Юсуп Якубов: «Современный специалист физкультурного профиля – это вам не физрук из прошлого века»

СТЕРЕОТИП ПЕРВЫЙ: ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕСТИЖНО

Масштабные изменения, происходящие в спортивной отрасли сегодня, – строительство современной инфраструктуры, проведение крупнейших спортивных событий мирового значения – влияют на требования к качеству подготовки кадров в сфере физкультуры и спорта. Люди выбирают здоровый и активный образ жизни, и спрос на хороших тренеров и спортинструкторов из года в год растет. Только на объектах Поволжской академии спорта занимаются более 7 тыс. детей. Среди них и воспитанники государственных спортшкол. Сейчас у тех, чье призвание – тренировать, помимо бюджетной, появились еще и многочисленные коммерческие площадки: фитнес-центры, различные частные школы и клубы. Рынок спортивных и оздоровительных услуг уже позволяет хорошо зарабатывать. Доход опытного и востребованного инструктора по плаванию может составлять и 100 тыс. рублей в месяц.

Однако чтобы гарантировать себе этот высокий уровень доходов, специалисту требуется не только получить профильное образование, но и постоянно совершенствоваться, регулярно повышая квалификацию. В нашем центре дополнительного образования ежегодно это делают более 1,5 тыс. человек из разных регионов России. Цифры говорящие. По ним вполне можно судить и о престижности физкультурного образования. Современный специалист физкультурного профиля – это вам не физрук из прошлого века. Наш студент или слушатель курсов пользуется современными технологиями, изучая физиологию, анатомию, психологию, потому что без этого базиса сегодня невозможно ни тренировать, ни преподавать.


СТЕРЕОТИП ВТОРОЙ: СПОРТСМЕНЫ НЕ УЧАТСЯ

Правила игры на образовательном поле изменились несколько лет назад со вступлением в силу нового закона об образовании. Я как ректор обязан отчислить студента, более года имеющего задолженности по учебе, поэтому бесконечно «числящихся» студентами спортсменов у нас нет и быть не может. Будучи абитуриентом, даже многократный чемпион, желающий стать тренером, не может поступить к нам, имея менее 36 баллов по биологии (ЕГЭ). Мы отдаем себе отчет в том, что теряем ряд конкурентных преимуществ на спортивных площадках, если по этой причине нашим студентом не может стать спортсмен высокого класса. Но правила есть правила. Мы не можем и не хотим игнорировать это требование, как и тот факт, что спортсмен-студент обязан учиться. С теми, кто не понял этого, нам приходится расставаться, невзирая на награды и звания.

К сожалению, 90-е годы не лучшим образом сказались на людях. Выросло целое поколение спортивных функционеров и тренеров, которые не просто считают, что учиться спортсмену не обязательно, но и активно внушают это своим юным подопечным. Эта ущербная психология многим в последующем калечит жизнь. У нас достаточно примеров, когда спортсмен высокого уровня хорошо учится. Все зависит от его желания. Задача вуза – создать спортсмену условия для получения знаний. Поэтому с начала работы в Казани мы внедряем в образовательный процесс дистанционные технологии, позволяющие при необходимости учиться «на расстоянии» и не терять связи с вузом. По уровню интеллектуальной подготовки наши студенты ничем не отличаются от представителей других учебных заведений – и по количеству отличников, и по количеству стипендиатов всех уровней мы не уступаем классическим университетам.


СТЕРЕОТИП ТРЕТИЙ: ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ СПОРТА – ВУЗ ДЛЯ МЕСТНЫХ

Недавно у нас была матчевая встреча сборной пловцов между старшекурсниками и первокурсниками (всего в Академии обучаются около сотни представителей этого вида спортаприм. ред.). Среди вновь поступивших лишь два жителя Татарстана – казанец и челнинец, остальные представляют другие регионы России, в том числе Алтайский край и Иркутскую область. Есть и соседи из Чувашии, Кирова и Подмосковья, где существует свой спортивный вуз. Тем не менее девушка приехала учиться и совершенствоваться в плавании именно к нам. Почему? Потому что у нас современная база, грамотный тренерский штаб и редкая возможность сочетать образовательный и тренировочный процесс для дальнейшего прогресса в составе студенческой команды. Сейчас в Академии обучаются более 2,8 тыс. студентов из 70 регионов России и 15 стран, только четверть из них представляют Казань.


СТЕРЕОТИП ЧЕТВЕРТЫЙ: ОБУЧЕНИЕ – КОНЕЦ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЕ!

Это зависит от ряда обстоятельств, в первую очередь от настроя самого спортсмена. Есть наглядный пример. Пловец Никита Королев поступал к нам «списанным со счетов», а в этом сезоне уже выступал за сборную страны, завоевав медали Всемирной универсиады и став четвертым на чемпионате мира. Ряд студентов-гребцов, тренирующихся на базе нашего центра гребли, поступали перспективными юниорами, а сейчас тренируются в основном составе сборной России. Антон Куранов стартовал в этом году на чемпионате мира по академической гребле, а Екатерина Козленко и Кира Ювченко стали призерами мирового молодежного первенства.

Среди игровиков баскетболист Кирилл Горнаев, отыграв сезон за баскетбольную команду вуза, вырос до уровня игрока студенческой сборной России, а потом заключил контракт с командой «Урал» из Екатеринбурга. Успешно отыграв сезон в составе студенческой команды «Мотор-Академия», наши студенты-футболисты стали интересны клубам. Лидеры команды прошлого сезона, получив звания мастеров спорта, перешли с действующими контрактами в профессиональные команды. В 2017 году свои спортивные разряды и звания повысили около 200 наших студентов. Созданные в вузе условия позволяют им учиться и успешно продолжать спортивную карьеру.


СТЕРЕОТИП ПЯТЫЙ: В ТРЕНЕРЫ ИДУТ НЕУДАЧНИКИ

Тренер – это призвание, и далеко не каждый действующий спортсмен сможет стать хорошим наставником. Мы готовим тренеров по 19 видам спорта. Академия предоставляет возможность учащимся, изучая секреты мастерства, сочетать учебу со своим спортивным графиком, тренерской, судейской деятельностью или преподаванием. С этого года к нам из Челябинска вернулся выпускник академии практикующий спортсмен и тренер, чемпион мира по кикбоксингу Ильназ Сафиуллин. Аспиранткой академии стала пятикратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Светлана Ромашина. Уже имея высшее образование, она пришла за профильным дипломом и правом тренировать. Чуть раньше также поступила и фехтовальщица Камилла Ваксман (Гафурзянова), которая сегодня тренирует за рубежом. После завершения обучения в одном из американских университетов, специализирующихся на аэрокосмических технологиях, нашим студентом стал действующий пловец сборной России Григорий Тарасевич. «Я плаваю всю свою сознательную жизнь, – сказал он в разговоре со мной. – Неужели я остановлюсь на полпути и не получу возможности и права в последующем научить плавать кого-то еще?» Тот, кто отдал спорту столько времени и сил, не хочет растрачивать полученный опыт и знания. Он понимает, что образование ему обязательно пригодится. Думаете, эти люди – неудачники?

СТЕРЕОТИП ШЕСТОЙ: СПОРТИВНАЯ НАУКА МЕРТВА

Многие берутся судить о проблеме, не вникая в ее суть. Мы стараемся просвещать студентов, в том числе в вопросах антидопингового сопровождения тренировочного процесса. Эту учебную дисциплину в академии ведет доцент кафедры медико-биологических дисциплин, известный марафонец, участник Олимпийских игр в Сеуле Равиль Кашапов. Для занятий фундаментальными прикладными научными исследованиями медико-биологического цикла в области спорта высших достижений на базе академии действует учебно-научный центр технологий подготовки спортивного резерва. Его сотрудники занимаются оценкой медицинских, физиологических, психологических особенностей спорта высших достижений, разрабатывают новые технологии подготовки спортивного резерва в сотрудничестве с тренерами сборных команд академии и Татарстана. С нашими спортивными врачами активно сотрудничает ряд федераций, отслеживая состояние и рост резерва. Мы занимаемся разработкой методов, направленных на мобилизацию собственных ресурсов, без использования химических компонентов. В спорте ведь важен не только конечный результат, но и сохранение здоровья спортсмена, его спортивное долголетие.

Чтобы спортивная наука не стояла на месте, в этом году на базе академии открыт диссертационный совет. Вот уже три года мы издаем научный журнал «Наука и спорт: современные тенденции» для повышения публикационной активности преподавателей и студентов. Среди тех, кто занят спортивной наукой, немало представителей спортивных династий, в том числе аспирант, тренер и действующий чемпион мира по борьбе на поясах Габдыжалил Сулейманов, еще одна аспирантка, Далия Мингазова, представляет гребной спорт и входит в комплексную научную группу сборной России по академической гребле.


СТЕРЕОТИП СЕДЬМОЙ: С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В СПОРТЕ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО

Для нас доступная среда – это не просто слова. В этом смысле вуз хорошо оборудован и ориентирован на работу с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Получить высшее образование в области адаптивной физической культуры в Татарстане можно только в Поволжской академии. Профильная кафедра, созданная у нас два года назад, не только обеспечивает внедрение программ инклюзивного образования, но и готовит специалистов, способных исполнять запросы общества на работу с различными категориями людей, имеющих инвалидность, начиная с воспитанников коррекционных школ и заканчивая спортсменами-паралимпийцами. У нас учится чемпион Сурдлимпийских игр 2017 года легкоатлет Иван Пакин который является достойным примером не только для сообщества слабослышащих людей. Он отличный парень, уверен, что найдет свое место в профессии.

СТЕРЕОТИП ВОСЬМОЙ: СПОРТОБЪЕКТЫ ПУСТУЮТ, ИХ СТРОЯТ НЕ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Решение о создании Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма в 2010 году повлияло на развитие отрасли в целом. Татарстан взял курс на подготовку собственного спортивного резерва, создание условий для приглашения ведущих тренеров, развитие массового студенческого спорта и повышение квалификации действующих работников отрасли. Вся новейшая спортивная инфраструктура к Универсиаде-2013 была построена и «запрограммирована» под проведение крупнейших международных турниров. За время работы в Казани нам удалось выстроить эффективную рабочую модель, когда наличие спортивных объектов у профильного вуза позволяет осуществлять образовательный, тренировочный и соревновательный процесс параллельно. Студенты получают теоретические знания, отрабатывают их на практике, повышают разряды и судейские категории, приобретают тренерский и соревновательный опыт.

Международные спортивные события, проходящие на наших объектах, мы используем в качестве практической базы для профессионального роста студентов, специалистов, преподавателей и сотрудников академии. Мероприятия вузовского, республиканского и всероссийского масштаба на наших объектах мы обслуживаем сами. Для нас спортивные объекты как производственная база для любого технического вуза: возможность испытать опытные образцы, освоить новые технологии, привлечь лучших специалистов.

На объектах размещены кафедры по видам спорта. Каждый из них является базовым для сборных команд республики, основной костяк которых составляют студенты академии. В 7 спортивных школах, расположенных на наших объектах, подрастает спортивный резерв Татарстана. При этом все объекты остаются доступными жителям города и пользуются большой популярностью. Здесь постоянно кипит жизнь. Всю эту комплексную работу обеспечивает наш коллектив –  специалисты, имеющие авторитет и высокую профессиональную квалификацию. Ведь стены, пусть даже самые красивые и современные, без заинтересованных в развитии людей ничего в итоге не решают.

Юсуп Якубов