САМЫМИ ВЛИЯТЕЛЬНЫМИ ПЕРСОНАМИ В ТАТАРСТАНЕ СТАЛИ АРБИТРАЖНЫЕ УПРАВЛЯЮЩИЕ? 

Сегодня на коллегии минземимущества РТ вновь были озвучены претензии госструктур к арбитражным управляющим. Тема была поднята с подачи начальника управления ФНС по РТ Марата Сафиуллина, который рассказал собравшимся о том, что даже для налоговиков есть очень много неясного в их деятельности. Премьер-министр Ильдар Халиков, согласившись с ним, добавил, что деятельность арбитражников фактически бесконтрольна, но в случае банкротств компаний их работники приходят со своими жалобами и претензиями в органы власти. В качестве свежего примера Халиков привел события на челнинском Заводе ячеистых бетонов.   

Руководитель управления Федеральной налоговой службы по РТ Марат Сафиуллин сегодня выступил на коллегии министерства земельных и имущественных отношений республики. Главный налоговик РТ среди прочих вопросов озвучил проблему, само наличие которой вызвало удивление у премьер-министра Ильдара Халикова. Как рассказал Сафиуллин, на предприятиях, где введена процедура банкротства, зачастую царит финансово непрозрачная обстановка, в частности, даже налоговики не могут получить полноценную информацию о конкурсной массе. Эта информация вызвала удивление премьера, который высказал недоумение тем, что в республике «появились люди, которые считают себя вне правового поля». 

Позже, завершая своим выступлением коллегию, премьер посвятил деятельности арбитражных управляющим немало времени.    

«Не хочется употреблять термин «банкротство» или «конкурсное производство» – это крайний случай, - сказал  Ильдар Халиков. – Это крайний случай, не нужный ни акционеру, ни государству. И здесь внутренние стандарты, требования, предъявляемые к арбитражным управляющим, сегодня размыты. Мы упускаем контроль на многих этапах, а потом пожинаем плоды. Арбитражные управляющие вдруг объявляют, что они вне государства, что у них собственное нормотворческая база. А потом рабочие приходят к нам. Как, например, в случае с Заводом ячеистых бетонов (напомним, о ситуации на ЗЯБ, где около 500 человек фактически выброшены на улицу, подробно рассказывала  газета БИЗНЕС Online). И в 100% случаев, когда мы выпускаем из рук ситуацию, ссылаясь на то, что на предприятии есть арбитражный управляющий и пусть он занимается, люди в итоге приходят в муниципалитеты, к государству. А не к арбитражным управляющим». 

Премьер обратился к руководству УФНС и минзема, призвав их обдумать, какими могут быть механизмы контроля за происходящим на проблемных предприятиях, а также призвал подключиться к этой теме прокуратуру. «Это не просто цифры, это важно, сколько на таком предприятии человек, 50, 100 или 500, это семьи, это дети, которых надо кормить, отправлять в школу.

Отметим, что в последнее время первые лица республики неоднократно высказывались на тему деятельности арбитражных управляющих. Так, Минтимер Шаймиев весной 2009 года (будучи еще на посту президента РТ) заявил буквально следующее: «Нас не устраиваем процесс банкротства, несостоятельности. Совершенно на сегодня бесполезный инструмент, к сожалению. Или мы его не так поставили, или мы не готовы к этому по своей культуре правовой и хозяйственной. Нынешние процессы, которые мы наблюдаем на практике - банкротства и несостоятельности – это двойное убийство. Сначала смертельное ранение, а потом, уже когда назначают управляющего, который должен поправлять дела – так вообще крышка гроба закрывается».

В не менее жестких выражениях деятельность «банкротчиков» критиковал в январе этого года и президент Рустам Минниханов. «У нас огромное количество вопросов к арбитражным управляющим и их саморегулируемым организациям, - заявил он на коллегии татарстанского управления Росреестра. -  С этой категорией надо быть внимательным. Это разрушители. Пока ни один арбитражный управляющий ничего положительного не сделал, по крайне мере я этого не знаю. Правоохранительные органы должны держать их под контролем. Надо не просто наблюдать за их работой, а вникать в нее, смотреть, какие у них результаты. 

Однако, несмотря на вал критики, как видим, проблема пока не решается и арбитражные управляющие чувствуют, что руки их развязаны. Выходит, что фактически самые влиятельные люди в Татарстане они – раз власти не могут столь длительное время найти рычагов влияния на них?  

Ринат Билалов