Каким был 2017 год для мира культуры и искусства? «БИЗНЕС Online» представляет десятку отличившихся в этой сфере и предлагает своего кандидата на звание «Человек года». Это Айгель Гайсина из Набережных Челнов — лицо и слово электронного дуэта «Аигел», превратившегося за последние месяцы в настоящую сенсацию российской музыкальной индустрии. Кроме того, мы предлагаем самим читателям выбрать фаворита из нашего шорт-листа либо предложить своего героя в комментариях.
ВЫБОР РЕДАКЦИИ «БИЗНЕС ONLINE»: «ЧЕЛОВЕК ГОДА» В КУЛЬТУРЕ РТ — АЙГЕЛЬ ГАЙСИНА
Дуэт «Аигел» стал одним из самых ярких музыкальных проектов года, фактически сформировав и собственный жанр «судебный рэп»
Кто-то из наших читателей может не согласиться с мнением «БИЗНЕС Online», да и, в принципе, сравнивать вклад в культуру Элвина Грея и Александра Сладковского или Аиды Гарифуллиной и Габдельфата Сафина довольно сложно, если вообще возможно. Но мы решили в своем выборе отталкиваться от действительно яркого события, всерьез всколыхнувшего музыкальную индустрию страны. Все-таки искусство должно будоражить. И здесь, конечно, поэтесса из Набережных Чернов Айгель Гайсина из Набережных Челнов оказалась вне конкуренции.
Дуэт «Аигел» — Гайсина и питерский электронщик Илья Барамия — стал одним из самых ярких музыкальных проектов года, фактически сформировав и собственный жанр «судебный рэп». Главный хит с альбома «1190» на YouTube, клип на песню «Татарин», прозвучавшую и в эфире «Вечернего Урганта», посмотрели уже более 2,7 млн раз. Напомним, что «1190» — это количество дней, которые по приговору суда должен провести в колонии строгого режима молодой человек поэтессы из автограда за покушение на убийство. Сама эта бытовая история с трагическим концом довольно темная, у двух сторон конфликта своя интерпретация события, но в любом случае личная драма нашей героини вылилась в очевидный успех музыкального проекта.
«Проект „Аигел“ — это сочетание вещей, которые по отдельности существовали в нашей популярной музыке, но вместе никогда не функционировали в рамках одного блока произведений и в данном случае дали взрывной эффект. У нас, конечно, отдельно существовала тюремная лирика, много красивых девушек со сцены ее исполняли, у нас есть отдельно прекрасная модная цепляющая электронная музыка, но вместе это никогда не существовало. Плюс еще такая провокационная визуализация и то, как они все это сделали, — получилось очень удачно... Безусловно, для меня это одно из самых главных имен и событий в музыке в этом году», — рассказывал «БИЗНЕС Online» известный музыкальный обозреватель Борис Барабанов.
Герои композиций «Аигел» — следователи, Верховный суд Татарстана и судья Фируза — останутся в новейшей музыкальной истории страны, а сам дуэт продолжает покорять столичные клубные площадки в России и окрестностях.
НУРБЕК БАТУЛЛА
танцор, хореограф
Нурбек Батулла — по-своему уникальный артист для республики, сочетающий в своей работе знания современного танца и тягу к национальной теме в искусстве
«Мне понравилось качество исполнения, потому что не секрет, что достаточно часто спектакли современного танца страдают из-за того, что идея хорошая, а исполнена не бог весь как — подготовка артиста недостаточная. А здесь проблем нет, человек абсолютно профессионально работает», — поделилась впечатлениями о спектакле «Әлиф» балетный критик, член экспертного совета «Золотой маски» Анна Гордеева. Моноспектакль режиссера Туфана Имамутдинова и композитора Эльмира Низамова получил сразу три номинации на «Золотую маску» в области современного танца. Одна из них — «балет – современный танец/мужская роль» — у Нурбека Батуллы. Выпускник Казанского хореографического училища, Санкт-Петербургской академии театрального искусства, сын известного литератора Рабита Батуллы — по-своему уникальный артист для республики, сочетающий в своей работе знания современного танца и тягу к национальной теме в искусстве. Теперь этот симбиоз получил признание и за пределами Казани. И кажется, в случае с Батуллой это только начало.
ДАНИЛ БУРАНОВ
певец
Уроженец Зеленодольска уже стал одной из главных звезд нынешнего (уже шестого по счету) сезона шоу «Голос», напомнив татарстанским зрителям о временах, когда Дина Гарипова (землячка нашего героя) и Эльмира Калимуллина разыгрывали между собой титул победителя главного музыкального телешоу страны. В следующую пятницу Данил Буранов оспорит выход в финал «Голоса» от команды Димы Билана с яркой китаянкой Ян Гэ. А пока вслед за наставниками шоу можно констатировать, что победитель фестиваля «Созвездие» и выпускник ГИТИСа предстал на Первом канале абсолютно готовым к большой сцене ярким поп-артистом с качественным вокалом и неплохим музыкальным вкусом. Будущее Буранова предсказать непросто, все-таки, как ни удивительно, успех в «Голосе» отнюдь не гарантирует даже самому крутому певцу серьезной сольной карьеры. Однако будет странно, если крупные татарстанские мероприятия с участием артистов эстрады в ближайшее время будут обходиться без певца, заявившего о себе во весь голос на главной «телекнопке» страны.
АИДА ГАРИФУЛЛИНА
оперная певица
За успехами восходящей звезды мировой оперной сцены «БИЗНЕС Online» следил весь год. Для Аиды Гарифуллиной 2017-й действительно стал прорывным. Фактически весь уходящий год — это череда профессиональных и очень серьезных успехов. Дебютный сольный альбом певицы принес ей престижную награду немецкой музыкальной индустрии ECHO Klassik 2017. Блестящим выдался дебют Гарифуллиной в парижской опере в заглавной партии «Снегурочки» Римского-Корсакова, поставленной знаменитым режиссером Дмитрием Черняковым. Наконец, в конце года стало известной, что сопрано из Татарстана будущим летом дебютирует на главном оперном фестивале мира в Зальцбурге. Ну а вишенкой на торте стало известие о том, что солистка венской оперы в числе других участников записи оперы «Золотой петушок» Мариинским театром номинирована за нее на «Грэмми». В этой связи остается только пожелать, чтобы певица, несмотря на свой сверхплотный график (прямо сейчас Гарифуллина поет Мюзетту в премьерных спектаклях «Богемы» все в той же парижской опере), все-таки нашла время для выступлений в родной Казани.
ЭЛВИН ГРЕЙ (РАДИК ЮЛЬЯКШИН)
певец, композитор
Элвин Грей продолжает получать самые полярные мнения о своем творчестве, что не мешает ему собирать большие площадки и даже получить звание заслуженного артиста Башкортостана
Для Элвина Грея уходящий год также стал удачным. Певец продолжает вызывать самые полярные оценки, что не мешает ему собирать большие площадки и даже получить звание заслуженного артиста Башкортостана. Более того, все чаще говорят о том, что именно такие поп-артисты способствуют популяризации татарского языка, делают его модным и привлекательным. На этот год пришелся пик PR-противостояния Юльякшина и Салавата Фатхетдинова, которое, в общем-то, закончилось ничем, если не считать того, что осенью певец из Уфы, как и обещал, собрал Дворец спорта в Казани, а затем «Уфу-Арену» на родине, показав, каким может быть масштаб популярности далеко не столичного артиста. Видимо, мощным последним аккордом 2017-го должно стать сегодняшнее появление Грея на фестивале «Татар җыры», почти наверняка в качестве хедлайнера.
ШАМИЛЬ ИДИАТУЛЛИН
писатель, журналист
Литературным признанием года для Татарстана стало третье место, завоеванное Шамилем Идиатуллиным за книгу «Город Брежнев» в престижном конкурсе «Большая книга»
Литературным признанием года для Татарстана стало третье место, завоеванное Шамилем Идиатуллиным за книгу «Город Брежнев» в престижном конкурсе «Большая книга». Роман-взросление известного казанского и много лет уже московского журналиста Идиатуллина получил признание и у критики, и у публики. И уже сейчас началась работа над экранизацией романа, в Набережных Челнах идет актерский кастинг. «Тема этой книги — начало 80-х годов, взросление подростка, изменения, которые переживают герой постарше него, старшие друзья и недруги на переломном для страны фоне, когда казалось, что она вечна», — рассказывал Идиатуллин в разговоре с «БИЗНЕС Online».
ФАРИДА ИСМАГИЛОВА
директор Альметьевского татарского драмтеатра
Впервые в истории национальной театральной премии «Золотая маска» среди номинантов оказался спектакль из Альметьевского татарского драматического театра под руководством Фариды Исмагиловой
Впервые в истории национальной театральной премии «Золотая маска» среди номинантов оказался спектакль из Альметьевска. «Кибет» («Магазин») татарского драматического театра отмечен сразу в четырех номинациях: спектакль малой формы, работа режиссера (Эдуард Шахов), лучшая женская роль (Мадина Гайнуллина, Диляра Ибатуллина), работа драматурга (Олжас Жанайдаров). И этот большой успех абсолютно не случаен. Альметьевский драмтеатр за последние годы заслужил право называться одним из самых интересных театров республики. Здесь сочетают татарскую классику и «новую драму», знают, что такое «вербатим», и постоянно едут за новой информацией на фестивали и лаборатории. Главная заслуга в этом энергичного директора Фариды Исмагиловой, усилиями которой даже столичные критики приезжают теперь в Альметьевск не без удовольствия.
ГАБДЕЛЬФАТ САФИН
певец
Габдельфат Сафин снял клип на песню «Бөек татар», которую сразу же начали рассматривать как новый неофициальный гимн татарского народа
Артисты татарской эстрады довольно активно откликнулись на ситуацию вокруг родного языка: устраивали флешмобы, давали интервью в защиту татарского языка... Но, пожалуй, ярче других в этом хоре голосов прозвучал народный артист РТ Габдельфат Сафин, который снял клип на песню «Бөек татар» (в дословном переводе «Великий татарин», но по значению название песни можно перевести как «Величественная татарская нация» или «Великий татарский народ»). Эту композицию сразу же начали рассматривать как новый неофициальный гимн татарского народа. «В песне „Бөек татар“ выразил то, что наболело на душе, она родилась за одну ночь, я в три часа ночи резко проснулся и стал писать как слова, так и мотив. Сейчас сокращают мой язык в школах, вместе с этим может исчезнуть и нация. Что с ней станет, сможем ли мы сохранить родной язык, который нам, в свою очередь, оставили как самую большую ценность наши предки?» — рассказывал «БИЗНЕС Online» композитор Хамид Маткаримов. А сам Сафин удивлялся, что даже в нынешних условиях далеко не все татарские радиостанции готовы брать эту песню к себе в эфир.
АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ
художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ
Самая успешная культурная институция республики, ведомая Александром Сладковским, продолжает свое поступательное движение вперед
Самая успешная культурная институция республики, ведомая Александром Сладковским, продолжает свое поступательное движение вперед. Из главных событий этого года — Государственный симфонический оркестр Татарстана стал первым из провинциальных оркестров, получившим цикл абонементных концертов в Большом зале Московской государственной консерватории им. Чайковского. Кроме того, Сладковский и Ко триумфально презентовали в Москве и Казани плод многомесячных трудов — записи «всего Шостаковича», вышедшие на «Мелодии». Впрочем, в столице Татарстана привыкли, что едва ли не каждый концерт ГСО РТ можно записывать в события года. Вот и сегодня «татарстанские симфоники» на сцене ГБКЗ им. Сайдашева представят концертную версию оперы «Иоланта» Чайковского с блестящим составом солистов, в том числе из Большого и Мариинки.
ДАНИЯР СОКОЛОВ
директор общественного фонда развития исполнительского искусства РТ Sforzando
Фонд Sforzando, созданный еще в 2014 году профессиональным пианистом Данияром Соколовым, в этом году вышел на проектные мощности
Фонд Sforzando, созданный еще в 2014 году профессиональным пианистом Данияром Соколовым, сыном известного певца и педагога Мнира Соколова, именно в этом году вышел на проектные мощности. Летние оперные open air на «Черном озере» и в Свияжске запомнились многим. А недавно Sforzando получил грант от президента России в размере 7,7 млн рублей — эти средства позволят целый год функционировать одноименному оркестру, состоящему из молодых казанских музыкантов. Причем уже 3 января у оркестра Sforzando сольный концерт не где-нибудь, а в московском концертном зале им. Чайковского — на одной из самых престижных площадок классической музыки в стране. Сейчас вовсю разворачивается новый амбициозный проект фонда, средства на который выделило минкультуры РТ, — оперная лаборатория KazanOperaLab, где под руководством опытных мастеров местные композиторы, драматурги, режиссеры и художники должны создать в течение года серьезные оперные произведения.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 72
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.