Александр Черемнов Неутешительные для казанского участка Горьковской железной дороги итоги 2017 года озвучил Александр Черемнов Фото: mindortrans.tatarstan.ru

«МЫ ПРОИГРЫВАЕМ НА РАССТОЯНИЯХ ДО 1 ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ — В СКОРОСТИ ДОСТАВКИ»

На 7,5% упал пассажиропоток на казанском участке Горьковской железной дороги. Таковы неутешительные итоги 2017 года, которые накануне озвучил замначальника Горьковской железной дороги по казанскому территориальному управлению филиала ОАО «РЖД» Александр Черемнов. Правда, в пресс-релизе лишь скромно сообщается, что в этом году услугами железной дороги в РТ воспользовались чуть более 8,4 млн человек. Но интернет помнит все, так что несложно было найти сообщение о том, что в 2016 году было перевезено более 9,1 млн пассажиров, что в свою очередь на 5,2% меньше, чем в 2015 году. Но вряд ли здесь стоит винить в недоработках руководство казанского подразделения, это общий тренд на железной дороге в последние годы — пассажиропоток падает.

«Пассажирооборот немножко ниже уровня прошлого года, но были определенные политические причины. Особенно [повлияла] ситуация с Украиной, так как сегодня нет прямого доступа в Крым», — объяснял журналистам причину падения числа пассажиров сам Черемнов.

Но тут же обнадежил, что после открытия моста через Керченский пролив жд-перевозки на полуостров возобновятся. Вполне вероятно, что появится и прямой поезд из Татарстана. Правда, случится это не так скоро — вероятно, только в 2019 году. Есть планы также наладить пассажирское жд-сообщение с Минском. Черемнов не скрывает, что в последнее время обострилась конкуренция со стороны авиационного и автомобильного транспортов, услуги которых порой и более дешевы, и более оперативны. В этих условиях РЖД вынуждена была полностью перегрузиться.

«Мы несколько пересмотрели свои мировоззрения. Понятно, что  железная дорога была серьезным монополистом, но сегодня мы испытываем серьезную конкуренцию со стороны других видов транспорта: это и автомобильный, и речной и трубопроводный. Поэтому наша задача — работать для клиента. Очень непросто конкурировать сегодня с автомобильным транспортом, должен откровенно признать, что мы проигрываем на расстояниях до 1 тысячи километров — в скорости доставки», — сознается замдиректора ГЖД.

Основную прибавку грузооборота дали такие крупные компании, как «Казаньоргсинтез», Казанский МЭЗ или «Мордовцемент» Фото: «БИЗНЕС Online»

ПО ГРУЗОПЕРЕВОЗКАМ — РОСТ 12%

А вот по грузоперевозкам наметился подъем: рост по сравнению с 2016 годом составил 12%, радовался Черемнов. Среднесуточная погрузка составляет около 16 тыс. тонн. Грузов так много, что ГЖД завела практику возить длинносоставные и тяжеловесные вагоны — длиной 100 условных вагонов и весом до 9 - 12 тыс. тонн.

Основную прибавку грузооборота дали такие крупные компании, как «Казаньоргсинтез», Казанский МЭЗ или «Мордовцемент» (рост более 30%). Для лучших клиентов, которые показывает рост грузооборота, РЖД предоставляет скидки до 14%. Кроме того, групповым поставщикам полагается дополнительная скидка в 7%, так что при больших объемах сэкономить можно очень даже прилично.

«Неплохо работаем по перевозке сахара, направление развивается, хороший урожай зерна. Но в этом году клиент готов везти зерно, однако сегодня весь парк вагонов находится в собственности. И у нас не очень хорошие времена наступают, когда собственники не обновляют парк вагонов, а после достижения срока полезного использования их утилизируют, а новые вагоны не закупаются. Мы испытываем дефицит по зерновозам», — констатирует Черемнов.

Он пояснил, что в свое время вагоны специально были переведены в собственность из благих побуждений ухода от монополизма, но получилось как всегда: прошли годы — вагонов стало меньше, а цены за их аренду — выше. По словам Черемнова, сегодня обсуждается вопрос приобретения вагонов структурами РЖД. Так что сельхозтоваропроизводителям (которые и так сегодня сидят на мешках с зерном из-за низкой закупочной цены) остается только ждать и надеяться.

. В 2018 году может начать курсировать прямой контейнерный поезд в Китай с формированием грузов из Казани
Фото: ©Павел Лисицын, РИА «Новости»

ПРЯМОЙ КОНТЕЙНЕРНЫЙ ПОЕЗД В КИТАЙ

В плане грузоперевозок намечен еще один прорывной проект. В 2018 году может начать курсировать прямой контейнерный поезд в Китай с формированием грузов из Казани. «Мы поставили для себя сроки — хотя бы во втором квартале 2018 года сформировать такой поезд и начать перевозку, мы сможем до 14 дней доставлять груз из Казани в Китай», — говорит Черемнов.

Проектом займется ОАО «РЖД логистика» (100% принадлежит РЖД), компания будет оказывать также комплекс дополнительных услуг по терминально-складской обработке груза, включая услуги таможенного брокера и оказание помощи в реализации груза на территории Китая. В качестве преимущества данного вида перевозок отмечается оперативность доставки грузов. «Груз есть, и он разный: это и продовольствие, и продукты химического производства, не сырье. „Казаньоргсинтез“ и „Нэфис Косметикс“ хотят туда свою продукцию поставлять», — говорит замначальника ГЖД.

Формироваться поезд из Казани будет ориентировочно один раз в три недели, сообщил Черемнов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Сейчас идет запрос предложений от потенциальных грузоотправителей. Подвижной состав обеспечит компания «Трансконтейнер» (50% принадлежит РЖД). Ну а чтобы не гонять составы пустыми на обратном пути, из Китая в Казань также поедут востребованные товары. Двухнедельный срок доставки (если он будет выдерживаться), конечно, весьма заманчивое предложение на сегодня, но немаловажен также вопрос цены за грузоперевозку, но пока она не озвучивается.

Отметим, что с сентября 2017 года правительство РФ субсидирует транспортные расходы, возвращая экспортеру 50%. Ожидается, что в 2018 году такая поддержка также будет оказываться.

Максим Соколов Ранее Максим Соколов заявлял, что строительство ВСМ Москва — Казань притормозится во Владимире из-за проблем с финансированием Фото: «БИЗНЕС Online»

«ВСМ ВСЕ-ТАКИ БЫТЬ. ВОПРОС — ГДЕ И КОГДА»

Разумеется, журналистов интересовали планы по строительству ВСМ Москва — Казань. Ведь СМИ в последнее время кишат разнородной информацией: то министр транспорта РФ Максим Соколов заявляет, что строительство ВСМ Москва — Казань притормозится во Владимире из-за проблем с финансированием, то позже замгенерального директора РЖД Александр Мишарин утверждает, что ВСМ до Казани все же будет построена и открытие намечено на 2025 год. Так кому верить?

Черемнов считает, что ВСМ все же приедет в Казань — рано или поздно. «Буквально две недели назад проходил третий съезд железнодорожников, и президент нашей страны  Владимир Путин, а также Аркадий Дворкович  как председатель совета директоров компании „РЖД“ дали понять, что ВСМ все-таки быть. Вопрос — где и когда», — говорит замначальника ГЖД.

Первым приоритетным направлением определен, конечно, путь на Владимир. Но вот вторым и третьим этапами станет строительство скоростной магистрали до Нижнего Новгорода и Казани, говорит Черемнов. Хотя сроки, естественно, отодвигаются. «Думалось, что будет по-другому, что сразу на нескольких этапах начнем строительство ВСМ. Ведь уже и трасса определена, и проект ВСМ от Нижнего Новгорода до Казани — на выходе их Госэкспертизы, но наши надежды несколько не оправдались», — печалится железнодорожник.

«Но было четко сказано и президентом нашей страны Владимиром Путиным, а также Аркадием Дворковичем, что ВСМ — быть, мы не остановимся на том, чтобы только до Владимира вести пути. Тот проект, который запланирован до Казани, обязательно будет», — уверен он. Остается добавить строчку Некрасова по схожему поводу: «Жалко, что жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе».

. В рамках Кубка конфедераций было перевезено свыше 640 тыс. пассажиров, но только 60 тыс. воспользовались правом бесплатного проезда на железной дороге
Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

«ПЕРЕВЕЗЕНО НЕ ТО КОЛИЧЕСТВО БОЛЕЛЬЩИКОВ, КОТОРОГО МЫ ОЖИДАЛИ»

«Вот где мы с вами недоработали, — обратился Черемнов к журналистам с легким укором, — так это в плане донесения информации до жителей, болельщиков [Кубка конфедераций], что будут пущены дополнительные бесплатные составы».

Ранее директор по пассажирским перевозкам РЖД Дмитрий Пегов сообщил журналистам, что в рамках Кубка конфедераций было перевезено свыше 640 тыс. пассажиров, но только 60 тыс. воспользовались правом бесплатного проезда на железной дороге, то есть менее 10%.

«Перевезено не то количество болельщиков, которого мы ожидали, ожидания наши были несколько больше», — признавал и замдиректора ГЖД и рассказывал, что болельщики потянулись к кассам лишь ближе к концу состязаний, когда узнали про «халяву», и тогда уже стали заполнять до 90% вагонов поездов.

В общем, исправить ошибки прошлого решено на чемпионате мира по футболу, который состоится в 2018 году. Во время чемпионата РЖД планирует перевезти более 2,6 млн болельщиков  «В этом году нас ожидает чемпионат мира по футболу, поэтому гендиректор РЖД дал поручение организовать бесплатную доставку болельщиков при наличии билета на матч и паспорта болельщика из одного города в другой. Сколько будет составов — эту информацию дадим ближе к мероприятию», — обещал Черемнов.

. В РЖД заверяют, что готовы вложиться своим рублем в электричку до «Салават Купере», но власти Казани упорно сопротивляются
Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОЙДЕТ ЛИ ЭЛЕКТРИЧКА В «САЛАВАТ КУПЕРЕ»?

Интересная ситуация складывается с электричкой до жилого комплекса «Салават Купере». В РЖД заверяют, что готовы вложиться своим рублем в этот проект, в минтрансе РТ также заявляют, что проект готов, но власти Казани упорно сопротивляются, считая, что в «Салават Купере» надо пустить трамвайный путь, а электричка в черте города была бы большой градостроительной ошибкой.

«Сейчас идут дебаты в городе: кто-то выступает за то, чтобы не строить туда железную дорогу, а сделать трамвайную линию, кто-то предлагает построить дублер дороги Горьковского шоссе, но никто не просчитывает, сколько это будет стоить, а стоимость железной дороги ясна. Но решение пока не принято», — говорит Черемнов. Правда, стоимость проекта он не назвал, но ранее мы писали, что цена вопроса — порядка 5,4 млрд рублей.

А вот электричка до аэропорта от ОАО «Содружество», которая еще недавно практически возила воздух, переживает сегодня небольшой подъем. Рост пассажиропотока к уровню 2016 года составляет 23%. Черемнов объясняет перемены тем, что было принято решение сделать остановки в Лаишевском районе, в которым сейчас происходит бум жилищного строительства, — вот народ и пошел.

«Когда закончится строительство этих жилищных комплексов, поверьте, этот вид транспорта будет удобен не только для пассажиров, которые прилетели в Казань или хотят улететь, но и для тех, кто будет жить вблизи этой инфраструктуры. Также около аэропорта откроется выставочный центр», — уверен Черемнов.

Что до критики неудобного расписания «аэроэкспресса» для целевой аудитории, то есть для авиапассажиров, он объясняет это следующим образом. «Расписание аэропорта более гибкое, чем наше. Мы не можем так быстро изменить расписание электричек. Но сейчас мы отношения с аэропортом наладили: если изменение вылетов идет, они нас сразу информируют», — говорит главный железнодорожник в республике.