«Казань-ТАИФ-Арена» — так уже в ноябре будет именоваться домашний стадион «Рубина». По крайней мере, как выяснил «БИЗНЕС Online», переговоры о выкупе названия находятся на финальной стадии. И дело не столько в том, что на той же улице находится хоккейная «Татнефть Арена», сколько в желании ТАИФа помочь футбольному клубу, не зайдя за флажки УЕФА. Так делают очень многие богатые спонсоры и в России, и в мире.
«Казань-ТАИФ-Арена» — так уже в ноябре будет именоваться домашний стадион «Рубина». Переговоры о выкупе названия находятся на финальной стадии
«НЕЙМИНГ — ОДНА ИЗ САМЫХ ДОРОГОСТОЯЩИХ УСЛУГ»
Разговоры о продаже названия «Казань Арены» ходили давно, среди претендентов фигурировали и букмекерская контора, и крупная IT-компания. Но всякий раз вето накладывало руководство республики — абы какое имя не может венчать один из символов столицы Татарстана.
Что ж, похоже, для ТАИФа решено сделать исключение. Информацию о готовящейся сделке подтвердили источники «БИЗНЕС Online» как в структурах ТАИФа, так и в «Рубине». Договор пока не подписан, но переговоры, по нашим данным, находятся на финальной стадии, обе стороны стремятся прийти к соглашению.
Параметры не разглашаются, но, по оценкам наших собеседников, подобная услуга (назвать стадион именем компании) может стоит до 150 млн рублей в год. При этом контракт обычно заключают на продолжительный срок — от 5 до 10 лет. То есть стоимость контракта могла бы составить до 1,5 млрд рублей.
В пресс-службе «Рубина» пока не стали подтверждать факт переговоров. «Нейминг стадиона является одной из самых дорогостоящих услуг, предоставляемых клубами спонсорам, и присутствует в спонсорских контрактах у значительного количества российских и зарубежных клубов. К сожалению, в настоящее время необходимые права не принадлежат клубу, а также нет соответствующих договоренностей со спонсорами. Учитывая изложенное, в настоящий момент мы не видим предмета для комментариев», — говорится в ответе клуба на наш запрос.
Активно ходят слухи о возможной передаче стадиона под управление менеджеров ТАИФа после чемпионата мира по футболу
АРЕНЫ ГИГАНТОВ НА ЧИСТОПОЛЬСКОЙ
Возникает вопрос: зачем ТАИФу это надо? Первое, что приходит на ум, — амбиции и желание застолбить территорию. На той самой улице, где стоит «Казань Арена», расположен и хоккейный дворец «Татнефть Арена»: кто помнит, что по всем документам он проходит как «ЛДС-1000»? Успехи и популярность «Ак Барса» навсегда вплавили в сознание болельщиков имя генерального спонсора клуба через место, где ковались громкие победы. В этом есть и элемент прагматического маркетинга, например, для сети АЗС.
Наверняка и для ТАИФа соображения престижа играют определенную роль. В пользу этой версии говорят и слухи о возможной передаче стадиона под управление менеджеров холдинга после чемпионата мира по футболу. Коль скоро республика передала в надежные руки «Рубин», то логично было бы отдать и футбольную инфраструктуру.
На той самой улице, где стоит «Казань Арена», расположен и хоккейный дворец «Татнефть Арена»: кто помнит, что по всем документам он проходит как «ЛДС-1000»?
Соответственно, ходят слухи, что и нынешний директор стадиона Радик Миннахметов красиво завершит этот этап своей карьеры и получит новое назначение. К лету 2018 года он как раз преодолеет психологический рубеж в 30 лет. Основную задачу — не дать стадиону стать «белым слоном» — он выполнил. Использовать опыт Казани в этой части недавно призвал сам президент РФ Владимир Путин.
За пять лет на стадионе появилось с десяток арендаторов — как крупных («КидСпейс», «Зарница» и X-Fit), так и небольших вроде центра Даниса Зарипова или сервиса Harley Davidson. В ноль «Арена» так и не вышла, но средний заработок от нефутбольной деятельности оценивается уже в 50 млн рублей в год. После окончания чемпионата мира больших проектов не видно (разве что Еврокубки «Рубина»), а молодому энергичному Миннахметову вполне могут найти новый челлендж. В окружении директора стадиона слухи, впрочем, не подтверждают.
В российский футбол моду на нейминг арен привез московский «Спартак»
КАЗАЛОСЬ БЫ, ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ FAIR PLAY?
Вторая версия выглядит реалистичнее. Новый менеджмент «Рубина» совместно со спонсорами сейчас усиленно ищет, как наполнить бюджет клуба, не выходя за границы требований УЕФА по fair play. Об этом во всех интервью говорили и президент «Рубина» Радик Шаймиев, и другие представители клуба.
Есть маленькая проблема, о которой упоминает «Рубин», — права на название сейчас клубу не принадлежат. Но, вероятно, выход будет найден. За примерами далеко ходить не надо: с недавних пор «Рубин» начал за хорошие деньги продавать VIP-ложи на свои матчи (раньше стадион продавал их сам, напрямую). Возможно, что и здесь будет та же схема: футбольный клуб арендует у «Казань Арены» право на продажу имени, а далее по цепочке продаст его ТАИФу за совсем другие суммы. Это позволит показать УЕФА солидную прибыль в ведомости.
Спортивный комплекс, возводящийся на месте стадиона «Динамо» в Москве, будет называться «ВТБ Арена»
По схожей модели работает, например, «Манчестер Сити». Стадион принадлежит городу, клуб его арендовал и продал название авиакомпании «Этихад». Компания заплатила за это 400 млн фунтов стерлингов и помогла клубу закрыть все вопросы по fair play. Теперь «Сити» как тратил, так и тратит миллионы на трансферы.
В российский футбол моду на нейминг арен привнес московский «Спартак». В 2014 году красно-белые продали имя своего стадиона еще до ввода объекта в эксплуатацию. Теперь на фасаде одного из лучших стадионов страны установлена рекламная вывеска вполне благополучного на тот момент банка «Открытие». Эмблема банка появилась и на игровой форме спартаковцев. Согласно контракту между клубом и компанией красно-белые за 6 лет выручат порядка 1,28 млрд рублей.
Леонид Федун: «Наличие собственного стадиона с прилегающей к нему инфраструктурой служит краеугольным камнем для воплощения идеи финансового fair play в жизнь»
«Эта сделка чрезвычайно важна для клуба, особенно в свете политики финансового fair play, которую с недавних пор твердо проводит УЕФА. В этой связи наличие собственного стадиона с прилегающей к нему инфраструктурой служит краеугольным камнем для воплощения идеи финансового fair play в жизнь», — прокомментировал эту сделку владелец «Спартака» и акционер «Открытия» Леонид Федун.
Кроме того, права на имя своего стадиона сумели продать такие клубы, как «Локомотив» — «РЖД Арена», ЦСКА — «ВЭБ Арена», старый стадион екатеринбургского «Урала» носит название «СКБ-Банк Арена». Еще один российский пример — «ВТБ Арена». Правда, спортивный комплекс на месте стадиона «Динамо» в Москве, собственно, группа ВТБ и строит.
Что касается самого дорогого стадиона России «Санкт-Петербург Арена», то его владельцы все еще не заключили подобного контракта. Но президент РФС и вице-премьер РФ Виталий Мутко заявил, что вопрос в проработке: «Название стадиона на чемпионат мира — „Санкт-Петербург Арена“. После этого „Зенит“ будет либо давать свое название, либо, как сейчас модно, продавать название. Покупатель есть, одна компания уже готова», — сказал функционер. Уж не «Газпром» ли это?
Заметим, что болельщикам обычно, мягко говоря, не нравится подобная практика. Они, несомненно, хотели бы, чтобы название стадиона ассоциировалось с клубом. Но что делать? Похожие ситуации возникали и при продаже названий стадионов в Англии.
Виталий Мутко: «Название стадиона на чемпионат мира — „Санкт-Петербург Арена“. После этого „Зенит“ будет либо давать свое название, либо, как сейчас модно, продавать название»
КТО ЕЩЕ ЗАРАБАТЫВАЕТ НА НАЗВАНИИ СТАДИОНА?
В мировой практике трюк по продаже названия стадиона впервые провернули в 1971 году за океаном. Команда по американскому футболу «Нью-Ингленд Пэтриотс» играла на стадионе, носившем название крупного пивного бренда Schaefer. Тогда «хмельные» магнаты платили лишь по $15 тыс. на протяжении 10 лет. Смешная сумма по сегодняшним меркам.
В конце 90-х мода прокатилась по Европе. Особенно продавать название полюбили прагматичные англичане. Причем названия арен продают не только гранды британского футбола, но и такие скромные клубы, как «Борнмут», «Болтон», «Ковентри» «Бостон Юнайтед» и многие другие. К 2013 году более 30 спортивных сооружений Туманного Альбиона передали рекламодателям права на названия своих арен.
На рынке нейминга активно играют и в Германии. Наиболее выгодный контракт выбил самый титулованный клуб страны — мюнхенская «Бавария». Права на название нового стадиона «Альянц Арена», открытого в 2006 году, за 110 млн евро приобрела немецкая страховая компания Allianz. Срок контракта — 30 лет.
Домашний стадион турецкого «Галатасарая» «Тюрк Телеком Арена», открытый в 2011 году, также носит имя коммерческого партнера клуба. Соглашение с телекоммуникационным гигантом было подписано на 10 лет за $100,5 миллиона. Впрочем, на этом «Галатасарай» не остановился. По такому же принципу клуб переименовал две трибуны — северную и восточную.
Чтобы казанцы привыкли к новому имени и полюбили его, понадобится еще больше времени, маркетинговых усилий, а главное — побед «Рубина»
Смена названия стадиона не даст никаких дивидендов в контексте чемпионата мира по футболу. ФИФА забирает стадионы «чистыми», лишенными каких-либо коммерческих наименований и вывесок, заклеиваются логотипы даже на телевизорах, висящих во внутренних помещениях, также снимают любые вывески с фасадов арены. В телевизионных трансляциях и официальных документах на время чемпионата стадион все равно будет именоваться «Казань Арена», а московская «Открытие Арена» на время ЧМ будет стадионом «Спартак».
Так что внешние атрибуты, связанные с переименованием, если и появятся на стадионе, то лишь к концу лета будущего года. А чтобы горожане привыкли к новому имени и полюбили его, понадобится еще больше времени, маркетинговых усилий, а главное — побед «Рубина». В любом случае, выкупив название на десяток лет, ТАИФ покажет, что его приход в футбол — это не на один сезон, а всерьез и надолго.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 129
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.