«БИЗНЕС Online» продолжает рассказ о руководителях республики советского периода. Бурхан Хуснутдинович Мансуров после бурной работы агитатором, журналистом и даже военным стал первым руководителем главного представительного органа советской власти в АТССР – Центрального Исполнительного Комитета АТССР (ТатЦИКа).
«ЭТОТ ДЕНЬ ВОШЕЛ В ИСТОРИЮ»
«Придя к власти, большевики дали обещание народам России, что советская власть обеспечит „всем нациям, населяющим Россию, подлинное право на самоопределение“, – Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета Татарстана, доктор политических наук пишет о первых днях образования Татреспублики в статье „Становление народовластия“. – Принципы свободного самоопределения народов провозглашались в „Декларации прав народов России“, решениях III Всероссийского съезда Советов и документах партийных съездов. 27 мая 1920 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принял Декрет „Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике“. Подготовка I съезда Советов Татарии так же, как и образование ТАССР, осуществлялась Казанским губернским, а с августа 1920 года – Татарским областным комитетом, которые выполняли функции высшего партийного органа Татарии. 25 июня 1920 года губисполком передал полномочия власти Временному революционному комитету ТАССР. Этот день вошел в историю как день образования республики.
Первый съезд Советов ТАССР имел учредительный характер, он был призван образовать систему постоянно действующих высших органов республики. По предложению фракции РКП(б) съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет ТАССР в составе 59 человек, который в период между съездами Советов должен был выполнять функции высшего органа государственной власти республики. <...> Первый учредительный съезд Советов ТАССР имел в истории Татарии исключительное значение, реализовав право татарского народа на политическую автономию. Съезд избрал постоянный высший орган государственной власти – Центральный исполнительный комитет (ЦИК) и уполномочил его на осуществление высшей власти, определил основные направления деятельности Совнаркома и народных комиссариатов ТАССР, а также местных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
На первом пленарном заседании ЦИК Советов Татарстана был избран президиум из семи человек во главе с Бурханом Мансуровым, а также было образовано правительство Татреспублики – Совет народных комиссаров АТССР во главе с Саид-Галиевым».
Кого избрала молодая республика своим главным, пока еще не номинальным руководителем – главой местного органа советской власти? В те дни пора узурпации власти парторганами еще не наступила, декретом ВЦИК «Об автономной ТССР» от 27 мая 1920 года и статьями 11 и 56 Конституции РСФСР 1918 года высшей властью на территории Татарии являлся съезд Советов республики. Верховенство власти съезда Советов нашло отражение в положениях о Центральном Исполнительном Комитете ТАССР 1920 и 1924 годов. Кто же такой был Мансуров Бурхан Хуснутдинович, первый руководитель ТатЦИКа?
Татарская часть президиума ТатЦИК. Мансуров – второй справа
В ПОЛИТИКУ ОН ВОШЕЛ С «ПРОБУЖДЕНИЯ»
Родился Мансуров в 1889 году в деревне Старое Зеленое Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье сельского муллы. Вначале учился в медресе своего отца, а с 1900 года – в Астрахани. «Из дома ему не помогали, поэтому Бурхан в свободное от учебы время служил „мальчиком“ в торговом заведении, – читаем очерк Муниры Сайдашевой о первом советском руководителе республики в книге „Борцы за счастье народное“. – Впечатлительный, любознательный по природе, он с раннего возраста проявляет живой интерес к жизни, внимательно присматривается к тому, что происходит вокруг. Жестокость, обман и несправедливость купцов, бесправное положение приказчиков, богатство одних и бедность других рождают в нем много волнующих вопросов. Пытаясь разобраться во всем этом, он много читает. В эти же годы знакомится с передовой интеллигенцией Астрахани, посещает нелегальные собрания, втягивается в чтение революционной литературы.
Начало общественной деятельности Мансурова относится к 1905 году. Тогда он распространял листовки и прокламации среди татарских рабочих. Впоследствии он вспоминал, что годы первой революции как бы родили его заново, указали ему путь борьбы. В 1906 году 17-летний юноша вместе с друзьями выпускает подпольную газету „Уйгату“ („Пробуждение“), остро бичующую самодержавно-феодальные порядки. Это вызывает травлю и преследование со стороны духовенства и полиции. Оставив медресе, Мансуров едет в степные районы губернии и ведет революционную пропаганду среди казахов. Затем, избежав ареста, возвращается в родную деревню.
Хуснутдин мулла настороженно встретил приезд сына, одетого в европейский костюм. Вскоре начались споры. Бурхан покидает отчий дом и устраивается учителем во вновь открытую земскую школу в своей волости. Здесь знакомится с одним из руководителей Саратовского комитета РСДРП Михаилом Владимировичем Лосновым и получает задание вести пропагандистскую работу среди татарских крестьян. Мягкий, добродушный характер Бурхана располагал людей к откровенности. Крестьяне обращались к нему как к своему человеку, просили совета, делились мыслями. Мансуров по-своему разъяснял им причины тяжелого положения рабочих и крестьян, призывал их к сознательной, организованной борьбе против помещиков, снабжал прокламациями и листовками. В губернии в это время участились крестьянские выступления против помещиков.
Шел 1907 год. Начались жестокие репрессии. Друзья посоветовали Лоснову и Мансурову скрыться. Мансуров едет в Казань. Здесь он поступает в татарскую школу „Марджани“. Но учиться пришлось недолго: за агитационную работу среди учащихся его исключают. Тогда через своих знакомых он устраивается учителем в медресе в Новотатарской слободе.
К этому времени относится знакомство Бурхана Мансурова с большевиками Хусаином Ямашевым, Мингазом Коновым и другими. Они вовлекают его в пропагандистскую работу среди татарских рабочих заводов Утямышева, Крестовниковых, приказчиков и кустарей.
Его работа не могла остаться не замеченной полицией. Вскоре Бурхан был вынужден покинуть Казань. Вдвоем с товарищем они объездили уезды губернии в качестве плотников, распространяя идеи большевиков среди крестьян. Вернувшись в Казань под чужой фамилией, Мансуров поступает на работу в типографию татарской газеты.
Но работать становилось все труднее. Местная жандармерия и полиция пытались полностью ликвидировать социал-демократическую организацию, Казанский комитет РСДРП неоднократно подвергался разгрому. В 1908 году Мансуров уезжает в Астрахань, где сразу вступает в подпольную большевистскую организацию. В 1909 году устраивается работать в легальной газете «Идель». Через год за революционные статьи его исключают из состава сотрудников газеты. С этого времени до 1915 года Мансуров объезжает Астраханскую, Саратовскую, Петроградскую, Тобольскую губернии, Акмолинскую область (Акмолинская область – область в Северном Казахстане. Анклавом, окруженным территорией области, является столица Казахстана Астана, административно не входящая в область. Административный центр с 1999 года – город Кокшетау – прим. ред.), пополняет свои знания, учительствует. В 1915–1917 годах работает на строительстве Мурманской железной дороги в Архангельской губернии. Поэтому позже, заполняя анкету делегата областной конференции РКП(б) Татарской республики, на вопрос: «Какие местности России хорошо знаете?» – Мансуров ответил: «Астрахань, Казань, Саратов, Омск, Тобольск, Архангельск, Петербург и Москва»...
«РЕВОЛЮЦИЕЙ МОБИЛИЗОВАННЫЙ И ПРИЗВАННЫЙ»
Первые дни Февральской революции Бурхан встречает в Астрахани. Вместе с другими большевиками организует мусульманские рабочие комитеты. После Октябрьской революции Мансуров приезжает в Петроград, участвует в организации Центрального мусульманского комиссариата, возглавляет в нем отдел труда. В июне 1918 года на первом совещании коммунистов-мусульман избирается в состав Центрального комитета организации и ведет политико-просветительную работу среди татар.
Вскоре Мансуров становится редактором газеты «Коммунизм байрагы» («Знамя коммунизма»), выходящей в Москве, а затем редактором газет «Херрият» («Свобода») и «Кызыл Шималь» («Красный Север») в Петрограде. Одновременно он организует коммунистическую фракцию в Петроградском мусульманском комиссариате. В 1919 году по постановлению ЦК партии Мансуров переводится в Москву, где начинает редактировать центральный печатный орган Коммунистической организации народов Востока (КОНВ) газету «Эшче», одновременно является председателем секции коммунистов Востока при Московском комитете РКП(б) и заместителем председателя Центрального мусульманского комиссариата при Наркомнаце. Все эти годы он работал рядом с татарскими революционерами, такими как Мулланур Вахитов, Камиль Якубов, Мингаз Конов, Махмут Дулат Алиев. Когда белогвардейские части Юденича двинулись на Петроград, Мансуров по заданию Центрального бюро Коммунистической организации народов Востока прибыл сюда, чтобы стать во главе мусульманских организаций и татаро-башкирских частей.
В ноябре 1919 года он вновь в Москве, на этот раз – как делегат II съезда коммунистических организаций народов Востока. Съезд проходил с 22 ноября по 3 декабря. В первый день с докладом о текущем моменте выступил Ленин. Он сделал обзор положения на фронтах Гражданской войны, остановился на задачах, стоящих перед коммунистами и коммунистическими организациями восточных народов.
На этом съезде Мансуров был избран в состав Центрального бюро КОНВ при ЦК РКП(б) и стал работать заведующим издательским отделом. Здесь ему пригодилось знание казахского, арабского, турецкого языков. Вместе с Саид-Галиевым, председателем ЦБ КОНВ (Мирсаид Хайдаргалиевич Султан-Галиев (1892–1940), видный татарский революционер и политический деятель, репрессирован, расстрелян, реабилитирован посмертно в 1990 году – прим. ред.), Мансуров развернул кипучую деятельность по переводу марксистской литературы. За короткий срок на татарском, азербайджанском, персидском, казахском, узбекском языках были изданы биография Ленина и его работы «Государство и революция», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», а также книга Емельяна Ярославского «К. Маркс и Ф. Энгельс» (Емельян Михайлович Ярославский (Миней Израилевич Губельман, 1878–1943) – российский революционер, советский партийный деятель, идеолог и руководитель антирелигиозной политики в СССР – прим. ред.) и много других произведений.
«МИРНАЯ ЖИЗНЬ НЕ БУДЕТ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ СЕЙЧАС»
1920 год. Была образована Татарская советская республика, в которой советскую власть возглавил Мансуров. Газета «Известия ТатЦИКа» 29 сентября 1920 года по этому поводу писала: «Все его богатое революционное прошлое говорит за то, что красное пролетарское знамя, порученное ему представителями трудящихся Татарской социалистической республики, будет высоко развеваться над поднимающимся Востоком и будить, и звать угнетенные народы на борьбу с вековыми эксплуататорами».
ТатЦИК начал свою работу в период еще продолжавшейся Гражданской войны, острого продовольственного кризиса, ему предстояло перестроить органы государственного управления в молодой республике – и в центре, и на местах. Что представляла собой международная и российская жизнь того периода? Основную ее тему выразила газета «Известия ТатЦИКа» в набранной крупным шрифтом заголовке передовой статьи – «Быть начеку». Основная информация о событиях внутри страны – заключительные аккорды победы над Врангелем, восстановление разрушенного Гражданской войной народного хозяйства и надвигающийся на страну голод. Основной рефрен – мирная жизнь не будет легче, чем сейчас. Но как же выстроить политику так, чтобы поскорее выйти из тяжелейшего кризиса?
В организации только что подавленного мятежа в Кронштадте советское правительство обвинило страны Антанты. На самом же деле, «к началу 1920-х годов идея „все отнять и поделить“ все еще господствовала в умах лидеров большевиков как главный принцип внутренней социальной политики, – рассказывает о том времени корреспонденту „БИЗНЕС Online“ известный казанский историк Булат Султанбеков. – И чтобы понять и оценить всю опасность сложившейся ситуации, понадобились массовые выступления против политики военного коммунизма, как это было в Тамбовской, Казанской и ряде других губерний. Но самым опасным и резонансным из них было восстание весной 1921 года „альбатросов революции“, как их именовали публицисты, – кронштадтских моряков, считавшихся опорой нового строя. Они выступили под лозунгом „За Советы без партий“, имея в виду в первую очередь компартию. На его подавление, кроме войск, для укрепления их боевого духа после первого неудачного штурма крепости направили даже делегатов проходившего в это время партийного съезда. Кронштадтское восстание получило особый резонанс в стране и породило сомнения в эффективности проводимой политики даже у ряда членов ЦК. И тогда Ленин наконец-то отказался от догм военного коммунизма. И решительно, как он это умел делать и в других кризисных ситуациях, повернул страну на путь спасения от разрухи, а возможно, и распада. Этот путь получил в истории название „новая экономическая политика“ (НЭП). И если Троцкий предлагал новые подходы к экономике только в деревне, то Ленин распространил рыночные отношения и допущение частного капитала в более широком масштабе: они затрагивали и часть производств, и торговлю, правда, не касались тяжелой и оборонной промышленности, добычи полезных ископаемых и транспорта. Возникло даже новое квазисословие предпринимателей и торговцев, именуемое в народе нэпманами, ставших героями многих литературных произведений...»
НАСЕЛЕНИЕ ТАТРЕСПУБЛИКИ СОКРАТИЛОСЬ НА ПОЛМИЛЛИОНА
В период образования Татреспублики Мансуров в составе делегации, возглавляемой Саид-Галиевым, был на приеме у Ленина. Разговор шел об экономике, вопросах культуры и образования будущей республики. Впоследствии Мансуров вспоминал, что после его рассказа Владимир Ильич заметил: «Ого, вы хорошо работаете. Татария должна быть очагом культуры, она должна сыграть большую роль в интернациональном воспитании трудящихся татар и вовлечении их в строительство социализма».
Первые послереволюционные годы были трудными. В феврале 1920-го по Поволжью прокатилось восстание вилочников, жестоко подавленное властями. Сожженные в ходе кровопролитных боев и карательных акций селения, уничтоженный скот, осиротевшие семьи – все это усугубилось случившейся в 1921 году засухой и вызванным ею голодом. Население Татреспублики сократилось примерно на полмиллиона, а посевные площади – на 60%. Голод не имел бы столь катастрофических последствий, если бы не политика военного коммунизма и продразверстка, в ходе которой у крестьян отбирали весь хлеб подчистую.
К осени 1921 года в Татарстане голодали более двух миллионов человек. Мансуров принимал энергичные меры по спасению голодающих: договорился о помощи зерном из Белоруссии и других регионов РСФСР, организовал переезд людей в более благополучные районы страны (Среднюю Азию, Сибирь и другие), на бюджетные средства организовал общественное питание в столовых. Даже вступил в контакт с зарубежными организациями и добился существенной помощи от «Американской администрации помощи» («АРА»).
Мансуров ратовал за установление и развитие товарно-денежных отношений в экономике. Заботился о развитии национальной культуры и повышении статуса татарского языка, о выдвижении на руководящие должности национальных кадров. При этом он то и дело сталкивался с мелочными придирками и откровенным диктатом местных партийных органов. Такие деятели, как председатель Казанского губисполкома Ходоровский, секретарь губкома партии Гордеев и председатель губпрофсовета Догадов относились к Мансурову и другим выдвиженцам из татар с подозрительностью и недоверием, что приводило к острым конфликтам. В результате этих столкновений и жалоб в ЦК партии Мансурова в конце июня 1921 года сняли с выборной должности. Но не арестовали, как это стало «нормальным» в 30-х годах, а перевели в Москву, в аппарат ЦК – как бы на повышение. Затем его назначили главным редактором газеты «Игенчелэр» («Хлеборобы»), потом переводили в другие издания, постепенно понижая его статус.
Репрессий 1937 года Мансуров избежал, видимо, лишь потому, что к этому времени отошел от всех дел, тяжело болел и подолгу лежал в больницах. Органам НКВД было не до него – охотники за «вредителями», «врагами народа» и «шпионами» сосредоточились в первую очередь на действующих работниках. Почти всех соратников и коллег Мансурова по работе в ТатЦИКе арестовали и расстреляли.
В конце своей жизни 53-летний Мансуров работал на заготовке дров в Ведогущинском леспромхозе под Москвой, где и скончался в 1942 году.
Подготовил Михаил Бирин
Мансуров Бурхан Хуснутдинович – председатель президиума Татарского Центрального Исполнительного Комитета (ТатЦИК) в 1920–1921 годах.
Родился в 1889 году в деревне Старое Зеленое Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье сельского муллы.
1900–1906 – подсобный работник торговых рядов, Астрахань.
1906–1907 – участие в выпуске астраханской газеты «Уйгату» («Пробуждение»).
1907–1908 – учеба в татарской школе «Марджани», Казань.
1908–1909 – сотрудник астраханской газеты «Идель».
1909–1915 – учитель в Астраханской, Саратовской, Тобольской губерниях, Акмолинской области, в Петрограде.
1915–1917 – строитель Мурманской железной дороги.
1917–1918 – заведующий отделом труда Центрального мусульманского комиссариата, Петроград.
1918–1919 – редактор газеты «Коммунизм байрагы» («Знамя коммунизма»), Москва, «Херрият» («Свобода») и «Кызыл Шималь» («Красный Север»), Петроград.
1919–1920 – редактор центрального органа Коммунистической организации народов Востока (КОВН) «Эшче» («Рабочий»), председатель секции коммунистов Востока при Московском комитете РКП(б), заместитель председателя Центрального мусульманского комиссариата при Наркомнаце.
1920–1921 – председатель президиума Татарского Центрального Исполнительного Комитета (ТатЦИК).
1921–1934 – редактор газеты «Игенчелэр» («Хлеборобы»), член редколлегии журналов «Яшь эшче» («Молодой рабочий») и «Кечкенэ ипташлэр» («Юные товарищи»), Москва.
1934–1937 – ответственный редактор журнала «Сугышчан алласызлар» («Воинствующие безбожники»), Москва.
1937–1941 – инвалид труда.
1941–1942 – рабочий Ведогущинского леспромхоза по заготовке дров, Москва.
Скончался от болезней в 1942 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.