... Открытие центра по изучению Торы негласно приурочили ко дню рождения пятого любавического ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсона, основавшего 120 лет назад известную во всем мире иешиву

«ПРОЕКТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ЛЮДЕЙ, И НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ЕВРЕЕВ»

Центр по изучению Торы — Бейт Мидраш (дом учения) — открыли накануне в казанской синагоге, до этого в России такой был только в Москве. Мероприятие негласно приурочили ко дню рождения пятого любавического ребе Шолом-Дов-Бер Шнеерсона, основавшего 120 лет назад известную во всем мире иешиву (еврейское религиозное учебное заведение). О том, что в синагоге большое событие, свидетельствовали многочисленные сотрудники полиции вокруг здания. На входе дежурили охранники президента РТ Рустама Минниханова. Кроме него в гости ждали главного раввина России Берла Лазара и председателя федерации еврейских общин РФ Александра Бороду

Центр по изучению Торы представляет собой два учебных зала. Обставлены они массивной дорогой мебелью. На входе — табличка с информацией о том, что центр был создан благодаря поддержке миллиардера, члена совета директоров компании «Нефтетранссервис» Вадима Аминова

По словам пресс-секретаря президента федерации еврейских общин России Беллы Гольдштейн, ожидается, что в таком импровизированном учебном центре будут проходить различные лекции, семинары: «Будут реализовываться учебные программы по изучению Торы для людей разного возраста. Это не только для молодежи. Для них, я думаю, там будет больше программ, все будет зависеть от интереса. В целом этот проект предназначен для людей разного возраста, и не только для евреев, а для всех, кто интересуется религией, Торой, иудаизмом. Сложно сказать, сколько таких заинтересованных в процентном соотношении. Но надо понимать, что на Торе базируются общие моральные принципы, общечеловеческие. Поэтому интерес, конечно, есть со стороны разных вероисповеданий. Центр открыт для всех людей, и каждый сможет прийти». Она также уточнила, что для проведения занятий будут приглашаться раввины, лекторы, специалисты в области Торы и иудаизма. Возможно, в будущем будут устраиваться мастер-классы специалистов из других стран.

Ожидается, что в таком учебном центре будут проходить различные лекции, семинары, для людей разного возраста, и не только для евреев, а для всех, кто интересуется религией, Торой, иудаизмом Ожидается, что в таком учебном центре будут проходить различные лекции, семинары для людей разного возраста, и не только для евреев, а для всех, кто интересуется религией, Торой, иудаизмом

Примерно за полчаса до начала церемонии открытия в зале появились главный раввин Казани и Татарстана Ицхак Горелик в компании Бороды, Лазара и Аминова, которые незамедлительно приступили к молчаливой молитве. Горелик поглядывал на вход в зал — видимо, чтобы не пропустить приезд президента РТ. Минниханов, вместо того чтобы проследовать в зал на церемонию открытия, отправился прямиком на третий этаж синагоги — осмотреть центр по изучению Торы.


«У ВАС — ШАЛОМ, У НАС — САЛАМ»

Далее VIP-посетители проследовали в главный зал синагоги. Каждый входящий туда должен был надеть кипу. Правительственная делегация вместо традиционных еврейских головных уборов предпочла остаться в тюбетейках. Сопровождали Минниханова глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров и его зам Александр Терентьев, ответственный за внутреннюю политику Татарстана, на галерке была замечена помощник президента РТ Наталия Фишман.

Правительственная делегация вместо традиционных еврейских головных уборов предпочла остаться в тюбетейках Правительственная делегация вместо традиционных еврейских головных уборов предпочла остаться в тюбетейках

«Как этот проект начинался? — рассказал Лазар. — Звонил вашему президенту и говорил ему, что хочу приехать в Казань, поговорить с ним. Он говорит: —Зачем в Казань? Можно встретиться в Москве“. Такой добрый человек. Хорошо, что вы построили синагогу в Казани. Мы очень благодарны. Но не хватает дома учения – Бейт Мидраш. „В чем вопрос? Поможем. Все, что нужно, от нас полная поддержка“, — ответил президент. Сегодня мы видим здесь прекрасный результат. Огромное спасибо за заботу. Такое учреждение есть только в Москве. Казань – первый город в России, где открывается такое иешива. Должен сказать, что здесь красивее, чем в Москве. Вам повезло, что у вас такой президент, такой раввин и такие прекрасные результаты». После главный раввин России поведал о значимости изучения Торы и популяризации еврейских ценностей и традиций.

 Берл Лазар: «Должен сказать, что здесь красивее, чем в Москве. Вам повезло, что у вас такой президент, такой раввин и такие прекрасные результаты» Берл Лазар: «Должен сказать, что здесь красивее, чем в Москве. Вам повезло, что у вас такой президент, такой раввин и такие прекрасные результаты»

«Хэерле кен! Добрый день. У вас — шалом, у нас — салам, — выступил Минниханов с ответным словом. — Очень приятно находиться здесь с вами, очень приятно, что вы бережно относитесь к своим традициям, культуре. Небольшая лекция нашего раввина была столь интересной, что, наверное, мы воспользуемся его знаниями. Но самое главное — мы сегодня открыли центр, чтобы взрослые могли передавать традиции, знания, обычаи. Это очень важно. То, как бережно вы к этому относитесь, должно быть примером и для других национальностей, религий, которые проживают в нашей республике. Да, наша республика многонациональная, многоконфессиональная. У нас и православная духовная академия есть, Болгарскую исламскую академию открыли. И это очень правильно, что центр изучения Торы сегодня появился в Казани».

Теплые отношения представителей всех религий в республике отметил и Борода. Он особо подчеркнул, что центр был создан при активной поддержке президента РТ, и ФЕОР очень ценит дружбу с руководством республики. Он выразил надежду на то, что отношения татарстанских евреев с властью станут «заразительным» примером для других регионов, которые поспешат открыть такие же центры по изучению Торы. Президент Еврейской национально-культурной автономии РТ Михаил Скоблионок акцентировал внимание на важности сохранения языка и традиций: «У любого народа есть право знать свой язык и традиции. На этом должен стоять мир. Никто никакой народ не должен притеснять!»

Президент Еврейской национально-культурной автономии РТ Михаил Скоблионок (в центре) акцентировал внимание на важности сохранения языка и традиций

«Сегодня утром один из моих сыновей, которому 6 лет, спросил: „Пап, ты куда едешь?“ „В Казань на открытие центра изучения Торы“, — начал издалека Аминов. — Он меня спрашивает: „А что, дома места нет?“ Я говорю: „Дома место есть, но для каждого еврея синагога и центр изучения Торы — это тоже дом, второй дом“. Для каждого еврея есть два дома — семья и синагога, куда мы приходим, чтобы молиться, учиться. Когда я летел уже сюда, вспоминая слова моего сына, я подумал, что для меня еще один дом — это казанская община. Когда с Михаилом [Скоблионком] встретились, он меня спросил: „Ну что? Тянет?“ Я говорю: „Тянет“».

Завершилась официальная часть вручением благодарственного письма в адрес Горелика, чаепитием VIP-гостей за закрытыми дверями и первой лекцией от главного раввина России.

Вадим Аминов: «Дома место есть, но для каждого еврея синагога и центр изучения Торы – это тоже дом, второй дом» Вадим Аминов: «Дома место есть, но для каждого еврея синагога и центр изучения Торы — это тоже дом, второй дом»

«ОНИ УЧИЛИСЬ В СИНАГОГЕ, И ЭТО 9 ЛЕТ РАБОТАЛО. НО ПОТОМ ДЕТИ ПОВЗРОСЛЕЛИ...»

В синагоге уже пытались обучать Торе, но, как пояснили сотрудники синагоги, это дело не пошло — не выдержали конкуренции с гимназией №12 (известна как «еврейская»), находящейся под покровительством Скоблионка. В этой школе учатся, как правило, дети обеспеченных родителей, которые пополняют школьную казну своими пожертвованиями. Но дело даже не в этом. Помимо предметов государственного стандарта там преподают иврит, историю, литературу, географию и традиции Израиля — словом, все то, что нужно знать настоящему еврею. Но в «еврейской» гимназии отсутствует духовное образование. Эту нишу и решил заполнить рав Ицхак. Его занятия в синагоге первое время посещали около 15 детей, но их родители, по словам нашего собеседника, пожелавшего остаться неназванным, предпочли светское образование духовному и перевели своих чад в гимназию.

До этого в России такой центр по изучению Торы был только в Москве

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» Горелику, не опасается ли он повторения истории, последовал однозначный ответ: «Там был другой вопрос. В той школе, которую мы делали, было много детей из религиозных семей, которые хотели учить общеобразовательные предметы, но при этом чтобы в школе царила религиозная атмосфера. Поэтому они учились в синагоге. И это 9 лет работало. Но потом дети повзрослели. Сейчас же в 12-й школе изучаются такие общие предметы, а здесь уже будет религиозное образование».

По словам Скоблионка, известного мецената казанской общины, львиную долю средств на создание центра предоставил Лазар. Но точную сумму он затруднился назвать, сказав, что «это чисто раввинские дела». Лазар же в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» порекомендовал обратиться с этим вопросом вопросом к Горелику. А на открытии центра Скоблионок заявил, что все оплачивается из личного кармана Минниханова: «Все, что вы видите в синагоге, из года в год делалось за счет спонсоров, за счет конкретно президента. Потому что деньги — из его личного кармана, это не бюджетные деньги». Главный казанский раввин, к которому рекомендовали обратиться с этим вопросом, ушел от ответа, порекомендовав обратиться в правительство РТ. Но в любом случае основным благотворителем центра стал Аминов, который, впрочем, тоже воздержался от комментариев. «Зачем вам это нужно? — спросил он. — Красивый центр? Ну так пользуйтесь». Аминов также пояснил, что он, как и каждый добропорядочный еврей, десятую часть своих доходов отдает на благотворительность.