Впервые в своей истории республиканский праздник Маулид ан-Наби прошел в стенах Болгарской исламской академии. Какими причинами обусловлен выбор нового места, чем мусульманские священнослужители отличаются от служителей Мельпомены и когда нам ждать Судного дня — ответы на эти вопросы корреспондент «БИЗНЕС Online» искал вчера на дне рождения пророка Мухаммеда. В этом году он прошел на редкость скромно.
Впервые в своей истории республиканский праздник Маулид ан-Наби прошел в стенах Болгарской исламской академии
«ЯЗЫК НУЖЕН. ЕСЛИ БЫ БЫЛ НЕ НУЖЕН, ТО ВСЕВЫШНИЙ ЕГО НЕ СОЗДАЛ БЫ»
Пресловутый «языковой вопрос» самым серьезным образом повлиял на концентрацию VIP'ов, приехавших накануне в Болгар, где мусульмане отмечали день рождения пророка Мухаммеда. Как в старые добрые — и уже полузабытые — времена праздник Маулид ан-Наби прошел без высшего руководства республики, более того, отсутствовали даже главы районов, которые, в случае приезда, например, Рустама Минниханова, все как один съезжались на священную землю предков татар. Отсутствовал и «главный зодчий» Болгарского заповедника — госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев. Глава Спасского района Камиль Нугаев так объяснил ситуацию: «В Государственном Совете сегодня проходит заседание и совещания, в которых участвуют наши руководители. Рассматривают вопросы изучения в школе татарского языка. Сюда должен был приехать Минтимер Шарипович, три дня назад он мне об этом сказал, но из-за заседания Госсовета руководство не смогло приехать. Извинились и просили меня от имени правительства и государственных деятелей приветствовать вас и поздравить с праздником».
Не было на Мәүлид бәйрәме и новоиспеченного «отца нации», председателя «Милли шура» Василя Шайхразиева, заявленного в программе мероприятия. Он, как и «экс – главный татарин планеты» Ринат Закиров, был занят на годовом расширенном собрании всемирного конгресса татар. ВКТ в итоге официально представлял руководитель его казанского отделения Фарид Мифтахов, который в беседе с «БИЗНЕС Online» отметил важность поднятия на дне рождения посланника Аллаха вопроса о судьбе татарского языка: «В то время, когда все говорят о языке, замечу, что, пока есть религия, живет надежда, что и язык будет, и не потеряем мы свой язык. Только тогда, когда религия и татарская нация будут вместе, есть будущее и у нашей республики, и у России».
В официальных речах, впрочем, о будущем татарского языка говорили лишь вскользь. Только верховный муфтий страны Талгат Таджуддин еще до начала праздника высказался о проблеме, правда, в своем стиле, то есть весьма витиевато: «Язык нужен. Если бы был не нужен, Всевышний его не создал бы. Родной язык тоже нужен в обязательном порядке. Первым делом родители должны учить детей. Должен ли он быть обязательным в школах? Так это как прописано в законах! Никого нельзя насильно заставлять учить язык, но язык своей страны обязательно нужно знать. В Татарстане — татарский, в Башкортостане — башкирский, для всей страны — русский». К слову, Таджуддин был, пожалуй, самым высокопоставленным из гостей праздника, на который не приехал даже президент Болгарской исламской академии Камиль Исхаков, хотя ее ректор Рафик Мухаметшин и присутствовал.
Прямой потомок пророка Мухаммеда, а ныне также преподаватель академии Абдураззак ас-Сагди (слева)
КАМИЛЬ САМИГУЛЛИН: «САМ ПРОРОК ВЫРАЖАЛ ПОЧТЕНИЕ К СВОЕМУ ДНЮ РОЖДЕНИЯ»
Мероприятия вчера начались в молельном зале академии, где после предзакатного намаза собравшиеся услышали проповедь преподавателя БИА, бывшего муфтия Палестины Исмаила Буль-Буля. Его внимательно слушали и Таджуддин, и прямой потомок пророка Мухаммеда, а ныне также преподаватель академии Абдураззак ас-Сагди, а также имамы из многих уголков России. Для них было в диковинку увидеть новое место, где состоится Маулид ан-Наби. Почему именно здесь, в стенах Болгарской исламской академии? На этот вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» муфтий Татарстана Камиль Самигуллин ответил философски: «В прошлом году не могли провести, потому что ее еще не было. Такое место удобное, посмотрим, оценим, много людей может поместиться. В том году мы думали, сможем ли столько народа разместить в „Ак мәчет“ („Белой мечети“)? А тут все помещаются».
Начался вечер с рецитации Корана в исполнении Исхака Даныша
Сам праздник прошел в атриуме БИА, куда после вечернего намаза переместились все гости. По подсчетам пресс-службы ДУМ РТ, это порядка трехсот человек. Ведущий Маулид ан-Наби, заместитель муфтия Татарстана Ильфар Хасанов представлял выступающих по очереди. Начался вечер с рецитации Корана в исполнении Исхака Даныша — как сказал Хасанов, этот человек владеет десятью видами чтения священной Книги. Далее Ильгиз Шайхразиев вместе с камерным хором исполнил нашид, то есть мусульманское песнопение «Манара бәете». А муфтий РТ рассказал о важности проведения Мәүлид бәйрәме, одобряемым шариатом, хотя некоторые представители нетрадиционного ислама и считают проведения дня рождения пророка Мухаммеда вредным нововведением. Дескать, если сам посланник Аллаха его не проводил, то и нам не надо. «Сам пророк выражал почтение к своему дню рождения. Он постился по понедельникам, и когда Мухаммеда спросили, почему именно в этот день, он сказал, что именно в понедельник появился на свет. Поэтому и держу уразу», — заметил Самигуллин.
Единственным, кто выступил на русском языке, был заместитель муфтия Дагестана Ахмад-хаджи Кахаев. Спич же Абдураззака ас-Сагди, был, естественно, по-арабски, он рассказал о пророке Мухаммеде и его потомках, коим он и является в 41-м поколении.
Камиль Самигуллин (третий справа) рассказал о важности проведения Мәүлид бәйрәме, одобряемым шариатом, хотя некоторые представители нетрадиционного ислама и считают проведение дня рождения пророка Мухаммеда вредным нововведением
ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ КАК ПРЕДВЕСТНИК СУДНОГО ДНЯ
По плану должен был выступить и председатель ДУМ РФ Равиль Гайнутдин, но вместо отсутствующего шейха его приветствие зачитал представитель московского муфтия Али Хасанов. Речь же Таджуддина была как всегда любопытна. Он, также как и Самигуллин, остановился на том, что Маулид ан-Наби — никакое не греховное деяние, как утверждают сторонники нетрадиционного ислама: «И даже по велению короля Саудовской Аравии сейчас день рождения пророка Мухаммеда отмечают в Мекке и Медине». «Говорят, будто у мусульман не принято отмечать день рождения. Но ведь каждый радуется, когда у него рождается ребенок. Мы совершаем курбан акыйка и жертвуем его нуждающимся. Таким образом, рождению нового человека радуются не только его родители, но и окружающие! Точно так же мы должны радоваться и рождению нашего любимого пророка. Вся его жизнь – пример того, как людей научить быть добрыми», — сказал верховный муфтий России.
Сам праздник прошел в атриуме БИА, куда после вечернего намаза переместились все гости. По подсчетам пресс-службы ДУМ РТ, это порядка 300 человек
Дальше было еще интереснее. Увидев так называемый ветровик (губку на микрофоне), Таджутдин назвал его оранжевый окрас цветом четверга, после которого придет җомга (пятница), когда и наступит Судный день. Почему оранжевый цвет? А потому что палачи запрещенной ДАИШ (арабское название запрещенной в России террористической группировки «ИГИЛ» — прим. ред.) казнят своих пленников, наряжая их в оранжевые одеяния: «Они это делают по велению даджаля (в исламской традиции — лжемессия, аналогичный христианскому Антихристу — прим. ред.). Известно, кто этот даджаль, — США и его союзники. Они безрезультатно пытались установить в Сирии мир в течение шести лет. Наша же страна по приглашению этого государства за два года, слава Аллаху, эту задачу выполнила».
Верховный муфтий обратился к студентам Болгарской академии, чтобы они не считали свое служение просто работой: «В народе говорят, что мулл и артистов невозможно наставить на праведный путь. Это наша оценка: чем мы отличаемся от артистов? Если мы смотрим на свою профессию только как на позволяющую добыть хлеб, да с маслом, да икрой, то тогда мы от артистов ничем не будем отличаться. А это ведь должно быть служением религии Аллаха».
Речь Талгата Таджуддина была как всегда любопытна
Под занавес мероприятия наградили победителя конкурса по чтению Корана Азата Хадиева, вручив ему сертификат на поездку в хадж. Завершился праздник мольбой к всевышнему от главного казыя (шариатского судьи) Татарстана Джалиля Фазлыева, после которой гости перешли в «Ак мәчет» на ночной намаз. В отличие от прошлых лет, в 2017-м по окончании молитвы никаких салютов и фейерверков не делали. Все было скромно, как и повелел пророк Мухаммед.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 45
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.