На этой неделе городской совет Вашингтона проголосовал за переименование территории у российского посольства в площадь Немцова. Что может стать «симметричным ответом», о котором говорят в Москве? Каких еще решений от США стоит ждать перед выборами в России? Насколько серьезным для Москвы может оказаться новый пакет санкций, обещанный в отношении представителей нашей элиты? «БИЗНЕС Online» отвечают Александр Проханов, Николай Сванидзе, Максим Калашников, Виктор Шендерович, Шамиль Агеев и другие.
Городской совет Вашингтона проголосовал за переименование территории у российского посольства в площадь Немцова
«БЕЗ ДИФФАМАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА И ВСЕЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ НЕ ОБОЙДЕТСЯ»
Александр Проханов — писатель:
— Я примерно представляю, что нас ждет в ближайшее время. Будут публикации этих списков, куда занесена вся экономическая головка России, приближенная к Путину. Будут перечислены корпорации и банки, которым, если это банки, будет отказано в кредитовании, потому что наши российские банки кредитуются в основном из заграничных источников. А в заграничных банках будут заморожены счета российских олигархов, потому что эти банки в конечном счете находятся в руках американцев. И здесь уместно вспомнить поговорку «Деньги принадлежат не тому, кому они принадлежат, а тому, кто их хранит». Так что все эти триллионы, которые были в последнее десятилетие вывезены за границу, окажутся замороженными, а может быть, и конфискованными. И, что очень важно, России будет отказано в новых технологиях, потому что российская модернизация, которая ни шатко ни валко, но все-таки идет, связана с возрождением военно-промышленного комплекса, и он, конечно, нуждается в западных технологиях. А Россия настолько просела с 1991 года, что пока что не в состоянии самостоятельно создавать уникальные русские технологии. И это будет сказываться на выполнении крупных военно-промышленных заказов. Может быть, на строительстве очередной подводной лодки или на создании нового типа антенн, которые на дальних расстояниях смогут определять воздушные цели противника, или на тех технологиях, которые понадобятся для нейтрализации атак дронов, которые мы видели в Сирии.
Без диффамации президента как такового и всей российской экономической и социальной жизни как несостоятельной, как криминальной тоже не обойдется. Россия будет подаваться в образе «пиратского королевства». В общем, будет мощнейшее морально-психологическое, а также военно-экономическое воздействие на Россию и российскую экономику, потому что эти санкции больнее всего будут ощущаться сырьевиками, которые поставляют деньги в бюджет, а также оборонщиками, которые нуждаются в новых технологиях. Все это может произойти в ближайшее время, и мне кажется, что к этому готовится и Кремль, и к этому должна готовиться вся государственно-патриотическая машина страны.
Николай Сванидзе — историк, журналист:
— Симметричного ответа на это решение, думаю, нет. Я бы даже сказал, что не нужно его и искать, потому что мы подставились под это решение. Борис Немцов ведь не террорист, не преступник, не наркодилер, он был оппозиционером, а это не преступление, в том числе в нашей стране. Он был видным общественным деятелем, государственным деятелем, который был убит в центре столицы нашей родины. И если бы назвали какую-то улицу, площадь или мост его именем в Москве, это было бы совершенно нормально и заслуженно, и тогда мы бы не воспринимали как пощечину то, что первыми это сделали американцы. Надо бы немножко расслабиться по этому поводу. Американцы, возможно, и хотели сделать нам «приятное», но мы, повторю, подставились под это, потому что восприняли этот жест как пощечину. Но ведь реально это не так. Снова повторю, они не именем какого-то гада, подлеца, преступника российского происхождения назвали площадь, а именем крупного государственного деятеля и замечательного человека. И почему мы воспринимаем это как личную обиду — наше личное дело. Стоит ли от США ждать каких-либо выпадов? Я думаю, что конкретно данное событие не имеет отношения к выборам в России. Чем это переименование может навредить Владимиру Путину избраться в очередной раз президентом? Я не понимаю.
«АМЕРИКЕ НУЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ БОЛЬШЕ РОССИЙСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ-НЕУДАЧНИКОВ, ЧТОБЫ ИХ ИМЕНАМИ ЗАПОЛНИТЬ ВСЕ АМЕРИКАНСКИЕ УЛИЦЫ»
Максим Калашников — писатель, футуролог:
— Симметричный ответ Вашингтону — это, во-первых, снятие с должности Эльвиры Набиуллиной и назначение на ее место Сергея Юрьевича Глазьева. Во-вторых, выход из всемирной торговой организации, в-третьих, смена правительства Медведева на правительство промышленников-профессионалов. А все остальные ответы — это будет клоунада. Или что, переименовать площадь в Москве какой-нибудь революции в площадь генерала Ли? Это будет на уровне фарса. Вообще, это действие со стороны США, конечно, можно воспринимать как выпад в адрес России, и, естественно, нужно ожидать чего-то еще. Главное событие России впереди, мы все ждем, насколько далеко пойдут калечащие санкции. Начнут ли они конфискацию личных состояний российской элиты, зарубежных ее активов и начнут ли наказывать те страны, которые закупают оружие в Российской Федерации. Это две главных перспективы, которые должны проясниться. Это, на самом деле, поважнее, чем переименование площадей.
Виктор Шендерович — писатель:
— Симметричного ответа со стороны Москвы быть не может, потому что именами людей, которые представляют гордость Соединенных Штатов Америки, сами американцы называют свои площади. Поэтому симметричного ответа у нас не получится, а карикатурный, конечно, может быть.
Шамиль Агеев — председатель правления ТПП РТ:
— Дело не в площади. В США есть определенная группа, которая активно влияет на эту ситуацию. Я вообще считаю, что мы от них ничего хорошего в ближайшем будущем ждать не можем. Поэтому надо больше концентрировать усилия на развитии своего производства и своих возможностей. Но при этом не забывать, что, кроме США, есть еще и Европа, есть Латинская Америка и прочие страны. Надо сохранять взаимодействие со всеми этими странами и в то же время, набравшись сил и терпения, работать с теми кругами в США, которые здраво к нам относятся. Там много здравых людей, поэтому мы на эту ситуацию можем воздействовать. Вот у нас, допустим, прекрасные отношения с американской Торговой палатой, с американскими фирмами, которые здесь работают. Поэтому шарахаться и реагировать на появление площади Немцова, на какие-то другие выпады не стоит. Не надо спешить с ответами. Нужна выдержка.
Рустем Валиуллин — первый заместитель муфтия Татарстана:
— Москва в качестве ответа может предложить еще улицу Троцкого сделать в Вашингтоне или еще где-то, у нас много было меньшевиков в свое время. Америке нужно предложить больше российских деятелей-неудачников, чтобы их именами заполнить все американские улицы. Нью-Йорк, например, беден на названия, там по номерам все идет. Эти номера надо заменить политиками-неудачниками из России. У нас таких политиков было, повторюсь, много, на все улицы Нью-Йорка их хватит, думаю. США никак не может навредить России, мы же ядерная держава. Что касается санкций, то Россия благодаря этому инструментарию очищается от имиджа коррупционной страны. Это не вредит России, наши чиновники не будут уводить деньги за рубеж. Любой гражданин должен знать, что, если он вытащит хоть один доллар из России, его деньги могут арестовать.
«НАМ ДО ЭТИХ НОВЫХ САНКЦИЙ ДЕЛА НЕТ, МНЕ НА ЭТИХ ЧИНОВНИКОВ И НА ОЛИГАРХОВ ТЬФУ 100 РАЗ»
Фарит Закиев — председатель ВТОЦ:
— Симметричный ответ — это абсолютно непонятно, потому что на западе Немцов воспринимается как крупный политик, оппозиционер, борец за демократию, права человека, за правовое государство. Я считаю, что российское правительство, наоборот, должно приветствовать, что увековечили память видного российского деятеля. Какой может быть симметричный ответ? Немцов — это действительно крупный политик, бывший российский губернатор, бывший первый вице-премьер российского правительства, один из символов новой России. Кстати, многие из тех, кто сегодня находится в российском правительстве, с ним работали.
США считают, что запрет Навальному участвовать в выборах — это антидемократично, это нарушение прав человека, нарушение принципов демократичного правового государства. В этом они правы, я считаю. То, что Навального не допустили, является большой ошибкой властей, если бы он участвовал, то у Америки не было бы козыря насчет того, что выборы недемократичны, нелегитимны. Поэтому Соединенные Штаты будут акцентировать внимание на том, что не пустили самого видного оппозиционера на выборы. Для российского народа не так важно, что кто-то не сможет позагорать в Майами, поехать на свою виллу, главное — экономические санкции. Российская промышленность сейчас не в состоянии производить высокотехнологичную продукцию, и эти санкции на их поставку в Россию будут вести к стагнации экономики и падению уровня жизни простых россиян. Нам, простым гражданам, все равно, что олигархи, чиновники, миллиардеры будут ограничены, нас беспокоит, что уровень жизни снова понизится.
Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры РТ:
— Мне трудно об этом судить, я не являюсь поклонником Немцова, но в общих чертах он мне представляется как человек либерального направления, ельцинист, отнюдь не хранитель российской государственности. Поэтому решение, сделанное американцами, выглядит вызывающим. Чем может ответить Москва, даже не знаю, что-то вроде площади Кромвеля или какую еще... Трудно сказать, но вот это деяние можно назвать провокационным, так как Немцов не является государственным деятелем масштаба России, созидателем, который нечто большое и светлое сделал. Он был губернатором в Нижнем Новгороде, вице-премьером — ну и что? У нас вон Клебанов тоже был вице-премьером, при котором разворовали всю военную промышленность, созданную Советским Союзом...
Жалко, конечно, что его так убили так подло и загадочно, пропиарили это событие, а так Немцова я воспринимаю как деструктивного человека, популиста. Что ждать от США — трудно сказать. То, что они делают в публичном пространстве, увеличивает неприязнь к ним у народа России, хуже здесь какие-то технологии подпольные. С одной стороны, идет закручивание гаек, я сам на себе это как общественник ощущаю, но я лично, с одной стороны, готов и пострадать — лишь бы страна не рухнула, как это было в 1917 году или как это было с Советским Союзом, когда все за считанные месяцы было порушено. Нам до этих новых санкций дела нет, мне на этих чиновников и на олигархов тьфу 100 раз. Пусть что хотят делают, в любом случае Америка не может нам серьезно палки в колеса вставлять, у нас общих границ нет.
Артем Прокофьев — член фракции КПРФ в Госсовете РТ:
— Честно говоря, я считаю, что у нас слишком большое внимание уделяют каким-то жестам со стороны Соединенных Штатов. По моему убеждению, личные симметричные ответы, которыми мы в последнее время увлекаемся, скорее, наоборот, поощряют другую сторону на какие-то действия. Поэтому не вижу оснований для ответной реакции. И я не понимаю, как решения со стороны США, касающиеся России, можно связать конкретно с этим событием. Хотя знаю, даже у нас в партии есть те, кто так считает. Я же не стал бы преувеличивать значение этого поступка. В целом каких-либо еще шагов от Америки ждать стоит. Что касается новых санкций в отношении российской элиты, меня порой удивляет, что санкции в отношении отдельных лиц, в том числе бизнесменов, воспринимаются как наказание чуть ли не всей Российской Федерации. Да, адресные ограничения могут быть восприняты весьма болезненно, но я надеюсь, что введение санкций против конкретных бизнесменов не станет поводом вводить контрсанкции, которые нанесут вред прежде всего жителям России.
Марсель Шамсутдинов — председатель регионального отделения партии «Парнас»:
— Я не считаю, что на это решение нужен симметричный ответ. В Вашингтоне решили назвать площадь именем действительно выдающегося политического деятеля России, выступавшего против авторитарного режима, тирании Бориса Немцова. И только идиоты в лице нашей власти могут давать ответ на необязательные решения других стран, которые находятся за океаном. Но так как наша власть крайне озабочена своей несменяемостью, чтобы, не дай Бог, ее кто-то не подвинул и не оторвал от финансовых потоков, то есть от бюджета, денег налогоплательщиков, естественно, в этом она видит угрозу. Так что, я думаю, российское руководство может предпринять в ответ все что угодно. Скажем, в пику Трампу назвать какую-нибудь площадь перед американским посольством именем Ким Чен Ына или Бен Ладена. Кстати, по поводу последнего действительно были предложения. От США стоит ждать каких-то действий и в дальнейшем, и не только перед президентскими выборами, а вообще по ситуации в нашей стране. Видите ли, Америка — это демократическая страна, и она будет критиковать, указывать на недопустимые зажимы свободы, личности в России всю оставшуюся жизнь, пока мы не станем нормальным демократическим государством.
«В КРУГУ БИЗНЕСМЕНОВ СЕЙЧАС МНОГИЕ БОЯТСЯ ДАЖЕ ФОТОГРАФИРОВАТЬСЯ С ПУТИНЫМ»
Михаил Скоблионок — предприниматель, президент еврейской национально культурной автономии Татарстана:
— Я не знаю, что можно переименовывать, особенно в Москве. Если бы про Казань был вопрос, то куда не шло, а Москву я не знаю. Но скажу очень просто: мы не можем отвечать одинаково, потому что наши здания захватили в Америке, выгнали, а мы что-то никого не выгнали. Если бы это было симметрично, то должно было быть так: они выгнали — мы выгнали, они высылают — мы высылаем, а наши не делают симметрично, а делают великий жест, что мы вам прощаем. Мы живем по принципу: ударили по правой щеке — подставь левую.
Как я понимаю, мы сами со своей коррупцией бороться не можем, и США взялись за то, что начало борьбу и за границей. Они сейчас выбирают всех друзей президента, его приближенных, неприкасаемых. Сейчас все данные сливаются на Россию, они очень сильно готовят компромат против Путина и против президентских выборов. Я не знаю, поддержат ли все страны пакет этих санкций, потому что, я смотрю, у всей российской элиты есть зарубежные паспорта и гражданства, есть недвижимость за рубежом, счета в банках, поэтому я не думаю, что по ним очень сильно ударят. Например, имеет человек английское гражданство, а их правительство никогда никому ничего не отдает. Поэтому чиновники, выезжая за границу, предъявляют английские паспорта, являясь гражданами зарубежных стран.
Искандер Зигангараев — генеральный директор «КЖК-Логистик»:
— Может, что-то связать с Кеннеди, хотя там ничего не доказано, может, их поражение во Вьетнаме, хотя адекватнее будет назвать у нас площадь Хиросима-Нагасаки — это будет удар ниже пояса. Сейчас хотят всячески опорочить президента Путина, особенно в интернете, чего только там не гуляет. Но ведь сейчас никто не потянет эту должность. Можно быть хорошим хозяйственником, губернатором, но надо быть чутким политиком, играть на международной арене. У Путина это очень хорошо получается, он имеет авторитет в мире, не зря он человек №1. Вообще, если выбирать между сильным хозяйственником и сильным политиком, то в современном мире нужно политика ставить. В кругу бизнесменов сейчас многие боятся даже фотографироваться с Путиным, потому что он потом может стать невыездным, но эти санкции не могут оказать какого-то влияния.
Индус Тагиров — академик АН РТ:
— Я не могу сказать, даже не думал об этом. США, думаю, никаких таких особых решений принимать не будет. Новые санкции коснутся только определенных лиц, а страны в целом не коснутся. Не вижу ничего серьезного.
Вахит Имамов — главный редактор газеты «Мәдәни җомга»:
— В Америке ведь так не убивают политиков. Да, убили Кеннеди в 1963 году, но не будут, наверное, в Москве площадь Кеннеди открывать. Я даже представить не могу, что может сделать господин Путин или Москва. Да и США вряд ли что-то могут еще предпринять. Они в 90-е годы могли повлиять, а сейчас — нет. У нас такой жесткий режим, что никак не смогут этого сделать. Ведь у нас, если три человека собрались, даже если там депутат Госсовета Татарстана будет, не имеют права собираться. Закон такой, Америка никак не повлияет, это просто пускание пыли в глаза, игра, никто не сможет, потому что мы живем за железным занавесом. Нужно дождаться, когда эти санкции введут, тогда посмотрим. Они обещали выяснить, уточнить, какие наши воры держат деньги за рубежом. Надеюсь, имена будут оглашены.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.