Вчера в Центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга». В Казань привезено более 500 образцов этого уникального вида прикладного искусства XVIII-XXI веков из эрмитажной коллекции и собрания музея фарфорового завода, включающего в себя свыше 30 000 изделий, которое с 2001 года передано в управление Государственному Эрмитажу. После торжественного открытия выставки Михаил Пиотровский ответил на вопросы редакции «Мира искусств».
Открывая выставку, Государственный советник РТ М. Шаймиев подчеркнул, что за 12 лет существования центра Эрмитаж-Казань его посетили свыше миллиона татарстанцев и гостей города
На выставке представлены сервизы, чайные пары, разнообразные вазы, включая знаковые для этого завода, так называемые Большие Императорские вазы, украшенные репродукциями картин великих мастеров, предметы сервировки стола – статуэтки из бисквита и др. Экспозиция состоит из пяти разделов, включающих шедевры, исполненные по заказам дома Романовых, произведения советского времени и работы последних лет.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поблагодарил всех, кто принял участие в подготовке выставки и всех, кто пришел на ее открытие: “Сегодня мы - Эрмитаж, Центр “Эрмитаж Казань” и Императорский фарфоровый завод - представляем божественный материал - фарфор, который объединяет Восток и Запад, создает что-то, что вообще человеку как бы создавать не полагается, что-то выше человеческих возможностей. Поэтому фарфор окружен разными мифами и легендами”.
Международный институт антиквариата был приглашен на цикл мероприятий, включающих официальное открытие выставки и лекции реставраторов Эрмитажа.
После торжественного открытия выставки Михаил Пиотровский ответил на вопросы редакции «Мира искусств»
- Михаил Борисович, в Эрмитаже проходила выставка «Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII- начала XX века». Вошли ли предметы из этой выставки в казанскую?
- Я думаю, вошли некоторые предметы некоторых сервизов, на этой выставке были собраны сервизы со всех музеев России: Главный сервиз Кремля, Главный сервиз Павловска, Главный сервиз Петергофа, такая была концепция. Другой стиль выставки: там накрывались большие столы, представляющие каждый отдельный сервиз. Маленькая часть настоящей выставки – это тоже рассказы, как сервировался стол и разные виды сервизных передач. А там большие столы с особым видом сервировки, там была немножко другая история. Это было не столько про фарфор, сколько про то, как накрывали столы, какие были кладовые, как хранили фарфор в сервизных кладовых - про быт императорского стола.
- Какие знаменитые производства – Севр, Мейсен, Веджвуд, по Вашему мнению, нашли большую интерпретацию в Императорском фарфоровом заводе, или он не похож ни на один, и его продукция чисто российская?
- Оно не чисто российское, оно чисто европейское, точно так же, как Мейсен, Веджвуд, они тоже все разные. Точно так же у Императорского завода свой стиль, если говорить о влияниях, там единственно было небольшое влияние, это датский фарфор. Когда приехала императрица Мария Федоровна (жена Павла I), она с собой привезла и мастеров, которые утвердили новый вкус и стиль. Фирменный стиль Императорского завода - это большие вазы, с воспроизведениями еще и картин. Сейчас большая выставка голландских художников открылась в Голландии в Эрмитаж-центре, при том, что там шесть «ребрандтов», ударные вещи – это громадные вазы, на которых изображены голландские картины из эрмитажной коллекции. Так что Императорский завод – он совершенно особый. Они умели все делать, императорские сервизы – они же бьются, на Императорском заводе их доделывали, восстанавливали посуду, которая билась.
- Какие планы у Эрмитажа на открытие своих центров в России? В каких городах можно ожидать открытие центров, подобных казанскому, в ближайшие годы?
- Во-первых, мы не делим мир на Россию и не Россию. У нас проекты по созданию и развитию новых центров в Барселоне, Омске, Екатеринбурге, на Дальнем Востоке, в Калуге, Шанхае и Москве, по всем ведется работа. Она очень трудная, тяжелая, штучная, это не просто «давайте сделаем». Здесь нужно очень мощное желание и возможность на местах. Исторически первым возник центр Эрмитаж-Казань, где совпали и желание, и наличие денег, и наличие возможностей, и правильная организация, поэтому это получилось. Какие из планируемых центров получатся, какие нет, еще посмотрим. Очень важно, чтобы все понимали, что быстро все это не делается. Можно быстро сделать, но все это закроется на следующий день.
Фирменная продукция завода - Большие Императорские вазы с воспроизведением картин. В Казань привезена ваза с копией картины Каспара Нетшера «Мужской портрет» (1678), в Большом собрании изящных искусств имеется полотно последователя этого художника «Юпитер и Каллисто»
Каспар Нетшер, последователь Юпитер и Каллисто Голландия, XVII в. Холст, масло. 53×39,5 см БСИИ ASG, инв. №04-3447
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.