В ходе встречи с журналистами Талгат Абдуллин анонсировал новые правила игры с подрядчиками

О НОВЫХ ПРАВИЛАХ ДОЛЕВОГО: «МЕХАНИЗМ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ БУДЕТ ДАВАТЬ СБОИ»

Как непростой охарактеризовал прошедший год в ходе делового завтрака с журналистами глава ГЖФ при президенте РТ Талгат Абдуллин. Сказалось отставание по срокам некоторых компаний, дипломатично отметил Талгат Мидхатович. Тем не менее в 2017 году удалось завершить строительство 10,6 тыс. квартир на 588,2 тыс. кв. м, из них более 4 тыс. квартир — по Казани. Участники жилищных программ по РТ получили более 9,5 тыс. квартир в новых домах.

План на 2018 год — с небольшим снижением, 526 тыс. кв. м жилья. Порядка 700 квартир в текущем году будут предоставлены бюджетникам, в свое время «выпавшим» из программы, пообещал Абдуллин. Произойти это могло по разным причинам: не участвовали в конкурсе, не принимали участия в выборе квартир, при том что баллы и финансовые накопления у них имелись. «Видимо, ждут дом, который им хочется, — выбирают. Или не очень нуждаются», — предположил глава фонда. К примеру, в 2017 году не стали принимать участия в выборе около 200 человек. Нашлись таковые и в 2015, и в 2016 году. Все они получат повторный шанс. Но — уже после того, как свои квартиры получат все очередники 2018-го.

Несмотря на то, что Госжилфонд — оператор социальной ипотеки, Абдуллина беспокоят и новшества в сфере «долевого». «Сама схема финансирования, которая сегодня предусматривается в РФ по ограничению долевого строительства, вызывает беспокойство», — затронул Абдуллин тему, которую встревоженно обсуждают сегодня, наверное, все крупные застройщики. Напомним, поручение в течение трех лет отказаться от долевого строительства, заменив его проектным финансированием с участием банков, президент РФ Владимир Путин озвучил министру строительства Михаилу Меню осенью этого года.

Четких механизмов и понимания того, каким будет этот процесс, практически нет. Есть некая попытка убрать у подрядчика возможность собирать деньги и отдать это финансовым институтам», — констатировал Абдуллин. А на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, кому это может быть выгодно, однозначно ответил — банкам. «Безусловно, механизм, который намечается в РФ, на первом этапе будет давать сбои. И мы очень переживаем за то, как будет вестись инвестиционный процесс. И нагрузка на фонд, я чувствую, в данном случае увеличится», — делился глава ГЖФ. 


«СПОСОБ «JUST
IN TIME» МЫ КОГДА-ТО ВЗЯЛИ У АМЕРИКАНЦЕВ»

Проблемы прошлых лет, когда сразу несколько строительных компаний затянули сроки ввода жилых домов (а компания «ПСО Казань» и вовсе провалила сдачу первой очереди, из-за чего часть домов пришлось перенести на 2018 год), судя по всему, заставили Абдуллина разработать новую схему, детали которой он раскрыл на встрече с журналистами. Судя по всему, этот подход приходит на смену заблокированной бирже, где ранее пытались наладить реализацию стройматериалов по минимальным ценам.  

«Прошлогодний опыт показал, что строительство и раздача подрядных договоров чреваты проблемами. Подрядчик может не выполнить, выполнить некачественно, не вовремя. Теперь обязательно будет система залогов», — анонсировал новую схему глава ГЖФ. По ней при заключении договора с ГЖФ подрядчик должен будет положить в залог все, что он может. А в случае так называемых «косяков» — если работа будет выполнена некачественно или не в срок — залог будет изъят. Как и возможность дальше продолжать строительство дома.

«Это тонкий вопрос, конечно. Он одновременно не вырастает, его надо выращивать потихонечку, изучать — это определенная система культуры. Это как прививка, — проводил аналогию Абдуллин. — Сначала будет больно, потом будет легче, станет нормой». Такая схема уже действует в отношении бюджетных заказов РФ — прежде чем приступить к работе, подрядчики обязаны внести обеспечительный взнос в размере 10 процентов от стоимости контракта. Теперь такой инструмент будет и у ГЖФ».

Кроме того, Абдуллин дал понять, что фонд после отмены биржи стройматериалов не сидел сложа руки и разработал альтернативную схему, позволяющую контролировать цены и ход строительства. «В прошлом году мы провели огромную работу с проектными институтами и создали справочник материалов, в которых все материалы идентифицируются по прямому назначению. Спутать нельзя. К примеру, если это кирпич, то не просто кирпич. Есть кирпич рядовой, кирпич облицовочный, коричневый, белый. Все это закладывается в проект и является базой для проектирования», — пояснил глава фонда. При заключении договора с подрядчиком будет составляться календарный график производства работ, где будут прописаны все сроки: земляные работы, фундаменты, стены, герметизация здания. «На основании этого формируется план материальных поставок. Определяется, когда и в какие сроки должен быть закуплен тот или иной материал, привезен на объект, — для того, чтобы сроки поставки были вовремя сделаны. Это не новшество. Это просто давно забытая вещь. Этот способ — just in time (точно в срокприм. ред.) — мы когда-то взяли у американцев. И он должен работать», — резюмировал глава фонда.

 «Ну во-первых, это по Конфуцию: „Ищи в себе“», — смеясь, ответил он на вопрос одного из журналистов, работа каких стройфирм подвигла его разработать ужесточающие правила. — Если у тебя не получается с кем-то, виноват не тот, с кем ты начал, — виноват ты сам, потому что ты с ним начал». Поэтому никаких претензий с точки зрения личности нет. А вот с точки зрения организации вопросы действительно вызывает компания ПСО „Казань“, дал понять глава фонда. «Дома, которые они построили, неплохого качества. Но с точки зрения времени — нет. Я смотрю, как они мучаются, — они достаточно большое количество людей держат на объекте. Но организацию, которая должна быть, не могут сделать. Как их обвинять? Желание есть — ну, не умеют пока! Это нужно время, мастерство. Для того чтобы это сделать, им надо подсказать, как это делать, — дипломатично рассуждал Талгат Мидхатович. — Я назвал ПСО, но надо понимать, что он не единственный. Таких хватает». В прошлом году, напомним, ГЖФ заменил подрядчика на 7 домах первой очереди «Салават Купере».

По словам главы Госжилфонда, в ПСО заявили, что оставшиеся у них на балансе три дома (11-1, 11-3 и 11-5) планируют сдавать в мае, июне и июле 2018 года. Но в фонде категорически с этими сроками не согласны, заявил глава ГЖФ. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, не планирует ли фонд позвать на смену ПСО других подрядчиков, как это было в прошлом году с «КамГЭСом». Ответ оказался отрицательным.

«Нет, сейчас уже бесполезно. На переправе... Правда, если помните, был такой генерал Лебедь, он выразился по-другому: „Да, лошадей на переправе не меняют, а ишаков меняют“. Но в данном случае пусть завершит работу», —  пояснил Абдуллин. Большие объекты передавать сложно, заметил он. На это уйдет не меньше месяца. А вот в дальнейшем такие риски фонд, очевидно, на себя не возьмет.  «В дальнейшем мы будем говорить о залоге, об обязательствах, о графиках. И первое неисполнение срока будет являться основанием для того, чтобы распрощаться... Сколько документов сдано — значит, столько выполнено. Что не сдано — выполняет тот, кто приходит новый», — красиво расписывал очередную схему работы глава ГЖФ.

Нужно заметить, что компания ПСО «Казань» действительно не единственная, кто не смог уложиться в контрольные сроки, в свое время установленные президентом РТ (контрольной датой, напомним, должен был стать сентябрь 2017 года). На 2018 год также перенесен ввод домов 10-го и 12-го кварталов. В домах 10.3, 12.2 и 12.4 уже проведена проверка инспекции Госстройнадзора и устраняются замечания. А в доме 12.3 проверка ГАСН как раз идет. Это, впрочем, не помешало приступить к строительству второй очереди (7-й, 8-й квартал), которая состоит из 10 домов на 2,9 тыс. квартир. Кроме того, началось проектирование 2-го и 3-го кварталов «Салават Купере» — на 3,5 тыс. квартир с общей площадью 166,4 тыс. кв. метров.

«Прошлогодний опыт показал, что строительство и раздача подрядных договоров чреваты проблемами. Подрядчик может не выполнить, выполнить некачественно, не вовремя. Теперь обязательно будет система залогов»

«ПОКА КАЗАНЬ, НО СМОТРИМ И НА ДРУГИЕ ГОРОДА»

Но не соципотекой единой жив ГЖФ. Продолжается строительство арендного жилья в Иннополисе. В 2018 году фонд планирует приступить здесь к проектированию 7-го и 8-го кварталов на 407 квартир, а также трех домов в казанском микрорайоне М-14 (на 765 квартир). Новые дома в М-14 будут строиться в формате коммерческого жилья — для этих целей ГЖФ привлек перешедший в прошлом году под его крыло «Ак Барс Девелопмент».

«Микрорайон М-14 — один из стартовых моментов. Там в общей сложности должны построить 250 тысяч квадратных метров жилья», — обозначил масштаб Абдуллин. Планируется, что в городке, возведенном с участием девелопера, будут проживать порядка 7 тысяч человек. Застройка обещает быть смешанной — здесь будут как панельные, так и монолитные дома. Помимо близости природы и соснового леса, одним из важных плюсов станет родниковая вода. «Мы будем иметь там производство около 20 тысяч кубометров в сутки. Это позволит обеспечить значительную часть территории, которую мы строим, и еще часть территории в округе», — пообещал глава ГЖФ.

Совместно с «Ак Барс Девелопментом» фондом запланировано освоение сразу нескольких территорий — в районе ипподрома, вдоль проспекта Победы, в районе РКБ. «Пока Казань, но смотрим и на другие города — Набережные Челны, Альметьевск. Есть потребность, которая будет решаться с помощью и „Ак Барс Девелопмента“», — акцентировал внимание глава фонда. Планов выходить за пределы республики пока нет, заключил он. А вот производительные силы, которые являются базой стройиндустрии, в АБД будут развиваться. «Это и наращивание мощностей завода КПД, и применение материалов, которые сегодня выпускаются. Вот таковы планы у нас на 2018 год», — подвел итог Абдуллин.