Тимур Нагуманов обнародовал итоги исследования делового климата в РТ с оценкой каждого муниципалитета, первые результаты которого презентовал летом этого года

«ЗДЕСЬ И НАША ВИНА, ПОТОМУ ЧТО МЫ БЫЛИ НАЦЕЛЕНЫ НА НАШИ КРУПНЫЕ ПРОЕКТЫ»

Сегодня в казанском развлекательном комплексе «Пирамида» в ходе шестого расширенного заседания совета по предпринимательству при президенте РТ с личным участием Рустама Минниханова и более чем 200 предпринимателями республики бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов обнародовал итоги исследования делового климата в РТ с оценкой каждого муниципалитета, первые результаты которого презентовал летом этого года.

«По большому счету мы спросили бизнес о том, как у него дела», — обрисовал методику Нагуманов, уточнив, что через опросы шел поиск проблемных точек, оценок предпринимателями отношений с властями, уровня тарифов, ожиданий. Исследование было проведено аппаратом уполномоченного совместно с «АК БАРС» Банком и российским исследовательским агентством маркетинговых и социологических исследований Magram. Эта же компания составляет индекс экспортеров из сектора малого и среднего бизнеса Russian Small Business Export (RSBI) для «Опоры России» (исследование спонсирует Промсвязьбанк). Именно методика RSBI легла в основу исследования по Татарстану. 

С мая по август 2017 года в опросе приняли участие 4,8 тыс. представителей бизнеса — по 100 предпринимателей из каждого района, по 250 предпринимателей из Казани и Набережных Челнов, проведены телефонный и интернет-опрос по анкете из 40 вопросов. Результаты были розданы в виде маленькой брошюрки на 6 страниц, включая обложку. Там перечислены вопросы, с учетом ответов на которые рассчитывался индекс. «Деловую активность» считали, основываясь на четырех вопросах — как изменилась выручка, увеличился ли штат, было ли расширение бизнеса за счет собственной прибыли и как предприниматель оценивает доступ к финансированию. «Бизнес-климат» рассчитывался исходя из ответа, по сути, на один вопрос: «Как изменились условия для ведения вашего бизнеса в текущем квартале?» Все эти вопросы задавались также и про будущее — увеличится ли прибыль, улучшатся ли условия и т. д. Заметим, что в своем докладе Нагуманов приводил ответы и на те вопросы, которые в расчете индекса, судя по брошюре, не учитывались. Полная версия исследования от общественности засекречена — предоставить ее «БИЗНЕС Online» представители бизнес-омбудсмена отказались. 

В итоге в зеленую зону рейтинга попали районы с растущей деловой активностью, положительными ожиданиями и климатом. В белой зоне оказались муниципалитеты с нейтральной оценкой (активность постоянная, климат и ожидания нейтральны), в красной зоне — районы с падающей активностью. 

Нажмите, чтобы увеличить

«Цель рейтинга не в том, чтобы выявить плохих и хороших, — подслащивал пилюлю Нагуманов. — Мы призываем все муниципалитеты не обижаться на наши результаты, а найти вместе с нами возможности и наметить некий план действий». Например, только у двух районов деловая активность и климат оказались в зеленой зоне — это Елабужский и Тюлячинский районы. В зеленой зоне рейтинга деловой активности 13 районов РТ. 1-е место — у Высокой Горы, 2-е — у Тюлячей, Набережные Челны расположились на 12-м месте. Если Атнинский, Лаишевский, Бавлинский и Алькеевский районы по деловой активности в зеленой зоне, то в графе «Деловой климат» они «покраснели». В нейтральной зоне — 18 районов, в том числе Казань (23-е место, но «деловой климат» в столице РТ находится в красной зоне), Сабинский район (15-я строчка), Альметьевский (22-е место). «Статистика построена на мнении тех, кого спросили, — оценил результаты рейтинга по просьбе „БИЗНЕС Online“ глава Сабинского района Раис Минниханов. — Теперь будем знать, на каких точках у нас отрицательные показатели, и думать вместе с бизнесом, как сделать лучше».

Рустам Минниханов не стал ругать или хвалить кого-то конкретно, а ограничился общими замечаниями. Он напомнил, что 25% ВРП республики уже формируют субъекты МСБ. «Доля не малая и не большая, — заметил президент РТ. — В развитии малого и среднего бизнеса надо задействовать наши муниципалитеты. К сожалению, эта работа не везде поставлена должным образом. Здесь, я считаю, и наша вина, потому что мы, руководство республики, правительство, были нацелены на наши крупные проекты — особые зоны, индустриальные парки, технопарки, а, конечно же, этот муниципальный уровень до определенного времени существовал сам по себе. Малый и средний бизнес сам по себе развиваться не будет. Не секрет, что многие начинания завершаются неудачей, но сегодня в крупных компаниях, когда привлекают тех или иных менеджеров, выбирают тех, кто прошел путь неудачи и смог подняться. Вопрос не в том, что ты упал, а в том, сможешь ли ты подняться».

Нажмите, чтобы увеличить

АЙДАР МЕТШИН: «МЕСТО, КОТОРОЕ МЫ СЕГОДНЯ ЗАНИМАЕМ, НЕ НАШЕ. СОВСЕМ СКОРО МЫ БУДЕМ В ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЕ»

В зоне аутсайдеров — 14 районов. Начинает список Пестречинский (32-е место), а завершает Зеленодольский (45-я строчка), где только 7% опрошенных уверены в том, что условия бизнеса улучшатся. Больше всего уверенных в завтрашнем дне в Елабужском районе (49%), а в среднем по РТ этот показатель составляет 27%.

«Посмотрим, мы же только получили эти материалы, — отреагировал на итоги рейтинга глава Зеленодольского района Александр Тыгин в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Есть где-то упущения наши, есть нюансы федерального законодательства, есть кадровые вопросы, вопросы доступности кредитов. Вы же видели, что в разделе административного давления мы не упоминались. Наш бизнес в первую очередь сталкивается с недостаточностью дешевых финансовых ресурсов. И потом мы классический моногород, мы работаем на военную промышленность, средняя зарплата не очень высокая».

Тыгин сообщил, что сейчас город борется за статус территории опережающего развития. «Он (статусприм. ред.) даст шикарные налоговые преференции», — сказал глава Зеленодольского района, напомнив, что в Казани доля МСБ в ВТП — за 40%, а в Зеленодольском районе — чуть больше 20%, и попросил учитывать близость столицы Татарстана (ежедневно в Казань из района едут 20 тыс. человек). «Спросите у человека, который каждый день садится в машину и едет в Казань, нравится ли ему это, — рассуждает Тыгин. — Просто в Казани ему платят 50 тысяч рублей, а в Зеленодольске — 25 тысяч. Вот как оценить это? Любой вопрос — это субъективность, есть и эмоциональная составляющая. Мы поработаем, сделаем так, чтобы нашим предпринимателям было так же хорошо, как и казанским».

Александр Тыгин Александр Тыгин: «Мы классический моногород, мы работаем на военную промышленность, средняя зарплата не очень высокая»

Негативную оценку также получили Нижнекамский (40-е место) и Менделеевский (35-е) районы, но климат у них нейтрален. «Есть отклонения, — оценил рейтинг глава Нижнекамского района Айдар Метшин. — То место, которое мы сегодня занимаем, не наше. Совсем скоро мы будем в зеленой зоне».

Глава Альметьевского района Айрат Хайруллин сообщил, что в районе с особым вниманием отнеслись к результатам исследования. «Анализ показал, что большую часть респондентов составили микропредприятия, которые фактически не имеют в штате юристов и бухгалтеров и со всеми органами власти взаимодействуют самостоятельно», — сказал Хайруллин. Учитывая большую долю штрафов со стороны административно-технической инспекции, в районе уже пошли на смягчение, заменив штраф на предупреждения со сроками устранения. Так, сумма наложенных штрафов уже снизилась на 30% по сравнению с прошлым годом.

Сами предприниматели видят проблемы в конкуренции. «Всех стричь под одну гребенку, я считаю, нельзя, но проблемы в основном в честной конкуренции, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Даниль Вильданов, гендиректор НПП „Эконом“. — Не всегда смотрят на качество продукта, большую роль играет ценовая политика, особенно при выполнении госзаказов. Административный барьер здесь не играет большой роли, решения принимают, как ни странно, генподрядчики, субподрядчики. Они с учетом рыночной тенденции, нестабильности экономических моментов стараются на свой карман работать больше». Тимур Михайлов, директор ООО «Казэнергоаудит», склонен доверять представленному рейтингу. «Я привык верить статистике, но объективные и необъективные факторы всегда присутствуют, — заметил предприниматель. — Я думаю, раз совет по предпринимательству занимается продвижением сферы предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, то здесь не было бы смысла подтасовывать результаты». 

Айрат Хайруллин Айрат Хайруллин: «Анализ показал, что большую часть респондентов составили микропредприятия, которые фактически не имеют в штате юристов и бухгалтеров и фактически со всеми органами власти взаимодействуют самостоятельно»

«НЕ МОЖЕТ НЕ ВЫЗЫВАТЬ ТРЕВОГУ АКТИВНОСТЬ ПРОВЕРЯЮЩИХ»

Негативно оценили условия ведения бизнеса по Татарстану, по словам Нагуманова, 42% респондентов, но больше всего таковых в Лениногорском (68%), Аксубаевском (66%) и Мамадышском районах (62%). На административные барьеры пожаловались 29% предпринимателей РТ, больше всего таковых в Набережных Челнах (37%), Казани (33%), Нижнекамском районе (32%). «Крупные города все же надо сравнивать с крупными городами, потому что в крупном городе административных барьеров всегда больше», — считает бизнес-омбудсмен.

Меньше всего напряженность с административными барьерами в Дрожжановском районе (9%), где главой долгое время, заметим, был сам Нагуманов. Всего в «жалобном» списке 17 примеров барьеров, но чаще всего бизнес жалуется на нехватку поддержки властями, частые проверки со стороны контролирующих органов, высокие штрафы, избирательное или неравное отношение со стороны чиновников.

За последний год проверкам подверглись 59% опрошенных по РТ, но больше всего таковых в Набережных Челнах (69%), Бугульминском районе (68%), в Сабинском и Тюлячинском районах проверки проводились у 67% опрошенных. Меньше всего проверок было у опрошенных в Балтасинском районе — 34%. «На самом деле очень много контрольных мероприятий проводят у нас не в рамках официальной статистики, и любое взаимодействие с контролирующими органами не по своей воле бизнесмены воспринимают как проверку, — считает бизнес-омбудсмен. — Не может не вызывать тревогу активность проверяющих органов». 62% опрошенных по РТ считают, что штрафы наложены неправомерно, и лишь в Заинске, Сарманово и Тетюшах чаще всего согласны с тем, что их оштрафовали за дело. Больше всего считающих себя незаконно оштрафованными в Верхнеуслонском (83%), Спасском, Высокогорском и Бавлинском (по 80%) районах.

«Малый и средний бизнес волнует примерно одно и тоже, — добавил Нагуманов. — При этом вопросы налогов и вопросы экономической стабильности в стране волнуют один-два процента предпринимателей. Я вижу удивленные лица, но мы привыкли считать, что это главная проблема бизнеса, а бизнес сказал нам нет». Гораздо важнее для среднего бизнеса оказались нехватка кадров, несовершенство законодательства, проблемы с поставщиками и подрядчиками, недостаток финансирования. Малый бизнес жалуется на административное давление, проблему сбыта продукции и так же, как и средний, на недостаток кадров и финансирования. «По большому счету мы не можем оказать влияния на налоги, но на все остальное можем повлиять», — заключил бизнес-омбудсмен РТ.


«КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЭТОМУ РЕЙТИНГУ, СТОИТ ЛИ НА НЕГО ОПИРАТЬСЯ — БОЛЬШОЙ ВОПРОС»

Однако профессиональные социологи оценивают исследование неоднозначно. Так, у генерального директора центра аналитических исследований и разработок (ЦАИР) Алексея Коннова исследование вызвало больше вопросов, чем ответов. «Судя по шестистраничной методичке, я не могу назвать это исследованием. На основании тех вопросов, которые были заданы, — „Легко ли получить кредит?“ и „Как изменилась выручка вашей компании?“ — вряд ли можно вычислить уровень делового климата. Я не думаю, что эти вопросы позволяют „оценить общее самочувствие бизнеса“, определить проблемные точки и понять, как складываются „отношения с муниципальными властями“, как заявлено в этом „исследовании“».

Для Коннова осталось тайной и система расчета индекса деловой активности и делового климата. «Исследователи заявляют, что опираются на индекс RSBI, но можно ли этому верить без описания методики? — сомневается он. — Какие ответы они на что умножали или делили, чтобы получить номер района в рейтинге? Как относиться к этому рейтингу в итоге, стоит ли на него опираться при принятии решений — большой вопрос».

Гендиректор ЦАИР сравнивает представленное на совете по предпринимательству исследование с теми замерами делового климата, которые с 2013 по 2016 год проводило ООО «Маркетинг-сервис Бюро» по заказу министерства экономики РТ. К слову, в исследовании за 2016 год Зеленодольский район занимает высшую позицию и по градусу делового климата опережает даже Казань. «В исследовании ООО „Маркетинг-сервис Бюро“ понятна методика — там изложены ясные и четкие показатели, которые в госкомстат предоставили сами предприниматели, — об обороте и выручке, эти данные приводят к объяснимым выводам в отличие от сегодняшней презентации, — подчеркнул социолог. — Меня лично настораживает, что названия двух исследований очень похожи, но методика и результаты разные». 

Бизнес-омбудсмен по просьбе «БИЗНЕС Online» подробнее прокомментировал представленное исследование. По его словам, всероссийское исследование бизнес-настроений МСБ RSBI было адаптировано под специфику бизнеса в Республике Татарстан. «В части доступности финансирования мы учитываем мнения тех предпринимателей, которые непосредственно вовлечены в проблему (те, кто подавал заявку, и те, кто имеет кредит). Здесь отличие от рейтинга RSBI — он учитывает только тех, кто получил кредит. Кроме того, мы проводили анализ с учетом проблемного поля: административных барьеров, взаимодействия с органами власти. Такой подход позволяет нам проанализировать специфику бизнеса в Татарстане и сделать сравнение с данными по России, которые представлены в индексе RSBI».

Все показатели, по словам Нагуманова, измерялись полугодиями (в брошюре речь идет о кварталах). Наконец, бизнес-омбудсмен признал, что звонили предпринимателям не московские социологи, а его собственные сотрудники кол-центра совета по предпринимательству. «То есть своими силами, без дополнительных затрат», — заметил Нагуманов. «АК БАРС» Банк же профинансировал только разработку методологии (т. е. услуги Magram).