Ирина Лобашева Ирина Лобашева: «Деятельность вуза, созданного с такими трудами и усилиями, прекращается так нелепо и досадно, просто на волне молчаливого равнодушия» Фото: из личного архива Ирины Лобашовой

«ИСКАТЬ ВИНОВАТОГО В ТОМ, ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ ИНСТИТУТ УЖЕ ОФИЦИАЛЬНО ЗАКРЫТ, — ПОСЛЕДНЕЕ ДЕЛО»

В очередной 120-летний юбилейный год Баки Урманче, основателя профессионального национального искусства Татарстана, неизбежно задаешься вопросом: чтобы он, прошедший репрессии и гонения, славу и признание, столько сил посвятивший искусству края, сказал по поводу нынешнего состояния дел в местной художественной среде, тупиковых проблем в художественном образовании, как бы отнесся к этому? Ответ, казалось бы, очевиден: всех, кто причастен к искусству республики и города, волнует сложившаяся безвыходная обстановка в сфере высшего академического художественного образования в Казани.

Обращаясь к современной ситуации с теперь уже официально безнадежным положением казанского филиала МГАХИ имени Сурикова, хотелось бы сразу обозначить, что обзор посвящен аналитике процесса развития академического художественного образования в Казани, выявлению его глубинных исторических и современных взаимосвязей, важности этого явления именно здесь и именно сейчас, несмотря на свершившийся факт закрытия вуза.

Главным для автора стало не фактическое изложение достигнутых результатов, вроде некоего показательного отчета — «какие мы хорошие!», — хотя и о результатах, безусловно, будет сказано, или же обвинение в чей-то адрес, поскольку искать виноватого в том, почему сегодня институт уже официально закрыт, — последнее дело. Как известно, никогда не бывает виноватым кто-то один или двое, или трое «назначенных» на эту роль, такие поиски крайнего всегда имеют некую субъективность видения, поскольку столь серьезное большое дело не может умереть по желанию небольшой горстки людей — только стечение ряда поворотных обстоятельств способно в сумме создать такую ситуацию.

Охватывая мысленно все последние годы становления художественного вуза в Казани, в памяти невольно возникают параллели с историей. И хотя прямые аналогии здесь вряд ли возможны, точки пересечения все же есть, они находятся без труда, а потому обратимся сначала к некоторым историческим фактам, особо акцентируя важные моменты и раскрывая предысторию, истоки нашей темы.

Давняя и славная история специального художественного образования в Казани, богатая знаменитыми именами и яркими событиями, складывалась десятилетиями и насчитывает уже более 120 лет. Конечно, главная заслуга в этом принадлежит легендарной Казанской художественной школе (КХШ), созданной в 1895 году по инициативе местных художников — выпускников Императорской академии художеств. Отдельно хочется подчеркнуть, что это начинание было всячески поддержано местными властями, которые постоянно оказывали эту поддержку в периоды становления и расцвета школы, о чем упоминается в специальных источниках. Известные мастера искусства России Николай Фешин, Павел Беньков, Давид Бурлюк, Урманче, Александр Родченко, Павел Радимов прошли обучение в стенах школы, а затем многие из них и сами преподавали в ней. Традиции КХШ достойно продолжило в советский период Казанское художественное училище, успешное развитие которого продолжается и по сей день.

Давняя и славная история специального художественного образования в Казани, богатая знаменитыми именами и яркими событиями, складывалась десятилетиями и насчитывает уже более 120 лет Давняя и славная история специального художественного образования в Казани, богатая знаменитыми именами и яркими событиями, складывалась десятилетиями и насчитывает уже более 120 лет Фото: «БИЗНЕС Online»

«КАЗАНЬ ВОШЛА В ЧИСЛО ИЗБРАННЫХ АКАДЕМИЙ ГОРОДОВ РОССИИ, ГДЕ БЫЛИ УСТРОЕНЫ ПОДОБНО КАЗАНСКОЙ СВОИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ»

Подчеркнем тот факт, что Казань вошла в число избранных академией городов России, где были устроены, подобно Казанской, свои художественные школы. Исключительное положение школы, ее уникальность становятся очевидными, если вспомнить еще и о том, что наша школа была организована именно как образец для подражания, эталон академической школы среднего звена, ученики которой затем поступали в академию. И сама академия не скупилась ни в средствах, выделив для строительства прекрасного здания школы весьма приличную сумму, ни в учебных материалах. Но, конечно же, главное внимание она уделяла программному и методическому обеспечению, преподавательским кадрам, посылая сюда своих лучших выпускников, прославившихся еще в стенах академии: это Фешин, Беньков, Карл Мюфке и многие другие известные художники.

Кроме того, очень важно то, что Казань вошла в поле зрения академии, реформированной передвижниками в 1894 году, сразу же после этих перемен, попав, по сути, в число городов-единиц, где уделялось такое повышенное внимание в организации специальной академической школы, вошла на правах особой приоритетности. С чем же это было связано? Секрета здесь нет. Многие исследователи прежде всего приводят главным доводом территориальное расположение Казани как центра Волжско-Камского региона и Зауралья, а также место сосредоточения различных национальностей, в том числе малых народов, что также было особо отмечено в академических документах по организации школы. Но если глубже взглянуть на причины такого особенного внимания, то открываются иные, чрезвычайно интересные взаимосвязи.

Конечно, «новая» реформированная академия проводила свою политику возрождения былой славы главного и, по сути, единственного высшего учебного художественного заведения страны, дабы успешно закрепиться в регионах и конкурировать с многочисленными частными школами и студиями рисования, повсеместно появившихся в это время в России. По понятным причинам стратегия нового руководства академии в деле пропаганды своей деятельности опиралась на надежные, заведомо успешные начинания (организация художественных школ, передача произведений в местные художественные фонды, устройство выставок) и для их осуществления выбирала крупные культурные и научные центры России, города, где имелись сложившиеся образовательные традиции. И конечно, город Казань как один из старейших крупных университетских центров не мог остаться незамеченным в этом выборе. Важно было и то, что в университете велось преподавание изящных искусств, а позже даже возникла кафедра истории искусств и музей изящных искусств.

Казанский императорский университет не был единственным высшим учебным заведением в крае. В 1842 году возобновила работу Казанская императорская духовная академия — высшее православное образовательное учреждение; в 1874 году был открыт Казанский ветеринарный институт; восстановленные в 1906 году Казанские высшие женские курсы обрели статус неправительственного вуза университетского типа.

«В КАЗАНИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ ИМЕЛИСЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАЗНОГО ТИПА»

Довольно разнообразно было представлено и среднее профессиональное образование: промышленное техническое училище — первое среднее химическое учебное заведение в России, музыкальная школа Рудольфа Гуммерта, юнкерское пехотное училище, коммерческое училище, учительский институт, среди которых свое место заняла и художественная школа. В конце столетия в Казани действовали четыре мужских и три женских гимназии, реальное училище, ремесленное училище, а также Родионовский институт благородных девиц.

Кроме того, в Казани исторически сложилась система мусульманских образовательных учреждений: от начальных и средних медресе до высшей мусульманской школы. Так, высшее духовное образование давало в то время знаменитое медресе «Мухаммадия», учрежденное в 1882 году имамом пятой соборной мечети Галимджаном Баруди и его отцом — купцом Мухамметзяном Галеевым, в честь которого оно и было названо, где преподавание религиозных дисциплин велось наряду со светскими. Очевидно, что в Казани конца XIX — начала XX веков имелись все возможности для получения образования разного типа представителями различных национальностей, конфессий, сословий, достатка и пола.

Таким образом, в городе существовала среда, чрезвычайно благоприятная в общекультурном смысле: обширный слой профессорско-преподавательского состава и студенчества создавал прогрессивную атмосферу демократичности, любознательности, задавал общий уровень эрудированности и поддержки культурных и научных интересов широкого общества Казани. Кроме того, в городе были свой театр, свои кружки любителей театра, музыки, литературные салоны, объединившиеся в том же 1895 году в Казанское общество любителей изящных искусств, процветало издательское дело. Регулярно устраивались выставки как местных художников, так и широко известные всей стране товарищества передвижных выставок, и наконец, выставки самой академии художеств. Край был богат меценатами и коллекционерами, в частности, не нуждающийся в представлении знаменитый Андрей Лихачев и его не менее известный брат Иван Лихачев, подаривший городу коллекцию покойного брата для организации городского музея опять же в том самом благодатном для казанского искусства 1895 году.

Несмотря на все перипетии времени крутых исторических переворотов, школа не прерывала своей деятельности вплоть до сегодняшних дней Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

«ШКОЛА НЕ ПРЕРЫВАЛА СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИ ВО ВРЕМЯ ЛИХИХ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ЛЕТ, НИ ПЕРИОДА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, НИ ТЯЖЕЛОГО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ»

Эти составляющие гарантировали надежную и постоянную (а не эпизодическую) поддержку и успех в деле развития специальной художественной школы в условиях той самой необходимой демократичной среды, дух которой соответствовал духу пореформенной академии, и все это, безусловно, тщательным образом учитывалось самой академией. Именно поэтому появление школы получило такой резонанс в обществе, стало событием исторического масштаба. Она обрела значимость центра художественной жизни не только города, но и края в целом, в ней рождались профессиональные художественные кадры, проходили грандиозные выставки, и не было нужды в саморекламе, в оправдании своей деятельности: все сошлось благоприятным образом и было востребовано самим временем.

Несмотря на все перипетии времени крутых исторических переворотов, лихих революционных лет, периода гражданской войны, а затем и тяжелого военного времени Великой Отечественной, школа не прерывала своей деятельности вплоть до сегодняшних дней, такова оказалась сила этого мощного истока, родника казанской художественной жизни. Лишь ее наименования менялись, но вот уже более полвека это прославленное учебное заведение именуется как «Казанское художественное училище». Сравнительно недавно, с 2006 года, появилось наконец обозначение «имени Н.И. Фешина», в память о знаменитом земляке, преподававшем в школе и до сих пор оказывающим влияние на формирование молодых художников, отчего заведение всегда именовалось в художественной среде как «фешинское».

Я не случайно дала столь подробный экскурс в историческую обстановку появления школы, с аналитикой самого этого процесса: многие принципиальные исторические моменты, события, двигаясь по спирали, имеют свойство повторяться либо трансформироваться в современности.

Как же складывалась и складывается история школы теперь? Каковы достижения, удачи и поражения, как происходило ее развитие в области высшей ступени художественного образования в Казани, безусловно, востребованной нынешним временем так же, как когда-то появление КХШ?

Небольшой опыт преобразования КХШ в художественный вуз уже был. Краткий период своей истории, всего несколько лет, школа имела статус высшего учебного заведения и именовалась как Высшие художественно-технические мастерские, далее, в первой половине 1920-х годов, — Казанский художественно-технический институт и затем — АРХУМАС, вновь с понижением статуса до среднего. Несколько лет его ректором был архитектор Федор Гаврилов — талантливый педагог, подвижник и энтузиаст художественного образования в Казани. Это был взлет, продолженный АРХУМАСом, когда различные течения в искусстве сосуществовали отнюдь не в мирном благополучии, а в принципиальной, созидательной борьбе, последовательно отстаивая свои творческие позиции, однако всем находилось место под крышей школы. К сожалению, ранняя смерть Гаврилова, сложности финансового характера, отсутствие поддержки свыше и ряд других обстоятельств сыграли свою роль в том, что школе вновь был возвращен статус среднего специального учебного заведения, и одно время она даже именовалась техникумом. В это же время, в 1926 году, школа почти на 80 лет была выселена из своего родного здания.

Так, в этом статусе Казанское художественное училище существует и сейчас (директор — Ольга Гильмутдинова), процветая и развиваясь, оно занимает ведущее положение среди специальных художественных учебных заведений, являясь базовым центром художественных училищ Поволжской методической зоны.

Однако идеи, мысли о необходимости, востребованности возрождения художественного института в Казани как недостающего высшего звена в цепочке «школа — училище — вуз» существовали всегда, и обсуждения этой темы особенно активизировались с наступлением 2000-х годов. Ведь современная жизнь, осложненная не только социальными, экономическими и политическими явлениями нашей жизни, но и огромным информационным потоком, многочисленными техническими нововведениями, компьютерной техникой, интернетом заставляет «быть в форме», идти в ногу со временем. Тотальность высшего образования очевидна и необходима, и нынешний молодой художник хочет соответствовать этому общему ритму, где интеллект, эрудированность, широту кругозора и, конечно же, степень самого мастерства дает именно высшая школа.

Идея созданиия художественного вуза в Казани в том же здании школы была поддержана на самом высшем уровне Минтимером Шаймиевым Идея созданиия художественного вуза в Казани в том же здании школы была поддержана на самом высшем уровне Минтимером Шаймиевым Фото: «БИЗНЕС Online»

«ИДЕЯ БЫЛА ПОДДЕРЖАНА МИНТИМЕРОМ ШАЙМИЕВЫМ, ДАЛЬНОВИДНЫМ ПОЛИТИКОМ РОССИЙСКОГО МАСШТАБА»

Когда в 2005 году училищу было возвращено собственное здание, вопрос о создании художественного вуза в Казани в том же здании школы стал наиболее энергично подниматься и на высшем уровне. Наконец, эта идея, инициированная казанскими художниками, руководством и преподавательским составом училища, была поддержана на самом высшем уровне тогдашним президентом РТ Минтимером Шаймиевым, дальновидным политиком российского масштаба, а вслед за ним и министерством культуры Татарстана, и с этого момента она стала обретать реальные черты воплощения в жизнь.

Поскольку большинство инициаторов были выпускниками знаменитого художественного института имени Сурикова, то прежде всего взоры казанских учредителей обратились именно к этому вузу и к Академии художеств России, в систему которой вуз входил наряду с Петербургским институтом живописи, ваяния и зодчества имени Репина. Обсуждения этого вопроса с президентом Академии художеств Зурабом Церетели поставили положительную точку в переговорах, и начались подготовительные работы по открытию вуза. Так, определенным образом история повторилась: инициатива снизу, от местных художников, была одобрена и весомо поддержана местными властями, при непосредственном участии Академии художеств, как и сто с лишним лет назад.

Официальное открытие института состоялось в марте 2008 года, (директор филиала заслуженный деятель искусств РТ Махмут Вагапов, в прошлом сам выпускник МГАХИ имени Сурикова). Приемные экзамены и первый набор студентов прошли в конце 2008 года, непосредственный учебный процесс начался в 2009 году. Первым открылся скульптурный факультет, в последующие учебные годы помимо скульптурного осуществлялся набор на живописный и графический факультеты.

Открытие на базе старейшей школы художественного ВУЗа в Казани, единственного филиала одной из главных высших школ изобразительного искусства в стране — Московского государственного академического художественного института имени Сурикова — стало важнейшим и долгожданным событием в культурной жизни не только Республики Татарстан, но и всех близлежащих регионов. Ведь Казань, занимая уникальное местоположение, всегда была сосредоточием творческих сил ближайших республик и регионов, точкой пересечения культур Европы и Азии, одновременно с этим она близко расположена к столицам страны, и это обстоятельство накладывает на столицу Татарстана особую миссию проводника, посредника между российской глубинкой, разными народами страны и Москвой и Петербургом. То есть, как и ранее, территориальная привлекательность Казани была и остается очень важной и приобретает в настоящее время еще бóльшую значимость. Первые же наборы студентов подтвердили это. Помимо ребят из Татарстана география обучающихся была чрезвычайно широка. Будущие художники приехали из Петрозаводска, Самары, Пензы, Ульяновска, Саратова, Краснодара, из национальных республик Поволжья — Башкортостана, Удмуртии, Марий Эл, Чувашии.

Кроме того, немаловажным остается то обстоятельство, что в финансовом отношении не все талантливые ребята имеют возможность учиться в столицах, а пребывание и обучение в Казани на порядки дешевле столичных. Дать возможность раскрыться в полной мере способным, но отнюдь небогатым молодым художникам — еще одна важнейшая миссия, поскольку в Казани для этого все имеется: мощная культурная среда, обилие и разнообразие выставочной деятельности, сильный преподавательский потенциал, методическая база и, наконец, специальное великолепное здание.

Официальное открытие института состоялось в марте 2008 года, директором филиала стал заслуженный деятель искусств РТ Махмут Вагапов, в прошлом сам выпускник МГАХИ имени Сурикова Официальное открытие института состоялось в марте 2008 года, директором филиала стал заслуженный деятель искусств РТ Махмут Вагапов — в прошлом сам выпускник МГАХИ имени Сурикова Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

«В РЕЗУЛЬТАТЕ ТАКОГО ОТТОКА В КАЗАНИ, НЕКОГДА МОЩНОМ И ВЕДУЩЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ЦЕНТРЕ СТРАНЫ, ОБРАЗОВАЛСЯ БОЛЬШОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВАКУУМ»

Другая важнейшая сторона этой проблемы, которую также должно было решить создание института в Казани, — необходимость ликвидировать те значительные лакуны, которые образовались в последние десятилетия в результате отъезда многих выпускников училища в столицы, откуда, как правило, возвращались и сейчас возвращаются лишь единицы. Ведь в результате такого оттока в Казани, некогда мощном и ведущем художественном центре страны, образовался большой художественный вакуум, уже сейчас с трудом компенсируемый поколением художников 1980–90-х, что может привести к упадку местного художественного цеха, и без того испытывающего большие сложности.

И все разговоры о том, что у нас якобы стало слишком много художников, аргументом чему служат известные распри сразу между несколькими художественными союзами, появившимися в последние десятилетия на волне так называемой демократизации общества, совершенно беспочвенны. Поскольку именно то, что в казанском художественном сообществе существует такая номенклатурная дробность в виде нескольких союзов — не по стилевым убеждениям, не по принципиальным позициям в искусстве, как это было в начале ХХ века, а по статусной форме, по искусственной иерархии — говорит о том, что казанское искусство уже находится в глубоком кризисе. Это давно пора признать, поскольку в его рядах нет единства, единства не идейного (нынешнее время давно отказалось от верования по принуждению в какую-либо одну идею), а творческого, цехового, нет того общего важного конструктивного, созидательного начала, способствующего действительно творческому объединению. Впрочем, такая ситуация нынче не новость — период безвременья характеризует искусство многих регионов страны. И в таком состоянии развитие появившегося художественного вуза, безусловно, могло бы стать неким живительным источником, началом того самого объединения и для сложившихся мастеров, и для молодого поколения, возможностью консолидировать силы, придать значимость статусу художника в регионе.

Художественная Казань не впервые переживает подобное. Вновь заглянув в историю, на этот раз в 1930–40-е годы — период, когда в связи с репрессиями, войной и по другим причинам из Казани уехали многие ведущие художники, — увидим, что и тогда складывалась аналогичная ситуация, в серьезных центральных изданиях поднималась та же тема. В журнале «Творчество» вышла статья «Художественная жизнь Казани» искусствоведа Николая Машковцева, где говорилось: «Еще совсем недавно столица Татреспублики имела репутацию города, отличающегося развитой художественной культурой. В Казани постоянно устраивались выставки с участием художников Москвы и Ленинграда. Казанское художественное „сегодня“ представляется бесконечно менее отрадным, чем „вчера“». Автор также подчеркивает, что в Казани остались одни только живописцы, практически нет скульпторов, что некогда знаменитая казанская графика иссякла, не поощряется «работа графиков над станковым рисунком, а также в области создания эстампа» и, конечно, что надо возрождать былую славу художественного образования в Казани. О том же самом говорилось на различных заседаниях высокого уровня, в частности, на III пленуме оргкомитета союза советских художников СССР 1940 года.

За создание художественного вуза в Казани также неоднократно и очень активно ратовал действительный член Академии художеств России Харис Якупов, который начиная с 1951 года почти 25 лет был председателем союза художников РТ, председателем зонального выставкома «Большая Волга». Будучи ключевой, очень влиятельной в советский послевоенный период фигурой татарского изобразительного искусства, он также был создателем и руководителем творческой мастерской Академии художеств России в Казани и постоянно говорил о важности учреждения художественного института в Казани, понимая, как никто другой, необходимость и значимость этого недостающего звена художественной системы Татарстана.

«НУЖНЫ ХУДОЖНИКИ, КОТОРЫЕ ОЩУЩАЮТ ГОРОД КАК СВОЮ РОДИНУ, ЧУВСТВУЮТ ЕГО РИТМ И ДЫХАНИЕ, ХАРАКТЕР И ДУШУ, СЧИТАЮТ ЕГО СВОИМ»

Обращаясь к созданию казанского вуза в 2000-х, акцентируем, что ставка была сделана именно на академическое образование, и за этим также кроется очень многое. Казань, где высшее художественное образование присутствует так или иначе в различных вузах, в основном в прикладных специальностях (Институт культуры, КФУ, КГАСУ, КНИТУ-КАИ, КНИТУ-КХТИ и другие), до сих пор не имела такой возможности. Базовое академическое образование во все времена считалось фундаментом всякого учебного и научного процесса, в данном случае — творческого художественного процесса. И ожидать от него сиюминутной рентабельности, о которой твердят всюду чиновники, невозможно: это долгосрочные вложения в профессионализм высшего порядка, в высшую школу как таковую в широком, государственном значении, имеющую вес в мировом значении.

Для сферы изящных искусств это имеет особую ценность, так как на сегодняшний день в мировой практике остались единицы высших школ, и что очень важно, Россия в их числе, где академическое художественное образование сохранило свою целостность, систему поэтапного традиционного, классического освоения мастерства в противовес большинству европейских школ искусств, утративших подобную систему. Российская Академия художеств отмечает в этом году 260 лет со дня основания, и это весомый срок, в который, несмотря на исторические коллизии, удалось сберечь и обогатить собственную школу.

Дальновидность тогдашнего президента Татарстана выразилась в понимании этого, в осознании дальнейших перспектив культурного развития региона. Наряду с университетом как всестороннего оплота академической науки, а также консерватории как высшей академической школы музыкального искусства, Казань теперь приобретала и высшую академическую школу художественного образования. Причем, учитывая размах сегодняшней кампании против различных образовательных филиалов, отметим еще раз, что это единственный на сегодня филиал высшей академической художественной школы в стране. Казанский филиал МГАХИ открывался с условием, что в дальнейшем, встав на ноги, имея мощный потенциал, он после 2013 года преобразуется в самостоятельный академический вуз Поволжья и Приуралья, займет свое место наряду со столичными вузами в системе Академии художеств. И здесь вновь можно провести аналогии с тем, как в свое время Императорская академия художеств позиционировала открытие КХШ в качестве эталона для создания других школ страны.

Это ли не является утверждением того самого уровня столичности, к которому так стремится в последние годы столица Татарстана, представая перед восхищенными глазами гостей, туристов во всей красе древнего архитектурного облика, уникальной современной городской среды с парками и скверами, наполненных скульптурой, фонтанами, интересными художественными и техническими решениями? Ведь для поддержания и развития такого вида города либо же других жемчужин Татарстана (Болгара, Свияжска, Елабуги и других) недостаточно приглашенных извне мастеров — безусловно, нужны собственные крупные творческие силы, способные высокохудожественно осмыслить, прочувствовать богатую историю края, этническую особенность, уникальную толерантность его существования, неповторимость великолепных водных и холмистых ландшафтов. Необходимы высококлассные мастера разного профиля: архитекторы, живописцы, скульпторы, монументальщики, специалисты по стеклу и металлу. Нужны такие художники, которые ощущают город как свою родину, чувствуют его ритм и дыхание, характер и душу, считают его своим, живут в нем на протяжении многих лет и могут воплотить все эти чувства на достойном уровне, широко, полно, уверенно и смело. Такими были Урманче и Радимов, Якупов и Ильдар Зарипов, прекрасный монументалист Виктор Федоров и многие-многие другие, здесь хочется назвать очень разных влюбленных в свой город художников, скульпторов, архитекторов. Однако все перечисленные мастера получали высшее образование не в Казани, для казанских художников это всегда было сложно. И вот, наконец, своя высшая академическая школа!

. Культурные ценности, их сохранение и развитие — это наша душа, вечная основа, без которой нет дальнейшего пути, нет самодостаточности нации, имеющей собственную историю и достижения современности
©Елена Сунгатова, art16.ru

«ОПИРАТЬСЯ ЛИШЬ НА СПОРТИВНЫЕ ОБЪЕКТЫ, СТОЛЬ ПРИБЫЛЬНЫЕ И МОДНЫЕ СЕГОДНЯ, — БЫСТРЫЙ В ПЛАНЕ ПОПУЛЯРНОСТИ, НО ДОСТАТОЧНО ОПАСНЫЙ ПУТЬ»

Позволив себе некоторое отступление, думаем, будет уместно добавить к этому столичному аспекту еще следующее. Нужно понимать, что опираться лишь на спортивные объекты и спортивные мероприятия, столь прибыльные и модные сегодня, — быстрый в плане широкой популярности, но достаточно опасный путь. Ведь со временем имидж Казани как высокообразованного, культурного, студенческого современного города со своей историей, национальной выразительностью, очень разнообразного в своих выражениях может нивелироваться и прочно замениться на имидж узкого спортивного центра, некоей олимпийской деревни для спортивных форумов. Потеряется привлекательность Казани как города с традициями, а это неизбежно приведет к снижению того самого вожделенного столичного статуса, поскольку уровень столицы всегда предполагает уровень города со своей историей, богатой культурой. Амбиции подобной спортивной столичности тем самым могут оказать медвежью услугу и рикошетом ударить по ее вдохновителям. Стремление дать приоритет чему-то одному, забывая про все остальное, извечное желание так или иначе «все разрушить, ну а потом...» постоянно преследует нашу историю, доказательств тому немало. Но время тотального правления денежных знаков может иссякнуть как пыль, как прах, неожиданно и быстро, а что останется следующим поколениям? Огромные стадионы и комплексы для тренировки здорового тела — это замечательно, однако этого мало! В античности мудрые греки, прославляя культ здорового сильного тела и спорта, не забывали о художественном воплощении, эстетической образности красоты тела, и потому искусство переживало серьезный, качественно новый расцвет, в результате чего Греция стала колыбелью европейской, а вслед за ней и российской культуры.

Культурные ценности, их сохранение и развитие — это наша душа, вечная основа, народная идентичность, без которой нет дальнейшего пути, нет самодостаточности нации, осознающей себя уникальной, имеющей собственную историю и достижения современности. Утрата истинной, живой культуры невосполнима, ее невозможно заменить ничем — ни сувенирной продукцией низкого уровня, ни исконными, но слишком часто эксплуатируемыми символами вроде чак-чака или матрешки. Не пора ли прекратить вставать на одни и те же грабли, а постараться бережно и надежно сохранить все то, что уже есть, что достигалось такой ценой веками, десятилетиями?

Как складывались эти годы становления, возмужания долгожданного детища всей художественной общественности Казани? Процесс этот шел постепенно, динамично, был взят уверенный темп развития, и это движение шло по нарастающей. Первоочередной задачей для всех педагогов стало налаживание учебного процесса: освоение академических программ, методик преподавания рисунка, композиции, других специальных предметов; создание учебной базы по различным направлениям — станковая живопись, печатная графика, монументальное искусство, скульптура. Да и сам преподавательский коллектив, несмотря на сложности взаимоотношений между художниками, на протяжении нескольких лет формировался как коллектив единомышленников, в ядро которого вошли выпускники петербургской и московской школ искусства.

Ребята вслед за своими педагогами вышли на уровень крупных всероссийских и региональных выставок Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

«УЖЕ ЧЕРЕЗ ГОД ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ ВУЗА, В СТЕНАХ ШКОЛЫ СТАЛИ УСТРАИВАТЬСЯ СОБСТВЕННЫЕ ВЫСТАВКИ»

Для привлечения абитуриентов в институте совместно с Казанским художественным училищем проводились грандиозные по масштабам всероссийские научно-практические конференции и выставки художественных училищ всей страны. Так, например, в 2009 году, в самом начале деятельности института, к подобной конференции была приурочена выставка работ студентов 15 российских художественных училищ и училищ искусств. Их география охватывала крупные отечественные регионы: от Твери, Самары и Орла в центре России до Волгограда на юге, а также крупные города нескольких северо-восточных регионов страны — Челябинска, Оренбурга и Екатеринбурга. Участвовали и ближайшие соседи: Чебоксары, Нижний Новгород, Ижевск, Йошкар-Ола. Из Москвы в качестве кураторов приехали авторитетные педагоги, профессора МГАХИ имени Сурикова. Следует подчеркнуть, что многие из училищ тогда впервые за долгое время представляли результаты своей деятельности в Казани. Среди них — Екатеринбург, Вятка, Волгоград, Орел, Пенза, Самара. Небывалый размах этой встречи был вызван как дефицитом общения и желанием совместных решений основных проблем образовательного процесса, так и огромным интересом участников к появлению художественного института в Казани. Такой резонанс получило это событие! Как и ожидалось, ближайшие регионы сразу же отозвались на это начинание, что еще раз подтверждало потенциал и значимость Казани как крупнейшего центра художественной жизни волжско-камского региона.

Поначалу в казанском филиале проводились выставки работ студентов МГАХИ имени Сурикова, переданных столичным институтом в качестве методического материала для обучения. Такие передачи осуществлялись неоднократно, и в филиале сложился разнообразный методфонд довольно высокого уровня. Регулярно пополнялся и фонд библиотеки вуза. Это также заставляет вспомнить кураторство Академией художеств над КХШ, когда в школе была собрана коллекция программных академических работ, картины Репина, Шишкина, Маковского, других известных живописцев того времени, прекрасное собрание слепков и гравюр, составивших на рубеже XIX–XX веков целый музей школы.

Постепенно рос уровень подготовки студентов, крепло качество работ. Уже через год после открытия вуза, в стенах школы стали устраиваться собственные выставки преподавателей и студентов филиала. Наконец, ребята вслед за своими педагогами вышли и на уровень крупных всероссийских и региональных выставок, участвуя в таких знаковых проектах как «Большая Волга», или юбилейная выставка, посвященная Великой Отечественной войне, или же выставки молодых художников в Москве, Ульяновске, Саранске, Волгограде и других городах. Одной из крупных стала совместная выставка со столичным головным вузом, проведенная в Казани (2014) как своего рода итог пятилетней кропотливой работы по созданию института, где наши студенты продемонстрировали достойный уровень, не уступая своим московским собратьям.

Казанская скульптура начала свое возрождение после долгого тяжелого кризиса, наши ребята-скульпторы под руководством Асии Минуллиной (в центре) проявили себя на должной высоте Казанская скульптура начала свое возрождение после долгого тяжелого кризиса, наши ребята-скульпторы под руководством Асии Минуллиной (в центре) проявили себя на должной высоте Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

«ЧЕГО ВСЕГДА НЕ ХВАТАЛО ФИЛИАЛУ — ЭТО ГРАМОТНОЙ PR-КАМПАНИИ»

Успешно развивалось и скульптурное отделение. Когда в 2014 году состоялся самый первый выпуск филиала, и это было скульптурное отделение, дипломная комиссия, состоящая из ведущих скульпторов страны — преподавателей суриковского и репинского институтов — очень высоко оценила уровень подготовки молодых творцов. Участие в форумах «Тюрксой», регулярные международные симпозиумы по скульптуре, в том числе и в Казани, а также различные конкурсы показали, что казанская скульптура начала свое возрождение после долгого тяжелого кризиса и наши ребята-скульпторы под руководством Асии Миннуллиной также проявили себя на должном уровне. В результате этих показов молодые ваятели оставили свой весомый след в Казанском кремле и в парках города, на площадях и в скверах районных центров республики и даже в Москве, выполнив сложные тематически интересные скульптурные композиции. Сейчас в перспективе работы двух выпусков факультета — новые будущие проекты.

Дипломные защиты всех последующих выпусков филиала — а всего уже состоялось четыре выпуска — всегда становились ярким событием в Москве. Большинство дипломных работ оценивается на отличные оценки, и московские коллеги отмечают сильный уровень работ, не только не уступающий, а во многом превышающий планку столичного вуза.

Когда же мы слышим кулуарно и в прессе высказывания, направленные на дискредитацию имиджа и значимости филиала, о том, что подготовка в институте слабая, что уровень студентов низкий, достаточно обратиться к этим фактическим весомым результатам. С гордостью мы говорим о том, что наши ребята становятся лауреатами всевозможных конкурсов и симпозиумов, участвуют в международных пленэрах и форумах, получают дипломы и благодарности от Академии художеств. Совсем недавно, в июле 2017 года, несколько студентов филиала прошли отбор и поехали на знаменитый всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида» в Крым, где наша выпускница 2016 года А. Санникова выиграла сертификат в 200 тысяч рублей на реализацию своего проекта. И, пожалуй, чего всегда не хватало филиалу, так это грамотной пиар-кампании, большей и стабильной информации о нем самом, о его достижениях и успехах и, конечно же, весомой поддержки, причем поддержки разного уровня — от ближайшего художественного окружения в лице союза художников до внимания местных властей к положению института.

Логическим итогом этой энергичной, многоплановой работы явилось еще одно важное событие — создание отделения молодых художников при союзе художников, куда вошли 43 студента филиала. Вот они, реальные достижения вуза! Сколько сил, стараний, времени, затрат было вложено в то, чтобы вырастить эту профессиональную смену, достойных преемников традиций казанской школы! Понятно, что это и есть тот самый реальный мощный резерв, способный возместить вакуум в развитии художественной жизни республики, сложившийся с 1990-х годов. Однако и этот новый пласт нужно поддерживать, открывать перед ним новые вехи в искусстве.

Между тем общая ситуация с развитием культуры и образования в стране сильно изменилась. Известные реформы в российском образовании, а затем и в Академии наук и Академии художеств России проходят сложно и болезненно, с многочисленными обсуждениями и дискуссиями, и, пожалуй, имеют больше противников, чем сторонников.

Последние годы вуз медленно закрывался и постепенно умирал с каждым новым выпуском студентов Фото: ©Елена Сунгатова, art16.ru

«СТОЛИЧНОЕ УЧРЕДИТЕЛЬСТВО ЗАКОНЧИЛОСЬ НА ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ВУЗА»

Вопрос о дальнейшем существовании института встал с 2014 года, когда филиал должен был по договору полностью перейти на федеральное обеспечение, а его финансирование возлагалось на Российскую академию художеств. Но началась реорганизация самой академии. Из ее состава решено было вывести все художественное образование, и судьба вуза в Казани оказалась под вопросом, в результате чего филиал вуза не прошел аккредитацию, эта ситуация освещалась и активно обсуждалась в прессе 2014 года. Так, сегодняшние реформы, не в пример таковым в конце XIX века, не только не способствовали развитию, а напротив, поставили под удар само существование казанского филиала.

Объясняется это довольно просто. В отличие от нынешних нововведений, 120 лет назад Императорская академия сама проводила собственную реформу, ясно осознавая ее необходимость, поскольку нужен был выход из тупикового кризисного состояния, и, соответственно, она сама проявляла инициативу по укреплению собственного статуса и имиджа в провинции. Сейчас же эти реформы проводятся сверху, зачастую далеко не в пользу расширения деятельности Академии, а наоборот, по так называемой оптимизации сфер ее влияния — понятие, прочно закрепившееся в наши дни в различных областях бюджетного финансирования, и несмотря на всю оптимистичность звучания, означающее лишь одно: сокращение, свертывание, урезание и так далее. Отсюда необходимо понимать, что столичным кураторам сейчас не до казанского вуза, они решают собственные проблемы, и его развитие нужно прежде всего самой Казани, Татарстану.

Так, столичное учредительство закончилось на этапе становления вуза, а что же поддержка местных властей? Она существовала до сих пор. Однако в настоящее время по обязательствам правительства Татарстана филиал финансируется в самом ограниченном режиме (только зарплаты и коммунальные платежи). Набор в вуз не производится, то есть практически последние годы вуз медленно закрывался и постепенно умирал с каждым новым выпуском студентов.

Последнее недавнее событие подвело черту в истории института: в сентябре 2017 года в столичном вузе было принято решение о закрытии филиала с 5 октября текущего года... Оставшихся студентов переводят в Москву, а в Казани проводят официальную ликвидацию вуза. Так печально в очередной раз завершается еще одна история существования в Казани специализированного художественного вуза.

Работая с самого начала учебного процесса в филиале, будучи преподавателем истории искусства и других спецкурсов, куратором музейной практики, мне довелось стать живым свидетелем его становления и одновременно быть в некотором роде летописцем его истории, регулярно давая обзоры выставок и всевозможных мероприятий и событий, происходивших в его стенах. Потому это, так сказать, повествование из первых уст родилось естественным образом, с яснейшим пониманием всей глубины сложившейся ситуации, оно закономерно и выстрадано.

В 2018 году нашему филиалу исполнилось бы 10 лет, и это достаточно большой срок, первый опыт столь долгой истории высшего художественного академического образования в Казани, прерывать которую в высшей степени необдуманно, недальновидно. Однако деятельность вуза, созданного с такими трудами и усилиями, прекращается так нелепо и досадно, просто на волне молчаливого равнодушия, безразличия к нему, отговорок по поводу отсутствия средств для финансирования либо беспредметных упреков в его нерентабельности. Как известно, задача вуза — готовить профессионалов, давать знания и навыки, а материальное обеспечение этого вуза найдется всегда, когда есть понимание важности явления, значимости момента.

Ирина Лобашева