Когда Наиль Маганов в августе начал заменять руководство банка «Зенит» на выходцев из МДМ, все замерли в ожидании решительных действий новичков

«КРОВОПРОЛИТИЕ» НЕ СОСТОЯЛОСЬ

Когда Наиль Маганов в августе начал заменять руководство банка «Зенит» на выходцев из МДМ, все замерли в ожидании решительных действий новичков. В частности, не исключалась масштабная переоценка доставшегося от старой команды кредитного портфеля. Но «кровопускания» не произошло: вместо роста резервов по рискованным кредитам и, следовательно, роста убытков, в сентябре «Зенит» получил прирост чистой прибыли на 172,7 млн рублей и почти нулевой прирост капитала. Впрочем, возможно и другое: полное отражение убытков могло быть отложено именно до пополнения капитала —  дабы не пугать и без того встревоженную публику. Так в разное время действовали многие банки — татарстанские, федеральные и западные, в том числе во время зимнего кризиса в РТ.

Отметим, что заметно сократился корпоративный кредитный портфель банка. «Сокращение объема кредитования предприятий на 4,9 миллиарда рублей до 116,4 миллиарда произошло в рамках стратегии развития банка, направленной на повышение качества кредитного портфеля с учетом отраслевого таргетирования, — прокомментировали „БИЗНЕС Online“ в „Зените“ сокращение объема кредитования организаций. — Снижение объема произошло по отраслям, которые подвержены существенному влиянию кризисных явлений в экономике и кредитование которых будет производиться банком только на уровне предприятий — лидеров отрасли».

Но снижение корпоративного кредитного портфеля было компенсировано увеличением межбанковского кредитования. «Увеличение суммы выданных МБК на 2,4 миллиарда рублей до 8 миллиардов носило локальный характер, — говорят в „Зените“. — Банк имел избыточную ликвидность на конец отчетного периода и размещал ресурсы на короткий срок. Значительная часть указанных сделок истекла в первый рабочий день октября. При этом размещение денежных средств в МБК не носит стратегического характера. Что касается облигаций и кредитов, то увеличение вложений в тот или иной инструмент производится в рамках бюджетного плана, а также исходя из имеющихся в разработке кредитных или облигационных проектов. Выбор между кредитами и облигациями осуществляется на основе оптимального соотношения риск — доходность».

Пока же по итогам сентября капитал «Зенита» по форме 123 составляет 42,1 млрд рублей. Это явно больше аналогичного показателя годовой давности — 39,0 миллиардов. Отрадно и сокращение убытка: за 9 месяцев 2017 года он составил 1,1 млрд рублей, а за тот же период прошлого года — 5,8 миллиарда. Налицо признаки финансового оздоровления, что неудивительно с таким основным владельцем, как «Татнефть». Кстати, на днях международное кредитное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что расходы «Татнефти» на поддержку «Зенита» и «АК БАРС» Банка к 2020 году могут достичь 45 млрд рублей. Отметим, что в 2016-м и первом полугодии 2017 года «Татнефть» потратила на увеличение своей доли в «Зените» (до 71,12%) и «АК БАРС» Банке (до 17,24%) 26 млрд рублей. Но при этом такие большие вливания не отражаются на долгосрочном устойчивом рейтинге компании.

Таифовский «Аверс» в сентябре увеличил чистую прибыль еще на 259 млн до 1,7 млрд рублей (год назад — 1,5 миллиарда)

В ЧЕМ СИЛА, БРАТ «АВЕРС»? В ОСТАТКАХ!

А кто лидирует по прибыли? Да все тот же таифовский «Аверс» под руководством Камиля Юсупова, в сентябре увеличивший чистую прибыль еще на 259 млн до 1,7 млрд рублей (год назад — 1,5 миллиарда). В наше время, когда вся прибыль банковского сектора перетекла в федеральные госбанки, это подвиг. Один только Сбербанк заработал почти полтриллиона рублей, или половину прибыли всего российского банковского сектора. На скудном банковском ландшафте РТ прибыль «Аверса» и вовсе смотрится вызывающе — он аккумулировал 86% прибыли всех татарстанских банков. У ближайшего преследователя, колесовского Татсоцбанка, чистая прибыль за 9 месяцев меньше в 2,5 раза — 680 млн рублей.

«В чем сила, брат?» — хочется спросить подобно героям известного фильма. Ответ прост: «В остатках!» «Аверс», будучи расчетным банком мощной группы «ТАИФ», имеет очень большие остатки на счетах обслуживаемых предприятий (31,4 млрд рублей), ведь в ТАИФ входят такие высокоприбыльные предприятия, как «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез», а также несколько более скромные активы ТАИФ-НК, ТГК-16 и так далее. Кроме того, под контролем бенефициаров «Аверса» и весьма доходные малые нефтяные компании.

Больше остатки только у «АК БАРС» Банка — 37,4 млрд рублей. Но сравните нетто-активы «Аверса» и «АК БАРС» Банка — 130 млрд и 466 миллиардов! Вот и получается, что «остатки сладки». То есть по остаткам на расчетных счетах банки клиентам в основном не платят, и чем выше удельный вес остатков в активах банка, тем дешевле его ресурсная база. Вот и весь секрет высокой прибыли «Аверса».

Но столь дешевая ресурсная база имеет и другую сторону — остатки волатильны, то есть очень переменчивы. Чтобы уверенно работать на такой зыбкой ресурсной базе, необходим очень высокий уровень менеджмента ликвидности. К чести Юсупова и его команды, они уверенно демонстрируют это необходимое качество, вкладываясь преимущественно в короткие активы. Поэтому «Аверс» и бьет собственные рекорды по прибыльности.

К чести Камиля Юсупова и его команды, они уверенно демонстрируют уровень надежности, вкладываясь преимущественно в короткие активы. Поэтому «Аверс» и бьет собственные рекорды по прибыльности

ИГРЫ В РОССИЙСКИЙ CARRY TRADE

Проводимая Центробанком жесткая монетарная политика привела к тому, что реальная процентная ставка в России — одна из самых высоких в мире — составляет 5,3% годовых, на столько ключевая ставка (8,25%) ЦБ превышает инфляцию (по данным сентября, 2,96%). В США этот показатель отрицательный — ставка ФРС ниже, чем скорость, с которой растут цены. Разница между реальными процентными ставками в РФ и Штатах — 5,85 процентного пункта. Отсюда и ажиотажный спрос на рублевые активы со стороны иностранцев, главным образом на рублевые облигации (политика сarry trade). Рост цен на облигации и высокие процентные ставки стимулируют отечественные банки на вложения в долги государства. Но стоит российской инфляции ускориться, например, до 5%, вся система сarry trade посыпется, иностранцы начнут выводить деньги из страны, и последует страшный обвал триллионного облигационного рынка.

Наши банки с большим энтузиазмом отреагировали на высокую реальную процентную ставку по рублям массированными вложениями в облигации и межбанковские кредиты (МБК). Сложился даже модный стиль управления банковскими активами — облигации плюс МБК. С начала года портфель по облигациям нарастили «АК БАРС» Банк (на 5,1 млрд рублей), «Аверс» (на 8,9 млрд), «Девон-кредит» (на 2,5 млрд) и Банк Казани (на 0,434 млрд рублей). С МБК — такая же картина. Выданные МБК нарастили «Аверс» (на 13,9 млрд. рублей), «АК БАРС» Банк (на 10,7 млрд) и Энергобанк (на 1,1 миллиарда).

Но мода-модой, а осторожность нашим банкам не помешает. «Черный лебедь» в виде «краха российского сarry trade» не такое уж маловероятное событие. Поэтому необходимо быть все время начеку и грамотно управлять лимитами на облигации и МБК.

Доверие со стороны клиентов по отношению к «АК БАРС» Банку продолжает оставаться довольно высоким, несмотря на зимний «банкопад» в республике

«АК БАРС» БАНК — КРЕПКОЕ ДОВЕРИЕ НЕ ПАДАЕТ

Но для нас самое интересное — финансовое состояние главного банка республики.

Главное, что хочется отметить, — доверие со стороны клиентов по отношению к «АК БАРС» Банку продолжает оставаться довольно высоким. Так, несмотря на зимний «банкопад» в республике, сумма вкладов и других счетов физических лиц выросла с 98 млрд рублей на 1 октября 2016 до 103 млрд на 1 октября 2017-го. За один только нынешний сентябрь вклады выросли на 590 млн рублей. Та же картина  — с депозитами и прочими средствами юридических лиц (включая остатки на счетах). На 1 октября 2016 года их было 97,7 млрд рублей, а на 1 октября 2017-го — уже 120,2 миллиарда. Правда, в сентябре-2017 было довольно сильное падение — 8,6 млрд рублей, но этот фактор весьма несущественен на фоне общего прироста ресурсной базы по юрлицам в годовом выражении. И это несмотря на разнообразные информационные атаки и негативные слухи, распускаемые заинтересованными в дестабилизации лицами.

Портфель активов «АК БАРС» Банка похудел за сентябрь на 7,7 млрд рублей, или на 1,7%, до 454,9 миллиарда. Банк в сентябре двигался против течения, сбросив за месяц 6,7 млрд рублей, выданных МБК. «Банк на постоянной основе привлекает депозиты от крупных промышленных предприятий с целью размещения на рынке МБК и получения прибыли за счет положительного спреда между ставками, — сообщили „БИЗНЕС Online“ в „АК БАРС“ Банке. — В разные периоды под влиянием различных сезонных факторов величина этого спреда может сужаться, что делает неэффективными подобные арбитражные сделки. В сентябре банк снизил объем привлеченных ресурсов от юридических лиц и, соответственно, объем выданных краткосрочных межбанковских кредитов».

Процентный спред действительно сузился — чистая процентная маржа уменьшилась за год с 2,34% до 1,99%. Доходность ссудных операций — с 15,97% до 13,71%. Стоимость привлеченных средств — с 7,44% до 6,43%. Стоимость средств населения — с 7,79% до 7,03%. Противоядие от сужения процентной маржи — увеличение объема банковского портфеля. Так, например, кредиты предприятиям в сентябре у «АК БАРС» Банка увеличились на 2 млрд рублей. «Основное влияние на прирост кредитного портфеля оказали кредиты предприятиям машиностроительной отрасли и пищевой промышленности», — поясняют в «АК БАРС» Банке увеличение объема кредитования организаций.

В сентябре АББ заработал 71,7 млн рублей, увеличил чистую прибыль до 565 млн и сохранил довольно низкую рентабельность активов — на отметке 0,16%. Такова плата за статус «республиканского банка развития». Впрочем, имея поддержку со стороны властей республики и «Татнефти», за устойчивость банка в ближайшем будущем можно не волноваться, что, как отмечалось выше, подтверждается высокими оценками российских и международных рейтинговых агентств.

ТЯЖЕЛОВЕСНОЕ ОБАЯНИЕ РОССЕЛЬХОЗБАНКА

В заключение обзора — традиционный блок, посвященный крупнейшим федеральным игрокам (предоставившим «БИЗНЕС Online» данные). Существенно выросли активы у местного филиала Россельхозбанка — на 1,4 млрд рублей, или на 5,2%. Привлеченные средства в сентябре увеличились (главным образом за счет прироста вкладов физических лиц) на 459 млн рублей, а также за счет увеличения средств предприятий и организаций (преимущественно на депозитах) на 659 миллионов.

«Депозиты Россельхозбанка — это не только в первую очередь возможность получения прибыли от вложения средств, но и надежный инструмент их вложения, — заверила „БИЗНЕС Online“ директор татарстанского регионального филиала АО „Россельхозбанк“ Ляля Кудерметова. — Размещая средства на депозитных счетах Россельхозбанка, предприниматель может быть более чем уверен в сохранности сбережений, ведь Россельхозбанк входит в число самых крупных и устойчивых банков страны по размеру активов и капитала, а также в число лидеров рейтинга надежности крупнейших российских банков».

Как видите, руководство местного филиала склонно «винить» в приросте клиентских средств миграционные процессы с креном в сторону федеральных тяжеловесов.

==table1789==

==table1790==

==table1791==

==table1792==

==table1793==