Рамиль Комаров (справа) – директор дирекции строящейся скоростной автомагистрали холдинга «СМП-Нефтегаз»

«ПОЛИТИКА КОМПАНИИ НАПРАВЛЕНА НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ МОЛОДЫХ  КАДРОВ – БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ»

– Рамиль Фоатович, вы курируете в холдинге строительство татарстанского участка высокоскоростной автомагистрали Европа – Западный Китай. Известно, что компания «СМП-Нефтегаз» ведет дорожные работы на этом направлении достаточно давно – более 10 лет. На каком этапе сегодня строительство магистрали?

– Хотелось бы напомнить, что общая протяженность международного транспортного коридора Европа – Западный Китай составляет 8,5 тысяч километров, из них по России проходит 2,2 тысячи километров. По Татарстану протяженность автомагистрали составляет 436 километров, из них более половины ведет компания «СМП-Нефтегаз», заказчиком объекта выступает АО «Автострада». На первом участке протяженностью 145 километров (направление Алексеевское – Альметьевск) завершается работа по возведению земляного полотна – работы выполнены процентов на 90. На 39-м километре строим клеверную развязку, завершаем строительство двух путепроводов, а два путепровода уже введены в эксплуатацию  в районе Новошешминска. На следующий год планируем выйти на укладку дорожной «одежды». Это самая дорогостоящая часть, и вести эти работы будем поочередно. Скорее всего, по примеру трассы Шали – Сорочьи Горы – сначала одну сторону запустим, потом – встречную. Это то, что касается трех очередей 145-километрового отрезка. Кроме того, разрабатывается проект на четвертую очередь – на участок трассы Альметьевск – Бавлы протяженностью 98 километров.

 – Сколько времени необходимо, чтобы завершить укладку дорожной «одежды»?

– Теоретически все строительство автотрассы можно завершить за 2 - 2,5 года – конечно, при условии полного финансирования проекта. Компания «СМП-Нефтегаз» уже инвестировала в строительство магистрали 19,7 миллиардов рублей в первую очередь за счет нефтяного направления холдинга. У нас даже шутят: «Нефтяники из земли деньги качают, а мы нефтяные деньги обратно в землю закапываем». Однако сметная стоимость трассы Алексеевское – Альметьевск составляет более 64 миллиардов рублей. В столь короткие сроки где-то «раздобыть» необходимые для завершения проекта более 40 миллиардов рублей вряд ли возможно. 

Но проблема не только в финансировании: мы сталкиваемся с острой нехваткой квалифицированных специалистов в дорожной сфере – тех же машинистов скреперов, грейдеров, бульдозеристов… К сожалению, молодежь не идет. Бывает так, что новая, современная импортная техника простаивает, а посадить на нее просто некого.

– Почему молодежь не идет? Мало платите?

– Молодое поколение сегодня в принципе не идет в рабочие специальности. Вот в прошлом году в Алексеевском проводился конкурс профмастерства для молодых рабочих до 35 лет, так там в каждой специальности конкурсантов набралось всего по одному, максимум три человека! А зарплата у нас хорошая, при этом люди работают вахтовым методом – 15 дней в среднем по 10 - 12 часов в сутки, 15 – отдыхают.  Компания обеспечивает сотрудников всем необходимым: люди проживают в обустроенных строительных городках в комфортабельных вагончиках, есть баня, своя столовая, затраты на питание субсидируются компанией. Мы очень долго эту систему отлаживали. Помню, я работал в вахтовом городке в первый год строительства трассы, так в баню мы ходили мыться с фонариком, а питание возили из соседних деревень. Сегодня все бытовые вопросы отрегулированы. Вообще, социальная политика нашей компании направлена на привлечение молодых кадров. Это и достойная зарплата, и различные программы поддержки. К примеру, помощь в приобретении жилья по программе ипотеки, так как у компании есть свой банк, сотрудники могут рассчитывать на льготное кредитование, есть программы помощи тем людям, кто переезжает из других регионов. Если молодой человек проявляет себя на производстве, то у него есть возможность получить образование за счет компании – было бы желание работать. 

«ДЕПУТАТСКАЯ РАБОТА ДАЕТ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ»

– Эффективность работы компании, как правило, оценивается уровнем производительности труда. Считается, что в России этот уровень ниже, чем в западных странах. А в вашей компании?

– Все зависит от грамотной организации труда и, конечно, мотивации людей. График работы на строительстве магистрали круглосуточный в течение всего года. Думаю, что за год буквально по пальцам можно пересчитать дни простоя, причем это зависит исключительно от погодных условий, например, паводка. Как бы дежурно это ни звучало, но для увеличения производительности труда на таком объекте, который строим мы, в первую очередь необходимо оптимально сгруппировать технику и грамотно спланировать последовательность работ с обязательным соблюдением технологии производства. У нас, например, дорожно-строительная лаборатория скрупулезно выполняет контроль технологических моментов на каждом этапе. При этом приступить к последующему этапу работ невозможно без положительного заключения лаборатории. Что касается мотивации сотрудников – у нас есть норма выработки на каждого трудящегося. Но с учетом того, что мы внедряем новую технику, оборудование для облегчения труда, эту норму мы ежегодно повышаем. Сегодня я точно знаю, что наши работники делают полторы нормы и даже больше, тем более что и зарплата напрямую от этого зависит.  Помню, лет 10 лет назад я с ужасом смотрел на гору, которую надо «срезать» – как мы ее разработаем? А сегодня для меня это вообще не проблема. Вот у меня стоит план – перевезти за месяц 330 тысяч кубометров грунта, если перевезу меньше – премию не получу. Но мы стабильно делаем больший объем – порядка 400 тысяч кубометров. Так что производительность в нашей компании высокая. Конечно, многое зависит от конкретных людей. Бывает так, что приходит из деревни человек, просится на работу, берем его. А он большую часть времени стоит на ремонте, потому что те 20 «ремонтных» тысяч рублей для деревни – выше крыши! Зачем ему напрягаться? Таких мы просим покинуть компанию.

– Недавно вы победили на местных допвыборах в Альметьевске – прошли в состав депутатов городского совета. В Альметьевске в вашем  Интернациональном округе развернулась настоящая конкурентная битва. Было любопытно наблюдать, как на муниципальном уровне разгораются такие почти драматические события…

– Вы знаете, я очень благодарен своим оппонентам по выборам, некоторые выбрали политику исходить не из своих дел, а из дел конкурента, и это мне очень помогло. В результате мои избиратели узнали обо мне намного больше и лучше, чем из официальных данных, и доверили мне свои голоса. Выборы были сложными, потому что это не масштабные выборы по всем округам – тогда бывает проще. Мы встречались жителями, и я не обещал им золотые горы, а, наоборот, спрашивал, что они хотят видеть от работы депутата. В результате составили программу действий, что поэтапно будем делать в ближайшие три года.

– Почему вы решили заняться еще и этой работой? Вам недостаточно производственной деятельности?

– Все просто: компания «СМП-Нефтегаз» долгие годы помогает этому округу, мы ремонтируем дороги, школу модернизировали... Интернациональный округ – это старая часть Альметьевска, здесь в основном живут пожилые люди в частном секторе, и их проблемы нам хорошо известны. Честно признаюсь, если бы мне предложили избираться в другом округе, я бы, скорее всего, отказался.  К тому же депутатская работа – это определенный опыт: посмотреть, как происходит взаимодействие людей и власти, как ведется работа городских структур. Когда занимаешься только бизнесом, со временем начинаешь черстветь, а депутатская работа дает понимание проблем людей, в том числе и тех, которые трудятся в компании.