«ХОЧУ ОБРАТИТЬСЯ К РУКОВОДСТВУ РЕСПУБЛИКИ: ТАТАРЫ ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ?»

Накануне звезды татарской эстрады решили прорвать информационную блокаду, выйдя на центральную улицу Казани с флешмобом в поддержку татарского языка. Акцию, назначенную на 16:00, за несколько часов до начала успели сначала перенести, а потом и вовсе отменить. В итоге на аллею звезд улицы Баумана в 20:00 вышли только те, кто не испугался возможной ответственности за участие в несанкционированном митинге. Артисты спели в центре Казани неофициальный гимн татарского народа – «Туган тел» на стихи Габдуллы Тукая, а также записали обращение к татарам с лаконичными, но емкими фразами: «Татарский должен преподаваться в школах!», «Родной татарский язык в опасности!», «Исчезнет язык – исчезнет народ!», «Татарский язык не язык кухни, а государственный язык!» и т. д. Видео артисты планируют разместить в официальных аккаунтах. К слову, число подписчиков у многих из них достигает нескольких десятков тысяч человек.  

«Моя мама – преподаватель татарского языка, о существовании этой проблемы я узнала от нее. У них приняли второй учебный план, при этом никого не спрашивали, просто поставили перед фактом. Кто-то где-то за них все решил. Согласно этому учебному плану, татарский язык в школе уменьшается с 24 до 5 часов в неделю. Вот и подумайте, какая зарплата останется у учителей, и их ведь не сокращают – просят писать заявление: либо на увольнение, либо согласие на сокращение часов. И это не только в нашей школе, а везде. Например, если у нас было пять преподавателей татарского языка, то останется один. И в будущем вообще неизвестно, останутся они или нет, будут нужны или нет», – объясняет личные мотивы своего участия во флешмобе певица Гузэлем, супруга популярного исполнителя Салавата Миннеханова.

«Я наблюдал за всей этой историей в социальных сетях и подумал, что у каждого из нас по несколько десятков тысяч подписчиков и никто из них вообще не знает, что такая проблема существует. И учителя как слепые котята, нет никакой помощи, прокуратура на них давит, захотелось совершить информационный взрыв, чтобы люди узнали об этой проблеме, о ее существовании. Только сегодня был в больнице, общался с врачами – никто ничего не знает! — включился в беседу сам Миннеханов. – И если мы сегодня не поднимем эту тему, промолчим, то в будущем сократят число часов татарского, через 5 лет еще раз сократят, а через 10 лет татарский вообще может исчезнуть. И по нам, артистам, это рикошетом ударит: когда не останется татар, для кого мы будем петь? И наши концерты с такой же формулировкой „кому он нужен, ваш татарский язык“, могут отменить». «Сохранение татарского языка – это наше общее дело», – подытоживает слова мужа Гузэлем.

Еще один популярный исполнитель татарского шансона Зульфат Зиннуров пришел на Баумана для того, чтобы внести ясность в языковой вопрос. «Я хочу воспользоваться возможностью и обратиться к нашим депутатам и руководству республики: что нам делать? Народу что делать? Татары что должны делать? Пусть наши депутаты скажут нам четко и ясно. Пусть покажут нам путь. Мы же их выбирали, чтобы они работали, в том числе и над этими проблемами, мы им выразили свое доверие! Где они? Я не вижу их, не слышу! Мы в интернете видим истерику, а ясности от депутатов нет. Они должны сказать: будет так, так и так. Никто ничего не говорит – ни слова! – недоумевает Зиннуров. – Да, наши писатели пишут: язык исчезает, народ исчезает. А на вопрос „что делать?“ никто ответить не может. Покажите нам путь! Мы пойдем по нему. Никто не знает, в чем суть проблемы, откуда она взялась. Даже если и знает, то очень малая часть, потому что в интернете идет истерия, что татарский исчезает, страшные вещи говорят. Если мы, татары, решим этот конфликт, то поднимемся еще на одну ступень в своем развитии как народ».

«ЕСЛИ НАШИМ ДЕТЯМ НУЖЕН ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК, ПОЧЕМУ ТАКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОТИВ НЕГО?»

Высказать свое недовольство сложившейся ситуацией вокруг татарского языка в республике пришли такие именитые артисты, как Филюс Кагиров, Ильсия Бадретдинова, Булат и Диля Нигматуллины, солистка дуэта «Фарида-Алсу» Фарида Ахметшина, Ляйсан Махмутова из трио «Зуляйля». К ним присоединились аранжировщик Марат Мухин, диджеи татарских радио – всего во флешмобе приняли участие около 50 артистов. Тема изучения татарского языка в школах живо обсуждается – кого-то этот вопрос волнует как родителя, кто-то переживает в целом за будущее народа.

«Каждый день я получаю шокирующие новости. Подумали-подумали и решили с артистами спеть свой гимн – песню „Туган тел“. Акция началась с социальных сетей. Я настолько переживаю по этому поводу, что ни о чем другом просто думать не могу, руки опускаются – сегодня днем был в трех студиях и не смог записать ни одной песни, только об этом и думаю, не могу выкинуть из головы, потому что у меня есть сын, в будущем, думаю, будут еще дети, он ходит в татарский садик... Я надеюсь, что и народ не останется равнодушным», – говорит любимец публики Фирдус Тямаев.

Беспокоится о будущем своих внуков и популярная певица Ильсия Бадретдинова: «Я татарка, поэтому меня волнует эта проблема. У меня растет сын, ему 14 лет, он учится в татарской гимназии, поэтому эта проблема конкретно нас не коснулась, но она может коснуться моих будущих внуков. Мне позвонили другие артисты и сказали, что в их школе уже собрали учебники татарского языка, сокращают уроки – как сердце может такое выдержать?» – говорит она в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

«Каждого татарина должен волновать вопрос татарского языка, поэтому я здесь – будущее наших детей, даст Бог, внуков, меня очень волнует. Мы, артисты, каждый раз со сцены говорим об этом. Недавно в Уфе прошел мой концерт, и один маленький мальчик попросил у меня разрешения рассказать со сцены стихотворение на татарском языке. Естественно, я согласился, более того, обрадовался, что 5 - 6-летние дети знают татарский. И пока он с большой сцены рассказывал стихотворение „Туган тел“, у меня перед глазами прошла вся тяжелая история татарского народа, все, что пережил мой народ. Если нашим детям нужен татарский язык, если он нам нужен, почему должно быть такое сопротивление против него? Не должно быть такого! Мы должны его сохранить», – сокрушается «золотой голос Татарстана», заслуженный артист РТ Филюс Кагиров.

«Многие директора сами за то, чтобы дети учили татарский язык. И кто-то искусственно создает истерию, нагнетает ситуацию, противопоставляет русских и татар, пытается поссорить. Мы не должны поддаваться», – добавляет Булат Байрамов. По словам артиста, татарский язык в школах преподаваться должен, но необходимо облегчить программу: нужно обучать детей не грамматике, а разговорной речи.«У меня есть знакомые среди русских, они говорят: „Мы не против татарского языка, но программа должна быть полегче: нам хочется разговаривать, общаться, а мы изучаем сложные правила“. Отчасти я с ними согласен. Нужно пересмотреть программу, чтобы она вызывала любовь к языку, а не ненависть», – говорит он.

«У детей даже не спрашивают, хотят они учить татарский язык или не хотят, просто ставят перед фактом – это самое страшное. Насколько мы молчим, настолько эта проблема будет только расти и расти, мы должны подняться и сказать свое слово», – высказывает свое отношение солистка трио «Зуляйля» Махмутова. «Оказывается, мы жили в такое счастливое время – свободно учились на татарском языке, у нас все – и химия, и физика, биология, математика – было на татарском языке. Такое счастливое время было. Наши предки на протяжении многих веков сохраняли татарский язык, а мы хотим одним росчерком пера поставить на нем крест», – присоединяется к ней диджей «Татар радиосы» Айсылу Лерон.


«РУССКИЕ НАХОДЯТСЯ В ТАКОЙ ЖЕ РАСТЕРЯННОСТИ, КАК И МЫ»

На флешмоб пришли и простые жители города, а также учителя татарского языка, которые обеспокоены своим будущим. «Я и мама, и учитель татарского языка. Пока у нас в школе работаем по плану, который был принят в начале учебного года, но нас уже несколько раз собирали и объявили, что число часов татарского уменьшится. Я мать-одиночка, плачу ипотеку, 2,8 тысячи учителей могут остаться без работы, куда мы все пойдем?» – волнуется за свое будущее Гульнар Гильфанова.

Участница акции, мама двоих школьников из Казани Муслима Гильманова, убеждена, что ситуацию с языком нельзя преподносить как противостояние татар и русских. «Русские находятся в такой же растерянности, как и мы, интернет гудит третью неделю, а сегодня мой сын-первоклассник пришел со школы домой и спрашивает меня: „Мама, я татарин?“ У меня сердце чуть не разорвалось, поэтому я здесь. Я не знаю, какой учебный план приняла наша школа, но нам уже объявили, что в первом классе у нас татарского языка не будет. Как это мой ребенок, будучи татарином, не будет с первого класса учить татарский язык? Хотела сегодня задать этот вопрос. И другие родители тоже в недоумении, русские родители тоже не понимают, что происходит. Я от них еще ни разу не слышала, чтобы они говорили: „Уберите татарский язык, он нам не нужен“. Они тоже не понимают, откуда возникла эта проблема. Почему руководство республики молчит? Русские готовы выступить в защиту татарского языка, но им никто не дает слова. Что происходит?» – говорит Гильманова.

С этим согласна и педагог татарского языка из Альметьевска Разина Мустафина. «Нельзя сказать, что родители против татарского языка, дети с удовольствием ходят на уроки. Это какая-то непонятная политика, неразбериха. Завуч на нашей стороне и родители тоже. Я являюсь классным руководителем в русском классе, все 25 детей дали свое согласие на изучение татарского языка. Родители говорят: пусть учат, должны учить, если наши дети не будут учить татарский язык, то Татарстан превратится в Чечню», – говорит она.

Тем временем под открытым письмом учителей татарского языка уже больше 400 подписей.