Турция прислала в Казань нового консула Ахмета Садыка Догана, который работает в столице РТ уже с 15 января. Ожидается, что консульская экзекватура из министерства иностранных дел РФ придет на дняхФото: president.tatarstan.ru

АНГЛИЙСКИЙ И РУССКИЙ, НО НЕ ТАТАРСКИЙ

В одном шаге от официального назначения генеральным консулом Татарстана сейчас находится Ахмет Садык Доган. Новый генконсул утвержден в должности турецкой стороной, но консульская экзекватура (документ, выдаваемый МИД страны пребывания, удостоверяющий признание консула правительством принимающей стороны) из министерства иностранных дел РФ еще не пришла, поэтому до завершительного этапа бюрократической процедуры Доган не может считаться лицом, официально вступившим в должность. Ожидается, что документ придет на днях, поскольку уже на 12 февраля у нового генконсула заранее назначена встреча с президентом РТ Рустамом Миннихановым. Впрочем, если по каким-то причинам экзекватура задержится, встреча может быть и перенесена.

В Татарстане Доган пока персона неизвестная. Судя по скромной биографической справке, он родился в 1974 году в турецком городе Испарте (Ыспарте). В 1985 году поступил в Анатолийский лицей в Испарте, а в 1992 году начал грызть гранит науки в Университете Мармара на отделении международных отношений факультета экономики и управления. Через пять лет закончил обучение в Турции и в 2010 году приступил к обучению в Лондонском колледже Биркбек с целью стать магистром уголовного права. Этот колледж входит в престижное объединение «Лондонский университет» наряду с такими известными вузами, как Королевский колледж Лондона и Лондонская школа экономики и политических наук, входит в список 150 лучших вузов мира по преподаванию права и психологии. Право будущий генконсул Турции в РТ изучал в академическом центре Лондона, расположенном в окружении легендарных музеев и галерей и неподалеку от основных деловых и правительственных кварталов.

Доган также участвовал в семинарах центра российских исследований Билькентского университета, в образовательных программах для иностранных дипломатов Дипломатической академии министерства иностранных дел РФ. Владеет английским и русским языками, однако, по данным нашего издания, татарский язык ему не мешало бы подтянуть до уровня Турхана Дильмача.

... Проблемы, существовавшие между Россией и Турцией, уходят в историю, и отношения между двумя странами постепенно налаживаются
Фото: «БИЗНЕС Online»

Дипломатическую карьеру в министерстве иностранных дел Турции он начал строить 1997 году в возрасте 23 лет с должности референт-атташе в департаменте балканских стран. Два года (1998–1999) провел в армии. После получения военного опыта вернулся к прежней должности, а в 2000 году променял ландшафт Балканского полуострова на казахскую степь, заняв пост третьего секретаря посольства Турции в Алма-Ате. Уже в 2003 году появился в посольстве Турции в Киеве в статусе второго секретаря. К концу 2008 года уже занимал пост первого секретаря департамента по консульским вопросам. С 2008 года Доган — в Лондоне в должности первого секретаря, советника посольства Турции. В 2012 году в очередной раз переехал — на этот раз в США начальником отдела департамента Америки, а в 2014 году отправился в Болгарию в статусе первого советника посольства Турции в Софии.

В посольстве Турции в Казани корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что Доган работает генеральным консулом Турции в Казани с 15 января.

ЛАЙК «СТАРОЙ КАЗАНИ» И ЭКСКУРСИЯ ПО КРЕМЛЮ

Супруга у Ахмета Садыка Догана русская, у них двое детей. Мария числится аспирантом Университета Хаджеттепе в Анкаре. Судя по аккаунту в «Фейсбуке», она уже заинтересовалась столицей РТ. В частности, она подписана на группу «Казань. Я люблю этот город» и «Другая Казань / Городской гид». Также Мария оставила отметку «мне нравится» в группе «Старая Казань».

Сам Доган сменил фотографию на своем аккаунте в «Фейсбуке» 1 февраля, разместив снимок из Казанского кремля с видом на здание галереи «Хазинэ», из-под крыши которого выбиваются минареты мечети «Кул Шариф», и все это на фоне заходящего зимнего солнца. За два дня до этого он разместил фотографию с детьми: сыном и дочерью.

«ВАЖНО, ЧТОБЫ НОВЫЙ КОНСУЛ ЗНАЛ НЕ ТОЛЬКО КАЗАНЬ, НО И ВЫЕЗЖАЛ В МУНИЦИПАЛИТЕТЫ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», пока находятся в неведении относительно того, какой человек сейчас будет лицом Турции в Казани. По мнению доцента кафедры востоковедения, африканистики и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Азата Ахунова, Доган — человек непубличный, а его жизнь, интересы и биография связаны с Болгарией, где он раньше работал. «На мой взгляд, человек он более закрытый по сравнению с предыдущим консулом, — заметил собеседник издания. — Время покажет. Будем надеяться, что он продолжит начатое Турханом Дильмачем. Предыдущий консул, пожалуй, был лучшим для Татарстана на протяжении всей истории консульства — как в плане культуры, так и научных связей, экономики. Для самого человека в определенной мере это стресс — оказаться в глубине России. Думаю, со временем все уладится, он полюбит Казань, как и его предшественники».

Ахунов подчеркнул, что проблемы, существовавшие между Россией и Турцией, уходят в историю и отношения между двумя странами постепенно налаживаются. По его мнению, двум государствам следует в первую очередь укреплять экономические связи, стоит задуматься о привлечении инвестиций в Россию и Татарстан. «Это тем более важно, учитывая, что Турция не участвует в санкционной борьбе, — добавил ученый. — Другое дело, что в России кризис продолжается, поэтому не так просто найти средства на проекты. С турецкой стороны, думаю, предложений всегда много. Им интересна Россия, Татарстан как регион, который приносит быструю окупаемость. Турецкий рынок перенасыщен, надо инвестировать свободные деньги. Думаю, в ОЭЗ „Алабуга“ будут развиваться проекты, турки там уже неплохо работают. Возможно, что-то связанное с деревообработкой или производством стекла. В сфере легкой промышленности тяжело чего-то ожидать, поскольку такие предприятия находятся в самой Турции и не выносятся за пределы государства. Возможно, детали для автомобилей, пластиковые изделия, все взаимосвязанное с нефтехимической промышленностью».

Собеседник издания добавил, что, если судить по Институту международных отношений, контакты между Турцией и Татарстаном продолжаются. «Думаю, развитие в культурной сфере также будет складываться, почва все-таки наработанная, и у властей, и у населения нормальное отношение, — заметил Ахунов. — Поэтому желаю Ахмету Садыку Догану успехов на новом поприще!»

Линар Якупов напомнил о том, что Турция — один из крупнейших партнеров Татарстана, инвестиции страны в республику составили почти $1 миллиардФото: «БИЗНЕС Online»

Советник премьер-министра РТ по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами Линар Якупов напомнил о том, что Турция — один из крупнейших партнеров Татарстана, инвестиции страны в республику составили почти $1 миллиард. «Нужен правильный диалог с точки зрения бизнес-интересов нашей республики с возможностью представления инвестиционных площадок, — заметил Якупов. — В основном знают „Алабугу“, но есть большой слой среднего турецкого бизнеса, который мог бы прийти в индустриальные парки муниципального уровня. Поэтому важно, чтобы новый консул знал не только Казань и крупные объекты, но и выезжал в муниципалитеты, где мог бы присутствовать турецкий бизнес».

«До сих пор многие люди отправляют детей учиться в Турцию, это неплохой вариант. Турция себя активно продвигает как страна медицинского туризма. Качество — как в Германии и США, но цены ниже, поэтому они привлекают большое количество российских пациентов. Работы много, но нужна взаимосвязь с министерствами, бизнесом, людьми культуры и образования. Новым консулам все сложнее, потому что планка, которую задали, очень высока. Держать ее нужно достойно», — заключил собеседник издания.

Турхан Дильмач Сейчас Турхан-бей Дильмач уже приступил к работе в МИД Турции в Анкаре, в департаменте, отвечающем за отношения с Россией Фото: «БИЗНЕС Online»

ДРУГ «АЛАБУГИ» И ПОКЛОННИК ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

Напомним, предшественник Догана, 42-летний Дильмач, проработал генеральным консулом Турции в Татарстане 3,5 года — с сентября 2014-го — и успел завоевать большой авторитет среди местных политиков и турецких инвесторов. Он пришел в МИД Турции с 2000 года, а до приезда в Казань работал в посольствах Бишкека, Афин, Москвы. Из двух вариантов — возглавить консульство в Санкт-Петербурге или в Казани — Дильмач выбрал столицу РТ. Едва прибыв в Татарстан, первым делом он стал наводить мосты с руководством ОЭЗ «Алабуга», где расположился турецкий производитель древесных плит Kastamonu Entegre, и самими инвесторами. Впрочем, у консула оказалось много дел и помимо «Алабуги»: турки активно работают и в Набережных Челнах («дочки» «Кастамону» — «Компас Инжинринг» и «Санрайс Капитал» — строят жилые комплексы в центре Набережных Челнов), и в Нижнекамске, и в самой Казани. За последние годы Дильмач, по его собственному признанию, успел посетить практически все районы республики.

Непростым выдался для него 2016 год, когда Россия и Турция вступила в политическое и промышленное противостояние, а в стране было введено эмбарго турецких товаров. В то же время в КФУ были приостановлены и курсы турецкого языка. «После того сложного периода мы уже успели восстановить деловые отношения. Самыми сложными для нас оказались пресловутые помидоры и отношения с КФУ...» — признавался консул.

Подводя итоги работы, Дильмач остался весьма доволен тем, как продвинулась работа турецких инвесторов в республике. В ОЭЗ «Алабуга» промышленные инвесторы неплохо развернулись и, по словам консула, весьма довольны выбором площадки. Неплохо себя чувствуют и турецкие строители. В 2016 году турецкие специалисты закончили строительство нефтеперерабатывающего завода в Нижнекамске. Другая компания совместно с Siemens выиграла тендер на строительство завода по переработке природного газа. Турецкая компания ENKA строила центральный офис ТАИФа, другая — «Полимекс» — реконструирует Шамовскую больницу. У турок есть и проект крупного торгового центра в Казани. За время работы Дильмача вырос и товарооборот: если на 2014 год объем товарооборота Татарстана с Турцией составлял $1 млрд, то на 2016-й — уже $3,5 миллиарда.

Судя по его собственным рассказам, Дильмач очень подружился с политическим руководством Татарстана. «У вас красивая республика. И во время недавней встречи с президентом Татарстана и мэром Казани я подарил им альбом из своих фотографий, которые снял здесь во время работы. Буду надеяться, что и господину Шаймиеву подарю этот альбом. И есть такая мысль, чтобы организовать фотовыставку с видами Татарстана в министерстве иностранных дел Турции в Анкаре», — рассказывал он в интервью «БИЗНЕС Online». Отличительная особенность прежнего консула — он приехал в Татарстан, уже неплохо владея татарским языком, поскольку в Москве заблаговременно пользовался услугами репетитора. И в РТ Дильмач общался с первыми лицами на татарском языке. «Больше всего меня удивило, что многие татары не говорят на родном языке», — отмечал он.

По нашей информации, сейчас Турхан-бей Дильмач уже приступил к работе в МИД Турции в Анкаре, в департаменте, отвечающем за отношения с Россией: он назначен начальником отдела, курирующего отношения Турции с РФ и Республикой Беларусь.