«ВОТ, НАКОНЕЦ, НАША ПЕРВАЯ ОТКРЫТАЯ ВСТРЕЧА СО СМИ»

Накануне в стенах исполкома всемирного конгресса татар прошло заседание президиума «Милли шура» всемирного конгресса татар, которое провел председатель национального совета «Милли шура» заместитель премьер-министра Татарстана Василь Шайхразиев. Это было первое собрание нового органа с момента его создания на августовском VI съезде ВКТ. «Поскольку это первое заседание президиума, мы сюда пригласили представителей аппарата президента и СМИ. Сразу после съезда меня спрашивали, когда будет пресс-конференция. Тогда я сказал, что, пока не вникну в суть дела, не будет. Вот наконец наша первая открытая встреча со СМИ», — заявил в начале Шайхразиев.

Однако открытость мероприятия на поверку оказалась половинчатой. Целый ряд СМИ, в их числе и корреспондента «БИЗНЕС Online», попросили покинуть зал заседания под предлогом отсутствия аккредитации. При этом коллеги по цеху, которым было позволено остаться, рассказали, что никакой аккредитации не было, утром в день проведения заседания аналитический отдел ВКТ просто разослал в лояльные татароязычные СМИ именные приглашения. На официальном сайте ВКТ анонса мероприятия не было. Тем не менее «БИЗНЕС Online» удалось узнать подробности «открытого» мероприятия, которыми мы и делимся с читателями. 

Заседание, как и полагается, началось с выступления председателя «Милли шура». Он напомнил о съезде, где по инициативе Рустама Минниханова был образован национальный совет, основная цель которого, по словам Шайхразиева, чтобы Казань, Татарстан стали столицей всех татар мира — их, как считает вице-премьер Татарстана, 10 млн человек.

«Теперь у Табриса (справа) будет два собственных комитета: по работе с молодежью за рубежом и по работе с татарской молодежью России»

Представил Шайхразиев и структуру нацсовета. «Новая структура была выстроена для того, чтобы легче было предоставлять отчеты, поскольку у каждого будет своя зона ответственности», — пояснил он. Главная новость — назначение председателя всемирного форума татарской молодежи Табриса Яруллина заместителем руководителя исполкома всемирного конгресса татар – начальником комитета по работе с молодежью. «Этим назначением мы повысили статус молодежи. Теперь у Табриса будет два собственных комитета: по работе с молодежью за рубежом и по работе с татарской молодежью России», — отметил вице-премьер Татарстана. Кроме того, поскольку «Милли шура» и президиум были созданы для того, чтобы объединить ФНКАТ и ВКТ под одой крышей, в президиум вошел депутат Госдумы, председатель ФНКАТ Ильдар Гильмутдинов. Он отметил, что необходимо отпустить молодежь в свободное плавание, иначе замену не вырастить. «Наши руководители стареют, постарели, им на смену никто не пришел», — добавил он.

«МОЖЕТ БЫТЬ, НАМ НУЖНО СКООПЕРИРОВАТЬСЯ И ОТ ИМЕНИ ВСЕХ НАРОДОВ РФ ПРИНЯТЬ ОБРАЩЕНИЕ К ПУТИНУ?»

Но все это было лишь прологом к главной теме — конфликту вокруг изучения татарского языка в школах. Еще до начала заседания татарская общественность ожидала, что конгресс примет какое-то заявление или обращение по этому поводу. Сразу несколько источников «БИЗНЕС Online» сообщили накануне, что текст подготовлен и даже не один, а в нескольких вариантах. Однако, забегая вперед, скажем, что обращения никакого принято не было, но дискуссия получилась весьма показательной. 

Первой в будничное течение заседания вклинилась директор татарской гимназии №2 Казани депутат горсовета Камария Хамидуллина. Она подняла как раз тот вопрос, заявления по которому ждали, — это возможность изучения татарского языка в школах республики. «Этот вопрос волнует сегодня не только школы, но и весь татарский народ. Хочу внести предложение по этому вопросу. В республике на сегодняшний день идут прокурорские проверки, и к нам вчера приходили. Нам — «Милли шура» и конгрессу — необходимо привлечь по этому вопросу юристов, чтобы они нам разъяснили, где и что мы делали незаконно, в чем наша ошибка, в каком направлении нам двигаться дальше. Мы должны решить это на нашем заседании. Преподаватели татарского языка также в замешательстве, они не понимают, что происходит», — обратилась она к Шайхразиеву, на что тот лишь коротко ответил, что даст комментарий по этому поводу попозже.

Но педагога поддержал и председатель НКАТ Ульяновской области Рамис Сафин, также обратившись к Шайхразиеву с вопросом: «Может, нам необходимо выступить по этому вопросу с каким-то обращением?» По словам Сафина, эта проблема коснулась не только Татарстана: прокурорская проверка нагрянула и во все татарские школы Ульяновской области.

Один из членов президиума напомнил, что на прошлой неделе на одном из федеральных каналов Владимир Жириновский обвинил Украину в том, что та не дает возможности получать образование на русском языке, на что представители Украины ответили: «Мы изучили опыт Татарстана, одна женщина не смогла отстоять через суд право получать образование на татарском языке». По словам спикера, этот момент в передаче быстро замяли, а народ остался в недоумении: у татар тоже есть проблемы с татарским языком? По мнению члена президиума из Самары, татарам пришло время выходить с этой проблемой на федеральный уровень, в федеральные СМИ. «Мы же всемирный конгресс татар. Нам надо решать эту проблему в масштабах России. Депутаты, руководство страны не в курсе этой проблемы. В Госдуме есть депутаты от Татарстана, и есть проблема языка. Если мы сегодня не сохраним язык, в дальнейшем потеряем себя. И эта проблема на повестке дня конгресса должна стоять под номером один. Нужно принять какое-то решение! — в очередной раз обратился он к Шайхразиеву. — Если мы сохраняем русский язык, почему мы не можем сохранять татарский? Во время конгресса народ возложил на нас задачу: сохранить татарский язык, религию. А на центральном ТV идет антиреклама татар. Про религию я вообще не говорю, оказывается, уже и за язык наш взялись! Надо выйти на наших депутатов и решить этот вопрос с языком!»

Сафин тут же поддержал своего коллегу, добавив: «Может быть, нам нужно скооперироваться с конгрессами других национальных республик и от имени всех народов РФ принять обращение к Путину?» От Шайхразиева вновь последовал краткий лаконичный ответ: «Спасибо большое!»

«ЕСЛИ КОНГРЕСС РЕШИТ, ЧТО ЭТО ВАЖНАЯ ТЕМА, ТО ОН ПРИМЕТ КАКИЕ-ТО РЕШЕНИЯ»

«Весь татарский народ ждет от конгресса какого-то ответа», — добавил председатель НКАТ Чувашии Фарит Гибатдинов. «По СМИ мы видим, какие процессы идут в татарстанских школах, а что творится в других регионах, мы не знаем. ВКТ должен вести работу в этом направлении», — также включился в дискуссию председатель ассоциации татарских деревень Фанир Галимов из Башкортостана.

«Если конгресс решит, что это важная проблема, то он примет какие-то решения», — дал наконец какой-то ответ Шайхразиев. При этом он обратился к Закирову, чтобы тот оформил все пожелания членов президиума письменно. «На следующем президиуме мы объявим о том, что было сделано, а что — нет», — добавил председатель «Милли шура». 

Он попытался переключить внимание президиума на другие темы. В частности, поручил ВКТ подготовить план работы на 2018 год, представив его на следующем заседании президиума 20 января. Туда Шайхразиев порекомендовал включить мероприятия по случаю 200-летия Шигабутдина Марджани, 90-летию Чингиза Айтматова, 70-летию Хайдара Бигичева. «В этом году ушла из жизни Авзалова. Минкульт проводит много мероприятий по этому поводу, мы тоже должны принять активное участие», — добавил он.

«Большое событие следующего года — чемпионат мира по футболу. В марте — выборы президента России. Мы тоже должны принять активное участие и в подготовке, и в самих выборах. От этого зависит наше будущее», — продолжал вице-премьер республики. Далее он поднял вопрос о наградах конгресса — медалях, орденах и благодарственных письмах, попросив президиум рассмотреть механизм награждения. Собравшиеся довольно вяло на это реагировали: сложилось впечатление, что Шайхразиев перепутал трибуны и обращается не к представителям татарских общественных организаций из регионов РФ, а к своим коллегам по правительству.

В итоге председатель «Милли шура» все-таки был вынужден остановиться и на языковой проблеме в республике. Приводим его речь полностью.

«Этот год был очень серьезный для нас — в начале года мы провели съезд народов Татарстана, где было сделано много серьезных заявлений, в том числе про договор. В последнее время много говорим о татарском языке. Это касается не только татар, эти процессы касаются всех народов Российской Федерации, поскольку мы федерация. Башкиры, якуты, татары, чуваши, мари — все говорят на своих родных языках. В том, что дети не выбирают в качестве родного в школах татарский язык, вины государства нет. Ребенок что знает? Только улицу и своих родителей, он не знает, что такое государство. Если мы не будем на кухне и везде говорить на татарском, не будем учить ему своих детей, административным ресурсом заставить учить невозможно. В 10-м классе вызывают родителей и спрашивают: хотят ли ваши дети учить татарский? Родители говорят, что нет. Государство же тут ни при чем. Родители... Но в то же время в 90-м или 91-м мы сделали упущение.

Президент в своем послании Госсовету очень красиво все сказал относительно татарского языка. В День учителя Шаймиев дал по этому поводу большой комментарий. Поэтому хочу спросить: правильно ли будет, если этот вопрос будем поднимать мы? Мы должны быть в курсе, на сегодняшний день идут проверки, по закону все делалось или нет. У нас по этому поводу комментариев пока нет. Если правильно, то почему прокуратура приехала, если неправильно, то...

Самое важное — это понимание проблемы. Вы ставите правильные вопросы. Что касается татарского и не только татарского, мы же федерация, мы отвечаем: мы татары, родились татарами. Одна из главных задач конгресса — сохранить татарский язык, традиции, религию, семью. Если в семье не говорят по-татарски — и язык исчезнет, и татарская семья. Мы должны прийти к единому мнению в этом вопросе. Про депутатов согласен, в Госдуме они есть, они в курсе, я думаю, нас слышат», — резюмировал Шайхразиев.

«ВЫ ЖИВЕТЕ В ТАТАРСТАНЕ, БУДЕТ БОЛЬШИМ ПЛЮСОМ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ ПОНИМАТЬ, А ЕЩЕ ЛУЧШЕ — РАЗГОВАРИВАТЬ НА ТАТАРСКОМ ЯЗЫКЕ»

После окончания заседания президиума корреспондент «БИЗНЕС Online» попыталась внести ясность в политику конгресса и «Милли шура» по отношению к преподаванию татарского языка в школах, задав следующий вопрос: «Как вы считаете, татарский язык нужно оставить обязательным предметом или сделать факультативом по выбору? Возможен ли компромисс в этом вопросе?» Шайхразиев ответил следующее:

«Компромисс всегда нужен. Когда мы говорим „изучение татарского языка“, есть татары, я татарин, она татарка. Мы всегда говорим: „Рай находится под ногами матерей“. Но если ты так говоришь и у тебя мама — татарка, как ты можешь говорить это на русском языке? Ты обязан знать и разговаривать на языке своей матери! И если ты татарин и разговариваешь на языке матери, ты должен получать образование на татарском языке. Это в обязательном порядке, как бы там ни было. Но есть другие национальности, которые могут сказать, насколько им важен татарский язык, чувашский, башкирский — в зависимости от национальности. Но мы говорим: „Коллеги, мы живем в Татарстане! Ты здесь родился русским, мордвином, чувашем, разве тебе помешает, если ты будешь знать язык коренного народа?“ Это в какой-то степени будет даже плюс. Посмотрите, у нас в Нурлатском районе есть села: одна улица русская, другая — татарская, третья — чувашская. Тут мечеть стоит, тут храм. Все дети вместе — они различия языков не знают, не понимают, дети знают и татарский, и русский, и чувашский. Создаются совместные семьи. Что, мы теперь эти деревни начнем разделять оттого, что ты не хочешь учить татарский? Нет. Это абсолютно глупо, никто этого не будет делать. Мы одно-единственное просим: если ты татарин, будь добр, знай родной язык своей мамы, родителей и предков и передавай его другим поколениям. Другим национальностям мы говорим: вы живете в Татарстане, наверное, вам будет большим плюсом, если вы будете понимать, а еще лучше — разговаривать на татарском языке, потому что ты находишься в этой среде. Тебе просто будет комфортно. Других вариантов я здесь не вижу». 

Также Шайхразиева спросили, будет ли «Милли шура» и ВКТ открыто выступать в защиту татарского языка. «У нас есть министерство образования, это их обязанность. На сегодняшний день идут проверки. Но хочу напомнить, что наш президент в своем ежегодном послании высказал свои пожелания и требования, первый президент Минтимер Шаймиев выступил перед учителями, все им объяснил, все в курсе. Этот вопрос очень волнует весь наш народ, мне с разных сторон поступают аналогичные вопросы. Иногда мы делаем из иголки слона, иногда — слона из иголки. На сегодняшнем президиуме также было много вопросов по этому поводу, этот вопрос волнует и меня как сына татарского народа, однако по итогам проверок мы должны понять, законно мы все делаем или немного вышли за рамки закона. Если мы до этого работали в рамках закона — это одно, если нет — это другое. Поэтому что мне хочется сказать: этот вопрос волнует весь татарский народ, мы должны найти ответ на этот вопрос, но этот ответ должен быть дан при опоре на результаты проверки, через министерство образования. Но мы, будучи всемирным конгрессом татар, говорим: „Мы татары, у нас есть свой язык, мы должны на нем говорить, писать, понимать. Сохранить язык, нашу религию, национальные традиции – это наша основная миссия“», — заключил Шайхразиев.