Супруги Эльвира и Эдуард Гатауллины одни из первых в Казани начали частную практику на рынке медицинских услуг, открыв диагностический центр "Нейромед". Пережили классическую ситуацию – ты или потеряешь все до последней копейки или сможешь устоять и продолжить бизнес. Пан или пропал. Им удалось.

И сегодня Гатауллины признаются – основные трудности сейчас связаны не с рутинными ведением бизнеса. Проблемы в менталитете пациентов, которые ленятся вовремя обращаться к врачам за консультациями, не придавая большого значения головным болям. А между тем, в иных случаях это повод бить тревогу. Но обо всем по порядку.

- Расскажите, пожалуйста, как вы начинали свой бизнес

Эльвира: Еще будучи студентами медицинского института, мы увлеклись неврологией.  Поэтому, окончив вуз, решили поступать в ординатуру на кафедру нервных болезней Казанского ГОДУВа. Именно тогда мы впервые столкнулись с проблемой высокой смертности после перенесенного инсульта, причем не только среди пациентов преклонного возраста, но и людей вполне молодых, казалось бы, полных сил и энергии. Дело в том, что причиной трагического финала нередко становилось позднее обращение пациентов за медицинской помощью.

Эдуард: Мы задумались о том, что нужна современная аппаратура, которая позволит диагностировать сосудистые расстройства на ранней стадии, когда больному можно оказать действительно эффективную помощь. На Московской международной медицинской выставке мы нашли необходимое нам оборудование — аппарат ультразвуковой допплерографии (УЗДГ), который позволял объективно оценить кровоток в мозговых сосудах, выявить ранние признаки атеросклероза и сужения сосудов, а также помогал в определении причин головных болей. Но этот аппарат стоил, по нашим меркам, просто огромных денег!

Единственной возможностью приобрести необходимое оборудование была продажа доставшейся нам в наследство квартиры в Альметьевске, в то время как сами мы жили в малосемейном общежитии. Мы вернулись домой ни с чем и целый месяц провели в сомнениях. Ни родственники, ни друзья нас не поддержали, и их можно понять - ведь это был огромный риск. Мы взвесили все "за" и "против" и все же решились. Средств от продажи квартиры как раз хватило на приобретение аппарата и обучение в Москве. Вот так мы и начали наш бизнес, вложив в него 90 неденоминированных миллионов рублей.

- С чем пришлось столкнуться на начальном этапе ведения бизнеса? Ведь наличие аппарата, пусть даже уникального, не решает всех проблем.

Эльвира: Действительно, трудностей было хоть отбавляй! В то время слова "менеджмент" и "маркетинг" были еще не в ходу, перенять опыт было не у кого, ведь мы были одними из первых, кто начал частную медицинскую практику в Казани. Встал вопрос - как привлечь пациентов? Начали с того, что написали информационное письмо, где разъяснялись принципы работы аппарата УЗДГ, его возможности в диагностике сосудистых нарушений головного мозга, и с этим письмом обошли практически всех неврологов нашего города. Но наши коллеги и пациенты не сразу в нас поверили - больше двух лет нам пришлось доказывать эффективность предлагаемой нами методики.

Эдуард: В этот сложный для нас период неоценимую помощь нам оказали наши учителя - профессор Хасанова Дина Рустемовна, доцент Василевская Ольга Владимировна, доцент Подольская Марина Алексеевна. Благодаря их профессиональной и просто человеческой поддержке медицинский центр "Нейромед" стал тем, чем он является сегодня, и занял надежные позиции на рынке медицинских услуг нашего города.

- Какие трудности существуют сейчас?

Эдуард: Вы знаете, основная трудность, а вернее, проблема, в позднем обращении больных людей за медицинской помощью. К сожалению, нас не научили серьезному отношению к своему здоровью.

Эльвира: Пациенты зачастую рассуждают - подумаешь, давление подскочило или голова болит! Вот в телевизионной рекламе советуют: "Болит голова? "Пенталгин" - раз и готово!". Но причину, вызвавшую головную боль, "Пенталгином" не устранишь. А сама головная боль может свидетельствовать о серьезных нарушениях здоровья, требующих компетентного вмешательства. Иногда, исследуя пациента, так и хочется воскликнуть: "Где же вы были раньше?", потому как помощь в любой области медицины тем эффективнее, чем раньше больной обратится к врачу.

- Как в вашем сегменте рынка обстоят дела с конкуренцией?

Эльвира: Конкуренция сейчас очень высока. Но ведь это неплохо! Нам постоянно приходится совершенствоваться, расти в профессиональном плане. В конечном же итоге, выигрывает наш пациент, а это для нас самое главное.

- Каков срок окупаемости бизнеса в вашем секторе рынка?

Эдуард: На этот вопрос ответить очень сложно. Все зависит от стоимости приобретаемого оборудования, от занимаемой площади, расходных материалов. Но в целом на рынке медицинских услуг рентабельность относительно невысока, ведь мы стараемся не завышать цены на наши услуги, чтобы они были доступны каждому.

- Сколько клиентов приходит к вам в среднем в месяц?

Эльвира: В первые три-четыре года количество обращений росло в геометрической прогрессии, по мере того, как о нас узнавали. Сейчас эта цифра стабильна, у нас появились постоянные пациенты, многие из них наблюдаются в нашем центре семьями. В среднем в месяц у нас бывает 300-400 пациентов.

- Какой вклад в развитие бизнеса вносит каждый член семьи?

Эдуард: Я - директор, супруга - главный врач. Мы практически все делаем сообща - разрабатываем новые программы, занимаемся стратегическим планированием. Вместе решаем и текущие вопросы.

-  Возникают ли разногласия между членами семьи по поводу ведения бизнеса?

Эдуард: Практически никогда. Все решения принимаются путем совместного обсуждения.

- Расскажите о нюансах в вашем бизнесе?

Эдуард: Наша отрасль весьма специфична. Врач всегда должен понимать, что его обязанность в первую очередь помогать людям. Бизнес лишь на втором месте.

Эльвира: Наша работа - служение больному, и сколько бы врач ни работал, он ни в коем случае не должен утрачивать способность сострадать больному. Врач просто не имеет права быть равнодушным.

- Как вы собираетесь развивать бизнес в дальнейшем?

Эльвира: У нас очень много планов и проектов в перспективе. Сейчас, например, мы разрабатываем программу индивидуальной оценки риска развития инсульта. Вскоре мы ожидаем еще одно очень важное и радостное событие для нашей фирмы - переезд в новое помещение, которое мы строим на улице Ямашева, - бизнес-центр "Бауэр Плаза". Так что скучать некогда. Инвестиции в помещение площадью 130 квадратных метров составили 6 миллионов рублей.

-  Как вы воспользуетесь кредитом в 10 миллионов рублей, если выиграете конкурс "Семейный бизнес"?

Эльвира: Нам хотелось бы приобрести новое оборудование, которое увеличит наши возможности в диагностике сосудистых нарушений головного мозга.
Эдуард: Медицина не стоит на месте, появляется новое оборудование, новые диагностические и терапевтические методики, и нам ни в коем случае нельзя отставать.

Лейсан Сеидова, "где Деньги", 29.09.2008