Интрига приговора самому крупному чиновнику в современной истории России, находящемуся под судом, разрешилась сегодня: за взятку Игоря Сечина 61-летний министр Алексей Улюкаев получил 8 лет тюрьмы. Это решение уже успели публично осудить Алексей Кудрин и Григорий Явлинский. О том, как министр воспринял приговор и как видит свое будущее, кто пришел поддержать экс-чиновника, — в репортаже корреспондента «БИЗНЕС Online» из московского суда.
«Давайте как в школе: 15 минут ждем и уходим», — под смех СМИ комментировал экс-министр
РАЗБИТЫЕ НОС И КАМЕРА ОПЕРАТОРОВ
Ранним утром у закрытых дверей Замоскворецкого районного суда скопилась приличная очередь. Это журналисты многочисленных СМИ пришли послушать приговор бывшему министру экономического развития Алексею Улюкаеву. Впрочем, надеяться на то, что ради этого двери суда откроются раньше на час или два, не приходилось, поскольку представители пресс-службы об этом еще накануне предупредили.
Естественно, маленький зал не вместил бы всех желающих, поэтому трансляция заседания была организована в отдельном зале, плюс уже привычная в коридоре на первом этаже. Отметим, что, кажется, никто из экспертов и журналистов, собравшихся у суда, не ожидал сурового приговора для экс-министра, предполагая, что тот отделается мягким наказанием в виде то ли условного осуждения, то ли небольшого срока. Но не будем забегать вперед...
Около 9 часов утра, наконец, суд открылся — толпа журналистов попыталась силой втиснуться в узкую воронку двери, по пути оттаптывая друг другу ноги. Жертва этой давки была, кажется, только одна — камера одного из операторов. А еще, как сообщали в Telegram-канале, кому-то разбили нос в драке за лучшее место. Ожидаемо в зал заседаний пустили только избранные ведущие СМИ, остальных отправили смотреть трансляцию. Впрочем, нельзя однозначно сказать, кому повезло больше, поскольку судья Лариса Семенова оглашала приговор без перерыва 2,5 часа. Все это время тем, кто находился в зале, пришлось слушать решение стоя. Те же, кто туда не попал, могли даже позволить себе вздремнуть сидя — парочку сонных коллег заметила корреспондент «БИЗНЕС Online».
«Я ВЫСЫПАЛСЯ, ГУЛЯЛ, ИЗБАВИЛСЯ ОТ РАЗДВОЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»
Тем временем в 10 часов утра в зал вошла адвокат Лариса Каштанова, которую какой-то то ли неопытный, то ли не знакомый с этим делом судебный пристав едва не выгнал из-за стола, предназначенного для Улюкаева и его защитников. Но после комментария журналистов, что это адвокат, он виновато отступил.
Тут же появился виновник всего действа — экс-министр, как всегда, теперь одетый в серые цвета. «От сумы и тюрьмы не зарекайся. Готовьтесь заранее», — бросил он журналистам, интересовавшимся тем, знает ли он, что с ним сегодня случится. «Что вы делали ночью?» — продолжали пытать СМИ. «Спал», — невозмутимо ответствовал подсудимый. Наконец, когда его спросили, к чему он готовится, тот уверенно ответил, что «к долгой счастливой жизни». Будет ли такой его жизнь после сегодняшнего суда — сомнительно.
Серую гамму свитера Улюкаева и темных костюмов адвокатов разбавлял букет белых роз, который бывшему министру передали через защитников с комментарием «от поклонницы». В этой ситуации Улюкаев умудрялся еще и шутить, комментируя неожиданный презент: что хорошо бы, «чтобы жена не узнала».
Улюкаев умудрялся еще и шутить, комментируя неожиданный презент «от поклонницы»: хорошо бы, «чтобы жена не узнала»
Между тем судья совсем не торопилась на оглашение, как будто специально давая подсудимому побольше времени на общение со СМИ, что до сих пор ему было строго запрещено. Уже прошел час, а ее место по-прежнему пустовало. «Давайте как в школе: 15 минут ждем и уходим», — под смех средств массовой информации комментировал экс-министр. Все это время Улюкаев продолжал стоять, то бросая реплики журналистам, то переговариваясь с адвокатами. «Это один из лучших годов в моей жизни. Я высыпался, гулял, избавился от раздвоения личности», — признался он прессе.
Адвокат Дареджан Квеидзе передала Улюкаеву какую-то книжечку от монастыря Свято-Алексиевской пустыни. Там пообещали молиться за бывшего министра. К слову, представительница этого монастыря уже вовсю препиралась с журналистами в зале для трансляции.
— Я думаю, что система, в которую он попал, изменяет человека. Сейчас наступил момент прозрения у Алексея Валентиновича, и это радостно. Господь его не оставит даже в тех местах, куда он попадет, — уверенно объявила она СМИ.
— Давайте вы будете молиться не здесь, — ехидно прокомментировал журналист.
— Молиться можно везде! — не отступала женщина.
— Не мешайте нам работать! — огрызнулся парень.
— Ха! — усмехнулась она. — Вы и так вон не работаете!
Ей в ответ зацикали.
Тем временем в зале заседаний Улюкаев заявил, что надеется все-таки на оправдательный приговор.
— А если будет несправедливый приговор, будете просить Путина о помиловании? — спрашивали журналисты.
— Об этом я подумаю завтра, — словами Скарлетт О’Хара отвечал он.
Сам Улюкаев, как стало известно за время судебного разбирательства, также пишет книги. О чем они, пытались выведывать СМИ. Тот отвечал лишь, что одна «хорошая», а вторая — «очень хорошая».
Удивительно, но Улюкаеву дважды позволили беспрепятственно выйти из зала. Куда он ходил, нам неизвестно, но некоторым журналистам удалось поймать бывшего министра в коридорах суда.
«ДАННЫЙ ПРИГОВОР ЯВЛЯЕТСЯ ПРОЯВЛЕНИЕМ ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА»
Наконец, спустя полтора часа от назначенного времени заседания в зал вошли прокуроры Павел Филипчук и Борис Непорожный, а почти сразу за ними и судья, которая, не теряя ни минуты, начала читать приговор порой срывающимся на кашель голосом.
«Признан виновным», — едва ли не первая ее фраза. Так, уже с первых минут оглашения приговора стало ясно, что избежать наказания Улюкаеву не удастся. Но оставалась интрига: какой срок? В ходе прений Непорожный просил для экс-министра, который «как сыр в масле катался», 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима. 2,5 часа Семеновой удавалось держать зал в напряжении. Монотонным усыпляющим голосом, который порой заглушали залетающие в открытое окно звуки проезжавших мимо автомобилей, она чеканила приговор.
Начала судья издалека — с 2013 года, когда Улюкаев был назначен на должность министра экономического развития. Затем Семенова последовательно перешла к фабуле дела. Коротко напомним ее читателям. Так, по словам судьи, «Роснефть» обратилась к президенту с желанием участвовать в приватизации «Башнефти», после чего минэкономразвития получило от Аркадия Дворковича поручение рассмотреть это предложение. В отчете министерства Улюкаев предложил рассмотреть введение отдельным актом правительства дополнительных критериев для претендентов на сделку по приватизации. Отметим, что адвокаты бывшего министра указывали, что он не настаивал на этом, а лишь указывал на такую возможность. Меж тем в начале октября прошлого года Улюкаев направил доклад о целесообразности сделки. Через несколько дней ее одобрило правительство, а еще через два дня она была заключена. И наконец, спустя еще пару дней в Гоа на саммите БРИКС Улюкаев якобы потребовал у главы «Роснефти» Игоря Сечина в качестве благодарности $2 млн за одобренную сделку. На это топ-менеджер как бы согласился, и в середине ноября Улюкаев приехал в офис «Роснефти», где получил от Сечина сумку с деньгами, положил ее в багажник, побеседовал недолго с Игорем Ивановичем в офисе и на выезде с территории компании был задержан.
Как уже писал «БИЗНЕС Online» и как напомнила судья, Улюкаев вину не признал, заявив, что думал, что в сумке вино, а попутно обвинил Сечина и сотрудников ФСБ в провокации. Впрочем, доводы защиты и подсудимого Семенова сочла неубедительными, зато безоговорочно поверила экспертам — лингвисту и психологу, которые утверждали, что в разговоре есть признаки, указывающие на предварительную договоренность собеседников. При этом, несмотря на недосказанность в словах Сечина, Улюкаев демонстрировал понимание того, о чем шла речь.
Показания экс-министра Семенова отмела, назвав их попыткой «избежать наказания» и подчеркнув, что они полностью опровергаются показаниями Олега Феоктистова.
В итоге судья пришла к выводу, что Улюкаев виновен в преступлении, предусмотренном ч. 6 ст. 290 УК РФ («Получение взятки»), и приговорила его к 8 годам лишения свободы в колонии строгого режима. В дополнение к этому министра обязали заплатить штраф в размере взятки — в переводе на рубли 130 млн 433 тыс., а также запретить в течение 8 лет занимать должности на госслужбе и в органах местного самоуправления.
Весь приговор Улюкаев слушал с невозмутимым выражением лица. Не дрогнул ни один мускул и тогда, когда судебный пристав ловко защелкнул на запястьях бывшего министра наручники и отправил в клетку, которая все время судебного разбирательства пустовала и за прут которой так долго сегодня держался подсудимый.
Адвокаты от комментариев отказались и странным образом затерялись в толпе СМИ. Зато к ждущим у дверей суда журналистам вышел Непорожный. «Вынесенный приговор и назначенное наказание Улюкаеву соответствуют тяжести содеянного. Улюкаев, являясь министром экономического развития, занимая госдолжность РФ, лично потребовал и впоследствии получил взятку в особо крупном размере. Данное преступление является особо тяжким, против государственной власти, поскольку подрывает доверие со стороны граждан, тормозит развитие экономики, отрицательно влияет на все сферы жизни граждан. Данный приговор является проявлением верховенства закона, неотвратимости назначения наказания лицу, которое переступило закон, вне зависимости от занимаемой должности», — объявил прокурор. По его словам, прокуратура обжаловать приговор не будет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 193
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.