Собрать за одним столом художников, галеристов и представителей власти решило руководство выставочного центра «Казанская ярмарка» и «БИЗНЕС Online» в рамках специализированной выставки «Арт-галерея». Корреспондент газеты побывал на мероприятии и выяснил, что такое современный соцреализм, сколько квадратных метров городские власти безвозмездно выделили под мастерские, отчего между творцами и покупателями их таланта сегодня пропасть и почему для Татарстана особо важно перевести историю в полотна.
У ТАТАР ЕСТЬ НЕГЛАСНЫЙ ОШИБОЧНЫЙ ЗАПРЕТ
Круг проблем, которые планировалось обсудить за деловым завтраком, был масштабным: отсутствие арт-рынка в Казани, эффективного механизма работы художественных галерей, собственных площадок, где художники могли бы выставляться, и многое другое. Поэтому за полтора часа горячих дебатов в прохладном зале главного павильона ярмарки прошлись только по верхушкам проблем.
Одним из главных докладчиков стал живописец Рустем Хузин. Он посетовал, что, наверное, только доктора учатся дольше художников, чтобы овладеть своей профессией: «5 лет художественной школы, 5 лет среднепрофессионального училища, кто-то дальше поступает в институт — 5 лет или академию — 6 лет, затем стажировка в творческой мастерской — три года... Ну и как говорили наши преподаватели, еще 11 лет творческой самостоятельной работы, чтобы художник начал что-то понимать, смог освободиться от влияния академизма, ученичества и встал более-менее самостоятельные творческие ноги». По словам Хузина, художники были элитой общества, государство всегда тратило много денег на их подготовку, так как искусство — мощное средство пропаганды.
Далее Хузин аккуратно стал подводить к главной идее, на которой, по его мнению, можно было бы заработать. По его словам, хотя татарское национальное художественное искусство существует недавно, можно по пальцам пересчитать его представителей. На это есть свои причины: у татар существует негласный запрет на изображение, исходящее из религиозных воззрений, что, по мнению художника, ошибка: «У нас богатая история, много эпических событий, и нужно рассказать об этом всем. Для этого я предложил создать в Казани историческую мастерскую. Существует же Грековская студия военных художников в Москве. Идет государственное финансирование, работает целая группа художников, а также существует огромное количество академий и институтов, которые выпускают своих студентов, и все они работают над визуализацией истории российского народа. У нас не менее великая история. Нужно работать над адекватной системой ее восприятия. Раньше не было тех, кто мог бы поднимать ее пластами, создавать целую галерею героев национальных образов. Эта работа еще только предстоит... В свое время я предлагал Зиле Валеевой сделать диораму в Болгаре, ведь в Поволжье нигде ее нет, когда реальный предметный план переходит в живую картину. На что получил ответ: диорама – вчерашний день. А это колоссальная ошибка, поскольку не учитывается мнение специалистов. В Москве целые студии работают на освещение истории. А у нас ни училище, ни институт не могут решить эту проблему, поэтому нужна специальная мастерская».
По словам Хузина, художники, не просят дать им рыбу, они просят удочку — дать возможность выставляться.
«НЕ УДОЧКА, А ЦЕЛАЯ РЫБИНА»
Хузин заметил, что нужен мост между обществом и критиками-искусствоведами, которые могли бы сократить пропасть между творцами и потребителями. Михаил Яо, кандидат наук из КФУ, как раз и назвался таким специалистом, но его образные мысли были далеки от предложений Хузина: «Чтобы у человека была удочка, надо его сначала пустить к озеру, где рыба водится. Если вы посадите рыбака к нашему Булаку, много рыбы он не поймает, каким бы приспособлением для ловли ни обладал. Часто случается, что историк издает свои труды, а спроса на них нет. Так может потому, что нет интереса именно к трактовке истории. А почему бы не осветить штурм Казани 1552 года, но не так мармеладно? Нужно это рассказывать? Наверное, да. История — это такая барышня, которой все равно, в какую одежду ее одевают, она все равно остается историей. Историческая живопись — трудная вещь и очень тенденциозная».
По мнению Яо, сидеть на заказе по диораме — это даже не удочка, а целая рыбина. Ибо работа стоит дорого, а это значит, что те, кто над ней трудится, гарантированно имеют заработок. Но в то же время художники делают диораму так, как хочет заказчик, а не так, как отражают реальные события. «У вас просто не купят ее, если она будет противоречить официозу», — заверил искусствовед.
Гендиректор национального музея РТ Гульчачак Назипова посетовала, что художественные галереи никогда не выживут с такой арендной платой и налогообложением и такие проекты, как «Арт-галерея», — выход из подобных ситуаций. Генеральный директор ОАО «Казанская ярмарка» Лев Семенов отметил, что качество посетителей художественных галерей падает: «Все мы помним, что в 90-е годы принято было дарить картины. Сейчас такой моды нет! Интерес к галереям пропал». По его мнению, художники могли бы сами делать себе рекламу, подарив одну свою работу потенциальным покупателям. Гендиректор центра развития народных художественных промыслов и ремесел РТ Нури Мустафаев возразил, что люди не интересуются картинами из-за экономического кризиса: «Чем хуже живет общество, тем больше проблем у творцов всего прекрасного. Как будем жить лучше, люди сами придут в картинные галереи и будут покупать картины. А пока народ выживает, мы будем смотреть на пустые залы и требовать государственной поддержи».
Михаил Яо
«НЕ В КАЖДОМ РЕГИОНЕ ЕСТЬ ТАКИЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ»
Художники, в числе которых был председатель правления их союза Зуфар Гимаев, отметили, что реальной помощью стало бы освобождение творческих людей от налогового бремени и что обсуждаемые проблемы давно всем известны, но власти ничего не делают для их решения. Однако начальник отдела развития музейного дела министерства культуры РТ Дамир Натфуллин не согласился с этим тезисом. Он сообщил, что власти Казани решили передать мастерские, находящиеся в муниципальной собственности (а это 2,5 тыс. кв. м), в пользование союзу художников и арендную плату не взимать. «Не в каждом регионе есть такие преференции, — подчеркнул он. — Недавно общался с коллегами из соседних регионов, и там в принципе нет практики закупки произведений художников. В Татарстане же 3 - 4 миллиона выделяется на пополнение музейных коллекций. Как художники у соседей выживают — непонятно». По мнению Натфуллина, если государство начнет регулировать искусство, тогда от творчества ничего не останется, это путь в никуда.
Художник Ильгизар Хасанов предложил сделать бесплатные площадки для того, чтобы живописцы могли выставлять свои работы: «Художник создал картину, приходит в галерею или иное пространство, а ему говорят, что стоимость аренды квадратного метра — 5 тысяч рублей. Нам не надо помогать, дайте только эту возможность! Поставьте на бюджет выставочные центры, кроме коммерческих выставок». Правда, позже Хасанов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметил, что не так пессимистично смотрит на мир, как его коллеги: «Многие говорят, что у нас нет арт-менеджмента и хороших покупателей, но я с этим не согласен. Надо просто работать — рынок сам все отбалансирует. И если человек родился в любви к изобразительному искусству, как бы пафосно это ни звучало, он будет ему предан. Когда система тебя поддерживает, все хорошо, ты молодец. Но есть и иной путь — не потому, что я его выбрал, просто другого варианта не было. Представьте, если бы Максима Горького, приехавшего в Казань, поддержал царизм! Может быть, он и не стал бы в таком случае знаменитым! А тут выросло протестное сознание, и, нравится кому-то или нет, он стал буревестником своего времени».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.