Верховный суд РТ в конце минувшей недели оставил в силе решение Лаишевского суда РТ, который ранее предписал птицекомплексу «Лаишевский» уничтожить все имеющиеся у них на складах корма Верховный суд РТ в конце минувшей недели оставил в силе решение Лаишевского суда РТ, который ранее предписал птицекомплексу «Лаишевский» уничтожить все имеющиеся у них на складах корма Фото: Сергей Елагин

КОРМА РАЗДОРА

Верховный суд РТ в конце минувшей недели оставил в силе решение Лаишевского суда РТ, который ранее предписал птицекомплексу «Лаишевский» уничтожить все имеющиеся у них на складах корма. А это 1,67 тыс. т зерна, шротов, премиксов и прочих ингредиентов куриного меню. По оценке предприятия, их стоимость составляет порядка 20–25 млн рублей. Кормы должны быть ликвидированы в 30-дневный срок, поскольку грозят новой вспышкой птичьего гриппа.

Напомним, что в мае 2017 года на птицекомплексе «Лаишевский» была обнаружена вспышка птичьего гриппа. 10 мая 2017 года указом президента РТ на территории птицекомплекса был объявлен карантин. В огне сгорело все поголовье птиц, уничтожена и вся продукция птицефабрики, цеха многократно продезинфицированы, однако до их пор ветеринарные врачи не снимают карантин с предприятия. В результате вот уже девятый месяц предприятие не имеет возможности возобновить работу.

26 сентября 2017 года Лаишевский суд РТ по инициативе Россельхознадзора по РТ принял решение уничтожить корма от греха подальше. Суд внял доводам контрольных органов о том, что допущенные на птицефабрике нарушения стали причиной распространения генома вируса гриппа птиц. Причем именно в кормах первоначально был обнаружен вирус гриппа птиц А подтипа Н5, после чего начался массовый падеж птицы. 

«На территории птицекомплекса было уничтожено 450 тысяч птиц. Однако на складе остался корм, который является основным путем передачи возбудителя болезни наряду с непосредственным контактом с инфицированной птицей или пометом. Неуничтоженные корма могут вновь повлечь возникновение болезни и привести к большим экономическим потерям», — зачитал судья Верховного суда РТ материалы дела.

Также было отмечено, что реализации кормов на сторону повлекло распространение вируса гриппа в других районах республики: карантин пришлось объявлять также в Нурлатском, Рыбно-Слободском, Ютазинском районах и в Советском районе Казани.

«Мы не занимаемся и не занимались никогда реализацией кормов, мы сами закупаем его для кормления своей птицы» «Мы не занимаемся и не занимались никогда реализацией кормов, мы сами закупаем его для кормления своей птицы» Фото: Сергей Елагин

«В КОРМОЦЕХ ДИКИЕ ПТИЦЫ ДОСТУП ИМЕЛИ. ВОТ У НАС ЕСТЬ ФОТОГРАФИИ»

Представитель птицекомплекса Рустам Хасибуллин заявил, что не согласен с доводами Россельхознадзора о том, что «Лаишевский» явился причиной распространения вируса по республике.

«Мы не занимаемся и не занимались никогда реализацией кормов, мы сами закупаем его для кормления своей птицы», — утверждает он.

Интересно, что в отзыве Россельхознадзора, подготовленном для Верховного суда РТ, этот спорный момент был ловко подправлен. Теперь уже заявляется, что причиной расползания заразы по Татарстану стало то, что «Лаишевский», несмотря на увеличивающуюся гибель поголовья, не прекращал продажу больной птицы.

Так или иначе, это далеко не единственная претензия контрольных органов в адрес птицефабрики. По мнению контрольного органа, корма на предприятии хранятся не так, как надо.

«Дикие птицы, являющиеся основным переносчиком вируса гриппа птиц, имеют доступ к кормохранилищу. До решения вопроса о судьбе кормов, хранящихся на территории птицекомплекса, карантин не может быть снят», — снова зачитал судья материалы дела.

«В кормоцех синантропные (дикие) птицы доступ имели. Вот у нас есть фотографии, в мае это снято было. Там очень много кормов», — подтвердил с места Габдулхак Мотыгуллин — замначальника главного управления ветеринарии кабмина РТ, привлеченный в качестве третьего лица.

Виктор Пашкеев: «Даже в суде признали, что проведены экспертизы и что по их результатам, вируса в кормах не выявлено» Виктор Пашкеев: «Даже в суде признали, что проведены экспертизы и что по их результатам вируса в кормах не выявлено» Фото: Сергей Елагин

«УНИЧТОЖЕНИЕ КОРМОВ — ЭТО ПРОСТО ПЕРЕВОД ДОБРА»

На птицефабрике заверяют: в оставшихся кормах нет генома птичьего гриппа. Все корма, которые контактировали с птицей, давно уничтожены, а те, что хранятся в закрытых бункерах в отдельно стоящем помещении, просто не могут быть завирусованы и не опасны. Но даже если предположить, что вирус проник сквозь металлические стенки бункеров, он все равно не выжил бы за те 8–9 месяцев, прошедших с момента обнаружения болезни, поскольку срок жизни вируса вне живой птицы (по даным птицекомплекса) составляет 35 дней.

«Просим решение суда отменить, так как для нас это будет экономически убыточным. Корма, в которых нет ни вируса, ничего, нужно будет просто уничтожить, это просто перевод добра», — эмоционально заявил Хасибуллин.

«Даже в суде признали, что проведены экспертизы и что по их результатам вируса в кормах не выявлено. Но они предполагают, что вдруг что-то есть. И из-за этого „вдруг“ они принимают решения на миллионы рублей уничтожить пшеницу, шроты, премиксы, которые поступают в закрытой упаковке», — возмущается владелец бизнеса Виктор Пашкеев, с которым корреспондент «БИЗНЕС Online» поговорил по телефону. Он ссылается на инструкции Евросоюза — в них говорится, что даже если на корма попал вирус, их нужно просто поместить в отдельное помещение на 35 дней, после чего вирус сам дезактивируется.

Однако стороне защиты противоречат работники Россельхознадзора. По их данным, лабораторные исследования проб кормовой смеси в двух случаях из семи выявили наличие вируса гриппа птиц, что указывает на контаминацию (загрязнение) корма. Однако, судя по всему, речь идет о пробах, взятых сразу после обнаружения вируса. В материалах дела имеются данные экспертизы, проведенной в июле 2017 года. Тогда было взята 41 проба на предмет наличия генома птичьего гриппа в кормах, но ничего обнаружено не было.

НЕ КОНФИСКАЦИИ, А РЕКВИЗИЦИЯ?

В любом случае, как считает Пашкеев, изъятие кормов должно вестись в порядке реквизиции, а не конфискации (поскольку нет состава преступления или административного правонарушения). Это значит, что за уничтоженные корма «Лаишевский» будет иметь право получить компенсацию от государства. Однако до сих пор никаких компенсаций за уничтоженную птицу и продукцию птицекомплекс не получил. Не идет речи и о компенсации за корма, которые чиновники требуют уничтожить.

А ведь предприятие уже потерпело огромные убытки после сожжения всего поголовья. Первоначально министр сельского хозяйства республики Марат Ахметов оценил ущерб хозяйству в 100 млн рублей. Сам Пашкеев заявил, что его потери гораздо больше — 160 миллионов, но эта сумма растет с каждым месяцем, поскольку предприниматель до сих пор продолжает платить сотрудникам зарплату и содержать оставшееся недвижимое имущество птицефабрики.

Но в итоге Верховный суд РТ не внял доводам птицекомплекса, полностью поддержав решения Лаишевского суда РТ. Если решение не будет оспорено, то предприятию предстоит уничтожить корма в течение 30 дней со вступления решения в силу.

«КАЖДЫЙ КИЛОГРАММ ЧЕРЕЗ ЛАБОРАТОРИЮ ПРОПУСТИТЬ НЕВОЗМОЖНО»

«Грипп птиц — это особо опасная болезнь. А если вдруг в кормах, где-то в углу, что-то осталось? Мы же не знаем, гарантии никакой нет. Мы же только выборочно проверили. Там же более тысячи тонн кормов, каждый килограмм через лабораторию пропустить невозможно! Вирус гриппа может сохраниться полгода-год», — уверенно заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» начальник отдела отдел государственного ветеринарного надзора Россельхознадзора по РТ Идрис Гатин сразу после окончания заседания.

«А если мы дадим разрешения, корма уйдут, попадут в частный сектор — и новая вспышка? И так за 2017 год в России была 31 вспышка птичьего гриппа, из них 7 неблагополучных пунктов пришлось на Татарстан», — высказал свои опасения Гатин.

Но, как оказалось, корма — это еще полбеды. Даже если с кормами вопрос решится, предприятие должно будет выполнить многочисленные требования контроллеров по ранее выданным предписаниям.

«Основное — это создание всесезонного дезинфекционного барьера с подогревом. Также нужно сделать новый санитарный пропускник, а также обеспечить проведение термической или химической обработки кормов. Где гарантии, что в бункер сверху не попадет помет диких птиц? Ведь нельзя исключить человеческий фактор — помет может попасть туда, например, с обуви работающего персонала. Другой вариант — использовать корма заводского изготовления, которые завозятся в вакуумной упаковке», — перечислил требования представитель Россельхознадзора по РТ.

Обрабатывать корма предлагается паром температурой не менее 70 градусов. «Для чего это делается: если вирус есть, то после обработки он погибает», — включается в беседу заместитель начальника главного управления ветеринарии кабмина РТ Мотыгуллин. Он показал корреспонденту приказ №90 минсельхоза «Об утверждении Правил по борьбе с гриппом птиц».

«Здесь конкретно прописано, что когда грипп случается, то корма, помет, подстилка в очаге заражения, — все это должно уничтожаться», — потрясая бумагами, говорил Мотыгуллин.

«Мы не хотим нового очага птичьего гриппа в Татарстане. Поэтому нового завоза птицы, пока они не исправят все эти нарушения, не будет» «Мы не хотим нового очага птичьего гриппа в Татарстане. Поэтому нового завоза птицы, пока они не исправят все эти нарушения, не будет»

«ШТРАФЫ НАШИ ДЛЯ ПТИЦЕФАБРИКИ — ПШИК, ОНИ ШТРАФЫ ПЛАТИЛИ, А УСТРАНЯТЬ НЕ УСТРАНЯЛИ»

В главном управлении ветеринарии подтверждают, что птицекомплекс не соответствует необходимым требованиям. 

«Птицекомплекс „Лаишествский“ сколько раз проверяли, предписания выдавали, — они этим требованиям не отвечают. Дезинфекционный барьер отсутствует. Санпропускник должен быть такой: люди полностью должны переодеваться с мытьем головы. На территории птицекомплекса большое количество кустарника, где могут гнездиться синантропные птицы, такого не должны быть», — говорит Мотыгуллин.

Говорит, все предписания на фабрике в прежние годы просто игнорировали, а просто всякий раз лишь уплачивали штрафы. «Штрафы наши для птицефабрики — это пшик, они штрафы платили, а устранять не устраняли», — жалуется представитель управления ветеринарии.

«Мы не хотим нового очага птичьего гриппа в Татарстане. Поэтому нового завоза птицы, пока они не исправят все эти нарушения, не будет», — поддерживает его Гатин.

«На птицекомплексе было 528 тысяч поголовье. Для сравнения: „Челны-бройлер“ — там 5,5 миллионов кур, на „Ярателе“ — около 3 миллионов. Мы ведь государевы люди, мы оберегаем республику!» — патетично добавляет Мотыгуллин.

Нужно отметить, что чиновники тоже не заинтересованы затягивать ситуацию. Ведь пока карантин не снят, Татарстан продолжает оставаться неблагополучным регионом по птичьему гриппу, а это своего рода пятно на мундире.

«ЕСЛИ УНИЧТОЖАЮТСЯ КОРМА, УНИЧТОЖАЕТСЯ И ФИНАНСОВАЯ БАЗА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Что будет с предприятием дальше, Пашкеев, предприниматель родом из Омска, пока не решил. Говорит, 9 месяцев ждал и еще подождет.

«У нас рассматривались разные варианты. Если бы нам в августе разрешили запустить, то я бы фабрику запустил сам. Но до сегодняшнего дня я содержу коллектив, плачу зарплату, делаю отчисления, то есть все деньги, которые были на счетах фабрики, я сейчас трачу. Сейчас ситуация такая: от нас требуют уничтожить корма и не дают запустить фабрике, я просто трачу деньги».

На вопрос о том, не планирует ли он вовсе выйти из бизнеса, предприниматель заявил, что «и такие решения рассматривает», но не сказал ничего конкретного, пояснив, что хочет сначала получить на руки решение Верховного суда РТ. Отметим, что министр сельского хозяйства Ахметов ранее заявлял, что идут переговоры о потенциальном инвесторе, который сможет перезапустить птицефабрику.

«Эти корма ведь нужны для запуска фабрики, если они остаются, то остаются деньги, этими кормами можно кормить птицу, а когда уничтожаются корма, уничтожается и финансовая база, восстановить предприятие будет сложнее. Придется кредитоваться, искать где-то деньги», — говорит Пашкеев.

Другим выходом могла бы стать компенсация за корма от государства. «Если компенсация будет выделена, то проблемы с запуском фабрики не будет», — уверен бизнесмен.

Что касается претензий управления ветеринарии в том, что на фабрике так и не выполнены их предписания, Пашкеев поясняет, что не может сделать этого, пока предприятие под карантином.

«Для того, чтобы все стройки вести, должен быть снят карантин, потому что карантин предполагает, что на территорию никто не может заезжать и выезжать, ведь территория считается заразной. В то же время они говорят: „Делайте“. Это же нонсенс», — удивляется Пашкеев.