«Была б моя воля, то я вернул бы все на круги своя», — заявил накануне замминистра транспорта РТ Андрей Егоров на I съезде операторов техосмотра ПФО, призывая вернуть функцию выдачи ТО в ГИБДД. В Татарстане расцветает черный рынок поддельных диагностических карт — только за год легальные операторы ТО лишились 15% клиентов. В российском союзе автостраховщиков на это лишь разводят руками и предлагают ужесточить наказания за обесценивание самой процедуры техосмотра.
Марат Ярмиев (справа): «На сегодняшний день техосмотр превратился в некий инструмент для зарабатывания не совсем легальных денег»
«МЫ ЕЕ В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ НАЗЫВАЕМ ГИДРОЙ»
Накануне в Казани состоялся I съезд операторов технического осмотра Приволжского федерального округа, который посвятили наиболее актуальным проблемам российской практики техосмотра авто с их последующими решениями. На мероприятии, которое организовали чуть ли не на газоне стадиона «Казань Арена», собралось порядка сотни представителей компаний, специализирующихся на проведении технических осмотров (ТО), и страховщики из Чувашии, Марий Эл, Самарской, Кировской области, Пермского края. Формат съезда, который организаторы избрали для мероприятия, больше был похож на обычную пресс-конференцию: со своим президиумом, журналистами в первом ряду и «массовкой» на задних местах. «Проблем, коллеги, на самом деле очень много. На сегодняшний день техосмотр из процедуры, которая предназначена для профилактики ДТП, превратился в бумажку для покупки полиса ОСАГО. Он превратился в некий инструмент для зарабатывания не совсем легальных денег со стороны не совсем легальных операторов, страховых брокеров, агентами и другими», — обозначил сразу же повестку съезда гендиректор АО «Таттехконтроль» Марат Ярмиев, выступивший модератором заседания.
Его мысль продолжил в докладе исполнительный директор союза операторов техосмотра Татарстана Алексей Рыбаков. Тот решил начать с самого начала — с истории вопроса. Он напомнил, что функция проведения ТО перешла из обязанности ГИБДД под контроль «частников» — операторов ТО, аккредитацией которых занимается российский союз автостраховщиков (РСА). «Первой мошеннической схемой в области техосмотра стал ЗАО „Техосмотр“ страховой компании „Росгосстрах“ (РГС), где массово происходит выдача вместе с полисом ОСАГО направления на техосмотр и договора о его прохождении с заполненной диагностической картой. Данная схема работает и по сей день. Существует даже сайт, на котором, как они указывают, национальный союз саморегулирующих организаций технического осмотра рекламирует всех операторов данной страховой компании. В Татарстане средний процент монополии данных ИП составляет около 10 процентов. Безнаказанность этой схемы приводит к появлению все новых ИП и ООО, уже не относящихся к РГС», — заявил Рыбаков. По его словам, со временем эта региональная схема приобрела массовый всероссийский характер. Каждый день то и дело появляются программные продукты и даже целые серверы для обслуживания мошеннической схемы реализации карт ТО. «Мы ее в шутку и всерьез называем гидрой», — заметил докладчик без единой эмоции на лице.
В настоящий момент эта самая «гидра» работает уже по всем фронтам. Одни занимаются продажей программных продуктов страховым агентам для выдачи диагностических карт, вторые ведут переговоры с отчаявшимися и желающими продать свой доступ к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО), третьи — хакеры, воруют у отказавшихся работать со вторыми, а четвертые помогают в сборе документов для аккредитации «бумажных» операторов ТО. Каждое свое слово Рыбаков подтвердил наглядными примерами поддельных диагностических карт: на одной — печати и подписи не от руки, на другой — не сходятся данные и так далее. Сегодня мошенническая схема настолько встроилась в ЕАИСТО, что даже начали учитывать лимиты РСА на выдачу ТО. С недавнего времени один пункт технического осмотра может обслуживать только 65 авто. Учитывается и географический принцип. Так, если раньше к татарстанским страховщикам приходили за ОСАГО с картами о ТО, якобы сделанном во Владивостоке, то теперь все больше используются близлежащие регионы, «чтобы быть менее заметными». Совсем недавно, 8 августа, в ЕАИСТО внесли изменения, по которым сведения в систему теперь могут вносить только уполномоченные РСА, но никак не операторы. Сначала это изменение ввело мошенников в ступор, но и эту проблему они решили: хакеры взломали базу данных и заполучили пароли операторов ТО.
По словам Рыбакова, за этот год число ТО, которое проведено легальными операторами в Татарстане, сократилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а с учетом ежегодного увеличения транспортного потока с 2012 года этот показатель уже превышает 30% по республике. Все это, по мнению главы республиканского союза операторов ТО, приводит к тому, что меняется и само отношение автомобилистов к процедуре осмотра авто. «Каждый технический эксперт знаком с фразами автовладельцев, которые все чаще и чаще звучат: „Здесь выдают бумажки для ОСАГО? А что, еще и заезжать надо? Сделайте мне диагностическую карту, или я поеду в тот ларек, там дешевле, и машину показывать не надо“. Таких владельцев все больше и больше», — признал эксперт.
Дело дошло до того, что ТО теперь дают в подарок к полису ОСАГО. Рецепт от всех этих бед, по его мнению, максимально прост — изменений в законе ждать долго, но можно начать с малого, например, с усложнения операторами ТО своих паролей в ЕАИСТО.
«ОТВЕТ ТАКОЙ: ЭТО ДЕЛАТЬ НАДО, НО ЭТО СТОИТ ДЕНЕГ, А ДЕНЕГ НЕТ»
Вопросы из зала не заставили себя долго ждать. Не отходя далеко от темы информационной безопасности, кто-то из участников с задних рядов спросил у спикера: а почему бы не использовать флеш-ключи? Имелся в виду специальный ключ для технического эксперта, что, по сути, представляет собой ту же самую цифровую подпись. О необходимости такой меры безопасности от взлома несовершенной системы ЕАИСТО заговорил и начальник управления по организации ТО и аккредитации РСА Николай Узков. «Правильно все говорите, — заявил тот, как вдруг оборвал эту мысль. — Ответ такой: да, это делать надо, но это стоит денег, а денег нет».
«Не надо уже никуда ходить — заказал карту, и она у тебя в кармане. Это неправильно! Была б моя воля, то я вернул бы все на круги своя, когда для получения техосмотра надо было действительно привести в порядок транспортное средство, пройти все процедуры, и тогда можно было бы гарантировать безопасность пассажиров и автомобилей на линии. Сегодня, к сожалению, не секрет, что и многие транспортные компании прибегают к таким псевдоуслугам. К сожалению, это есть», — единственное, что смог сказать замминистра транспорта РТ Андрей Егоров, который через 10 минут после начала съезда куда-то убежал. К слову, так и не появились представители УГИБДД МВД по РТ, появление которых обещал Ярмиев.
Тут из зала донесся еще один вопрос. Один из участников съезда предложил выйти на правительство РФ, чтобы «сделать как в Европе» — наклеивать на лобовые стекла спецмарки о легальном прохождении ТО, чтобы потом платоновские камеры на дорогах выявляли нерадивых автомобилистов. Ярмиев вскользь сообщил, что сейчас на эту тему в разработке находится законопроект, который как раз и предусматривает эту меру. Не успел модератор договорить, как за микрофон сразу же взялся бывший замначальника УГИБДД МВД по РТ Радик Рамазанов, а ныне и. о. замначальника Средне-Волжского управления автодорожного надзора по РТ. Но тот лишь подытожил основную мысль докладчика: техосмотр изжил сам себя, а корень зла кроется в страховщиках, которые ни при каких условиях не должны заниматься выдачей пустых диагностических карт. «А вы прекратите передачу своих паролей, — съязвил вдруг Узков, отмечая, что в этом порочном круге виновны все. — Надо понимать, что процесс обоюдный. И здесь было сказано, что на этом делают бизнес. А если бизнес делают, то, как говорил Карл Маркс, если у бизнесмена будет 100-процентная прибыль, то он пойдет на любое преступление».
Масла в огонь подлил Ярмиев, озвучивший удручающую статистику по серому рынку ТО в Татарстане. По его словам, на 1 января 2017 года в республике было зарегистрировано 1,313 млн автомобилей. Прирост авто за прошлый год составил 36,7 тыс. единиц. В среднем число тех машин, которым нужно проходить ТО (за исключением в первое время новых транспортных средств), составляет от 1 до 1,1 млн единиц. По данным ЕАИСТО, из общего числа авто в 2016 году диагностических карт было выдано лишь для 600 тыс. транспортных единиц. «То есть 500 тысяч автомобилей ушли мимо нас, мимо наших карманов», — подчеркнул гендиректор «Таттехконтроля». Не трудно подсчитать, что при стоимости прохождения ТО в 400 рублей (а эта сумма не меняется из года в год) объем не полученной легальными операторами прибыли составляет 200 млн рублей. Учитывая, что, как правило, ТО надо проходить раз в год (есть разные категории авто), то с 2012 года накапал и целый миллиард. При этом расценки у подпольщиков, как правило, завышены.
«Мы заинтересованы в прохождении реального техосмотра, — заявила из зала вице-президент союза страховщиков Татарстана Екатерина Семенова. — Если клиент пришел к нам с диагностической картой, в которой сказано, что он прошел ТО во Владивостоке, то мы не имеем права не выдать полис ОСАГО, так как также получим предписание ЦБ». Семенова предложила РСА проводить что-то вроде контрольных закупок, чтобы выводить подпольных страховщиков с поддельными бланками ТО на чистую воду. Узков на это лишь открестился — «нет полномочий», разве что по обращениям граждан.
— Будучи еще в ГАИ, мы привлекли к ответственности по статье 14.4.1 КоАП следующие компании: СК «Росгосстрах», СК «Талисман», СК «Подмосковье», ООО «Компания „Диалог авто“», ООО «Техавтокруг», ООО «Автотехсервис», ООО «Транстехстанция», ООО «Альфамобиль», ООО «ТК „Панорама“», ООО «Ваш страховой советник», ООО «Агентство „Виктория“», ООО «Автопрофи“», ИП Семенова, ИП Гимаев и так далее. Они были оштрафованы по 100 тысяч рублей по каждому административному делу. Это те организации, которые занимаются проведением техосмотра без проверки его технического состояния. Вы принимаете эти данные, чтобы «возбудиться» и лишить их аккредитации? — заявил Рамазанов.
— Ага, особенно РГС лишить аккредитации... — снова съязвил представитель РСА, предложивший подробнее рассказать про свою работу, коль уж у зала возник столь живой интерес к этому.
«МЫ ЧИСТИМ РЫНОК. И ДА, У НАС НЕ ВСЕ ПОЛУЧАЕТСЯ»
Узков приоткрыл завесу тайны, сообщив, что в Татарстане с 2014 года в РСА поступило 150 заявлений на аттестацию или переоформление от создаваемых операторов техосмотра. Из них аккредитацию получили только 36 компаний, то есть одобряется лишь каждая четвертая заявка. По ПФО эта цифра мало чем отличается от Татарстана — с 2014 года из 1072 заявок одобрено лишь 357. На сегодняшний день в республике действуют всего 55 операторов ТО с 109 пунктами, которые работают легально.
Возвращаясь к теме контрольных мероприятий РСА, Узков рассказал, что ими таковые проводятся регулярно. В Татарстане только в этом году было проведено три документарные и четыре выездные проверки. При этом докладчик лишний раз напомнил, что проверять операторов ТО «просто так» у них нет полномочий — только по обращениям. Но таких сообщений о нарушениях процедуры ТО поступает от республиканских органов власти крайне мало — только 5 с начала этого года. И в целом контрольная деятельность РСА дает о себе знать. Так, только за год общее число проверок операторов, пунктов ТО выросло почти в два раза, по результатам которых стали чаще лишать аттестатов на 16% . Среди основных нарушений, выявляемых проверками, неследование правилам проведения ТО при диагностике авто, отсутствие должной квалификации сотрудников пунктов ТО, нарушения правил заполнения документов и самое распространенное, конечно, — выдача диагностических карт без осмотра как такового. «Мы чистим рынок. Но это не только потому, что мы жестко работаем с операторами, но жестче стали работать и с другими участниками рынка — ГИБДД, страховыми компаниями и с теми, кто онлайн продает диагностические карты. Да, у нас не все получается. Да, мы не все можем. Но то, что мы можем, делаем», — отметил Узков.
Остается несделанным, по его словам, еще очень много чего, но сейчас все эти моменты отрабатываются в подготавливаемом законопроекте. Подробнее об этом рассказал начальник отдела методологии и реестра управления по организации ТО и аккредитации РСА Алексей Зоткин. Тот в своем выступлении указал, что силами РСА сегодня подготовлен законопроект о внесении изменений в ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств». В частности, речь зашла о переводе диагностических карт в электронный формат, возложении дополнительных полномочий Ространснадзору по контролю за операторами ТО путем внеплановых проверок, наделении РСА полномочиями по созданию новой ЕАИСТО. Особенно Зоткин остановился на вопросах введения фото- и видеофиксации процедуры ТО и усиления ответственности за правонарушения в сфере технического осмотра. Что касается первого, то представитель РСА сразу успокоил всех, что видеоматериалов с техосмотров пока никто не требует. Да и вряд ли данные реформы будут реализованы, так как это потребует полной перестройки ЕАИСТО и дополнительных средств, которых у РСА нет. А что касается ответственности мошенников по ТО, то тут Зоткин четко обозначил свою позицию: нужно ужесточать административные и уголовные санкции.
«Если лицо, которое не аккредитовано в основном порядке в качестве оператора технического осмотра, продает диагностические карты под видом официального документа, то оно будет нести уже уголовную ответственность вплоть до четырех лет тюрьмы», — недвусмысленно обозначил позицию союза Зоткин. В настоящий момент все эти предложения включены в законопроект по совершенствованию законодательства в сфере техосмотра. Сейчас они проверяются в федеральных органах и дорабатываются.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.