Фарид Мухаметшин Фарид Мухаметшин охарактеризовал основной финансовый закон республики как «бюджет возможностей в нынешних экономических условиях». В ноябре законопроект о бюджете республики пройдет процедуру второго чтения Фото: tatarstan.ru

БЮДЖЕТ РТ − 2018: СРЕДНЕРОССИЙСКИЙ РОСТ ВРП, ФЕДЕРАЛЫ СОКРАЩАЮТ СОФИНАНСИРОВАНИЕ И ДЕФИЦИТ В 2,6 МЛРД РУБЛЕЙ

После того как накануне первые лица республики, депутаты впервые развернуто высказались о прокурорских проверках в школах, связанных с «языковым вопросом», так и не завершенное 33-е заседание Госсовета РТ продолжилось принятием в первом чтении республиканского бюджета − 2018 с планом до 2020 года.

Для начала замминистра экономики РТ Олег Пелевин рассказал депутатам о базовом сценарии бюджетного планирования на три года: цена нефти сорта Urals — на уровне $ 40,8−42,4 за баррель, рост курса доллара — с 69,8 рубля в 2018 году до 72,7 рубля в 2020 году. Объем ВРП по итогам этого года ожидается на уровне 2,072 трлн рублей при динамике в 102,8%. В целом в ближайшие три года рост экономики республики прогнозируется в диапазоне 103 - 103,8%.

«Каков прогноз по ВРП у соседних субъектов?» — спросил Пелевина замглавы комитета по экономике Марат Галеев. Замминистра ответил, что эти показатели анализируются, например, у Башкортостана, Самарской, Нижегородской областей, Москвы и Санкт-Петербурга рост ожидается на уровне 102%. «В целом рост на уровне среднероссийских показателей», — заявил Пелевин, уточнив уже на вопрос депутата Артема Прокофьева, что ВРП к 2030 году должен составить 5 трлн рублей, а рост производительности труда в сопоставимых ценах будет колебаться от 1 до 3,5%. По словам замминистра, в текущем году на развитие потребкооперации выделили 150 млн рублей, а на будущий год расходы вырастут до 250 млн рублей.

Рафаэль Юнусов Рафаэль Юнусов: «Есть ли угроза осуществления проектов, рассчитанных на пять и более лет?» Фото: tatarstan.ru

Депутат Рафаэль Юнусов напомнил, что ранее федералы выделяли на госпрограммы 80% средств, а оставшиеся 20% — республика, сейчас пропорция изменилась (58% выделяют федералы, а 42% — республика). «Есть ли угроза осуществления проектов, рассчитанных на пять и более лет?» — спросил Юнусов. Пелевин успокоил, что работа по госпрограммам продолжается и все они будут выполнены.

По данным минфина РТ, доходы бюджета республики на 2018 год запланированы в сумме 196,4 млрд рублей, в 2019-м — 199,3 млрд рублей, в 2020 году — 203,4 млрд рублей. Расходы на 2018 год — 199 млрд рублей, в 2019 году — 203,8 млрд рублей, в 2020-м — 209,4 млрд рублей. Дефицит бюджета РТ в 2018 году — 2,6 млрд рублей, в 2019-м — 4,4 млрд рублей, в 2020 году — 5,9 млрд рублей.

Ранее сообщалось, что расходная часть консолидированного бюджета без учета федеральных средств на 2018 год прогнозируется в объеме 230,1 млрд рублей, в 2019 году — 235,8 млрд рублей, в 2020 году — 243,7 млрд рублей. Дефицит консолидированного бюджета в 2018-м составит 6,1 млрд рублей, в 2019-м — 6 млрд рублей, в 2020-м — 5,9 млрд рублей.

Радик Гайзатулли Радик Гайзатуллин: «Но пока здесь не участвуют федеральные средства, однако мы знаем, что на всю страну в бюджете России есть 5 миллиардов, но эти средства не распределены» Фото: gossov.tatarstan.ru

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ГОСДОЛГА, НАПРЯЖЕНИЕ В СБОРЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, АДАПТАЦИЯ БЮДЖЕТА К РЕАЛИЯМ

По состоянию на 1 января 2019 года верхний предел государственного внутреннего долга РТ прогнозируется в размере 92,4 млрд рублей, в 2020 и 2021 годах этот показатель должен составить 89 млрд рублей.

«Основной госдолг у нас не увеличивается», — сообщил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Надо сказать, что депутаты чуть позднее сразу в трех чтениях дали добро на заключение допспоглашений к уже заключенным с федералами договорам о бюджетных кредитах.

Срок выплаты бюджетных кредитов перенесли на 2027 год, а их возврат распределили на 10 лет (до 2036 года), оставив кредитную ставку на прежнем уровне (0,1%). Нереструктуризированными остались 5,7 млрд рублей, но в минфине рассчитывают на то, что есть все шансы на включение и этой суммы в реструктуризацию.

Прокофьев заметил, что доходы по налогу на прибыль в 2018 году прогнозируют на уровне 71 млрд рублей, тогда как в этом году этот показатель уже составляет 74 млрд рублей, и это достижение может быть повторено только в 2020 году. «С чем связано понижение показателя?» — спросил депутат.

Гайзатуллинн пояснил, что проект сформирован на озвученных сценарных условиях, а 71 млрд рублей заложили после встреч с предприятиями, которые формируют 60 - 70% этого налога. «Мы считаем, что эта цифра очень даже обоснована», — сказал министр.

«Но напряжена», — добавил председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Гайзатуллин затем добавил, что за три года на поддержку малых и средних предприятий направят 1 млрд рублей. «Но пока здесь не участвуют федеральные средства, однако мы знаем, что на всю страну в бюджете России есть 5 миллиардов, но эти средства не распределены», — уточнил министр, поэтому сумма расходов меньше, чем в 2017 году.

Депутат Леонид Барышев обратил внимание главы минфина на то, что в материалах бюджета уровень зарплат с нынешних 31,4 тыс. поднялся до 32,8 тыс. рублей, а на слайдах суммы ниже. «Да, сумма несколько отличается, — сказал Гайзатуллин. — Дело в том, что методика расчета для всех субъектов несколько отличается от той, по которой считаем мы».

Ранее министр финансов РТ сообщал, что в бюджете расходы на заработную плату на будущий год  увеличиваются на 19,5 млрд рублей в соответствии с «майскими указами» Владимира Путина.

Леонид Якунин Леонид Якунин: «Бюджет жесткий, но социально ориентированный» Фото: Сергей Елагин

«В целом бюджет направлен на адаптацию бюджетных ресурсов к новым экономическим реалиям, созданы условия для устойчивого социально-экономического развития», — прокомментировал финансовый документ глава комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин. По его словам, прогнозируется сокращение межбюджетных трансфертов, снижается уровень софинансирования, остается высокой долговая нагрузка, но с учетом реструктуризации долгов будут снижены выплаты долга бюджету РФ. «Бюджет жесткий, но социально ориентированный», — добавил глава комитета.

Альберт Хабибуллин Альберт Хабибуллин уточнил, что речь идет об увеличении предельного возраста для чиновников в категории «Руководители» высшей группы должностей государственной службы Фото: gossov.tatarstan.ru

ЧИНОВНИКАМ РТ ПРОДЛИЛИ ПРЕДЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ПРЕБЫВАНИЯ НА ГОССЛУЖБЕ ДО 70 ЛЕТ, СПОР О ДЕТЯХ ВОЙНЫ

Весьма любопытным оказалось принятие депутатами Госсовета РТ сразу в трех чтениях законопроекта об увеличении предельного возраста пребывания на госслужбе до 70 лет.

В ходе доклада глава комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин уточнил, что речь идет об увеличении предельного возраста для чиновников в категории «Руководители» высшей группы должностей государственной службы.

Также законопроект заменил понятие «дополнительное профессиональное образование» чиновников на «профессиональное развитие».

Резко против федерального законопроекта о статусе детей Великой Отечественной войны, подготовленного собранием депутатов Ненецкого автономного округа, высказались депутаты-коммунисты Госсовета. Напомним, ранее проект федерального закона о детях войны, предложенный, в частности, Госсоветом РТ с подачи местных коммунистов, в Госдуме посчитали нецелесообразным.

Хафиз Миргалимов Хафиз Миргалимов: «Он ничего не говорит, ничего не решает, этот закон пустой!» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Он ничего не говорит, ничего не решает, этот закон пустой! — заявил глава фракции КПРФ в Госсовете Хафиз Миргалимов, которого не устроила формулировка проекта закона. — Посмотрите, что они пишут! Устанавливается только статус!»

В законопроекте указано: «К категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 9 мая 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны. К данной категории не относятся лица, отбывавшие наказание в местах лишения свободы в этот период».

«Сейчас этот закон направлен на то, чтобы был принят такой статус этих детей, а вы против. Я вас не понимаю», — сказал Мухаметшин, а Миргалимов и вовсе предложил внести изменение в предложенную другими инициативу.

«Как ты можешь залезать в чужую инициативу?» — остановил Миргалимова спикер. Прокофьев уточнил, что с принятием подобного закона уже существующих мер поддержки могут лишиться дети войны в регионах, где приняты нормативные акты об их социальной поддержке. Впрочем, принятие закона депутаты Госсовета поддержали единогласно, в том числе и коммунисты.

Артем Прокофьев Артем Прокофьев: «Поддерживать эту инициативу ни в коем случае нельзя!» Фото: Сергей Елагин

ГОССОВЕТ ДАСТ БОЙ «НАЛИВАЙКАМ» В ГОСДУМЕ, А КОММУНИСТЫ ВНОВЬ ВЫСТУПИЛИ ПРОТИВ УЖЕСТОЧЕНИЯ ЗАКОНА О МИТИНГАХ

Также фракция КПРФ выступила резко против принятия в РТ поправок, аналогичных поправкам в федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Законопроект практически повторяет местную инициативу, которую депутаты ГС приняли весной этого года и которая ужесточила проведение митингов.

«Поддерживать эту инициативу ни в коем случае нельзя! — сказал Прокофьев. — Мы выступали против тех изменений. Коротко суть этого закона: у нас, оказывается, авторы скрывают подлинные причины проведения мероприятия от участников и органов власти. Это абсурд! Как приглашать людей, не указывая причины? Хоть один пример того, что у нас хоть один участник митинга пожаловался на то, что его обманули, применяя резолюцию. Не было ни одной жалобы! А нам говорят, что такая практика! Поэтому все это надуманно, высосано из пальца! Естественно, растет протестная активность, но причина не в том, что цели не указаны, причины в другом! Мы 7 целей прописали, а нам все равно отказывают! Видите ли, недостаточно точно! Это не совершенствование, это усложнение права на свободу собраний». В итоге 7 депутатов высказались против принятия законопроекта, 65 одобрили.

Единогласно парламентарии высказались за продвижение на федеральном уровне законодательной инициативы о возврате к существовавшей схеме регулирования продажи алкогольной продукции.

«Сейчас будут из Москвы, Государственной Думы принимать решения в Актаныше, Агрызе, в Хабаровске — где угодно — о том, можно в этом ресторанчике продавать спиртные напитки или нельзя. Кому это виднее? Местным, региональным властям. Так или нет? Я этого дела не понимаю, поэтому поддерживаю. Думаю, что такой законопроект надо будет серьезно продвигать на федеральном уровне. За ним нужно не просто отправить, а ноги к нему приделать», — высказался один из народных избранников.

Ранее депутаты Госсовета взбунтовались против возврата во дворы «наливаек», чего требуют изменения федерального законодательства, принятые в июле 2017 года. Так, федеральным законом регионы были лишены права ограничивать и запрещать розничную продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания. Депутаты посчитали, что принятый 6 марта 2015 года закон РТ N 10-ЗРТ «О дополнительных ограничениях времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории РТ» изменять не стоит.