Адвокат Ильи Артемьева Елена Гильмитдинова в буквальном смылсе прикрыла подзащитного своим телом от камеры Елена Гильмитдинова, адвокат Ильи Артемьева, в буквальном смысле прикрыла подзащитного своим телом от камеры Фото: Артем Кузнецов

СИЛОВИКИ НЕ УСТОЯЛИ ПЕРЕД МЯСОМ?

Как стало известно «БИЗНЕС Online», сотрудники республиканского ФСБ и управления собственной службы безопасности МВД по РТ еще в понедельник задержали замначальника отдела экономбезопасности и противодействия коррупции УВД Казани Вадима Караваева, оперативника отдела Айрата Сафина, а также недавно уволенного следователя СКР по РТ Илью Артемьева. Артемьев уже отправлен судом под домашний арест до 25 января, Караваев — в СИЗО, а Сафина, по нашим сведениям, отпустили под подписку о невыезде. Уголовное дело по признакам мошенничества в особо крупном размере и превышения должностных полномочий ведет отдел по должностным преступлениям следственного комитета. Официальные позиции ведомств весьма скупы. «В МВД по РТ создана рабочая комиссия, проводится служебная проверка», — рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ведомства. В СУ СК по РТ и вовсе отказались от комментариев.

Между тем поводом для задержания стала поистине фантасмагорическая история. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», в октябре надзорные органы проводили проверку в торговых рядах на улице Восстания. В поле зрения оперативников якобы попала фирма, торгующая мясом, под названием «Сырат» (учредитель и директор — некто Чанкал Бюлент). Надзорные органы взяли образцы продукции для экспертизы. Тогда в дело и включились сотрудники полиции. «Они предварительно испортили образцы и получили заключение экспертизы о наличии в образцах каких-то болезнетворных микроорганизмов», — рассказывает источник издания.

Зачем это было нужно Караваеву и Сафину, становится понятным дальше. Оперативники добились возбуждения уголовного дела в отношении предпринимателя по ст. 238 УК РФ («Производство либо сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности»), максимальный срок по которой — до 10 лет лишения свободы. Затем, уже в рамках уголовного дела, 19 октября у Бюлента изымается 35 т вяленого мяса. Продукция передается на хранение в фермерское хозяйство в Мензелинском районе. Однако до Мензелинского района доезжает не все мясо: как позже установит следствие, Сафин и Караваев успели продать налево 15 т за 1,5 млн рублей. Наши собеседники, близкие к силовым структурам, рассказывают о том, что следствие имеет две версии относительно действий оперативников УВД. Согласно одной, они просто хотели обогатиться сами. По второй версии, вся силовая операция против предпринимателя — заказ его конкурента.

Если роль оперативников БЭП УВД Казани Сафина и Караваева из рассказанной источниками «БИЗНЕС Online» фабулы кажется относительно ясной, то функции следователя Артемьева в мошеннической схеме не совсем понятны. Версии разнятся. По словам одного из источников, Артемьев получил некий процент с продажи мяса, а с Сафиным и Караваевым по работе не пересекался. По версии другого источника, Артемьев и оперативники были в сговоре и хотели «срубить» с предпринимателя еще 1,5 млн рублей — теперь уже в виде взятки за помощь в закрытии уголовного дела. Якобы на передаче денег 27 ноября Артемьева и «приняли» сотрудники ФСБ, которые контролировали «сделку» с самого начала. В этом случае возникает логичный вопрос: почему Артемьеву инкриминируют мошенничество, а не получение взятки? Впрочем, ответ кажется логичным: органы он на тот момент уже покинул, соответственно, должностным лицом больше не является. Есть и третья версия событий: Артемьев был лишь посредником. Тогда, как часто бывает в делах о коррупции, эту ниточку надо либо раскручивать до конца, либо свести все к заведомому обману.

Артемьев натянул на себя капюшон куртки и отвернулся от жкрналистов Артемьев (в капюшоне) был отправлен судом под домашний арест до 25 января Фото: Артем Кузнецов

«У МЕНЯ БЫЛИ ВСЕ СПРАВКИ, НО В ТОТ ДЕНЬ НИКТО НИЧЕГО НЕ СПРАШИВАЛ. ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ, ЗАБРАЛИ ВНАГЛУЮ»

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с Бюлентом, который подтвердил произошедшие события и рассказал несколько дополнительных деталей. По словам предпринимателя, он около года занимается закупкой и перепродажей вяленых субпродуктов, в первую очередь реализует говяжьи кишки. Он распространяет продукцию по России, далее субпродукты идут на экспорт в другие страны.

В начале октября к Бюленту пришли представители надзорных органов с плановой проверкой.

«Пробы брали Россельхознадзор и ветеринария», — говорит бизнесмен.

Через две-три недели после того, как надзорные органы взяли пробы, как утверждает Бюлент, в дело вмешались оперативники.

«Первые пробы, которые брали, все чистые. Я же их в ФСБ уже передал. Но потом они (задержанные сотрудникиприм. ред.), чтобы полностью товар забрать с концами, якобы ликвидировать, задумали такое (отравить пробы прим. ред.)», — объясняет свою версию Бюлент.

В итоге 20 октября на складе бизнесмена на улице Восстания прошли «маски-шоу»: продукцию — 35 т — изъяли, а в отношении самого предпринимателя возбудили дело.

«У меня были все справки, что болезней нет. У меня было удостоверение ветеринарное. Но в тот день никто ничего не спрашивал. Все, что есть, забрали внаглую, очень наглым образом», — вспоминает предприниматель.

Бюлент не называет имен оперативников и следователей, которые и провернули предполагаемую аферу с его продукцией и пытались, по версии предпринимателя, отобрать бизнес.

«Я не могу сказать, мне надо их увидеть, чтобы признать. Кто откуда, не могу сказать. Их очень много было. Люди в масках были. Они хотели дело, чтобы меня закрыть. Зачем им брать суммы мелкие, если подумать, когда просто можно меня закрыть, и 17 миллионов, 20 миллионов их?» — говорит Бюлент.

По словам предпринимателя, рыночная стоимость 1 тонны его продукции составляет от 450 до 500 тыс. рублей. По нашим данным, всего в результате «силовой операции» у него пропало 15 т продукции. Соответственно, по подсчетам, ущерб, нанесенный предпринимателю, можно оценить в сумму от 6,5 до 7,5 млн рублей. По словам Бюлента, он собирается возвращать продукцию через суд и уже нанял юриста.

Дальнейшие подробности громкого уголовного дела Бюлент не раскрывает, советуя обращаться в ФСБ.

... По версии ФСБ, предприимчивые правоохранители заразили бактериями образцы мяса у казанского предпринимателя, конфисковали всю партию в 35 тонн, продали половину, а на бизнесмена едва не повесили статью
Фото: «БИЗНЕС Online»

АРЕСТ ЭКС-СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРОШЕЛ В ПОЛУЗАКРЫТОМ РЕЖИМЕ

Судебное заседание по избранию меры пресечения Артемьеву проходило во вторник, 28 ноября. Оно едва не сорвалось: документы на арест фигуранта доставили в разгар рабочего дня, а дежурный судья Рафаэль Кашапов к тому времени фактически завершил работу. На удачу следователей на рабочем месте был судья Сергей Аптулин, которому в итоге и поручили рассматривать ходатайство. К залу Аптуллина фигуранта уголовного дела привели лишь перед самым началом заседания, и его адвокаты приняли корреспондента «БИЗНЕС Online» за следователя. На слова о том, что перед ними журналист, они отреагировали неожиданно: «Мы будем требовать закрыть заседание». 

Аналогичную позицию занял и сам подозреваемый: Артемьев натянул на себя капюшон куртки и отвернулся. Впрочем, чуть позже, уже в зале суда, ему стало жарко, куртку он снял, оставшись в рубашке, но продолжил отворачиваться от журналиста.

Еще до начала заседания по избранию домашнего ареста следователь по особо важным делам СК Ильнар Гайнуллин заявил ходатайство о закрытии судебного заседания и удалении из зала прессы, единственным представителем которой и был корреспондент «БИЗНЕС Online».

— Защита тоже возражает, просит удалить журналиста, поскольку это, по мнению защиты, нарушает требования безопасности подзащитного, — поддержала ходатайство Елена Гильмитдинова, один из адвокатов Артемьева. Отметим, Гильмитдинова известна нашим читателям как один из адвокатов экс-проректора КНИТУ-КХТИ Ильдара Абдуллина.

— Каким образом нарушает? — поинтересовался Аптулин.

— Предполагаем, что нарушает. Каким образом? Свидетели по делу не установлены, — объяснила защитник, получив поддержку коллеги — адвоката Данила Мишина.

«Поддерживаю ходатайство своих защитников и следователя», — единственное, что услышал в ходе судебного заседания от Артемьева корреспондент нашего издания, перед тем как был удален из зала суда. Судья частично удовлетворил просьбы следствия и защиты, разрешив присутствовать прессе лишь на оглашении постановления.

Добившись закрытого процесса, Артемьев с защитниками лишил себя возможности донести свою позицию до читателей нашего издания. После суда его адвокат Мишин также отказался комментировать нашему издания инкриминируемую следствием роль подзащитного, ссылаясь на то, что это запрещено законом. Единственное, что известно нашей газете, — Артемьев свою причастность к преступлению признал. 

Родственники Караваева За оперативниками ФСБ следовала женщина — очевидно, супруга Караваева. «Просто взяли и оболгали ни за что», — только и смогла она произнести Фото: Анна Залялетдинова

«МЕНЯ ТОЛЬКО НЕ ФОТОГРАФИРУЙ»

Через 15 минут корреспондента нашей газеты пригласили в зал, а судья постановил отправить Артемьева под домашний арест до 25 января, разрешив ему двухчасовые прогулки.

«Меня только не фотографируй», — сказал после заседания фигурант уголовного дела корреспонденту «БИЗНЕС Online». Впрочем, нужды в этом не было: на помощь бывшему следователю поспешила Гильмитдинова, в буквальном смысле прикрыв подзащитного своим телом от камеры мобильного телефона. Сам Артемьев нервничал и даже пытался угрожать корреспонденту «БИЗНЕС Online». Очевидно, что 27-летний выпускник юрфака не был готов к такому повороту карьеры. Наши собеседники описывают Артемьева как вполне обеспеченного человека — ездил, по слухам, на недешевой BMW, любил итальянские костюмы. По словам собеседников издания, атрибуты состоятельности доставались Артемьеву от родителей — якобы его отец владеет или владел средней руки строительным бизнесом. К слову, никого из родственников фигуранта в суде не было.

Что касается профессиональных качеств, то про Артемьева говорят, что примечательных для общественности дел он не вел и теперь какое-то время вести уже не будет при любом исходе процесса. Единственное исключение: Артемьев завершал расследование в отношении группировки «БСР» (так называемые «Банды Советского района»). Коллеги из следственного комитета характеризуют его положительно, указывая на его профессионализм и порядочность.

«ПРОСТО ВЗЯЛИ И ОБОЛГАЛИ НИ ЗА ЧТО»

Избрание меры пресечения в отношении замначальника отдела УВД Караваева накануне неожиданно перенесли. Его привезли в Советский райсуд Казани на полтора часа раньше назначенного времени, попасть в зал суда корреспонденту «БИЗНЕС Online» не удалось. Впрочем, наши собеседники отмечают, что ничего сенсационного на самом заседании не прозвучало. Следствие настаивало на заключении фигуранта под стражу со стандартной формулировкой — «поскольку подозреваемый может скрыться от органов предварительного следствия, суда и скрыть следы преступной деятельности». Сам 39-летний Караваев свою причастность категорически отрицал, утверждая, что его оговорили.

Пожалуй, единственная интересная деталь, которая прозвучала в суде и приоткрыла завесу тайны, состоит в том, что показания на Караваева дал именно экс-следователь Артемьев. Соответственно, задержали оперативников уже после того, как последний был допрошен в качестве подозреваемого. Впрочем, показания Артемьева находятся в материалах уголовного дела. Остается лишь догадываться, что он сказал.

Суд же в итоге принял сторону СК и отправил Караваева в следственный изолятор до 27 января. Подозреваемого вывели из зала суда за считаные секунды. За оперативниками ФСБ, которые конвоировали фигуранта уголовного дела, показалась женщина — очевидно, супруга замначальника ОБЭП. От предложения корреспондента прокомментировать ситуацию она отказалась. Ухоженная женщина средних лет плакала и выглядела растерянной. «Просто взяли и оболгали ни за что», — вот и все, что она произнесла в беседе с корреспондентом нашего издания.

Следователь Ринат Кантимиров, который также входит в следственную группу, от комментариев нашему изданию отказался, как и сторона защиты. К слову, интересы полицейского представляет адвокат Рустем Садыков, который совсем недавно, летом этого года, покинул ряды второго отдела по особо важным делам следственного управления СК по РТ. Так, еще в июне он расследовал дело сотрудников отдела полиции «Япеева», задержанных теми же оперативниками ФСБ за «спектакль» с подставной покупкой оружия.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» компетентный источник в правоохранительных органах, с оперативника Айрата Сафина следствия сняло свои подозрения.