Требования «закона Яровой» затронут российские структуры зарубежных операторов — это может грозить им уходом с отечественного рынка, пишет «Коммерсантъ"со ссылкой на отчет Института исследований интернета.

«Иностранные компании, имеющие в России лицензию оператора по предоставлению услуг связи от фиксированной до голосовой, могут попадать под требования „пакета Яровой“ и, как следствие, нести риски, связанные с нарушением норм иностранного права», — рассказал главный аналитик российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.

Речь идет о предполагаемом нарушении регламента ЕС «О защите физических лиц при обработке персональных данных и свободном обращении таких данных» (GDPR), который вступит в силу в мае 2018 года. Регламент устанавливает избирательное хранение данных пользователей для обеспечения национальной безопасности при условии их согласия на обработку персональных данных.

Кроме того, сложности могут возникнуть и у зарубежных интернет-сервисов, которые зарегистрированы в РФ как организаторы распространения информации — к такой категории Роскомнадзор относит около 10 компаний, в том числе и мессенджер Telegram, разработчика браузера Opera Software и сервис знакомств Badoo.

Член экспертного совета по цифровой экономике Госдумы РФ Никита Куликов считает, что под действие «закона Яровой» могут попадать сайты иностранных СМИ (BBC, CNN и т. п.) или торговые онлайн-площадки, которые проводят регистрацию пользователей, в том числе и площадки Alibaba Group. Им придется либо соблюдать российские законы, либо уйти с рынка, констатирует он.

Необходимость исполнения требований «закона Яровой» может привести не только к сокращению присутствия иностранных компаний на российском рынке телеком-услуг, но и к полному их уходу, отмечается в отчете ИИИ. Одна из крупнейших таких компаний Orange работает в 220 странах и имеет в России подразделение и лицензии на оказание услуг по передаче данных и голосовой связи.

«Закон Яровой» Вступает в силу в июле 2018 года. Сейчас в реестре организаторов распространения информации около 96 ресурсов, попадающих под его действие. В их числе российские интернет-компании, мессенджеры, соцсети, почтовые и поисковые сервисы, которые действуют и в ЕС, а также около 10 иностранных компаний — WeChat, Threema, Telegram, сервис знакомств Badoo, американский видеохостинг Vimeo, Opera Software и несколько файлообменников.