Вадим Максимов — вице-президент по корпоративному управлению группы компаний «КАН Авто» Вадим Максимов — вице-президент по корпоративному управлению группы компаний «КАН АВТО» Фото: Сергей Елагин

АВТОРЫНОК ГЛАЗАМИ «КАН АВТО»: ДОЛЯ КРЕДИТНЫХ МАШИН ВЫРОСЛА НА 12%, А ВОЗВРАТ К МАКСИМУМУ ПРОДАЖ — ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА

Об итогах 2017 года, планах на 2018-й и многом другом на днях в редакции «БИЗНЕС Online» в рамках интернет-конференции рассказал вице-президент по корпоративному управлению группы компаний «КАН АВТО» Вадим Максимов.

В прошлом году группа продала 22 429 авто, из них новых — 16 060, подержанных — 6 369. Годовой оборот составил 17,3 млрд рублей, выручка от продажи новых машин — 15,1 млрд рублей. Для сравнения: в 2016 году компания продала 16,1 тыс. машин, а годовой оборот составил 11,7 млрд рублей. Рост продаж в 2017 году по новым авто составил 38%, а по подержанным — 41%. Долю компании на рынке Казани Максимов оценил в 38% по продажам новых авто, в 25% — подержанных (в штуках, через площадки официальных дилеров).

По словам Вадима Валерьевича, пиковое значение продаж машин по всей России зафиксировано в 2012 году. Тогда было реализовано 2,9 млн автомобилей. «А в 2017 году продано 1,6 миллиона. По прогнозу рост рынка — не более 10 процентов. Если мы будем расти планово (а у нас все непредсказуемо, и санкции тоже сказываются негативно), в ближайшие три года рынок не вернется к уровню 2012-го», — уточнил гость редакции. Что касается роста цен, то и в прошлом, и в этом году прогноз — 5–7%.

Из года в год растет число проданных в кредит машин — и это не только падение покупательной способности. Большое влияние оказывает господдержка авторынка в виде кредитных программ для потребителей. К тому же есть и поведенческий фактор. На вопрос редакции, часто ли покупатели приносят наличные и покупают машину не в кредит, Максимов ответил, что в 2015 году доля кредитов составляла 50%, а в 2017-м — 62%.

«РЫНОК СТАЛ БОЛЕЕ ЦИВИЛИЗОВАННЫМ, ЛЮДИ СТАРАЮТСЯ ПОКУПАТЬ У ОФИЦИАЛОВ»

К каким авто меньше всего нареканий от покупателей? Этот вопрос волновал читателей.

«По нашей внутренней статистке, к двум маркам авто — KIA и Mercedes, — откровенно ответил Максимов. — Мы высчитывали количество гарантийных обращений, деленное на количество проданных авто. Для читателей отмечу, что за последние два-три года бренд LADA сделал титанический скачок: с вводом новых двух моделей — Vesta и X-Ray — мы имеем качество не хуже, чем у ближайших иностранных марок-конкурентов. Если раньше про LADA были популярны анекдоты, ставящие под сомнение качество этих авто, то сейчас марка вполне в нише», — сообщил он.

Другой читатель спросил, что может разогнать спрос в этом году. Среди прочих Максимов назвал АвтоВАЗ. По его словам, в 2017 году LADA Granta стала лидером в стране — продано 93 тыс. авто. «Ждем обновления этого авто, будет новый кузов. Представлено будет три типа — универсал, хэтчбек и седан. Ожидаются KIA Stinger и Genesis G70, рестайлинг Renault Logan и Renault Sandero, у Hyundai — Tucson, Santa Fe, а также обновления у многих других марок. Новинок будет достаточно», — прогнозирует Максимов. Кроме того, он полагает, что найдут своего покупателя недавно выпущенные АвтоВАЗом LADA Vesta SW и LADA Vesta SW Cross (последняя также может оказаться в списке бестселлеров).

Меняется поведение потребителей на вторичном рынке. Если рост этого рынка в 2016 году к 2015-му показал 6%, то в 2017-м к 2016-му — 2,1%. По словам представителя ГК, в 2017 году покупатель был больше настроен на покупку нового авто, более-менее наступила стабилизация.

«Мы приросли на 41 процент, так как открыли три дополнительные точки продаж. Да и рынок стал более цивилизованным, люди стараются покупать у официальных дилеров. История становится прозрачной, невозможны махинации, — сообщил вице-президент компании. — Мы проводим полную диагностику автомобилей перед их выкупом, осуществляем проверку реальности пробега и многое другое. Такой способ — это не решение вопроса, потому что есть много других способов проверить показатель. Покупателя отпугнуть легко, но вернуть обратно очень сложно». По его словам, продажи б/у автомобилей для компании — это и инструмент продажи новых авто: trade-in набирает обороты.

«Mercedes, не побоюсь этого слова, один из самых больших автосалонов в Европе. Предлагается отличный сервис, есть свой кинотеатр»Фото: «БИЗНЕС Online»

САМЫЕ ДОРОГИЕ И ЭКЗОТИЧЕСКИЕ АВТО

В ходе интернет-конференции была затронута и тема самого значимого, по оценке гостя, события для компании — открытия в августе 2017 года автосалона Mercedes на улице Московская. «Mercedes, не побоюсь этого слова, один из самых больших автосалонов в Европе. Предлагается отличный сервис, есть свой кинотеатр», — напомнил Максимов.

Впрочем, рекорды салон бьет не только по размерам. Был перевыполнен план, поставленный производителем. Гость редакции не уточнил, какой именно ставился план, но сообщил, что в салоне было продано 249 авто. И впервые за 20 лет Mercedes в Казани обогнал по продажам BMW. В салоне представлена вся линейка марки. Большим спросом пользуются внедорожники — GLC, GLS и GLE, а особенно GLE Coupe. Так, по Coupe, базовая комплектация которого стартует с 5,3 млн рублей, даже были трудности с удовлетворением спроса — возникла очередь.

Стоимость самого дорогого проданного Mercedes в салоне в прошлом году составила 19,5 млн рублей. Это G500 4x4 Crazy Color с увеличенным клиренсом — штучный заказ, который собирался четыре месяца. Интересно, что и самый дорогой в Европе S63 AMG, по словам Максимова, тоже был куплен в Казани — за 16 млн рублей.

А самым экзотическим авто представитель компании назвал болотоход на базе «Нивы» в камуфляжной раскраске за 1,3 млн рублей.

Большим спросом пользуются внедорожники – GLC, GLS и GLE, а особенно GLE Coupe Большим спросом пользуются внедорожники — GLC, GLS и GLE, а особенно GLE Coupe Фото: Harold Cunningham / Stringer / gettyimages.com

СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА — ПОЧТИ 50 ТЫСЯЧ

Во время беседы Максимов упомянул развитие корпоративной культуры группы, в которой выпускается даже собственный журнал.

«Средняя заработная плата сотрудников в 2016 году составляла 40 920 рублей, а в 2017-м — 49 653 рубля. При этом все не так, как думают люди: топы якобы получают много, а рядовые сотрудники — копейки. Например, самую высокую зарплату среди рядовых сотрудников в прошлом году получил менеджер отдела продаж в сентябре — 337 тысяч рублей, — сообщил собеседник. — В России говорят, что все ищут работу, а работодатели отмечают, что некому работать. Мы же постоянно ведем обучение сотрудников, у нас есть школа, где непрерывно идет обучение. У всех сотрудников есть график обучения. Работают как штатные бизнес-тренеры, так и привлеченные ведущие тренеры извне. Средний возраст сотрудников — 32 года. А все наши директора салонов — те, кто начинал рядовыми продавцами. В том числе об этом мы пишем и в нашем журнале, чтобы была наглядная мотивация».

В ходе интернет-конференции гость также рассказал об отношении компании к соцсетям (положительно), поддержке бездомных животных (не только проведение онлайн-марафона, но и оказание спонсорской помощи Казанскому зоопарку), планах группы на 2018 год и новых салонах, о том, почему ГК не открывает автосалоны за пределами Казани (спойлер: в столице еще не выработан весь потенциал), о влиянии на рынок ожидаемого повышения сборов на импортируемые авто, новом логотипе и многом другом.

Полную стенограмму читайте на сайте «БИЗНЕС Online» позднее.