Сегодня инвестиционный совет при президенте РТ поддержал проект создания корпоративного музея КАМАЗа в Набережных Челнах, который построят к юбилею в 2019 году. По предварительным расчетам автогиганта, новый культурно-исторический центр футуристического вида будет стоит не меньше 500 млн рублей. К слову, по аналогичному поводу в 2016 году АвтоВАЗ умудрился выбить у Дмитрия Медведева программу на 50 млрд рублей. Чем ответит Сергей Когогин?
Нынешний проект музея КАМАЗа включает не только строительство здания, но и благоустройство территории на площади 5 тыс. кв. метров / Фото: пресс-служба ПАО «КАМАЗ»
«МУЗЕЙ НЕ В КЛАССИЧЕСКОМ ПОНИМАНИИ СЛОВА»
Сегодня в рамках инвестиционного совета при президенте РТ камский автогигант презентовал проект культурно-исторического центра (КИЦ) ПАО «КАМАЗ», который планируется построить к 50-летию завода. Юбилей будет отмечаться в конце 2019 года, а пока корпоративный директор КАМАЗа Жанна Халиуллина показала предварительные эскизы и параметры строительства КИЦ, главным объектом которого станет музей автогиганта площадью 6 тыс. кв. метров. Кроме музея проект КИЦ включает в себя сквер имени Льва Васильева — гендиректора КАМАЗа в 1969–1981 годах. И то и другое разместится рядом с гендирекцией КАМАЗа на территории 5 тыс. кв. м, из которых пятно застройки займет 2,5–3 тыс. кв. метров.
По словам руководителя пресс-службы компании Олега Афанасьева, первые два этажа из трех планируется построить в виде атриума, на третьем же расположатся переговорные комнаты и офисные помещения. В вестибюле первого этажа разместится экспозиция автомобилей, киноэкраны, на втором — объекты под рабочими названиями «Мини-полигон», «Песочница», «Уголок профессий» (здесь можно будет получить представление об условиях работы и профессиональных функциях разных специалистов завода), «5D-аттракционы», «Интерактивная кабина». В подвальном помещении устроят фондохранилище и гардероб.
Корпоративный директор КАМАЗа Жанна Халиуллина показала предварительные эскизы и параметры строительства КИЦ, главным объектом которого станет музей автогиганта площадью 6 тыс. кв. метров
«Мы видим музей не в классическом понимании этого слова, когда экспозиция состоит только из исторических артефактов, — пояснил „БИЗНЕС Online“ Афанасьев. — Он будет иметь футуристический облик и вместит в себя как историческую часть, так и современную — актуальные разработки КАМАЗа и даже перспективные. Историческая часть подразумевает не выставку автомобилей — она будет отражать этапы строительства города, историю людей, какие-то личные вещи легендарных руководителей. Одним словом, она посвящена подвигу народа. Также в музее мы планируем принимать делегации и обучать наших партнеров и дилеров. Мы рассчитываем, что экспозиция будет интересна горожанам, в первую очередь молодежи, потому что в музее будет и интерактивная часть — движущиеся макеты кабин, 5D-аттракцион».
На каждом заводе КАМАЗа есть свои собственные музеи. Новый культурный центр призван объединить все экспозиции в единое целое / Фото: пресс-служба ПАО «КАМАЗ»
ПЕРЕПЛЮНЕТ ЛИ КАМАЗ АВТОВАЗ?
Ныне существующий музей автогиганта был создан в 1981 году и располагался в ДК «КАМАЗ» на площади около 300 кв. метров. Часть экспозиции составляла выставка машиностроительной отрасли с образцами новой техники и новинками производства. В лучшие годы посещаемость доходила до 40 тыс. человек в год. В последующие годы музей несколько раз менял дислокацию, после чего «осел» в фойе завода двигателей. Здесь расположилась мини-экспозиция, где выставлены наиболее значимые экспонаты, основная же часть находится в архиве и в фонде. Количество посетителей сократилось до 1 тыс. человек в год — в основном это школьники, студенты и делегаты. Кроме того, на каждом заводе КАМАЗа есть свои собственные музеи. Новый культурный центр призван объединить все экспозиции в единое целое.
Ныне существующий музей автогиганта был создан в 1981 году и располагался в ДК «КАМАЗ» на площади около 300 кв. метров
Стоимость проекта, по предварительным прикидкам, оценивается в 500 млн рублей, однако эта цифра не окончательная, поскольку готового проекта пока нет. На совещании у Минниханова представлены лишь предварительные эскизы, которые войдут в техзадание. Проектировщика же планируется определить на тендере, причем не исключено, что в процессе проектирования сумма увеличится.
Судя по всему, КАМАЗ намерен отпраздновать юбилей достаточно широко и, более того, использовать его как повод для получения дополнительной господдержки. Тем более перед глазами пример соседей. В сентябре 2016 года в связи с аналогичным юбилеем АвтоВАЗа председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал целую программу развития города Тольятти, предусматривающую выделение около 49 млрд рублей в течение четырех лет из федерального и регионального бюджетов. Правда, фактически за полтора года не получено и одного миллиарда, но КАМАЗ наверняка был бы рад любому подарку.
«ВЫСТАВОЧНЫЙ ЦЕНТР НУЖЕН БЫЛ НЕ ЛИЧНО МНЕ, А ГОРОДУ»
В связи с музеем есть и еще одна интрига — земельная. Основная площадь будущего строительства сейчас занята парковками и лужайками перед зданием дирекции. К ней КАМАЗ планирует добавить муниципальный участок перед выставочным центром «Экспо-Кама». Это та самая земля, на которой предыдущий арендатор, хозяин «Экспо-Камы» Сергей Яковлев, надеялся расширить свою площадку, но потерял ее из-за неосвоения в срок. В ноябре 2015 года депутат Яковлев распространил в СМИ открытое письмо на имя мэра города Наиля Магдеева, в котором пожаловался, что ему не выдают разрешение на строительство нового выставочного центра, не продлевают договор аренды на земельный участок под ним и блокируют объединение трех арендуемых земельных участков в один. Позже ситуация получила неожиданное развитие: Яковлев обратился в прокуратуру РТ с жалобой, что его выставочный центр и земельный участок отбирают не просто так, а для передачи другому инвестору — учредителю ГК «ЕвроГрупп», владельцу промпарка «Челны» Алексею Миронову. В письме прокурору РТ Илдусу Нафикову хозяин «Экспо-Камы» описал почти детективный сюжет: по его подозрениям, Миронов в рейдерском стиле намерен захватить бизнес Яковлева, для чего создал подставную фирму, а его сговор с администрацией привел к угрозам в адрес Яковлева чуть ли не со стороны вице-мэра Флеры Андреевой. Собственно, именно этот конфликт и привел к тому, что рядовой депутат челнинского горсовета от «Единой России» вдруг превратился в главного оппозиционера автограда. И вот теперь, получается, наружу вышел истинный интересант.
Хозяин «Экспо-Камы» Сергей Яковлев надеялся расширить свою площадку, но потерял ее из-за неосвоения в срок
Информация о том, что земля, которая некогда предназначалась под строительство выставочного центра ООО «Экспо-Кама», скорее всего, будет отдана под музей ПАО «КАМАЗ», впервые просочилась в сентябре прошлого года. Тогда начальник правового управления исполкома Ленар Ахметзянов сообщил, что в адрес администрации города поступило обращение от КАМАЗа о предоставлении земельного участка под строительство музея. Придерживаясь правил Земельного кодекса, власти выставили земельный участок на торги. Однако позже аукцион отменили. Не исключено, что по результатам инвестсовета землю автогиганту и вовсе отдадут без торгов — по указу президента РТ как социально значимому проекту.
Комментируя завершение споров за землю корреспонденту «БИЗНЕС Online», Яковлев был краток. «Этот выставочный центр нужен был не лично мне, он нужен был городу. Если оказалось, городу он не нужен, значит, там будет музей», — сказал он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.