Сегодня зампредседателя Центробанка РФ Руслан Вестеровский, приехавший с визитом в Казань, представил руководству республики нового управляющего Нацбанка Татарстана. Им стал исполняющий обязанности главы отделения банка Марат Шарифуллин Сегодня зампредседателя Центробанка РФ Руслан Вестеровский представил руководству республики нового управляющего Нацбанка Татарстана — им стал Марат Шарифуллин (на фото справа) Фото: prav.tatarstan.ru

БАНКОВСКИЙ СЛУЖАЩИЙ, ЧИНОВНИК И БОЛЕЛЬЩИК

Сегодня зампредседателя Центробанка РФ Руслан Вестеровский, приехавший с визитом в Казань, представил руководству республики нового управляющего Нацбанка Татарстана. Им стал исполняющий обязанности главы отделения банка Марат Шарифуллин. Приказ Центробанка о его назначении вышел несколько дней назад, 8 декабря. Как сообщает пресс-служба правительства РТ, Вестеровский и Шарифуллин встретились в кабмине с президентом республики Рустамом Миннихановым. Они, цитируем, «обсудили вопросы развития банковского сектора республики и определили шаги по дальнейшему расширению сотрудничества».

В Нацбанк Шарифуллин пришел в 2015 году в качестве зама своего многолетнего патрона Мидхата Шагиахметова, сменившего «патриарха» Евгения Богачева. До этого они несколько лет работали в министерстве экономики РТ, причем точно в таком же тандеме: Шагиахметов — министром, а Шарифуллин — его замом. Поэтому неудивительно, что новоиспеченного главу Нацбанка считают закоренелым бойцом команды Шагиахметова, которому пришлось уйти с поста на фоне краха Татфондбанка и ряда других кредитных организаций РТ.

Впрочем, Шарифуллин не только опытный чиновник: в отличие от того же Шагиахметова, в банковской сфере он некоторое время проработал. Так, в 2003–2006 годах новый глава Нацбанка РТ был ревизором внутреннего контроля в Сбербанке, а позже — ведущим экспертом департамента внутреннего аудита МДМ-Банка, после чего Шарифуллин попал в аппарат кабинета министров РТ, где и закрепился в команде экс-премьера Ильдара Халикова. В отдельные годы финансист пригодился и в «Связьинвестнефтехиме», и аппарату Минниханова, где он возглавлял экспертную группу при помощнике президента.

Новый директор Нацбанка РТ страстно любит спорт — в качестве как болельщика, так и активного участника. В студенческие годы Шарифуллин входил в небольшую на конец 90-х годов группу фанатов хоккейного «Ак Барса», у него за плечами несколько поездок за командой по России. В 2008 году Шарифуллин в частном порядке решился даже на выезд за рубеж, став свидетелем победы «Ак Барса» в розыгрыше Кубка континентальных чемпионов в Риге. Сам он играет в мини-футбол, начав свою карьеру в чемпионате и Кубке Казани как игрок студенческой команды «Экономист». Потом под его руководством была создана команда «Фортуна», также выступавшая в чемпионате Казани по мини-футболу на уровне первой лиги, где сам он и был капитаном. Кроме мини-футбола принимал участие в соревнованиях по пляжному футболу. Помимо того, он входил в руководство федерации мини-футбола Казани. В последние годы Шарифуллин активно занимался мини-футбольной командой Национального банка, участвовавшей в корпоративных соревнованиях. 

«БИЗНЕС Online» позвонил Шарифуллину, чтобы поздравить его с назначением, но тот не смог разговаривать и пообещал дать свои комментарии позднее. К слову, в 2010 году нынешний глава Нацбанка стал победителем конкурса «БИЗНЕС Online» на лучший вопрос участнику онлайн-конференции. Тогда мы проводили интервью с руководителем управления федеральной налоговой службы по РТ Маратом Сафиуллиным. Шарифуллин прислал в редакцию сразу три волновавших его вопроса: о перспективах создания единой информационной базы по физическим лицам, позволяющей видеть все сделки налогоплательщика, о борьбе с фирмами-однодневками и о повышении налога на доход физических лиц. «Как вы относитесь к повышению ставки НДФЛ, скажем с 13 до 15 процентов или более? Лично я не против платить больше», — рассуждал будущий глава Нацбанка. Тогда же он признался, что каждое утро читает нашу газету: «Это своего рода ритуал».

Задача Центрального банка — обеспечить прозрачность, устойчивость рынка и своевременно предпринимать меры, если есть какие-то отклонения Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРАВО НА ПРИНЯТИЕ ВСЕХ РЕШЕНИЙ УЖЕ ДАВНО ПОЛНОСТЬЮ СКОНЦЕНТРИРОВАНО В МОСКВЕ»

Старожилы банковского сообщества Татарстана Шарифуллина знают не очень хорошо — он гораздо лучше знаком «молодым» банкирам. Так, в Сбербанке он успел немного поработать под руководством нынешнего председателя правления татарстанского отделения Рушана Сахбиева. «Активно писал вопросы для Рушана Сахбиева (для интернет-конференции «БИЗНЕС Online» прим. ред.). Я сам три года работал в головном отделении Сбербанка, и мне было очень интересно побольше узнать об этом человеке», — рассказывал нам Шарифуллин. «Я не работал с ним плотно, но он работал внутри подразделения. А карьера в гору у него пошла, когда он перешел в минэкономики, — рассказал нам сегодня Сахбиев. — В минэкономики мы с ним тесно начали сотрудничать. И в Нацбанке, понятное дело, тоже. Это вдумчивый, взвешенный специалист, и я очень рад, что он добился руководящей должности. Все это на базе очень глубоких профессиональных знаний, знаний банковского рынка. Я считаю, это достойное назначение».

При этом, по его словам, нельзя сказать, что новый глава Нацбанка сможет повлиять на местный рынок и предупредить локальные банковские кризисы, подобные кризису 2017 года. «Легко, конечно, назначить человека и сказать, что он теперь отвечает за отсутствие банковских кризисов. В первую очередь за финансовое состояние банков, а задача Центрального банка — обеспечить прозрачность, устойчивость рынка и своевременно предпринимать меры, если есть какие-то отклонения, ведь, как правило, это не происходит в один день, негативные тенденции нарастают, и задача Центробанка — успеть вмешаться в процессы, чтобы не допустить кризисных явлений», — рассуждает Сахбиев.

«Лет 10 назад роль Нацбанка была — этот [банк] развивать, этот — не развивать... А задача Центрального банка — надзирать в первую очередь. Главное — действовать по правилам, и чем незаметнее роль Центрального банка, наверное, тем лучше экономике. Поэтому я хочу ему пожелать, чтобы меньше было таких случаев, когда Нацбанк выступал бы ньюсмейкером и активно вмешивался в экономику», — сказал глава татарстанского отделения Сбербанка.

Председатель комитета по финансам ТПП Набережных Челнов и региона «Закамье» Венера Иванова слышала о Шарифуллине лишь то, что он пришел в Нацбанк Татарстана из минэкономики вместе с Шагиахметовым. Однако, как и Сахбиев, великих подвигов от контролера она не ожидает. «Я думаю, что банковское сообщество не особо что-то ждет от нового руководителя Нацбанка. Тот урок, который был в текущем году, мне кажется, очень хорошо все усвоили, — сказала она „БИЗНЕС Online“. — Все риски несут сами банки и их руководство, а роль Центрального банка здесь незначительная. Поэтому тот урок, который получили все банкиры в этом году, думаю, надолго запомнится. И, понятное дело, политика Центрального банка сейчас строится так, чтобы менее рискованно работать банковскому сообществу. Думаю, что все уже все поняли».

Эльвира Набиуллина Сразу несколько банкиров на условиях анонимности отметили, что назначение на этот пост местного специалиста — дружественный жест со стороны Москвы и председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной (на фото) Фото: «БИЗНЕС Online»

Богачев тоже знает лишь общие вехи карьеры Шарифуллина, но лично с ним не знаком. «Очень мало знаю. Не знаком. Видел его два раза, но не так, чтобы характеризовать. Желаем ему успехов! Сегодня его представляют, насколько я знаю», — кратко ответил на наши вопросы Евгений Борисович.

Сразу несколько банкиров на условиях анонимности отметили, что назначение на этот пост местного специалиста — дружественный жест со стороны Москвы и председателя ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, которая после скандала с банковским кризисом имела полное моральное право назначить не преемника Шагиахметова, а полностью дистанцированного от местных властей варяга. С другой стороны, нужно понимать, что после ухода Богачева Нацбанк практически утратил самостоятельность — из подразделения, работавшего напрямую с Москвой, его преобразовали в отделение, подчиненное Волго-Вятскому ГУ ЦБ РФ в Нижнем Новгороде. И если у Шагиахметова была хотя бы статусная «лычка» заметителя начальника этого ГУ, то у его сменщика не будет и этого.

«Единственно, с чем можно поздравить Татарстан, — это с тем, что главу Нацбанка РТ выбрали из местных. Он хотя бы способен трезво понимать ситуацию. Но полномочий у него стало на два порядка меньше, чем это было при Евгении Богачеве, — подтверждает вице-президент ассоциации региональных банков России Ян Арт. — Фактически территориальное управление ЦБ РФ опущено по своему значению даже не на порядок, а на два порядка. Право на принятие всех решений уже давно полностью сконцентрировано в Москве, а теперь и практика текущего надзора тоже концентрируется в аппарате Банка России. И дело не в новом управляющем Нацбанка РТ — не только отделения ЦБ РФ в отдельных регионах, но и даже федеральные окружные управления ЦБ РФ, по сути, занимаются сейчас чисто техническими вопросами».

Сейчас в аппарате Банка России трудятся около 50 тыс. человек, то есть с учетом того, что в России осталось около 500 банков, на один банк приходится по 100 сотрудников ЦБ РФ, посчитал Арт. То есть ЦБ РФ имеет все ресурсы отслеживать деятельность банков из единого центра, причем чуть ли не лучше, чем банки своими силами. «Другое дело, что на местах часто виднее ситуация вокруг банка. Например, формально по каким-то признакам банк нарушил какой-то норматив, а в реальности банк просто инвестировал в какой-то проект, важный для развития всей местной экономики и сулящий хорошую прибыль банку, — рассуждает эксперт. — Тот же Богачев мог на уровне здравого смысла оценить ситуацию вокруг того или иного местного банка — действительно ли он зарывается или это допустимый риск и нарушение норматива можно временно простить. Конечно, молодые девочки и мальчики из ЦБ РФ ничего не знают об местной специфики, для них главное — это норматив и инструкция. Они искренне уверены, что таким образом делают большое дело и стоят на страже интересов России».