Несколько дней назад по московскому каналу "ТВ-Центр" прошла в какой-то ночной программе любопытная дискуссия о кредитах.  Сторонники и противники яростно спорили, имеет кредит право на существование или нет. Одна сторона считала, что кредит — это вечная кабала, что это — тяжёлая и страшная жизнь по-американски, вне свободы, с полным контролем со стороны, да ещё когда платишь за товар на энное количество процентов больше реальной цены; другая утверждала, что кредит — это величайшее изобретение человечества, чуть ли не двигатель прогресса, когда, не успев ещё заработать денег, можешь сразу взять и пользоваться всеми благами цивилизации, — а платить в рассрочку.

Сторонники кредитов одержали победу с небольшим преимуществом.

Но мы не о кредитах, конечно. Мы — о недобросовестной рекламе. Одна из самых шумных историй, связанных с такой рекламой, произошла как раз с кредитами. "Кредит 0%!" "Покупайте бесплатно!" "Без первого взноса!" и тому подобное — такие рекламы мы помним, в своё время они заполонили все СМИ. 

Это было совсем недавно, когда началось бурное развитие кредитования. Соревнуясь друг с дружкой, банки завлекали клиентов самой разудалой рекламой, не стесняясь открыто врать. Ведь бесплатных покупок и кредитов не бывает! Кредит  потому и кредит, что требует оплаты не только за товар, но и за рассрочку. А уж о том, чтобы указать размер дополнительных выплат, которые банки ох умеют придумывать, и вовсе речи не было.

Такая реклама — яркий пример того, что в законе называется "недостоверной  рекламой". В статье 5 Федерального закона "О рекламе" сказано, что "реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются", и описано в 24 пунктах, какая именно реклама считается недобросовестной и недостоверной (хотя в законе эти понятия различаются, в обиходе обычно говорят только о "недобросовестной рекламе", подразумевая под ней и недостоверную). В частности, недостоверной признается реклама, которая "содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара".

После принятия закона в марте 2006 года с банковской рекламой начала разбираться Федеральная антимонопольная служба. Не сразу, правда, а где-то через год после принятия закона — когда стало очевидно, что недостоверная реклама наносит заметный вред обществу. Были даже случаи самоубийства на почве невозможности выплатить кредиты, которые тогда так легко давали.

В апреле прошлого года Федеральная антимонопольная служба впервые предъявила банкам претензии по недостоверной рекламе при ипотечном кредитовании — за два дня было возбуждено сразу шесть дел. Под раздачу попали, в том числе, "АК БАРС банк" и издательство "Пронто-Казань". Но тогда подобную рекламу делали все.

После принятия Федеральной антимонопольной службой должных мер количество недобросовестной рекламы, конечно,  уменьшилось, но желание привлечь клиентов любым способом у бизнеса неистребимо. В июле нынешнего года ФАС занялась фирмой "Альянс-Строй", которая подменила в своей рекламе понятие "долевого строительства" на "инвестирование". С юридической точки зрения это совсем разные вещи,  тем более что строительные организации имеют право работать только по договору долевого строительства, — но ведь "инвестор" звучит куда более внушительно! Рекламный трюк, собственно, незначительный, но ФАС решила блюсти чистоту рекламного поля до конца. Это был уже второй случай для "Альянс-Строя"; заплатив штраф за первое нарушение, компания продолжала рекламную кампанию в том же духе, а когда ФАС снова предъявил претензии, попыталась оспорить их в суде — но проиграла дело.

Дважды совершили подобные нарушения также ЗАО "Татнефтегазстройинвест" и ЗАО "Кулонстрой", однако такие факты всё же единичны. Штраф за это нарушение составляет от 40 000 до 500 000 руб., и для многих компаний такие суммы штрафов, да ещё неоднократные,  становятся серьёзной воспитательной мерой.

Но бывает ли вообще реклама добросовестной? Вот, например, в договоре страхования автомобиля (не гражданской ответственности) у многих компаний — а я думаю, что у всех, и буду рад, если меня опровергнут, — содержится пункт, что страховка не выплачивается, если водитель совершил грубое нарушение правил. В рекламе об этом, естественно, ни слова — там будет сказано только о "надёжной защите", о  том, что клиент "может спать спокойно" и тому подобное. Но что такое грубое нарушение правил? Например, превышение скорости. Или пересечение сплошной двойной. Да вообще всё, что угодно. То есть при такой оговорке стрясти деньги со страховой компании удастся далеко не в каждом случае!

Виновата ли тут реклама? Вроде бы да. Но мыслимо ли включить в неё каждый такой пункт? Это же придётся воспроизводить весь договор. И кто такую рекламу станет смотреть?..

Поэтому вся реклама по определению недобросовестна. Различается только степень обмана потребителей. Одно дело — "в сникерсе столько орехов, что белки падают в обморок", и совсем другое — неполное и неточное воспроизведение в рекламе договора страхования.

Так что, внимательней нужно быть, внимательней.

Не пренебрегая наслаждением рекламными роликами. Ведь многие из них — настоящее искусство.

01.10.2008