Ришата Тухватуллина (справа) давно не было на «Татар җыры». Более того, как оказалось, он никогда и не выступал на татарском фестивале

РИШАТ ТУХВАТУЛЛИН: «НАШИ ТАТАРСКИЕ ПЕСНИ ОНИ НЕ МОГУТ ПЕТЬ ТАК, КАК МЫ»

Самое любопытное, что вчерашняя пресс-конференция организаторов ежегодного фестиваля «Татар җыры» не превратилась в очередную серию «мыльной оперы» — спор Салавата и Элвина Грея, при том что вопрос с участием в главном концерте года для татарской эстрады ее мэтра, который в последнее время не раз говорил, что больше не хочет появляться на «Татар җыры» в качестве артиста, по-прежнему не решен.

Затмило эту историю, которая, судя по всему, сходит потихоньку на нет, как минимум два факта. Во-первых, практически вся встреча с журналистами прошла на татарском языке — в прежние годы подобные мероприятия представляли собой торжество билингвизма. Очевидно, что местные поп-артисты, отметившиеся недавно и громкими флешмобами в защиту родного языка, всерьез решили поддерживать заданный тренд, что немаловажно в условиях «языкового вопроса», пусть решенного формально, но оставившего следы в сердцах людей.

Марат Гараев (в центре): «От того, что Ришат не выступал на протяжении последних 6–8 лет на „Татар җыры“, никто не выиграл, а зритель только проиграл»

Во-вторых, несколько удивило, что среди выступающих на пресс-конференции был заявлен Ришат Тухватуллин. Внимательный зритель мог тут же вспомнить, что популярного певца давно не было на «Татар җыры». Более того, как оказалось, Тухватуллин и вовсе никогда не выступал на татарской «Песне года». Почему так происходило и что изменило ситуацию в 2017-м? На этот вопрос ответил один из главных устроителей фестиваля, председатель совета директоров ООО «ТМГ „Барс-Медиа“» Марат Гараев. «Ходило много разговоров о том, почему такой талантливый певец не попадает на наши фестивали. С первого дня, как Ришат появился на татарской эстраде, мы стали его приглашать. Конечно, все разговоры происходили через его продюсера Рифата Фаттахова. К сожалению, тогда по каким-то причинам мы не смогли найти общий язык. От того, что Ришат не выступал на протяжении последних 6–8 лет на „Татар җыры“, никто не выиграл, а зритель только проиграл», — сказал Гараев.


Сейчас Тухватуллин уже «на вольных хлебах», а директор фонда им. Вагапова пестует новые молодые таланты, поэтому с артистом договориться стало легче. Не вдаваясь в тонкости взаимоотношений внутри татарстанского шоу-бизнеса, заметим, что Тухватуллин — это, безусловно, приобретение «Татар җыры». Команду «Барс-Медиа» пополнил очень популярный исполнитель, к тому же один из немногих среди молодых певцов, к которому нет претензий и по части выбора репертуара, и по части концертных костюмов и внешнего вида. Одним словом, настоящий носитель «моң». «Я очень рад, что принимаю участие в „Татар җыры“ в этом году в первый раз, — с присущей ему вежливостью и скромностью ответил Тухватуллин. — До этого о том, как проходит фестиваль, я знал только из социальных сетей и телевизора. В этом году я представлю песню „Синие глаза“. Так что попробуем поучаствовать». 

Для артиста «Татар җыры» — это сильный проект, сохраняющий татарские традиции. «Многие уже давно говорят, что по сравнению с Европой и Америкой наша татарская сцена сильно отстала. Я с этим не могу согласиться... Возможно, в плане аппаратуры наша татарская эстрада немного отстает, тут много факторов может повлиять, не хотел бы углубляться в подробности. Но у нашего татарского народа есть свой почерк. Российские певцы давно показали, как умеют красиво петь на иностранных языках. Это вы можете сами увидеть и услышать. А вот наши татарские песни они не могут петь так, как мы», — считает Тухватуллин. Он уверен, что главное — далеко не аппаратура, артиста и вовсе иногда просят петь без микрофона.

При этом певец заметил, что обещанный в этом году «резкий поворот» в развитии фестиваля не должен превратить его в американский шоу-бизнес и конкурс «Татар җыры» должен продолжать «сохранять наши ценности».


ФИРДУС ТЯМАЕВ: «КУПИВ МАМЕ БИЛЕТ ЗА 4,5 ТЫСЯЧИ, Я ПРИВЕЗ ЕЕ СЮДА НА ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ»

О каком же повороте идет речь? Конечно, всех подробностей шоу, которое пройдет 16 декабря в «Пирамиде», организаторы рассказывать не стали. Но немного приоткрыл завесу новый режиссер «Татар җыры» Максим Скалозубов. «В этом году наш фестиваль особенный — ему исполняется 18 лет, — сообщил Скалозубов. — Поэтому, когда мы начинали подготовку, всей командой думали, рассуждали, чему же будет посвящен этот фестиваль. А посвящен он будет совершеннолетию и перезагрузке». По его словам, перезагрузка проявится как в оформлении шоу, так и в контенте. Кроме того, будет презентован новый бренд фестиваля «Татар җыры». 

«Конечно, мы обратим внимание и на людей безвременно ушедших, но чье творчество оставило неизгладимый след в наших сердцах и душах. Их мы тоже вспомним 16 декабря», — добавил Скалозубов, и журналисты, конечно, вспомнили об Альфие Авзаловой и Хание Фархи.

На фестивале ожидается презентация нового бренда «Татар җыры»

«Что такое „Татар җыры“? Это прежде всего самые популярные артисты. Мы всегда стараемся сделать так, чтобы в концерте принимали участие разножанровые исполнители: и с классическим голосом, и танцевальные молодежные проекты. Даже рэп у нас был. Стараемся охватить эстраду полностью», — лаконично подчеркнул Гараев.

Стилист фестиваля Алина Бадрутдинова тем временем заинтриговала присутствующих, озвучив сумму самого дорого наряда концерта —  600 тыс. рублей. Напомним, что в прошлом году на фестивале судачили о платье певицы Азалии Зиннат, якобы это был самый дорогой наряд за весь вечер стоимостью в 400 тыс. рублей.

Певец Фирдус Тямаев, в отличие от коллеги Тухватуллина, далеко не новичок, и уже не в первый раз выйдет на сцену «Пирамиды». Он, взяв слово, решил вспомнить, как его первый раз пригласили на фестиваль. «Я тогда первым делом позвонил маме, всем родственникам, сказав, чтобы они обязательно включили телевизоры и посмотрели концерт, — ностальгировал артист. — И вот, купив маме билет за 4,5 тысячи, я привез ее сюда на первый концерт, она мне тогда подарила цветы. Она, человек, проработавший 30 лет дояркой, представляете, как на все это смотрела?!»


МАРАТ ГАРАЕВ ОБ ЭЛВИНЕ ГРЕЕ И САЛАВАТЕ: «ЭТО СОВЕРШЕННО РАЗНОПЛАНОВЫЕ ПЕВЦЫ, РАБОТАЮТ НА СОВЕРШЕННО РАЗНУЮ ПУБЛИКУ»

Еще одной интригой пресс-конференции стала появившаяся ранее информация, что бессменные ведущие «Татар җыры» Гульназ Сафарова (которая выходит на сцену «Пирамиды» уже 12 лет) и Айваз Садыров (в этом году он будет вести фестиваль в шестой раз) выступят в этой же роли на фестивале «Yзгәреш җиле», который пройдет в Казанской опере в этот уик-энд.

Эту информацию корреспонденту «БИЗНЕС Online» прокомментировал также глава «Барс-Медиа». Как же так, отдать в «аренду» своих звезд почти конкурентам? «Месяц назад нам поступила просьба со стороны организаторов фестиваля „Yзгәреш җиле“ отпустить наших лучших ведущих, которые присутствуют сегодня на татарской эстраде — Гульназ Сафарову и Айваза Садырова, — можно сказать, похвалился Гараев. — Мы были не то что удивлены, скорее нам стало радостно, что наших ведущих так высоко оценивают, и мы с удовольствием согласились, чтобы они приняли там участие. Надеюсь, они оправдают ожидания организаторов». «Это фестивали совершенно разных форматов, непохожие друг на друга, — дополнила руководителя „Барс-Медиа“ сама Сафарова. — Нам лестно вести такой проект, попробовать себя в чем-то другом, и, конечно, мы тоже надеемся, что все пройдет хорошо».

Бессменные ведущие «Татар җыры» Гульназ Сафарова и Айваз Садыров, которые в этом году будет вести фестиваль в шестой раз, выступят в этой же роли на «Yзгәреш җиле»

А что же Салават и Элвин Грей, спросите вы? И состоится ли их долгожданное примирение на «Татар җыры – 2017»? Ответа на этот вопрос пока нет. «Это совершенно разноплановые певцы, работают на совершенно разную публику. Салават Закиевич — мэтр нашей татарской эстрады. Элвин Грей — Радик Юльякшин — популярный артист сегодня, очень хорошо умеет работать, у него мощная PR-группа. Их никогда нельзя сравнивать, мне кажется. Может быть, кто-то видит между ними какие-то размолвки, но я считаю, все предельно ясно. Каждый артист имеет свое место, — дипломатично сообщил Гараев и добавил. — Ну а то, что между ними есть интрига, добавляет дополнительный интерес к татарской эстраде и к нашему фестивалю». Последнюю фразу шеф «Татар җыры» сказал не скрывая улыбки.