ПОД РЫНОК ПЕРЕВОЗОК ПОДЛОЖЕНА БОМБА – ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО ВПЕРВЫЕ ЗА МНОГИЕ ГОДЫ СТАЛО СТОИТЬ ДОРОЖЕ БЕНЗИНА

Один из казанских перевозчиков - индивидуальный предприниматель Евгений Герасимов - на днях обратился в республиканский УФАС с жалобой на чрезмерно высокие цены на солярку. Перевозчик, имеющий в своем автопарке девять автобусов, не стал указывать в заявлении, кто по его мнению виноват в повышении, но отметил - ситуация на рынке для предпринимателей складывается критическая. Такого же мнения придерживаются и другие транспортники: цены на дизельное топливо в январе выросли почти на 40 процентов и практически достигли уровня стоимости бензина АИ-95. В ситуации разбирались корреспонденты газеты «БИЗНЕС Online».

СЕГОДНЯШНИЕ ЦЕНЫ – ЭТО АБСУРД!

Как стало известно БИЗНЕС Online, один из казанских перевозчиков - индивидуальный предприниматель Евгений Герасимов  (владеет 9 автобусами) – 31 января обратился в республиканский УФАС с жалобой на чрезмерно высокие цены на солярку.

«Я не знаю, как строить бизнес, мы просто доживаем! - признался Герасимов в разговоре с «БИЗНЕС Online». - Идет к тому, что скоро не будет денег на ремонт автобусов, ведь с нового года пришли новые цены на запчасти. Вы представляете, какие тогда могут быть проблемы…».

Сейчас УФАС по РТ должен в течение 30 дней принять решение о возбуждении – или не возбуждении – дела по сговору поставщиков топлива на рынке. Впрочем, сам предприниматель отметил – вряд ли антимонопольщики сумеют снизить разнуздавшиеся цены. Но что-то же делать надо…

По сообщению информационного агентства портала AU-92 – официального партнера Топливного союза России – причина резкого скачка цен объясняется повышенной сезонной востребованностью топлива в Европе, с чем связывается и дефицит зимнего топлива на внутреннем рынке. Другие причины: рост цен на нефть (нефтяные котировки приблизились к $100 за баррель), а также увеличение с 1 января акцизов на нефтепродукты.

Однако эти объяснения вряд ли успокоят автовладельцев. В Казани работает более десятка частных и муниципальных перевозчиков, многие из них, как и Герасимов, из-за удорожания дизельного топлива оказались фактически на грани выживания.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» директор ООО «ПАТП-7» Владимир Капитонов, его предприятие сегодня несет колоссальные убытки:

– Ситуация архисложная. Непонятно, кто, из каких соображений принял такое решение? Мы солярку, бензин отправляем за границу по ценам дешевле, чем продаем на внутреннем рынке. Это же абсурд! Получатся, что выжимаем из своего населения. Что мы имеем на сегодняшний день: транспортный налог не отменили, а акцизы подняли. У нас цены на топливо стали дороже, чем в Америке! Вот представьте, недавно стоимость солярки была 17 рублей, сейчас нижний предел – 26,50, а что будет дальше? Мы добываем нефть, мы ее перерабатываем, а продаем на внешний рынок по бросовой цене. Это же цепная реакция получится – вырастут цены на все, на что могут вырасти. В таких условиях, чтобы нам остаться на плаву, стоимость проездного билета на городском транспорте должна составлять порядка 30 рублей. Но мы же понимаем, что дальше задирать цены невозможно. Работаем, пока есть чем машины заправлять. Дальше – будем бастовать. Есть еще один выход – отказаться от перевозки льготников, за которых нам компенсируют лишь половину реальной стоимости проезда.  

СПЕКУЛЯЦИЯ ИЛИ ТЕНДЕНЦИЯ?

Ситуация с соляркой может стать той бомбой, которая фактически взорвет рынок как пассажирских, так и грузовых перевозок. На днях в комитете по транспорту и связи исполкома Казани собрались руководители крупных компаний-перевозчиков. Председатель комитета Айдар Абдулхаков рассказал «БИЗНЕС Online», о чем шла речь:

–Перевозчики подняли тему повышения цен на дизельное топливо, сильное повышение. Этот вопрос звучал очень серьезно. Перевозчики говорят о двух моментах. Из-за резкого скачка цен они терпят большие убытки, так как ГСМ в структуре затрат предприятий составляет треть. До 1 октября дизтопливо они покупали за 14,5 рублей за литр, а сейчас – за 26 рублей. Стоимость топлива сегодня выше стоимости 95-го бензина, такого никогда не было. Второй момент: конечно, они по-прежнему ставят вопрос о повышении тарифов соответственно стоимости дизельного топлива. Что касается тарифов на перевозки – сегодняшние цены оговорены постановлением госкомитета по тарифам, исполком их не устанавливает. Я думаю, такая же ситуация на рынке грузовых перевозок, чьи услуги тарифами не регулируются, полагаю, что они уже подняли свои цены. Мы с перевозчиками говорили о том, что необходимо сначала разобраться: с чем связано повышение – это спекуляция или тенденция, у которой нет обратного хода…

В результате было принято решение: обратиться в ФАС с просьбой принять меры воздействия на монополистов, которые повышают цены – почти вдвое за два месяца.

МЫ ПОСТАВЛЕНЫ ПЕРЕД ФАКТОМ

Компании, работающие на розничном рынке продажи топлива, к которым мы обратились, не стали комментировать цены на дизель, объяснив это тем, что сами стали заложниками ситуации. Однако председатель ассоциации предприятий нефтепродуктового обеспечения Николай Горюнов сообщил «БИЗНЕС Online» следующее:

– Мы поставлены сейчас перед фактом, и прогнозировать здесь что-то трудно. Определенно в ценовом всплеске замешаны нефтяные компании. Вот Путин встречался с аграриями, в том году им предлагали в посевную солярку по 12,70, сейчас уже по 29! Дизельное топливо очень дорогое, но мы вынуждены покупать то, что есть, ведь сейчас на рынке ощущается дефицит топлива. Почему? Отвечу примером: в конце декабря ТАИФ выставил на торги 300 тонн дизеля по 30100 рублей, кто купил его – неизвестно, но явно топливо было вывезено за пределы республики. Это тема монополизации. Фермеры Путину поплакались, думали, что он призовет к порядку, но антимонопольная служба до сих пор молчит. Сегодняшняя розничная цена – она промежуточная. Она еще поднимется выше 95-го бензина.

Отметим, дизтопливо занимает третье место в общем объеме экспорта России  после нефти и газа. Однако, несмотря на это, цены на солярку по сравнению с прошлым годом выросли почти на 100 процентов. И дальнейший прогноз, судя по мнению наших экспертов, неутешительный.

Елена Фадеева
Сергей Афанасьев

Комментарии

Тимур Шигабутдинов - замгендиректора-директор по коммерции «ТАИФ-НК»:

- Резкое повышение цен коснулось зимнего дизельного топлива. Основным фактором, повлиявшим на рост цен, стало введение новых акцизов на дизельное топливо. Новые акцизы начали действовать как раз с 1 января этого года. Они оказались достаточно существенными, и в повышении цен сыграли основополагающую роль. Во-вторых, повлияла и непосредственно рыночная ситуация. Зимнее дизельное топливо всегда было товаром достаточно дефицитным, а, учитывая хорошее качество самого продукта, выпускаемого и поставляемого компанией «ТАИФ-НК», на рынке оно пользуется большим спросом. И тенденцию к повышению цены можно увидеть на электронных площадках, где мы реализуем практически весь объем своего топлива. Не нужно также забывать, что мировые котировки на топливо в декабре и январе достаточно резко пошли вверх. А как вы знаете, внутренний рынок коррелирует с мировым. Однако в ближайшее время мы все-таки ожидаем стабилизации цен. Потому что резкие скачки цен, как повышение, так и понижение, они неинтересны никому - ни производителям, ни трейдерам, ни потребителям. Поэтому мы надеемся, что в ближайший месяц цены будут «зафиксированы». Но это может сделать только рынок.

Леонид Штейнберг - член правления Ассоциации международных автоперевозчиков России (АСМАП), генеральный директор челнинского ООО "Кама-Тракс":

- Ситуация сложная. Проблема с ростом цен на топливо, безусловно, серьезная. И об этой проблеме все давно знают. К сожалению, мы на нашем республиканском уровне ничего сделать не сможем. Кардинально переломить ситуацию с ростом цен на топливо не в наших силах. Остается единственный выход – чтобы в Москве власти обратили серьезное внимание на эту проблему. А ведь это проблема всех российских частных перевозчиков. Что касается ожидания стабилизации цен, то мне слабо в это верится. Мы вообще всю жизнь ждали и ждем, что цены, наконец, снизятся. Произойдет стабилизация на рынке. Но, к сожалению, стабильность приходит – а цены на топливо, как повышались, так и продолжают повышаться. Между тем, проблема высоких цен на топливо - это не только наша проблема, не только мы, частные перевозчики, от нее страдаем. Ведь каждая дополнительная копейка в стоимости топлива – это дополнительная копейка в цене товара для наших граждан.