На финишную прямую выходит дело сотрудника КНИТУ-КХТИ и МГУ, организовавшего в Казани незаконное производство ветеринарных лекарств для пчеловодства. Выступая с последним словом, подсудимый признал свою вину и попросил суд рассмотреть дело в особом порядке. Гособвинитель же запросил для ученого 5,5 лет колонии и внушительный штраф. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», в деле нет ни одного пострадавшего, а общий объем выпуска продукции составил лишь 2,2 млн рублей.
КАК ВЕТЕРИНАРНЫЕ СРЕДСТВА ПРИВЕЛИ ПРОФЕССОРА КХТИ НА СКАМЬЮ ПОДСУДИМЫХ
Накануне в Советском районном суде Казани завершились второе судебное заседание по резонансному и уникальному уголовному делу в отношении преподавателя кафедры органической химии КНИТУ-КХТИ и, как оказалось в ходе расследования, неудачливого фармацевта Фирудина Гусейнова. Суд выслушал прения сторон, последнее слово подсудимого и объявил перерыв, после которого и будет оглашено решение.
История профессора с 30-летним преподавательским стажем, автора более 160 научных работ, чуть напоминает легендарный американский сериал на телеканале HBO «Во все тяжкие». В далеком 1993 году, едва ли не на заре рыночной экономики, тогда еще молодой преподаватель, научный сотрудник Гусейнов открыл в Казани научно-производственное объединение «Элтос». НПО занималось фармацевтикой, а именно производством, хранением и реализацией фармацевтических препаратов и медикаментов. Главной задачей компании является синтез и разработка технологии новых лекарственных препаратов, в том числе природного происхождения, применяемых в медицине и ветеринарии.
Дела предприятия шли сравнительно гладко: рынок отечественной фармацевтики после распада Советского Союза едва подавал признаки жизни, а в современной России еще не сформировался. Продукция Гусейнова пользовалась спросом. Однако беда пришла в 2015 году, когда из государственного реестра лекарственных средств были исключены сразу несколько препаратов, производством которых занимался Гусейнов. Преподаватель об этом якобы знал, но производство и реализацию не приостановил.
По версии следствия, в январе 2015 года доктор химических наук, не имея соответствующей лицензии и разрешение санитарно-эпидемиологической службы, начал производство лекарства в офисно-складском помещении НПО «Элтос». За два с небольшим года фирма произвела на свет такие лекарства, как «Бипин», «Нозедин» и «Аскоцина» на сумму 2,2 млн рублей. Производимый «Бипин» — препарат, который используется в пчеловодстве в качестве эффективного лекарственного средства, — не зарегистрирован и не включен в государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения, а потому возникли поводы для начала следственных действий.
Информацию об организации незаконного производства лекарств сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Татарстану получили в марте 2017 года. Позже полиция задержала мужчину. Гусейнов сразу же признал свою вину. Тогда в отношении него судом была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
ГОСОБВИНИТЕЛЬ ЗАПРОСИЛ ПЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ ЛЕТ КОЛОНИИ И 1,2 МЛН РУБЛЕЙ ШТРАФА
Назначенное на 10:30 заседание началось без задержек. Как и на предыдущем заседании, Гусейнов в ожидании процесса скромно расположился на скамейке возле кабинета федерального судьи Сергея Аптулина. Представить в прилично одетом мужчине в классическом костюме синего цвета и идеально вычищенных ботинках фигуранта уголовного дела было довольно сложно.
Суд начался с установления личности обвиняемого. Уроженец Азербайджана Фирудин Гусейнов женат, у него двое совершеннолетних детей. С 1998 года он по совмещению еще и профессор кафедры общей химии в МГУ (Московском государственном университете им. Ломоносова).
На последнем же заседании судья сразу же перешел к прениям сторон. Так, гособвинитель Рустем Нигметзянов напомнил суду, что уголовное дело было возбуждено по двум статьям и в конечном итоге обвинение преподавателю было предъявлено по признакам преступлений по ч. 2 ст. 235.1 («Незаконное производство лекарственных средств и медицинских изделий»), ч. 1 ст. 238.1 («Обращение фальсифицированных недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок»).
Прокурор Нигметзянов путем частичного сложения попросил суд назначить фигуранту уголовного дела реальное наказание в виде 5,6 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима, штрафа в размере 1,2 млн рублей и лишения права занимать руководящую должность на протяжении двух лет. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о слишком суровом наказании для подсудимого прокурор пояснил, что в случае Гусейнова невозможно применить ст. 73 УК РФ (условное осуждение), поскольку, если суммировать наказание, срок получается свыше пяти лет лишения свободы.
«Я ВСЕ ЭТО ДЕЛАЛ НЕУМЫШЛЕННО, ТАК СЛУЧАЙНО ПОЛУЧИЛОСЬ»
Защита Гусейного с тезисом прокуратуры не согласилась и посчитала требуемое обвинителем наказние излишне суровым.
«Квалификация его деяний не оспаривается. Человек понимает последствия», — отметил в своем выступлении адвокат.
По словам представителя защиты Гусейнова, потерпевших по данному делу нет как таковых. Также суду стоит учитывать, что преподаватель КНИТУ-КХТИ и МГУ активно сотрудничал со следствием, не отказывался от дачи показаний, а давал подробные ответы.
«Без его помощи следствие не пришло бы к таким выводам. Гусейнов не имел намерения принести кому-либо ущерб. С изменением законодательства произошла достаточно трагическая ошибка, которая привела к указанным последствиям. Все это дает основания просить суд назначить наказания минимально допустимые», — резюмировал адвокат.
Затем судья Аптулин предоставил подсудимому последнее слово. Гусейнов выступил с убедительным монологом.
«Незнание законов не освобождает от ответственности, — с этих слов начал свою речь профессор. — Я полностью признаю свою вину. Я знаю, что незнание закона не освобождает от ответственности. Просто хотел добавить, что у меня имеются документы. Работая в вузе более 35 лет, я фирму организовал примерно 30 лет назад. У нас имелись все необходимые документации. Мы занимались разработкой лекарственных препаратов медицинского и ветеринарного назначения. Медицинские препараты всегда требовали лицензии, и они у нас были. А на ветеринарные препараты требовалось только разрешение министерства ветеринарной промышленности России (вероятно, речь о департаменте ветеринарии минсельхоза РФ — прим. ред.). У нас имеются документы на все препараты и везде написано, что срок действий постоянный без срока ограничения».
По словам Гусейнова, компания НПО «Элтос» является первооткрывателем лекарственных аппаратов. «У нас имеется патент и субстанции», — утверждал мужчина.
Преподаватель-фармацевт утверждает, что руководил собственным производством дистанционно: он бо́льшую часть времени проводил в Москве. В Казани же у него был наемный директор, который скончался несколько лет назад. Тогда бразды правления в собственной фирме и взял на себя ее учредитель.
«Я стал директором в 2014 году и, откровенно говоря, не знал, что законы изменились. А новый закон вышел в 2015 году, и я об этом не знал, — продолжал рассказывать свою историю профессор. — Я просто знал, что это нарушение и административная ответственность. Насчет уголовной ответственности я не знал до прихода сотрудников МВД. Если бы я знал, что это уголовно наказуемо, я бы не занимался производством. Прошу учесть это обстоятельство. Я считаю себя виновным, — закончил свою речь фигурант уголовного дела, а затем добавил. — Но все это делал неумышленно, так случайно получилось».
От комментариев подсудимый отказался. Оглашение приговора состоится 28 сентября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 86
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.