Главной сенсацией на продлении ареста главе «Фона» Анатолию Ливаде стало его отсутствие. Как оказалось, еще неделю назад обвиняемый в мошенничестве на 2 млрд рублей был экстренно госпитализирован в БДО и перенес операцию. Однако суд и следствие были неумолимы. Тем временем защитники утверждают, что Ливада в шаге от могилы. Получив от ворот поворот у Владимира Колокольцева, адвокаты просят Александра Бастрыкина проявить снисхождение.
Анатолий Ливада был экстренно госпитализирован в БДО и перенес операцию. Однако суд и следствие были неумолимы...
АДВОКАТ: ЗАСТРОЙЩИК В ЛИЦЕ МВД ПО РТ СОВЕРШИЛ ХИЩЕНИЕ?
Сегодня в Вахитовском райсуде должно было состояться очередное судебное заседание по продлению меры пресечения главе ГК «Фон» Анатолию Ливаде, однако сам обвиняемый, к удивлению журналистов, так и не появился, три адвоката — Дмитрий Григориади, Даниил Харламов и Кирилл Горовацкий — пришли без клиента. Позднее стало ясно, что Ливада, срок содержания которого под стражей истекает 13 ноября, уже неделю находится в больнице для осужденных (БДО) — стало плохо с сердцем. В связи с этим судья Наиль Камалетдинов решил провести заседание без участия самого застройщика. Традиционно первой выступила следователь ГСУ МВД по РТ Марина Проноза.
Следователь дежурным тоном заметила, что вина Ливады подтверждается материалами дела, показаниями потерпевших, свидетелей и т. д., из чего стало ясно, что заметного движения в расследовании нет. Тем временем сегодня исполняется полгода, как застройщик находится в стенах СИЗО. По словам следователя, окончить предварительное следствие невозможно из-за допроса большого количества участников строительства. Затягивает процесс и исследование бухгалтерских документов, и проведение назначенных экспертиз. Впереди у ГСУ МВД по РТ три строительные экспертизы, а также оперативно-разыскные мероприятия, поэтому оснований для изменения меры пресечения нет, считает Проноза, тем более что преступление тяжкое и предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы.
— За 6 месяцев вы два раза проводили следственные действия с Ливадой, и то это было ознакомление с экспертизами, — вступился за своего подзащитного Григориади.
— После ареста и допрашивали, и обвинения предъявляли, не соглашусь с вами, — ответила Проноза.
— А с момента последнего продления сколько следственных действий с Ливадой проведено было? — поинтересовался адвокат.
— Не готова ответить, не помню, — сказала следователь.
— Подскажу: всего один раз — с экспертизой ознакомили. Так ли это? — продолжил атаковать защитник.
— Я пояснила, что не готова, — поставила точку в обсуждении Проноза.
Вслед за этим адвокаты углубились в детали уголовного дела. Григориади достал обращение к министру строительства РФ Михаилу Меню, подписанное премьер-министром РТ Алексеем Песошиным. «Передо мной таблица по объектам обманутых дольщиков. Согласной ей, по улице Баки Урманче, 6 застройщиком выступало МВД по РТ, а инвестором — ООО „Фон-Ривьера“. А вы указываете, что застройщик — „Фон-Ривьера“. Правильно ли я понимаю, что застройщик, не выполняя принятых обязательств перед дольщиками, в лице МВД по РТ по факту совершил хищение? Или это неверно?» — адвокат своим вопросом поставил в тупик следователя.
Проноза повторила свои слова о том, что никаких пояснений дать не может. По ее информации, дома по улице Баки Урманче в уголовном деле не фигурируют. «Это не наш комплекс, это „Солнечный город“», — сказала следователь.
Не обошлось и без вопросов со стороны Харламова — о том, какие у следствия основания полагать, что заслуженный строитель скроется. Ответом была неизменная позиция следствия, озвученная в начале заседания.
— Мы даже проверили ваше ходатайство — запятые там же стоят. Есть ли необходимость бесконечно продлевать арест Ливаде? Количество дольщиков не увеличилось, количество потерпевших — тоже. Вообще, что делает следствие все это время? — поинтересовался Григориади.
— Занимается расследованием уголовного дела, — кратко ответила Проноза.
«У НАС УНИКАЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ — ЛИВАДА В ТЮРЬМЕ, А СТРОЙКА ИДЕТ»
Относительно «переезда» Ливады на больничную койку внес ясность Горовацкий. «Анатолий Николаевич лежит в БДО в ИК-2 с расширенным комплексом специалистов и медицинской помощью, которую можно оказать в нашем случае обвиняемому, который доставлен туда в экстренном порядке», — заявил он во время процесса. В больнице, как оказалось, застройщик находится уже неделю.
Все той же позиции придерживалась и прокуратура РТ, которую представлял сегодня Камиль Даишев. «Прокуратура полагает содержание под стражей Ливады чрезмерным. До избрания ее нет данных, что Ливада оказывал давление [на свидетелей]. Он обвиняется в совершении экономического преступления, связанного с предпринимательской деятельностью. Полагаем возможным применить иную меру пресечения в виде домашнего ареста», — заявил прокурор.
Григориади, посетивший сегодня БДО, рассказал, что Ливада, которому исполнилось 64 года, находится не в лучшем состоянии. «Прогрессирующая стенокардия, гипертоническая болезнь 2-й и 3-й степени, гипертрофия левого желудочка сердца, атеросклероз, сахарный диабет 2-го типа, диастолическая дисфункция левого желудочка и так далее», — перечислял заболевания обвиняемого защитник. Находясь в больнице, Ливада перенес операцию, правда, челюстно-лицевую — в связи с неким инфекционным заражением.
Адвокат призвал суд прислушаться к прокуратуре, защите и уполномоченному по правам предпринимателей. «При таком подходе крайне вероятен летальный исход, — констатировал он. — Ливаде — 64, он в клетке, сейчас лежит под капельницей и философствует... Ему сейчас не до процесса. Прекрасно понимает, что в ближайшее время для него это, вероятно, закончится. Будут ли рады этому дольщики какие-то? Возможно, они порадуются два дня. Не больше. А дальше что? У нас уникальный случай — Ливада в тюрьме, а стройка идет. О чем это говорит? Деньги не похищались. Возможно, они перенаправлялись из одной блок-секции в другую. Но это не преступление, разве что правонарушение, которое не подразумевает содержания в СИЗО».
Одна из дольщиц, Ирина Князева, солидарна с Григориади. По ее словам, никто из дольщиков, знакомых лично с директором «Фона», зла на него не держит. «Многие дольщики его знают лично, все о нем говорят положительно. Ни один знающий его лично не сказал о нем плохого слова. Недавно были в Общественной палате, там Гимаев сказал, что процесс затрудняется тем, что застройщики в СИЗО. У нас идет стройка, в отличие от „Свея“, но нам нужны инвесторы. За год можно решить эту проблему с помощью инвесторов», — поделилась с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Князева.
Сейчас, по мнению адвоката, проблема в том, что следствие арестовало все объекты Ливады. Даже при желании застройщик не сможет ввести их в эксплуатацию. «Найдите инвестора. Инвесторов много в Москве. По факту следствие взяло и сказало, что проблема обманутых дольщиков — это проблема обманутых дольщиков. Стояла очередь из дольщиков. В Казани стройка, несмотря на все сложности, продолжает идти, следствие само создает проблемы. Делает ненамеренно — такой подход, при таком подходе проблема обманутых дольщиков никак не решится», — продолжил свое выступление Григориади. Отметим, что предварительная дата выписки Ливады из БДО — 15 ноября. Но это не значит, что он выздоровеет к этому дню, таков максимальный срок содержания в больнице.
Камалетдинов провел в совещательной комнате больше 15 минут, но доводы защиты на его решение никак не повлияли. Разделив позицию следствия, судья заочно продлил арест Ливаде еще на 3 месяца — до 13 февраля.
Борис Титов обращался к прокурору РТ и министру внутренних дел РФ с просьбой провести проверку «обоснованности и законности действий и решений должностных лиц» в отношении легенды строительного бизнеса Анатолия Ливады
Для адвокатов продление ареста неожиданностью не стало, но и опускать руки они не собираются. «Как и прокуратура, которую у вас никто не слушает в Казани, мы заручаемся поддержкой уполномоченного по защите прав предпринимателей, позицией уполномоченного по правам человека, я имею в виду медицинские обстоятельства. Москалькова отреагировала. Это региональная история, в Татарстане есть соответствующая позиция. Но следствие ничего не решает, никто ничего в суде не решает. Это делает либо человек, либо группа людей, которые не относятся к правому полю. Это политическая история», — заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Григориади.
«УХУДШЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ ЛИВАДЫ НАСТОЛЬКО СЕРЬЕЗНО, ЧТО ОН МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ИНВАЛИДНОСТЬ»
Напомним, ранее уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов обращался к прокурору Татарстана Илдусу Нафикову и министру внутренних дел РФ Владимиру Колокольцеву с просьбой провести проверку «обоснованности и законности действий и решений должностных лиц» в отношении легенды строительного бизнеса республики. Неделю назад в распоряжении «БИЗНЕС Online» оказались письма с цитатами из переписки Титова с начальником ГСУ МВД по РТ Владимиром Изааком, который ответил, что Ливада с предпринимательской деятельностью не связан. «В действиях Ливады отсутствуют признаки преднамеренного неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, сторонами договора являются физические лица, а не предприниматели или коммерческие организации», — сказано в письме замминистра Хохорина.
«Мы знаем, что Ливада испытывает проблемы со здоровьем, — рассказал корреспонденту нашей газеты помощник бизнес-омбудсмена РФ Александр Хуруджи. — Сейчас он проходит по делу в качестве обвиняемого, его состояние резко ухудшилось. Он госпитализирован в больницу. Насколько мне известно, ухудшение здоровья Ливады настолько серьезно, что он может получить инвалидность».
Кроме прочего, Хуруджи отметил, что процедура продления меры пресечения Ливады проходила незаконно — без присутствия самого фигуранта и без уведомления потерпевших. Помощник бизнес-омбудсмена РФ назвал эту ситуацию недопустимой.
«Обвиняемый должен быть доставлен в суд, даже если для этого требуется сопровождение бригады медиков. Потерпевшие обязаны быть уведомлены и иметь возможность высказать свое мнение в суде, — сказал сотрудник аппарата омбудсмена России. — Любой гражданин может открыть УПК и посмотреть статьи 108 и 109, где указано, что без фигуранта нельзя начинать судебное заседание. Я допускаю, что в настоящее время расследование, возможно, проводится необъективно и, быть может, это дело в связи с его резонансностью находится в компетенции следственного комитета».
Отметим, дочь Ливады также написала написала обращение в ОНК Москвы. «Коллеги обратились ко мне с просьбой проконтролировать данную ситуацию», — рассказала «БИЗНЕС Online» председатель ОНК по РТ Елена Расческова. По ее словам, в обращении была просьба освободить Ливаду по 3-му постановлению правительства России («О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений»).
«Я ответила, что, чтобы весь этот механизм закрутился, Ливада либо его семья должны сами написать ходатайство на имя УФСИН, предоставить все необходимые справки, документы на освобождение по 3-му постановлению», — сказала председатель ОНК по РТ, отмечая, что ей неизвестно о дальнейших действиях семьи главы «Фона». Кроме прочего, Расческова прокомментировала слова адвоката Ливады, что фигурант дела о мошенничестве не может дождаться уролога в СИЗО на протяжении нескольких месяцев. По словам, к ней никто не обращался по этому вопросу. Расческова также рассказала, что на ее практике — как минимум за последние пять лет — не было ни одного случая, когда в следственный изолятор помещался фигурант со смертельным хроническим заболеванием.
Защитники застройщика убеждены, что шансы на освобождение у Ливады появятся, как только это уголовное дело покинет регион. Тем не менее, по данным нашего издания, на днях одного из адвокатов гендиректора «Фона» принял председатель СК РФ Александр Бастрыкин.
Помимо Ливады фигурантом уголовного деля является его бывшая супруга и директор ООО «Фон-Ривьера» Диана Ахметзянова
300 ТОМОВ НА ДВОИХ И НЕУСТАНОВЛЕННЫХ ЛИЦ
Напомним, один из самых крупных застройщиков Татарстана, Ливада, был задержан 27 марта 2017 года. На следующий день ему были предъявлены обвинения в совершении преступления по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»).
Уже 29 марта Советский районный суд отправил обвиняемого в мошенничестве под стражу. Тогда же следователи ГСУ озвучили первоначальную фабулу дела, состоящую из пяти эпизодов. Первый из них связан с хищением 556 млн рублей из строящегося ЖК «Симфония» в 2013 году. Второй затрагивал мошенничество на 1,2 млрд рублей, где в числе потерпевших оказались дольщики ЖК «МЧС». Третий эпизод, по версии следствия, затрагивает мошенничество при строительстве дома по Ноксинскому спуску на 284 млн рублей. Четвертый же связан с ЖК «Симфония», где «способом отчуждения квартир в строящихся домах» Ливадой и неустановленными лицами путем мошенничества было похищено 199 млн рублей. Пятый связан с выводом активов на 16 млн рублей.
За пять месяцев размер ущерба по уголовному делу возрос до 2,34 млрд рублей, а объем материалов разросся до 300 томов. Помимо Ливады фигурантом уголовного деля является его бывшая супруга и директор ООО «Фон-Ривьера» Диана Ахметзянова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 75
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.