Владимир Путин продолжает кадровую чистку. На этот раз речь не только о губернаторах, но и о «хранителях вертикали» — полпредах президента РФ в двух ключевых округах. Это может стать преддверием реформы полпредств, которые к президентским выборам не только «политизируются», но и станут отвечать за экономическую жизнь регионов, полагают наблюдатели. О том, объединят ли Петербург с Ленинградской областью и отправят ли в отставку «православного чекиста» Полтавченко, рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».
Глава Воронежской области Алексей Гордеев переезжает в Москву, на должность полпред ЦФО
«ПОЛПРЕДЫ ПОЛУЧАТ НОВЫЕ ЗАДАЧИ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ»
Накануне Владимир Путин произвел ряд важных кадровых перестановок, которые продолжили осенний губернаторопад — серию сентябрьских отставок губернаторов, в результате которых сменилось 11 глав регионов. На этот раз ротация коснулась не только губернаторского корпуса, но и, как прогнозировали многие политологи, института полпредств президента. При этом назначения произошли в двух ключевых федеральных округах. Так, глава Воронежской области Алексей Гордеев переезжает в Москву, на должность полпреда ЦФО. Его предшественник Александр Беглов перемещается Санкт-Петербург — в кресло полпреда в СЗФО, а занимавший до сих пор этот пост Николай Цуканов едет в Кремль и становится 11-м помощником президента, который будет курировать местное самоуправление. Врио губернатора Воронежской области назначен мэр Воронежа Александр Гусев.
Почти все эти рокировки были давно ожидаемы. Не случайно политолог Евгений Минченко отмечает, что вчерашние ротации — еще один пример того, что утечки не препятствуют запланированным назначениям. А утечек было немало. Например, Гордеева, который в последнее время все чаще рассуждал о вечном, позволял себе критиковать федеральную власть и говорил о том, что не собирается идти на третий срок, называли хромой уткой еще в мае минувшего года. Кроме того, эксперты предсказывали, что бывший министр сельского хозяйства (глава Воронежской области занимал министерское кресло на протяжении 10 лет, по 2009 год) не досидит свой второй губернаторский срок, который заканчивался в 2019 году.
Николай Цуканов едет в Кремль и становится 11-м помощником президента
«Думаю, что назначение Гордеева полпредом и удаление с полпредов Цуканова — вещи знаковые, — заявил „БИЗНЕС Online“ руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. — Очень много говорилось о том, что институт полпредов себя изжил. Ходили слухи, что после выборов полпредство будет политизированное. Писали много о том, что полпредство свою функцию выполнило и сейчас непонятно, зачем оно нужно. Так вот после сегодняшних решений я бы сказал, что полпреды получат новые задачи после выборов, связанные с развитием регионов. Полагаю, что полпреды в выборный период будут заниматься не только политическим кураторством округов, но и хозяйственно-экономическими вопросами».
По мнению Калачева, недавние назначения свидетельствуют о том, что в институт полпредства решили вдохнуть новую жизнь. Если бы речь шла о том, что институт полпредства себя изжил, то тогда вряд ли такого тяжеловеса, как Гордеев, поставили в полпредство ЦФО. Эту же мысль подтверждает и перемещение Цуканова, который не считается тяжеловесом, но получает дополнительный авторитет благодаря своему новому месту работы в Кремле. Не случайно назначение бывшего губернатора Калининградской области (Цуканов занимал эту должность до 2016 года) все считали кризисом полпредства. Теперь же демонстрируется обратный процесс — перезагрузки функционала полпредов. В то же время новая должность Цуканова и Гусева говорит об усилении внимания к местному самоуправлению. Путинская вертикаль, нанизав на свое острие руководство регионов и местные бизнес-элиты, опускается все ниже на муниципальный уровень. Гусев, кстати говоря, это уже третий за год выходец из МСУ, назначенный губернатором: в сентябре врио губернатора Самарской области вместо Николая Меркушина стал Дмитрий Азаров, с 2010 по 2014 год работавший мэром Самары, а Новосибирскую область после отставки Владимира Городецкого возглавил сити-менеджер Вологды Андрей Травников.
Врио губернатора Воронежской области назначен мэр Воронежа Александр Гусев (на фото с Владимиром Путиным)
ПОЧЕМУ ВИЦЕ-ПРЕМЬЕРА РОГОЗИНА НЕ СОСЛАЛИ В ВОРОНЕЖ
Несмотря на то, что перемещение Гордеева на другую должность предсказывали заранее, некая интрига здесь все-таки оставалась. Заключалась она главным образом в том, кто придет на смену Гордееву. Например, корреспондент «Дождя» Михаил Рубин, представивший весь последний кадровый расклад, утверждает, что в Кремле, помимо прочих, всерьез обсуждалось назначение губернатором Воронежской области вице-премьера Дмитрия Рогозина, у которого много проблем с падающими ракетами и который вряд ли попадает в состав нового правительства после выборов президента. В пользу этой версии якобы был тот факт, что нынешний вице-премьер некогда избирался от Воронежа в Госдуму. Местные эксперты с долей иронии еще весной тоже рассуждали о кандидатуре Рогозина, для которого Воронеж после скандалов на Механическом заводе вновь стал родным. Наблюдатели отмечали, что Дмитрий Олегович, зачастивший в этот город, выступал с заявлениями, которые ярко выделялись на фоне предыдущих. Например, несколько лет назад он, проводя лекцию в ВГУ, рассказывал про оборонку и критиковал Михаила Саакашвили, а в 2017 году уже почти как кандидат на выборах говорил про повышение зарплат, увеличение заказов и дисциплину.
Однако от идеи бросить на не самый успешный регион такого тяжеловеса, как Дмитрий Олегович, все-таки решено было отказаться, в том числе чтобы не обострять отношения с Гордеевым, который уже в новом качестве будет курировать свою теперь уже бывшую территорию ответственности. Интересно, что, помимо Рогозина, в преемники Гордеева записывали и других кандидатов, но имя Гусева до последнего времени не называлось. Более того, выходцу из структур «Сибура» Гусеву, который стал мэром Воронежа в 2013 году, прочили скорую отставку и говорили о серьезных проблемах со здоровьем. Однако именно его фамилию назвал Гордеев, и в администрации президента бывшего губернатора услышали. Таким образом, уйдя на повышение, новый полпред в ЦФО оставил на посту губернатора Воронежской области своего человека.
Михаил Рубин утверждает, что в Кремле всерьез обсуждалось назначение губернатором Воронежской области вице-премьера Дмитрия Рогозина (на фото)
На посту главы города Гусев запомнился полной подчиненностью областным чиновникам. Как отмечает «Коммерсант», он не сопротивлялся их проектам, выдвигал в руководство мэрии рекомендованных ими людей и менял свою политическую позицию согласно мнению облправительства. А в 2016 году по настоянию губернатора в городе были отменены прямые выборы, и Гусев, ранее выступавший за сохранение выборов, реформу поддержал.
Вот и теперь врио губернатора Воронежской области уже поспешил пообещать не ломать систему, построенную прежним главой региона. «Такие назначения в жизни человека происходят нечасто, поэтому для меня это все неожиданно, это большая честь. Делать какие-то резкие движения и изменения в той политике, которую проводил мой предшественник, теперь бессмысленно. Была взвешенная экономическая и социальная политика, которую проводил Алексей Васильевич Гордеев, я буду всесторонне поддерживать данный обозначенный курс», — сказал Гусев корреспонденту ТАСС.
Александр Беглов перемещается Санкт-Петербург — в кресло полпреда в СЗФО
БЕГЛОВ ВЕРНУЛСЯ В «ГОРОД, ЗНАКОМЫЙ ДО СЛЕЗ», ИЛИ ПОЧЕМУ В СЗФО САМЫЕ НИЗКИЕ РЕЙТИНГИ ПАРТИИ ВЛАСТИ
Не менее полугода циркулировали слухи и о том, что Беглов, который многие годы жил и учился в Санкт-Петербурге и даже на протяжении нескольких месяцев «междуцарствия» (до прибытия в город Валентины Матвиенко) занимал пост врио губернатора Северной столицы, снова готовится к переезду в город на Неве — и не в качестве ностальгирующего «московского петербуржца», а в роли нового губернатора «родины Путина». Эти разговоры только подогревались прогнозами об отставке Георгия Полтавченко, которые в последние месяцы появлялись регулярно. Претензий к последнему накопилось немало. Это и высокая протестная активность петербуржцев, и громкий скандал с так и несостоявшейся передачей РПЦ здания Исаакиевского собора. К тому же оставлять вторую столицу в руках «яблочников» и прочей «демократической элиты», крепко уцепившейся там за власть (в отличие от остальных регионов РФ), не слишком целесообразно — особенно в свете нового путинского срока. Да и сам «православный чексист» Полтавченко, смотревшийся диссонансом среди ветеранов перестройки и общественного реформаторского движения 1990-х годов, накопил такое количество минусов, что начинает проигрывать в электоральном восприятии своей предшественнице — нынешнему спикеру Совфеда Матвиенко. Как отмечают петербуржцы, Валентина Ивановна вела себя в городе как рачительная хозяйка, а сменивший ее Георгий Сергеевич запустил город даже в бытовом отношении. Потому-то назначение Беглова, который сам хотел вернуться в Северную столицу, связывают с необходимостью усиления контроля не только за округом, но и за ситуацией в Питере. И, судя по всему, это кадровое решение подтверждает то, что дни нынешнего петербургского губернатора все-таки сочтены. Хотя совсем не факт, что сменит его именно Беглов. Вполне возможно, что придет кто-то, кто будет способен работать в паре с новым главой северо-западного полпредства.
«Претензий к Георгию Полтавченко накопилось немало»
Этой версии придерживается и профессор НИУ ВШЭ, политолог Олег Матвейчев. «По поводу назначения Беглова на место Полтавченко я бы не стал давать категоричных прогнозов. Мне кажется, что Полтавченко совершенно спокойно доработает свой срок, без всяких смен, а дальше его может сменить кто угодно. Людей много. Беглов, конечно, может таким человеком оказаться. Но какой-то экстренной нужды в этом нет, — заявил нашей газете Матвейчев. — Есть какие-то группы, которые распространяют слухи, что у Полтавченко все плохо. Сколько я видел разных рейтингов — у него вполне нормальная позиция. Обычные жители Санкт-Петербурга к нему хорошо относятся. Может, в элитах есть там какие-то разговоры — так это малый процент населения».
«Разговоры по поводу замены Полтавченко Бегловым давно ходят. Всякое, конечно, может быть. Но за Путина решать — это как гадать на кофейной гуще. Потому что это в конце концов вопрос его внутренней логики. Нужно ли было перемещать Беглова в полпреды, чтобы потом поставить на Питер? На самом деле надо сначала проявить себя на новом месте. Это связано будет и с результатами мартовских выборов, и, конечно, со всей накопившейся проблематикой. Тем более что самые низкие рейтинги партии власти именно в СЗФО!» — рассуждает Калачев.
«СЛЕДУЮЩИЙ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ СРОК — ВРЕМЯ ВЫРАВНЯТЬ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ»
Что означает серия новых кадровых перестановок, будут ли еще какие-то отставки и назначения в ближайшее время? Может ли Беглов сменить Полтавченко и почему на место Гордеева прочили Рогозина? На эти вопросы «БИЗНЕС Online» предложил ответить экспертам.
Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:
— Повестка следующего срока понятна — это повестка развития, поиска новых драйверов роста, повышение экономического роста, соответственно, повышение доходов населения. Понятно, что все эти задачи решаться будут в регионах. Следующий президентский срок — время завершить начатое, а именно — заняться регионами: выравнивание их развития, создание условий для повышения качества госуправления с целью появления новых точек роста, новой экономики. Очевидно, что некоторые экономические реформы в мягком варианте, скорее всего, страну ожидают. Или можно назвать их хозяйственными реформами. Этим обусловлены и последние кадровые перестановки.
В отсутствие средств регионального развития, когда минэкономразвития занимается больше макроэкономикой, кто-то должен осуществлять развитие регионов. Вполне возможно, что это и будут полпреды. Задача, которая стоит перед тем же Гордеевым, краткосрочная, связанная с выборами, а он человек опытный: пришел в Воронеж, когда у партии власти было очень тяжелое положение, и выровнял его. Опыт ведения предвыборной кампании у него большой, но дело не только в выборах. Есть краткосрочные, а есть среднесрочные задачи, связанные с темой регионального развития и повесткой развития.
По поводу назначения господина Гусева на место губернатора Воронежской области вместо поста главы города хочется сказать следующее. Гусев как руководитель состоялся при Гордееве. Но дело не только в том, что тут надо было обозначить преемственность или что лучше было бы поставить местного. Хотя понятно, что эти аргументы тоже имеют место быть, но дело также и в другом. В свое время Владимир Путин сказал следующее: «Местное самоуправление —школа ответственности граждан. В то же время это профессиональное политическое училище, которое формирует ключевые компетенции начинающего политика, способность договариваться с профессиональными группами. Считаю, что профессиональную закалку политики в государстве должны получать именно в местном самоуправлении». Это было сказано 5 лет назад. Потом эти слова не нашли своего подтверждения в отдельных случаях. Сейчас, видимо, пришло время послушать не только советы Гордеева, но и сделать реверанс в сторону местного самоуправления. Причем это двойной реверанс.
Социальное самочувствие надо поднимать на муниципальном уровне. Если посмотрим опросы, то в тройку проблем всегда входят проблемы комфортности среды обитания человека. Задача муниципальной власти — обеспечить нормальную комфортность среды обитания человека. Назначение Цуканова помощником президента по местному самоуправлению — это вряд ли можно считать повышением, но это тоже как бы реверанс в сторону двух тем. С одной стороны, перед выборами надо активировать полпредства, а с другой — надо показать, что муниципальное самоуправление — это хорошая площадка для карьерного роста.
Что касается возможных перемещений Рогозина, то у него много работы — себя надо реабилитировать. Пока есть еще круг задач, которые несовместимы с креслом губернатора какого-либо региона. Возможно ли такое в перспективе? Привязка Рогозина к Воронежу есть, но она была временной, ситуативной. Не думаю, что он там мегапопулярный политик.
Олег Матвейчев — профессор НИУ ВШЭ, политолог:
— Продолжается целая серия кадровых перестановок, а также усиливается внимание к теме местного самоуправления президента. Тот же самый Цуканов, если кто не помнит, был не только губернатором Калининградской области, но до этого и мэром города Гусева. Он в принципе ценится как крупный специалист по самоуправлению. По этой причине он и стал помощником президента по этому вопросу. Поскольку он занял эту должность, то возникла вакансия, которую нужно было занять. СЗФО — это округ серьезный и важный, там бы случайному человеку не стали доверять. Есть проверенный Беглов, тем более что на место его вполне себе есть подросший до этой должности Гордеев, поэтому быстро переставили Беглова на северо-запад, а Гордеева поставили на центр. Соответственно, возникла вакансия по Воронежской области, которую тут же заполнили Гусевым. Теперь уже другим Гусевым, не городом (смеется). Но опять-таки это уже третье назначение, когда мэры городов ставят губернаторами. Это показывает, что мэры городов и муниципальный уровень находятся в сфере внимания президента и что эта кузница кадров не отделяется от государства и без внимания не остается.
Информация о переназначении Рогозина высосана из пальца. По принципу если Рогозин имеет отношение к Воронежу, то его, значит, могут убрать в тот же Воронеж. Единственное — пока неизвестно, как там в Воронеже сейчас будут решать с мэром. Не знаю, они перешли на схему с сити-менеджером или нет, будут ли там выборы или еще как-то.
Сергей Маркелов — политтехнолог:
— С точки зрения логики сегодняшней власти кое-что мы можем угадать. Первое — произошла длинная кадровая цепочка. Я думаю, целевая задача перекомпановок — усиление северо-западной части. Политическое усиление менеджмента и родины президента — это конкретно Санкт-Петербурга. Гордеев — финальное звено.
С точки зрения политической управляемости это хотят сделать на северо-западе. Там три момента. Первый — мартовский проект 2018 года, им нужно сделать стресс, должен появиться Беглов, который знает обстановку лучше, чем Полтавченко. К тому же менеджмент Беглова жестче, он все-таки силовик. Второй момент — почему нужно усилить группировку? Безусловно, в рамках президентской задачи по укреплению регионов, скорее всего, пойдет процесс объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области и сокращение одного субъекта РФ в виде Ленинградской области. Создание одного единого субъекта — это важная и сложная процедура с политическими и административными рисками. Тоже нужно кому-то делать.
Полтавченко с большой вероятностью не сможет это делать, потому что это Полтавченко и у него есть своя антология, что он может, а что — не может. Третий важный момент — осенние выборы. Что касается Дмитрия Рогозина... Наверное, в 2018 году мы будем свидетелями перемещения Рогозина, и не факт, что это будет ЦФО. В свое время Бабича планировали, и разговор об этом шел. Все-таки что такое ЦФО? Это сидеть на Старой площади, а для чиновника это важно. Он слабый, и проколов по его ведомству достаточно много. Я думаю, у него уже почти есть «черная метка». Куда-то его надо, потому что отрасль у него малоэффективна. Вопрос в том, что президент неоднократно убеждался в коррупционных проблемах.
Проблема Рогозина в том, что он не может показать президенту, что способен снижать эти риски. Сейчас проблем у любого министра и глав корпораций хватает. Вопрос в том, как они это разруливают, и Рогозин — плохо. Будем ждать его движения.
Дмитрий Журавлев — генеральный директор Института региональных проблем:
— Во-первых, Путин не отправил в отставку губернатора Гордеева. Я бы тоже так хотел в отставку отправиться с повышением на два звания. Это вообще мечта любого чиновника. Да, конечно, Центральный округ своеобразный и у него гораздо меньше нагрузка, потому что федеральная власть сидит в соседнем здании и губернаторы очень часто ходят к высшей власти, а не в округ. Глава Центрального округа — очень крупная фигура. С этой должности если не на пенсию, то помощником президента он уйдет. А это выше, чем министр сельского хозяйства в нашей системе координат. Я бы не назвал это отставкой, я бы назвал это повышением, причем довольно существенным.
Что же касается перестановок и отставок — они еще будут. Речь идет о смене поколений и смене стилей управления российскими регионами. А у нас, когда региональная элита очень замкнутая и жесткая, это можно сделать, сменив кадры. В 90-е годы у нас были губернаторы политики, потом хозяйственники, а сейчас менеджеры. Это другой метод работы в регионе: одни уходят в отставку, другие — на параллельные должности. Одно поколение уходит, новое приходит. Гордеев был тяжеловесом предыдущего поколения, очень влиятельным и значимым в своем регионе. Будучи полпредом, он, конечно же, не позволит обижать своих людей в своей области.
Что касается Рогозина... Вице-премьер — это намного больше, чем губернатор. Неужели он такие крупные провалы допустил, что его — в губернаторы? Это бы означало, что он на своем посту не справляется. У нас ни один вице-премьер не стал губернатором. Такого в истории постсоветской России не было.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 115
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.