. Российские зрители с особым трепетом ждут, когда начнутся соревнования фигуристок-одиночниц. На лед выйдут Евгения Медведева и Алина Загитова (на фото) Фото: Maddie Meyer / Staff / gettyimages.com

«В СТАНОВЛЕНИИ ХАРАКТЕРА АЛИНЫ ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ ЕЕ МАМА»

– Наталья Алексеевна, когда Алина пришла в группу, у нее уже были какие-то навыки, полученные в Альметьевске?

 Поначалу, после возвращения в Ижевск, Алина занималась не у меня, а у других тренеров, а потом ее перевели ко мне. Поначалу у меня с ней была похожая история, как описала первоначальные взаимоотношения с Алиной в одном из своих интервью Этери Тутберидзе. Не могу сказать, что Алина очень серьезно была настроена на занятия, но постепенно, с помощью родителей, которые приучали ее к серьезным тренировкам, у нее проснулся интерес, тогда я и взяла ее к себе в группу.

– В каком году это было?

 К сожалению, не могу вспомнить год, когда это произошло. Алина пришла ко мне с определенными умениями, но прыгать еще не умела. Зато у нее чувствовались красивые линии, она хорошо сложена, тонкокостная, худенькая, очень симпатичная была девочка, которая выросла в красивую девушку. Помимо этого она выделялась артистизмом, чувствовались хорошие хореографические данные. Характер проявлялся постепенно, но в ее становлении очень большую роль сыграла мама – Лейсан, добивавшаяся того, чтобы Алина как можно более ответственно тренировалась, заставляя ее работать. Когда у девочки что-то не получалось или не возникало желания что-то сделать, то хватало разговора с мамой, чтобы вернуться к проблеме и решить ее.

– А кто был в вашей группе лидером?

– Первоначально все равнялись на успехи Натальи Огорельцевой, которая была очень способной, трудолюбивой и упорной, добилась первых успехов, еще катаясь в Ижевске, когда она выиграла первенство России среди детей младшего возраста. Если сравнивать этих девочек по одаренности, то у Натальи она сразу была видна, а Алина развивалась постепенно. Помимо способностей, я отмечу, что, по-видимому, в развитии Алины хорошую службу сослужили папины гены, профессионального спортсмена, поскольку девочка, постепенно окрепнув, стала очень выносливой, что позволяет ей катать очень сложную программу. Все прыжки у нее находятся во второй части программы, поскольку Алина не чувствует усталости (первый свой прыжок в олимпийской произвольной программе Алина совершает после 2,10 (!) минуты с начала проката – прим. ред.).

Глейхенгауз, Загитова и Тутберидзе после проката Загитовой в командных соревнованиях Глейхенгауз, Загитова и Тутберидзе (слева направо) Фото: Richard Heathcote / Staff / gettyimages.com

«ЭЛЕМЕНТЫ ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ УВЕЛИЧИВАЮТ ОЦЕНКУ ПРОЦЕНТОВ НА 10»

– Я обратил внимание, что похожим образом собрана произвольная программа Алены Косторной, еще одной нынешней звездочки из группы Тутберидзе. Может, это своеобразная фишка учениц Этери Георгиевны?

– Первой, на которой начали опробовать этот опыт насыщения прыжками второй части программы, стала Алина. Поначалу она признавалась, что с большим трудом выдерживает это, но достаточно быстро освоилась и стала катать все элементы во второй части программы. Это дает прибавку в оценках, увеличивая элемент процентов на 10 от его базовой стоимости. Думаю, что Этери Георгиевна давно думала об этой возможности получить прибавку в баллах в выступлениях девочек, когда еще не накрывают проблемы переходного периода, подобное дается легче, чем взрослым девушкам. Понятно, что тут еще необходимо скомпоновать программу, чтобы она хорошо смотрелась с эстетической точки зрения, чтобы не получалось, что на старте девочка только катается, а потом только прыгает – и все. В этом отношении мне очень нравится нынешняя произвольная Алины, когда у нее все идет по нарастающей – и темп музыки, и сложность катания. Насколько я знаю, эту программу Алина ставила со вторым тренером Тутберидзе – Даниилом Глейхенгаузом.

– Кстати, да, зачастую, отмечая работу Тутберидзе, мы забываем упомянуть Сергея Дудакова и того же Глейхенгауза, которого часто можно видеть выводящим  девочек на соревнования, в частности на Кубке России.

– Да, у Тутберидзе действительно работает целый коллектив, когда она сама была занята с Дудаковым на соревнованиях Евгении Медведевой, других старших девочек и юношей, именно Глейхенгауз выводил юниорок на соревнования их уровня, и стоит отметить, что у него очень хороший контакт с подопечными. Конкретно Алина установила с ним хорошие отношения. Заметно, что он очень положительно влияет на ее работу, настраивает на выступления. 

– Возвращаясь назад, хотел бы заметить, что какое-то время все ваши лучшие ученицы уезжали в Питер: Огорельцева и Алиса Лозко в группу к Татьяне Мишиной, Диана Шамсутдинова – к Галине Кашиной. Как случилось, что Загитова выбрала другой город, другую группу, не пошла по проторенной дорожке?

– Почему именно так случилось, я не знаю. Помню, что после Олимпиады в Сочи, Алина с мамой были в Москве и попробовали обратиться к Этери Георгиевне, которая знала их по соревнованиям. Авторитет Тутберидзе, которая вырастила Юлию Липницкую до звания олимпийской чемпионки, тогда значительно вырос. Кстати, уже по стопам Алины к Тутберидзе перешла еще одна моя ученица Наталья Хабибуллина. Сейчас, получается, что все старшие ученики из группы, которую долгое время готовили, разъехались, и мы работаем с новым набором малышек. 

«ЕСЛИ АЛИНА КАТАЕТСЯ, ОСТАНАВЛИВАЮ ТРЕНИРОВКУ, ВКЛЮЧАЮ ПЛАНШЕТ И УСТРАИВАЮ МАСТЕР-КЛАСС» 

– А вы, будучи заняты и тренерской работой, и судейством, можете позволить себе наблюдать за соревнованиями бывших учениц?

– Да, конечно. Не могу сказать, что я всегда смотрю в прямом эфире, особенно когда американские этапы Гран-при проводятся тогда, когда у нас поздняя ночь, но остальные смотрю. Более того, если прокат приходится на время проведения тренировки, то я ее останавливаю, мы включаем планшет и смотрим вместе с ученицами, проводя, что называется, своеобразный мастер-класс.  

– Тогда задам вопрос, который беспокоил любителей фигурного катания: почему у Алины долгое время не получалась короткая программа, где она ошибалась и на двух этапах Гран-при и на финале?

– Это было непонятно и для меня, поскольку по ее тренировкам я знаю, что она хорошо исполняет этот каскад прыжков лутц-ритбергер. Мы сейчас выезжали на чемпионат России в Санкт-Петербурге, где наблюдали и тренировки и соревнования и не видели проблем с исполнением каскада. Возможно, проблемы скрывались на уровне психологии, и, слава богу, это удалось преодолеть, поскольку на чемпионате Европы Алина чисто исполнила этот каскад.

– Секрет успехов учениц Тутберидзе в сильном взлете оценок их выступлений, после начала работы в группе Этери Георгиевны. И Загитова, и Косторная начинали получать очень много по сравнению с предыдущими годами. За счет чего?

– Ответ банален: за счет большой работы в одной из сильнейших групп страны. Тут кроется и второй ответ: в огромной конкуренции, ведь для попадания в группу необходимо изначально быть лучше многих конкуренток. Ну и сам по себе рост оценок связан с тем, что девочки растут, развиваются, и судьи видят это их развитие, обучение элементам. Те, кто максимально реализует свой потенциал, получает высокие оценки.

Алина Загитова с родителямиФото из личного архива семьи Загитовых

«СЕЙЧАС У НАС ОБОСТРИЛИСЬ ПРОБЛЕМЫ С ФИНАНСИРОВАНИЕМ»

– Про свердловскую, пермскую, кировскую школы фигурного катания можно говорить долго, а вот Ижевск в плане развития этого вида спорта никогда особо не отличался. Слушая же вас, понимаешь, что уже пять человек были замечены лучшими тренерами страны из Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, все девочки.

– Увы, отмечу, что у нас никогда не было особых условий для развития фигурного катания, а в последнее время еще и обострились проблемы с финансированием. Например, я знаю, что у вас в Казани и коньки выдают, и костюмы шьют, а у нас все лежит на плечах родителей. Причем сейчас на эти плечи могут лечь еще и финансирование поездок, поскольку командировочных на соревнования не выдают.

Не было у нас своего судейского корпуса, а это очень важно в фигурном катании как субъективном виде спорта. В том числе и из-за этого я освоила судейскую профессию, работая на зональных соревнованиях в одиночном катании. Не совсем люблю этим заниматься, но это происходит вынужденно.

А в том плане, что у нас проявляют себя девочки, существует объяснение, что мальчиков на лед ставят прежде всего для того, чтобы попробовать вырастить хоккеиста, поскольку школа местной «Ижстали» достаточно известная. Хотя и у нас проявил себя один мальчик Артур Биктимиров, который также уехал в Москву, где перешел в танцы. Надеюсь, что и он со временем проявит себя.

– Есть еще и 10-летняя Сабина Загитова, от которой тоже можно ожидать прогресса.

– Пока рано об этой говорить, хотя все те положительные оценки, которые я высказала в отношении Алины, могу сказать и о ее младшей сестре. Тонкая кость, внешние данные у Сабины такие же, как и у Алины, а это играет очень важное значение в фигурном катании. Но также важна здесь устремленность родителей. Если сумеет ее мама вложить столько же сил в воспитание чемпионского характера и всего необходимого для роста спортсменки, то будет результат. Но я представляю, как Лейсан тяжело. Все эти соревнования, на которые она ездит за дочками, все эти переживания, которые связаны с их выступлениями... Алина сейчас вышла совершенно на другой уровень, а тут подкрадывается проблема полового созревания, необходимость держать себя в рабочем весе, все это требует поддержки со стороны. Вспоминаю Наташу Огорельцеву – как уж она была талантлива, но не смогла справиться с проблемами переходного возраста. Она у меня первой начала прыгать в каскаде два ритбергера. Это прыжок, который я сама очень люблю, и у воспитанниц нашей школы он получается очень хорошо, и в программе Алины он сейчас очень выигрышно смотрится.

– Кого вы видите в роли главных конкурентов в борьбе за личное «золото» на Олимпиаде?

– Может быть, представительницы канадской, американской, японской школ смогут вмешаться в борьбу за медали, но за «золото» вся борьба развернется между Алиной и Евгений Медведевой, это очевидно для меня. У Медведевой очень сильный характер, и очень жаль, что в этом сезоне ее подстерегли травмы.  Но конкретно в день розыгрыша медалей на первый план выйдет тот, кто лучше справится со своими нервами и у кого будет лучше состояние здоровья.