885 тысяч дел и различных материалов рассмотрели судьи Татарстана за прошлый год. Об этом рассказал сегодня в ходе ежегодного совещания председателей и заместителей районных и городских судов республики председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов 885 тыс. дел и различных материалов рассмотрели судьи Татарстана за прошлый год. Об этом рассказал сегодня в ходе ежегодного совещания председателей и заместителей районных и городских судов РТ Ильгиз Гилазов Фото: Ирина Ерохина

ИТОГИ 2017 ГОДА: СЛЕДОВАТЕЛИ НА 15% РЕЖЕ ПРОСЯТ АРЕСТ, СУДЫ 72 РАЗА ВЫНОСИЛИ ОПРАВДАТЕЛЬНЫЕ ПРИГОВОРЫ

885 тыс. дел и различных материалов рассмотрели судьи Татарстана за прошлый год. Об этом рассказал сегодня в ходе ежегодного совещания председателей и заместителей районных и городских судов республики председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов. Совещание проходило в соседнем от ВС министерстве культуры республики. В президиуме наряду с Гилазовым были президент Татарстана Рустам Минниханов, председатель Конституционного суда республики Фархат Хуснутдинов, глава аппарата президента Асгат Сафаров и главный федеральный инспектор Ренат Тимерзянов. В первых рядах легко было узнать глав силовых ведомств республики — министра внутренних дел Артема Хохорина и прокурора Татарстана Илдуса Нафикова.

Первым к трибуне подошел Гилазов, доклад которого занял 25 минут и затронул фактически все сферы судебного делопроизводства. Он начал свое выступление с проблемы загруженности сотрудников Фемиды. В среднем районный судья рассматривает 70 дел в месяц, Верховного — 31, у мировых судей нагрузка значительно выше — 276 дел в месяц. В целом Гилазов отметил увеличение нагрузки по гражданским делам, число которых увеличилось на 2%. Уголовных дел, наоборот, стало меньше на 4%.

Пожалуй, именно на уголовном судопроизводстве Гилазов и сделал основной акцент. За год в первой инстанции рассмотрено около 21 тыс. дел. И тут же он отметил приятную тенденцию: на 15% снизилось число ходатайств следствия о заключении подозреваемого под стражу. Правда, все равно 9 из 10 ходатайств следствия суд удовлетворяет, как правило, отправляя фигуранта в камеру следственного изолятора. Говоря о предварительном следствии, Гилазов отметил, что за год возвращено в прокуратуру 160 дел — скачок на 10%. Всего за 12 месяцев к уголовной ответственности привлечено 16 тыс. 693 человека.

«Как и в предыдущие годы, 67 процентов преступлений совершено лицами без постоянного источника дохода, —  прокомментировал Гилазов и констатировал еще один печальный факт. — Каждое третье преступление совершалось в состоянии алкогольного опьянения».


Оправдали суды республики за год 72 человека. Чем объясняется такая низкая цифра? Во-первых, почти 68% дел в Татарстане рассматривается в особом порядке, когда фигурант заключает соглашение со следствием. В этом случае он сразу признает вину, процесс проходит в два-три заседания без допроса свидетелей. А обвиняемый не может получить наказание выше двух третей от максимального срока. Во-вторых, в отношении 29% фигурантов делá и вовсе прекращаются.

«Аналитические данные свидетельствуют о том, что основную группу в общем количестве осужденных лиц составляют приговоренные к условным мерам наказания — это 30 процентов от общего числа осужденных, — огласил статистику Гилазов. — Наказание в виде реального лишения свободы было постановлено в отношении 28 процентов осужденных».

Из положительных аспектов — за год не вынесено ни одного пожизненного приговора. Что касается характера преступлений, то большую часть из них председатель ВС РТ охарактеризовал как корыстные. Число мошенничеств возросло на 15%, на 15% выросло количество изнасилований, на одну десятую — экономические преступления и дела, связанные с наркотиками. К слову, число дел за ложные сообщения о террористических актах увеличилось на четверть. Вдвое выросло количество экологических преступлений.

Наоборот, уменьшилось число дел по хулиганству и бандитизму — на 19 и 17% соответственно. На одну десятую упало число разбоев и преступлений экстремистской направленности. Отдельно сказал Гилазов о коррупционных преступлениях. Число пойманных и осужденных за взятки, по данным председателя Верховного суда, значительно упало: давали взятки в 5 раз реже, а получали — в 7 раз.

«Всего за преступления коррупционной направленности в 2017 году осуждено 67 должностных лиц, снижение составило 50 процентов», — констатировал он.

Именно на уголовном судопроизводстве Гилазов и сделал основной акцент. За год в первой инстанции рассмотрено около 21 тысячи дел В первых рядах легко было узнать глав силовых ведомств республики — министра внутренних дел Артема Хохорина и прокурора Татарстана Илдуса Нафикова Фото: Ирина Ерохина

«ГРАЖДАНЕ ВСЕ ЧАЩЕ ВЫБИРАЮТ СУД КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ»

Следующий блок выступления Гилазова касался гражданского права. «Граждане все чаще выбирают суд как способ защиты своих нарушенных прав и интересов, они верят, что с помощью суда можно отстоять свои права. При этом доступ гражданина или организации к правосудию начинается с момента принятия соответствующего заявления к производству суда.

Вместе с тем не все судьи понимают важность данного фактора и по формальным основаниям преграждают и ограничивают доступ к правосудию, что влечет за собой обоснованные нарекания и обжалование соответствующих судебных определений», — сказал он.

Гилазов отметил рост числа гражданских дел, прежде всего связанных с наследством (рост на 126%), договорами аренды имущества (на 48%). Но в лидерах все те же иски — о взыскании средств по договору займа, платы за жилплощадь и те, что касаются семейных взаимоотношений. Гилазов пожурил суды, в которых дела находятся выше установленного законом срока — более года. В антилидерах — Зеленодольский, Лаишевский и Ново-Савиновский суды.

«При этом нарушение сроков не всегда связано с большой нагрузкой, поскольку в не менее загруженных судах ситуация с соблюдением сроков отличается», — добавил председатель ВС РТ.

Завершая доклад, Гилазов вкратце рассказал о тенденциях в рассмотрении дел об административных штрафах, рост которых составил 10%, напомнил о том, что с лета в России вводятся суды присяжных на районном уровне, а ВС активно готовит судей к нововведениями, а также дал ряд статистических данных о кадровом составе судей и укреплении материальной базы правосудия.

«В этом году штат мировых судей будет увеличен на 33 единицы. Это позволит повысить эффективность наиболее загруженных участков – Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Лениногорска» «В этом году штат мировых судей будет увеличен на 33 единицы. Это позволит повысить эффективность наиболее загруженных участков — Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Лениногорска» Фото: «БИЗНЕС Online»

СОВЕТСКИЙ СУД — ЛУЧШИЙ В КАЗАНИ, А ПРЕДСЕДАТЕЛЬ АПАСТОВО В «ЧЕРНОМ» СПИСКЕ

Зампредседателя Верховного суда РТ Максим Беляев традиционно начал свой доклад с общей статистики по Татарстану. В 2017 году количество дел, рассмотренных в республике, составило без малого 11 тысяч. Число это увеличивается на протяжении 4 лет. Рассмотренных материалов же больше, чем дел, в 7,5 раз — 83 тысячи.

За минувший год обжаловано 2 тыс. 600 приговоров в отношении почти 3 тыс. лиц. Утверждаемость же по ним достигла 85%. Для сравнения: в 2016 году этот показатель составлял 83.8%. «На фоне роста обжалованных дел повышение качества является достойным результатом!» — подчеркнул Беляев.

Зампредседателя Верховного суда РТ перечислил отличившиеся в районах суды. Например, со стопроцентным результатом 2017 год завершили 7 судов — Агрызский, Алькеевский, Арский, Балтасинский, Буинский, Кайбицкий и Мамадышский. Без изменения вступили в силу свыше 90% от числа обжалованных решений, вынесенных судами в Пестрецах, Высокой Горе, Тукаевском районе, Зеленодольске, Кукморе и Рыбной слободе. «При этом последний смог улучшить свои показатели аж на 40,9 процента!» — заявил зампредседателя ВС РТ. Двух десятых процента, по словам Беляева, не хватило Советскому райсуду до 90%. Отметим, в Казани он демонстрирует самую лучшую работу.

Озвучил зампредседателя и антирейтинг судов. Так, резкое падение утверждаемости приговоров зафиксировано в Атне и Аксубаево — на 33%. Худшими стали Муслюмовский, Спасский и Новошешминский суды. «Стоит отметить, что низкое качество показывают в основном суды с небольшой нагрузкой. Руководителям этих судов, в особенности назначенных в предшествующем году, стоит принять соответствующие меры!» — обратился к присутствующим Беляев, в частности, к председателю Атнинского суда.

Максим Беляев (справа) предостерег, что 2018-й — год серьезных судебных реформ, прежде всего связанных с введением присяжных в городских районных судахФото: Ирина Ерохина

Отдельно зампредседателя упомянул судей, добившихся абсолютного качества при значительных нагрузках и меняющемся законодательстве. Таковыми стали Рустам Хакимов и Булат Шамсутдинов из Набережночелнинского суда, Расим Шакирьянов и Алсу Шайхутдинова из Советского райсуда, Руслан Фасхутдинов из Пестречинского суда и Лилия Ризванова из Агрызского суда. «Среди председателей лучшими стали Радик Зиннатов (Тукаевский суд) и Ильфар Багавиев (Кайбицкий суд)», — добавил Беляев.

Чаще всего в прошедшем году ошибались Андрей Сергеев (Алексеевский суд), Алсу Сахабиева (Новошешминский суд), Роберт Ахунов (Апастовский суд), Ильдар Адгамов (Набережночелнинский суд), Ирек Набиев (Менделеевский суд), Ильнур Гарифуллин (Приволжский суд), Гузалия Мухаметзянова (Атнинский суд), Равиль Закиров (Новошешминский суд), Ринат Шафигуллин (Сабинский суд), Айрат Идрисов (Набережночелнинский суд), Рашид Кашапов (Мензелинский суд), Светлана Тарханова (Советский суд), Гульшат Латыпова (Спасский суд), Руслан Садыков и Валерий Трофимов (Елабужский суд), Эльвира Хузина (Кукморский суд), Иршат Гиниятуллин (Аксубаевский суд), Ринат Сахавов (Лениногорский суд).

Судьи Ольга Тюфтина (Верхнеуслонский суд), Артур Зиннуров (Бавлинский суд), Шамиль Галиуллин (Набережночелнинский суд), Гулия Миннуллина (Муслюмовский суд) и вовсе закончили год с нулевой утверждаемостью приговоров.

К счастью, большинство судей, чьи фамилии прозвучали в прошлогоднем докладе, исправились. Наталья Мишанина из Алексеевского суда смогла добиться стопроцентной утверждаемости приговоров, в то время как в 2016 году этот показатель был на нуле. «При этом неоднократно озвученный на совещаниях председатель Апастовского суда Роберт Ахунов вновь остается в черном списке. Считаю, что при небольшой нагрузке и рассмотренных 68 процентов дел по РТ в особом порядке, такие низкие показатели не оправданы», — казалось, персонально к Ахунову обратился Беляев.

«Доступ гражданина или организации к правосудию начинается с момента принятия соответствующего заявления к производству суда» «Доступ гражданина или организации к правосудию начинается с момента принятия соответствующего заявления к производству суда» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАЛИЦО АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА С КОПИРОВАНИЕМ ОБВИНИТЕЛЬНОГО С ФЛЕШКИ!»

В 2017 году в апелляционном порядке отменены приговоры в отношении 98 лиц, что на 20% лучшем, чем в 2016-м. Однако ошибаться, как заметил зампредседателя ВС РТ, судьи не перестают. Правда, в основном из-за невнимательности и небрежности, нежели юридический неграмотности.

«Так, отменен приговор по многострадальному делу Зиннатзянова, где суд, допросив потерпевшую и ключевых свидетелей, не привел их в приговоре, а лишь сослался на показания предварительного следствия, оглашенные в связи с существенными противоречиями! Стоит отметить, что приговор отменяется во второй раз, а ошибки лишь добавляются!» — привел досадный пример Беляев.

В прошлом году в отношении 10 обвиняемых приговоры отменялись с прекращением дела, тогда как в 2016 году их было на 55% больше. «Положительный прогресс говорит о более качественном подходе к вопросу законности осуждения граждан», — констатировал спикер.

Впервые благодаря апелляции было прекращено дело с назначением судебного штрафа. Женщина по фамилии Шашова была осуждена за насилие, неопасное для жизни и здоровья, причиненное инспектору ГИБДД. «Апелляция учла, что Шашова не судима, вину признала, причиненный вред загладила, а само преступление средней тяжести. Судья Каменов же посчитал действия женщины чересчур опасными для общества и отказал в удовлетворении ходатайства защиты. В 2017 году Верховный суд Татарстана подготовил обобщение по этой теме, рекомендую ознакомиться», — заявил Беляев.

С возвращением дела прокурору в апелляции отменены 7 приговоров. «Например, приговор Приволжского суда по делу Сайдашева, где в обвинительном заключении следователь не указал конкретное имущество, на которое покушался обвиняемый, и его стоимость, отобразив лишь общую сумму возможного ущерба. Ошибку следствия повторила судья Ахмадеева. Налицо актуальная проблема с копированием обвинительного с флешки, о недопустимости которой не раз говорилось на совещаниях», — заметил зампредседателя ВС РТ.

В 2017 году количество рассмотренных ходатайств об УДО уменьшилось в сравнении с 2016 годом почти на 11%. Всего удовлетворено около 40%, что на 5,5% больше, чем в 2016-м. Из 875 решений 223 отменили. Из них по 33 вынесены новые решения, 190 направлены на новое рассмотрение. «Отмечу, что в 2016 году процент отмен составлял 19% (166). Основной причиной отмен является необоснованность выводов суда, а также ненадлежащая мотивировка решения», — сообщил Беляев.

В прошедшем году в апелляции изменены приговоры в отношении 348 лиц, что составляет 11,6% от всего числа обжаловавших. В 2016 году этот показатель был на уровне 12%. Больше всего изменено приговоров Набережночелнинского суда (59), Нижнекамского (43), Альметьевского (27), Ново-Савиновского (24), Московского (19). В 2016 году в этом числе были также Альметьевский (37) и Советский (25) суд.

«Председатели Альметьевского и Советского судов сделали правильные выводы, а последний даже улучшил качество в два раза. Удручает ситуация с Московским судом — лидером прошлых лет, допустившим трехкратное падение результативности. Исполняющему обязанности председателя суда нужно принимать меры и возвращать суд к высоким стандартам!» — призвал выступающий.

Кроме того, он доложил, что в прошлом году смягчены приговоры 40 осужденным с переквалификацией действий, что составляет 11%. За истекший период в отношении 296 осужденных изменены приговоры со смягчением наказания, а в отношении 12 наказание усилено без изменения квалификация содеянного. «В 2016 году измененных приговоров со снижением наказания было больше — 300, так же, как и с усилением — 18. После резкого скачка в 2015-м планомерно идем на снижение, но ошибке все те же», — проанализировал Беляев.

Он привел любопытный пример, когда Альметьевский суд не учел, что осужденный отвез потерпевшую в санчасть, а это является смягчающим обстоятельством. «Замечу, что подобные обстоятельства происходят все чаще и на них нужно обращать внимание, а судье Хурматуллину со своими семью измененными приговорами по указанному основанию нужно быть добрее к людям», — заявил Беляев.

Говоря о мировых судах, зампредседателя ВС РТ заметил, что количество рассмотренных ими дел уменьшилось на 6,5% до 9,5 тыс. дел. Связано с это с декриминализацией побоев и снижением количества дел частного обвинения.

«Подводя итоги прошлого года, отмечу, что в целом криминалисты справились с возложенными на них обязанностями. Качество правосудия с каждым годом повышается, а выявленные нарушения не носят системного характера», — сказал спикер. При этом Беляев предостерег, что 2018-й — год серьезных судебных реформ, прежде всего связанных с введением присяжных в городских районных судах.

«Надеюсь, что стажировка и два методических пособия Верховного суда РТ помогут при рассмотрении дел данной категории и вы справитесь с поставленными задачами», — напутствовал Беляев. Закончил он свой доклад шуточной поговоркой: «Чему бы грабли ни учили, а сердце верит в чудеса».

Рустам Минниханов: «Для нашей республики прошедший год был непростым. Тем не менее по основным социально-экономическим показателям нам удалось сохранить лидирующие позиции республики среди регионов» Рустам Минниханов: «Для нашей республики прошедший год был непростым. Тем не менее по основным социально-экономическим показателям нам удалось сохранить лидирующие позиции республики среди регионов» Фото: Ирина Ерохина

«СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ — ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ»

В самом конце с достаточно продложительной речью выступил президент РТ. Минниханов отметил, что положительные итоги работы складываются из взаимного понимания и совместной работы разных ветвей власти. «Обеспечение правопорядка — один из важнейших факторов стабильного социально-экономического развития страны и региона. В современных условиях нашей приоритетной задачей становится комплексное противодействие экстремизму, терроризму и организованной преступности в первую очередь среди молодежи», — сделал акцент президент.

Минниханов отметил, что лишь за прошлый год суды республики вынесли 29 приговоров по делам об эстремизме или терроризме, осуждены более 60 человек. Он поблагодарил судей и за активную блокировку экстремистских сайтов и ресурсов.

«Большая роль принадлежит судам в формировании единой правоприменительной практики, направленной на защиту интересов и прав граждан, в том числе пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, а также обманутых вкладчиков. Это позволяет правильно разрешать возникающие споры», — кратко высказался о наболевшем президент.

Затем глава республики рассказал о том, как республика заботится о судьях. «Полагаю, свои двери вскоре откроют здания городских и районных судов, которые строятся в настоящее время», — сказал президент и напомнил, что в августе новый суд открыли в Лениногорске. Он добавил, что все помещения мировых судей оборудованы системой видеоконференции, что позволяет гораздо быстрее вести процесс. Почти две трети зданий мировых судей подключены к высокоскоростному интернету. К слову, все в порядке со связью и у административных судей.


Обобщая тему материально-технического обеспечения судов, Минниханов в целом отметил, что за 3 года на эти цели был выделен 1 млрд рублей. «Кроме того, в этом году штат мировых судей будет увеличен на 33 единицы. Это позволит повысить эффективность наиболее загруженных участков — Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Лениногорска», — напомнил он.

Затем Минниханов вернулся к вопросу о присяжных заседателях. Он напомнил, что обязанность по составлению списков лежит на муниципалитетах. Главам уже дано указание — представить их до 30 апреля.

Потом президент республики коснулся темы размещения кассационного суда общей юрисдикции в Казани. Это, сказал Минниханов, потребует определенных организационных мер. «Я думаю, что и материальная база, и формирование штата соответствуют этим параметрам. Будем работать», — добавил президент РТ. Напомним, Госдума 16 февраля одобрила создание в стране 9 кассационных и 5 апелляционных судов. В Казани будет создан Шестой кассационный суд, который будет рассматривать дела со всего Поволжья. Он станет самым крупным по численности — в нем будут работать 113 судей. Планируется, что закон вступит в силу с 1 июля 2018 года.

А завершил свое выступление Минниханов напоминанием о грядущих выборах президента РФ, которые пройдут 18 марта. «Наша с вами обязанность — сделать все, чтобы они прошли в строгом соответствии с законом. Квалифицированная судебная защита нарушенных избирательных прав — важнейший фактор проведения выборов», — добавил президент Татарстана.