселение души умершего человека в иные тела, причем неоднократно». «Подобный обман также связан с джиннами, — пишет он далее. — Как мы знаем, обладая определенным количеством знаний, они могут являться к нам в облике тех или иных умерших людей, проявляя внешнюю схожесть и подражая их голосу. Поначалу они могут даже наставлять людей, но всего лишь для того, чтобы заставить человека поверить в реальность происходящего. Конечная цель джиннов — сбить человека с пути истины». И завершает: «„Доказательства“ возможности реинкарнации рождаются именно таким путем. Зная человека, жившего раньше, джинны ведают о его поступках и некоторых привычках, а затем рассказывают людям о них, выдавая желаемое за действительное. Он может поведать о том, что он видел сто лет назад, о том, что было еще раньше, и так вплоть до самого детства джинна. Таким образом, человек слушающий джинна, начинает думать, что душа жившего сколько-то там лет назад человека обрела новое тело». 

СОБСТВЕННОЕ НЕВЕЖЕСТВО И ПЛАНКА ДЖАДИДОВ

Затрагиваются в работе богослова-хазрата и многие другие вопросы, которые призваны помочь нам разобраться в окружающем мире и существующей социальной действительности. В частности, читатель сможет узнать, что предводитель джиннов «Шайтан и его помощники, вселяя наваждение, становятся причиной для того, чтоб одни люди другим грубили, хамили, а те, в свою очередь, отвечали им той же монетой».

Как известно, каждый видит в мире только то, что может увидеть, каждый понимает религию на уровне своего умственного развития. Однако важно помнить, считает хазрат, что отрицать существование джиннов есть «признак собственного невежества и неверия человека».

Джинны — лишь один из вопросов, в котором раскрываются особенности мировосприятия так называемых консерваторов ислама, коих теперь вроде как и будет готовить Болгарская исламская академия. Ее выпускники в таком случае станут не только образованной элитой российского ислама, но и олицетворением интеллектуальных достижений Татарстана, а значит, и всех нас... Безусловно, пока еще ничего не предопределено, несмотря на кадровые назначения в академии и принятие неких стандартов образования. Пока еще процесс не запущен, поэтому есть время переосмыслить идеологию и практику БИА, от которой страна ждет действительно интеллектуальных и гуманитарных прорывов, достойных «исламского МГУ», чьи выпускники смогут дать адекватный богословский ответ на сложнейшие вызовы времени (как это, кстати, в истории нашего Отечества уже было однажды — с татарским джадидизмом начала XX века). 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции