Распоряжение воздвигнуть памятник к 100-летнему юбилею Михаила Девятаева лично дал президент Татарстана  Фото: Шамиль Абдюшев

РЕЧЬ ИДЕТ О ПАМЯТНИКЕ ЭПОХЕ

Распоряжение воздвигнуть памятник к 100-летнему юбилею Михаила Девятаева дал президент Татарстана Рустам Минниханов, после чего в июле этого года  ведомство Айрата Сибагатуллина объявило о старте конкурса на лучший эскизный проект. Принять участие предлагалось профессиональным скульпторам, архитекторам, лицам, имеющим профессиональное образование по специальности «монументально-декоративное искусство».

Однако, как рассказал газете «БИЗНЕС Online» сына летчика Александр Девятаев, минкультуры республики обсуждает проект кулуарно, а сам он о том, что готовится конкурс на эскизный проект памятника, узнал из местных газет. «Я на премьере фильма „Крылатая Казань“ 13 июля поднял волну и попросил поднять руку тех зрителей, которые считают нужным установить в Казани памятник моему отцу, и только после этого получил ответ от министерства культуры, и то через газету: что, мол, сын ничего не знает, памятник скоро будет готов, — сетует собеседник. — По месту его расположения тоже ничего не известно, были общие разговоры о том, что он будет установлен в районе речного вокзала, но что происходит за дверями минкульта, есть тайна сия». 

С просьбой разъяснить ситуацию газета «БИЗНЕС Online» накануне обратилась в министерство культуры РТ, однако там сообщили, что ответ будет только в понедельник.

«Я не могу быть недовольным проектом, потому что никакого отношения ни к нему, ни к его подготовке, ни к обсуждению не имею и не имел возможности познакомиться с ним. Нельзя быть недовольным тем, чего не знаешь, — говорит Девятаев-младший. — Они исключили родственников, но я возмущаюсь не тем, что нас исключили, а тем, что и всю общественность исключили. Но речь идет не о памятнике физическому лицу — Герою Советского Союза Девятаеву, почетному гражданину города Казани, а о памятнике эпохе».

В июле этого года ведомство Айрата Сибагатуллина объявило о старте конкурса на лучший эскизный проект памятника Герою Советского СоюзаФото: «БИЗНЕС Online»

«У МЕНЯ ГОТОВ ОБШИРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ СОЗДАТЕЛЯМИ ПРОЕКТОВ»

По словам Александра Михайловича, речь идет о качестве проекта — «это архисложная задача, которую ограничили кулуарным конкурсом». Девятаев-младший рассказал, что подготовил папку фотографий по десятилетиям. «Как может скульптор получить эту информацию, которую я собирал всю свою жизнь? Кто об этом вообще мог узнать, если конкурс местечковый, провинциальный абсолютно? — возмущается сын героя. — У меня готов обширный материал для работы с будущими создателями проектов и всего, я подготовил много чего. Это непросто показать, это надо еще и рассказать, подчеркнуть и портретные, и физические данные и так далее, много всего. Это большое дело, серьезное, но, к сожалению, получилось так».

Как отмечает сын летчика, у него уже есть опыт работы в подготовке и осуществлении проекта для отца. «У меня есть опыт, я непосредственно принимал участие в свое время в подготовке и осуществлении проекта на могиле отца. Там я работал в тесном контакте со скульптором, к нему в мастерскую в Санкт-Петербург несколько раз ездил, и все это было в тесном контакте с тогдашними сотрудниками минкульта», — рассказал Девятаев-младший.

«Я не говорю о коррупционной составляющей — это просто желание чиновников выполнить и доложить: „Мы все сделали, у нас все хорошо“. Министерство культуры демонстрирует отсутствие культуры!» — считает он.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» связалась с председателем всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» в РТ Ильнуром Сиразиевым, совместно с которым министерство культуры РТ проводит конкурс. Глава союза художников сообщил, что заседание конкурсной комиссии должно было пройти вчера, 20 октября, однако оно, судя по всему, не состоялось. «Конкурсная работа идет, это она по срокам завершается. Вчера должно было состояться заседание конкурсной комиссии, но меня не вызывали, а я как председатель союза являюсь соорганизатором конкурса вместе с минкультом. Обычно о таком заседании предупреждают за три-четыре дня, — сообщил Сиразиев. – Так что, скорее всего, заседания комиссии пока и не было, тем более что в Казани не было министра [Айрата Сибагатуллина]».

Место установки памятника Герою Советского Союза Михаилу Петровичу Девятаеву

«ОН СПОСОБСТВОВАЛ ЛИКВИДАЦИИ РАКЕТНОЙ БАЗЫ НЕМЦЕВ — ВОТ ГЛАВНЫЙ СМЫСЛ ЕГО ПОДВИГА»

Ильдус Мостюков — председатель общественной организации «Герои Татарстана», Герой Социалистического Труда:

— Михаил Девятаев — человек, совершивший выдающийся подвиг, неординарный. Бежать на немецком самолете из плена — это было, наверное, впервые в истории. В общении он был очень доступный, открытый человек, приятный, скромный, очень положительный. Старался всем помогать, очень много внимания уделял патриотическому воспитанию, встречался с ними, рассказывал о Великой Отечественной войне как она есть. Памятник ему, думаю, должен стоять в казанском речном порту на постаменте. Там есть мемориальная доска Девятаеву, можно около нее установить. Не знаю, как архитекторы задумали, но считаю, что можно поставить или бюст, или памятник в полный рост. Все зависит от финансирования.

Михаил Черепанов — заведующий музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле:

— Я в курсе конкурса, прочитал как-то в одной из газет, но не видел, что там за работы. Главное, чтобы не превратили его (Девятаеваприм. ред.) опять, как на могиле, в какого-то римского Патриция, а чтобы суть была отражена в этом памятнике — от чего он спас нас, весь мир. Он не просто спас себя, улетев на самолете, а способствовал ликвидации ракетной базы немцев — вот главный смысл его подвига. Об этом нигде не говорят: ни на мемориальной доске этого не написано, ни в публикациях — нигде об этом ни слова. Если он опять будет просто стоять — ну и что? Всегда основной акцент делается на том, что он улетел. Ну улетел, и кандагарцы улетели — нам от этого что? Повторяю: я считаю, что в этом памятнике должен быть отражен главный смысл его подвига. Он не просто вырвался из плена на угнанном немецком самолете, а способствовал уничтожению ракетной базы — именно в тот момент, когда немцы уже собирались запускать свои ракеты в нашу сторону, причем с ураном на борту. Это был бы Чернобыль 45-го года, который сказался бы на всей Европе. Но 8 февраля Девятаев вырвался из плена, а 14 февраля удалось разрушить эту базу. Как видите, счет шел буквально на дни. Ни американская, ни британская, ни французская разведка не смогли это сделать, только наш летчик спас Европу.

Конечно, если бы существовало артиллерийское училище, то в идеале памятник как раз надо было бы поставить там, рядом с пушками при входе, как раз напротив места, где он жил. Это идеальное место, потому что, по моему мнению, во-первых, все бы знали, что он там жил, во-вторых, это место было бы связно с ракетами. Но, действительно, единственное, что сейчас осталось, — речной порт. То есть, чтобы приезжающие в Казань люди знали, что Девятаев не просто ездил на маленьких катерках, он работал в речном порту. Кстати, так и не нашлось во всем речном пароходстве ни одного приличного корабля, в итоге имя Девятаева дали какому-то прогулочному трамвайчику. Это говорит о вопиющим неуважении к герою!