Эльмира Зарипова

«В БЛИЖАЙШИЕ 20 ЛЕТ РЫНОК ТРУДА ПРЕТЕРПИТ СЕРЬЕЗНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ»

– Эльмира Амировна, Татарстан по уровню занятости населения на хороших позициях. Но сегодня говорят о том, что со временем большое количество рабочих мест может уйти в небытие. Вы согласны с этим мнением? Какие навыки и компетенции будут востребованы в будущем, по вашему мнению? На какие профессии и какие программы подготовки стоит обратить внимание сегодня, чтобы быть востребованным?

– Мы понимаем, что в ближайшие 20 лет рынок труда претерпит серьезные изменения. Эти процессы неминуемы, жизнь ускоряется, меняется технологический уклад. В конкуренцию на рынке труда включаются различные системы автоматизации производства. Сегодняшние профессии, будь то медицина, архитектура, дизайн, инженерия, идут в ногу с  IT-технологиями. Будущее за беспилотными авто, 3D-печатью, нанотехнологиями, робототехникой, генной инженерией, источниками возобновляемой энергии, системами управления климатом, логистикой, химией и, несомненно, космосом. Этих перемен не нужно бояться. Просто важно каждому найти для себя ту нишу, которая позволит в будущем в полной мере реализовать себя.

В ближайшей же перспективе на рынке труда мы будем наблюдать спрос на водителей городского транспорта, машинистов, слесарей, наладчиков по различным специализациям, а также кондитеров, электрогазосварщиков и так далее. Среди квалифицированных рабочих со средним профессиональным образованием будут востребованы аппаратчики, наладчики оборудования, операторы (по отраслям), электромонтеры, лаборанты, мастера различных специализаций. Среди сотрудников со средним профессиональным образованием будут востребованы специалисты по акушерскому и сестринскому делу, по организации обслуживания в общественном питании, по технологии производств, по строительству и эксплуатации зданий и сооружений и др. Спрос на специалистов с высшим образованием будет по таким направлениям, как информационные системы и технологии, медицина, машиностроение, педагогика, программная инженерия, строительство, экономика и так далее.

– Сможем ли мы говорить, что каждый выпускник с дипломом государственного образца найдет для себя работу?

– Да, и на сегодняшний день в республике уже работает такая система. Она позволяет координировать систему профессионального образования с заявленным кадровым спросом. Принципиально важным в этом вопросе было принятие регламента в марте 2014 года. В соответствии с ним отраслевые министерства ежегодно анализируют обеспеченность кадрами и перспективы развития по своей отрасли и предлагают перечень профессий (специальностей), которые будут востребованы в отрасли на семилетнюю перспективу. Он утверждается в правительстве республики, он же ложится в основу формирования государственного заказа Республики Татарстан. Вторым базовым документом для определения объемов и направлений подготовки кадров за счет бюджета республики является прогноз потребности в подготовке по образовательным программам. Если «Перечень востребованных профессий» определяет номенклатуру требуемых экономике республики профессий и специальностей, то «Прогноз потребности» определяет, сколько кадров на предстоящие 7 лет нужно экономике в разрезе профессий, специальностей. Это работающая система. Мы уже наблюдаем ее результаты. За три года существенно увеличилась доля выпускников на базе и СПО, и на базе высшего образования, которые трудоустроились в первый год после обучения. На 1 сентября 2017 года доля выпускников образовательных организаций в составе безработных составила 1,7 процента.

МНОГИЕ РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ РАБОЧУЮ ПРОФЕССИЮ

– Вы можете уже сегодня сказать, какие специалисты будут нужны республике в 2024-м?

– Исходя из сформированного прогноза, общая потребность на 7 последующих лет составляет 154,8 тысячи человек. Из них 24 процента относится к потребностям квалифицированных рабочих в системе среднего профессионального образования; 40 процентов – в  подготовке специалистов среднего звена в системе среднего профессионального образования; 36 процентов – на специальности на базе высшего образования (это в том числе и инженеры). И эта информация есть в открытом доступе. В перечень востребованных профессий и специальностей, соответствующих приоритетным направлениям развития экономики Республики Татарстан на 2018 - 2024 годы, вошли 608 профессий и специальностей. Рекомендую ребятам, перед которыми стоит выбор профессионального пути, и их родителям внимательно изучить данные материалы.

Что важно, при его формировании учитывались и потребности важных производственных площадок, которые сегодня создаются или уже развиваются в Татарстане. Так, в камском инновационном территориально-производственном кластере к 2020 году должны быть созданы более 30 тысяч рабочих мест, на территории опережающего социально-экономического развития в городе Набережные Челны – 10 тысяч, в различных проектах ОЭЗ «Алабуга» – 16 тысяч, в новом городе Иннополис – 13 тысяч.

– И все же можем ли мы говорить, что рабочие профессии приглянулись молодежи?

– Многие ребята выбирают рабочую профессию. К примеру, в Елабуге за последние два года мы наблюдаем увеличение доли старшеклассников, планирующих получить среднее профессиональное образование по рабочим профессиям почти на 20 процентов. И все же наша главная задача как органа власти – дать информацию о прогнозе потребности экономики, мире существующих профессий, перспективах трудоустройства. А право выбора и уровня образования и своей будущей профессии – за человеком.. Мы, вовлекая в систему профессиональной ориентации молодое поколение, активно работаем по всем направлениям: центры занятости, школы, предприятия, отраслевые министерства, муниципальные, молодежные организации, СМИ. Работают специально разработанные профориентационные экскурсионные маршруты, в которых ребята знакомятся с работой различных предприятий, основами тех или иных профессий. Кроме того, в этом году мы вовлекли в систему профориентации воспитанников социальных приютов. На каждого несовершеннолетнего старше 14 лет сформированы портфолио с результатами профориентационного тестирования, профессиограммами. Мы запустили и новую услугу «Введение в профессию» для всех желающих. Школьники на собственном опыте могут узнать о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное – самостоятельно соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный опыт поможет ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.

Материал размещен при содействии министерства труда, занятости и социальной защиты РТ