«ТАКИХ БЕССТЫДНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ВООБЩЕ ПОЛНО...»

Моральные ограничения в изображениях наружной рекламы обеспокоили совет старейшин набережночелнинского мухтасибата. Аксакалы составили открытое письмо мэру города Наилю Магдееву и разместили его на официальном сайте мухтасибата за подписью председателя совета старейшин имама мечети «Туфан» Равиля хазрата Нуруллина. Авторы обращают внимание на два рекламных щита по основному городскому проспекту Мира, на которых якобы изображены обнаженные женщины. «Аморальную рекламу» они называют унизительной для пожилых людей и тлетворной для молодежи.

«Об этой рекламе рассказали наши бабаи, члены совета старейшин, — пояснил „БИЗНЕС Online“ Нуруллин. — Пожилые прихожане сообщили, что на проспекте Мира висят плакаты с изображением женских задниц. Эта реклама по увеличению ягодиц. Таких бесстыдных изображений вообще полно по городу. Прислушаются ли к нашему обращению представители власти — не знаю, но мы обязательно должны высказать свое мнение — для чего иначе нужны аксакалы? Для назидания. Если пожилое поколение не будет говорить, то молодежи что тогда остается делать?» По этому и другим вопросам, отраженным в письме, старейшины попросили мэра принять соответствующие постановления, усиливающие контроль норм публичной морали и использования общественных пространств.

Как выяснил «БИЗНЕС Online», с размещением письма мухтасибат запоздал: пресловутых щитов в городе уже нет. Из ответа начальника управления информационной политики исполкома Риммы Мухаметзяновой следует, что мухтасибат обратился к мэру ранее, непублично, а письмо опубликовано постфактум. «Размещение наружной рекламы происходит в соответствии с нормативно-правовой базой. Упоминаемые щиты размещались в ноябре. Городские власти отреагировали на обращение мухтасибата и рекомендовали компаниям, предлагающим услуги, демонтировать провокационные щиты. В первых числах они были сняты», — говорится в ответе исполкома.

К сожалению, ни рекламодателей, ни владельцев рекламных конструкций в исполкоме называть не стали, но возмутившее старейшин изображение «БИЗНЕС Online» удалось отыскать на странице фитнес-клуба Smart Gym, с помпой открытого в прошлом году с участием Магдеева. Судить о его провокационности читатель может сам: на картинке предполагаемая клиентка фитнес-клуба демонстрирует результат упражнений для ягодичных мышц. Аналогичное изображение, по воспоминаниям горожан, было размещено и на билборде, стоящем близ жилого дома  Europa Tower, рядом с которым располагается и фитнес-клуб. Оба объекта принадлежат бенефициару ГК «Еврогрупп» Алексею Миронову — возможно, не только реклама «продукта», но и сама рекламная конструкция принадлежат Миронову, который сейчас явно переживает довольно сложный период своей жизни. Мало того, что над «Еврогрупп» сгустились тучи усилиями следователей, что Миронов вынужден был вернуть городу 53 га арендованной им земли, так теперь еще и косвенные претензии от духовных авторитетов. Это особенно обидно с учетом того, что в прошлом году Миронов открыл не только фитнес-клуб, но и мечеть имени Утыз Имяни, в строительство которой он вложил около 10 млн рублей. Кроме того, под патронажем «Еврогрупп» находится еще одна мечеть — «Абузар».

Однако та же самая девушка с гантелей понравилась и еще одному городскому фитнес-оператору, поэтому точно установить отношение «Еврогрупп» к спорной рекламе нам не удалось. В Smart Gym от авторства открестились, заявив, что на их щите изображения с рекламой «прокачки ягодичных мышц» в означенный период не было. Владелец же клуба Orange Fitness Евгений Вайнер, услышав вопрос о сомнительной рекламе, отказался от комментариев и бросил трубку. Ягодицы он размещал в рамках ноябрьской акции на их прокачку.

Возмутившее старейшин изображение оказалось рекламой фитнес-клуба Smart Gym Алексея Миронова (слева), с помпой открытого в прошлом году с участием Наиля Магдеева (справа) Возмутившее старейшин изображение оказалось рекламой фитнес-клуба Smart Gym Алексея Миронова (справа), с помпой открытого в прошлом году с участием Наиля Магдеева (слева) / Фото: nabchelny.ru

«ПОМИМО ЗАКОНА О РЕКЛАМЕ, НУЖНО ИМЕТЬ В ВИДУ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ОТКРЫТОГО ТЕЛА...»

Со стороны муниципалитета за рекламу в городе отвечает МУП «Дирекция инжиниринга и аудита строительства», однако содержание рекламных сообщений с ДИАС не согласовывается. По мнению рекламщиков — к счастью, поскольку согласования затягивали бы процесс размещения до бесконечности. Поговорив с участниками рынка, неосведомленными об авторстве рекламного изображения, «БИЗНЕС Online» выяснил, что в рекламном сообществе есть внутренние этические барьеры, но метаморфоза рынка в этом году повлияла на их устойчивость. Однако, ознакомившись собственно с изображением, не все игроки сочли его вульгарным.

«Мы следим за перегибами, чтобы на глаза детей не попадались оголенные части тела, — заявил гендиректор ООО „Реклама-центр“ Фанис Харисов. — Но в этой картинке ничего страшного нет: человек в спортивной одежде, все соответствует нормам морали. Мы ведь не можем ходить в парандже, у нас все-таки светское государство. Кому принадлежит рекламная конструкция, я не знаю, но письмо прочитал — в нем ведь не только о рекламе говорится, но внимание обратили на то, с чем легче всего бороться».

Менеджер рекламного агентства «Золотой город» Наталья Лелетко (не видя изображения) заявила «БИЗНЕС Online», что местные компании не могли разместить щиты сомнительного содержания — все помнят о том, что в мусульманской республике «обнаженка» не приветствуется. «Когда нам приходят на согласование макеты, мы всех письменно предупреждаем, что, помимо закона о рекламе, нужно иметь в виду, чтобы не было открытого тела, — пояснила Лелетко. — Компании, которые давно на челнинском рынке работают, относятся к этому правилу очень трепетно. Вероятно, это разместил кто-то из новых игроков, появившихся после торгов».

По словам Лелетко, если макет был согласован распространителем рекламы, то ответственность за промашку несет именно он. Если же распространитель предупреждал о неписаном запрете, но рекламодатель настоял на своем макете, то клиент сам отвечает за свою рекламу. Сейчас в городе, по словам Лелетко, около 15 владельцев рекламных конструкций, и из них только пять — ветераны рынка. Остальные присоединились к цеху в этом году, после изменения регламента торгов и утверждения новых тарифов на наружку. В их числе не только варяги, но и местные неотраслевые компании, выкупившие по одному или несколько щитов для собственных нужд. Например, «Челны-Хлеб» купил место под рекламу своих магазинов. «Еврогрупп» в торгах не участвовал, но вполне имеет право разместить конструкции на своей земле, то есть на участке под домом Europa Tower. С Orange Fitness ситуация аналогична.

Как следует из письма, сомнительная реклама — не единственная проблема, которая тревожит мухтасибат. Курильщики, собачники и, конечно, мнение по «языковому вопросу», особенно больному для мусульманских старейшин, тоже нашли свое отражение в письме. «Проблем много, с тем же курением — за него не наказывают, — транслирует Нуруллин общее мнение старейшин. — Проходишь возле ночных клубов — там горы сигарет, пьяная молодежь, невозможно на детские площадки зайти. Там алкоголики, курильщики, собачьи экскременты валяются. Думаю, в Казани такое же положение. Потом есть еще проблема: нет рекламы на татарском языке, совещания в администрации проводят только по-русски, хотя все чиновники татары. Даже когда идешь с какой-либо просьбой, начинаешь говорить на татарском языке, то тебя сразу осаждают, мол, мы по-русски только разговариваем».

Отметим, что часть поднятых вопросов уже выносилась в автограде на публичное обсуждение. Так, попытки регламентировать выгул собак предпринимались еще администрацией Рафгата Алтынбаева — были даже определены специальные рекреации, и на какое-то время владельцев вместе с их питомцами удалось загнать в границы отведенных зон. Со временем контроль ослаб и границы естественным образом стерлись — вероятно, до следующего широкого резонанса.

Содержанием наружной рекламы в городе тоже возмутились не впервые. Еще в конце 90-х годов не только в Челнах, но и в Казани бурные дискуссии вызвала реклама матрасов одной известной марки — на картинке модель лежала на фирменном матрасе обнаженной спиной к зрителю, а прикрытие пятой точки бельем выглядело чисто символической уступкой поборникам морали. В результате общественного резонанса рекламодатель тогда пошел на компромисс и сделал апгрейд картинки, прикрыв тылы девушки накидкой. Картинка осталась пограничной с этической точки зрения, но люди успокоились.