«Наши представления о том, что у них очень много денег и они не знают, куда их девать, мы можем оставить себе на память», — рассказывает Тина Канделаки о своей поездке в Катар. Известный медиаменеджер одной из первых стала налаживать мосты со стороной, которая примет чемпионат мира 2022 года. О своей поездке в Катар Канделаки рассказывает в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online».
«ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА УЛИЦЕ 50 ГРАДУСОВ?»
Мы много слышим о скандалах вокруг чемпионат мира по футболу 2022 года в Катаре, но то, что до нас доходит, совсем не соответствует действительности. Там спокойно, прекрасно и очень планомерно идет подготовка к чемпионату мира – 2022. Я под колоссальным впечатлением от их подхода к работе. Катарцы очень продвинутые. Наши представления о том, что у них очень много денег и они не знают, куда их девать, мы можем оставить себе на память.
Да, у них много денег, но также большое количество консультантов и лучшие мировые практики. Причем это не тот случай, когда берут мировые практики за очень большие деньги и получают не очень хороший результат, потому что не готовы к таким практикам. Глава комитета «Катар-2022» — 37-летний менеджер Хассан Аль-Тавади — очень хорошо понимает, что делает. Я думаю, что это будет очень влиятельный ближневосточный лидер в перспективе ближайших 20 лет. Человек с невероятными амбициями. Вот пример: строятся восемь стадионов. Я их видела. Каждое из них — архитектурное произведение искусства. Эти стадионы будет обсуждать весь мир через четыре года.
Там использованы уникальные технологии. Их стадионы будут открыты, но при этом система кондиционирования будет такая, что абсолютно открытый стадион будет нормально освежаться и всем будет комфортно находиться в этой среде. Это катарское ноу-хау. Что делать, когда выйдешь со стадиона, а на улице жара в 50 градусов? У катарцев есть ответ. Они стадионы строят так, чтобы ты не попадал в дискомфортную среду. Это касается и транспорта. Я поразилось, но на время чемпионата мира там собираются развивать речной транспорт: будет разработана детальная схема речного передвижения. Метро строят, а его вообще не было. 10 лет назад практически везде была пустыня.
«КАТАР ХОЧЕТ КОНКУРИРОВАТЬ С ЭМИРАТАМИ»
В офисе оргкомитета ЧМ-2022 целый этаж отдан под презентационные модули и технологически продвинутый ситуационный центр с множеством экранов, транслирующих картинку в режиме реального времени. Что это такое? В инновационных телевизионных технологиях они являются одними из мировых лидеров. Так вот, в ситуационном центре технология съемки такая, что ты видишь каждый кирпич, кто и на каком стадионе его несет. Сразу же укрупнение, сразу же понимание, что и где происходит. Ну и сразу отчеты для ФИФА. Несмотря на весь изначальный скепсис, они так выстроили всю цепочку контроля и свою отчетность, что к ним не подкопаешься. Подготовка к турниру идет просто как часы на лондонском Биг-Бене.
Из того, что я видела, могу сказать, что там все выстроено невероятно прозрачно. Стадионы уже частично возведены, а впереди еще целых четыре года! Я думаю, что стадионы они сдадут задолго до начала чемпионата мира. Более того, повторюсь, у них очень интересные проекты. Они же не просто так их строят. После чемпионата мира останется только один стадион – 40-тысячник. Остальные разберут до 20 тысяч мест, а конструкции, которые останутся от арен, будут переданы тем странам, которые хотят развивать у себя футбол, но у них нет соответствующих возможностей.
Страна от чемпионата получает новый вектор переориентации туристического потока в регионе. Мы все знаем, что на Ближнем Востоке он в основном весь шел в сторону Арабских Эмиратов. Я думаю, что в период подготовки к ЧМ и после него Катар сможет претендовать и на лидерство по туризму в этом регионе в том числе.
Мы, например, строим 12 стадионов в 11 городах. А у них же будет самый территориально компактный чемпионат мира по футболу в истории. У них все будут жить и играть, если не в шаговой доступности, то очень близко. Они целый город у себя строят специально под эту идею.
С точки зрения эффективной точечной застройки это будет уникальный проект. Поместить на такой маленькой территории восемь стадионов, транспортную инфраструктуру, метро, речной узел... Уровень заселенности и плотности будет большим за счет туристов — население местных жителей всего два миллиона человек. Качественная отдача для страны по многим направлениям, уверена, будет очень высокая. Это фантастический пример будущего развития региона.
«КАТАР ПОЧЕМУ-ТО ДЕМОНИЗИРУЮТ»
Чемпионат мира по футболу — колоссальный вызов, когда необходимо за очень короткий срок изменить облик страны. Надо привлечь туристов, инвесторов. Это можно сделать только при большом событии. Событие — драйвер этого процесса. Да, Дубаи обошлись и без ЧМ, но это вопрос конкуренции в ближайшей перспективе. Дубаи сейчас для туристов — это отдых с семьей и шоппинг. В принципе, больше ходить некуда. В Катаре же все только начинается, и технологически там будут круче: люди приедут, чтобы посмотреть на чудеса, которые выстроит Катар к чемпионату мира.
Они пригласили меня, чтобы показать всю инфраструктуру, чтобы я это увидела сама и рассказала заинтересованной аудитории в России. И я в легком шоке от увиденного. Между нашими странами может быть насыщенное информационное общение, обмен и помощь в создании околоспортивного контента. «Аль-Джазира» и спортивный телеканал beIN SPORTS планируют приехать в Россию большим десантом летом на чемпионат мира. Если у нас продолжится сотрудничество, основу которого, как мне кажется, мы уже заложили, то и они нас будут принимать в Катаре с максимальным содействием. Это важно, потому что там в 2022-м будет непросто тем, кто приедет впервые. А нам уже будет намного легче — ожидаются четыре года истории конструктивных двусторонних отношений. Во-первых, будем понимать детально, как все устроено, во-вторых, очень важно первыми рассказать и показать российским телезрителям новинки в мире спортивных технологий, которые там появятся вместе с чемпионатом мира. Они, например, меня пустили в основной медиакомплекс «Аль-Джазиры», а туда практически невозможно попасть из-за очень строгих требований контроля и безопасности. Чтобы там оказаться иностранцу, необходимо получить разрешение на правительственном уровне. Я видела студию, которую строят специально под чемпионат мира по футболу в России, и она будет не только самая большая в мире, но и одна из самых технологически совершенных. Там размах такой, что многим англосаксонским странам даже не снилось.
И вот еще какой момент. Почему-то порой Катар демонизируют и вспоминают множество стереотипов. Мне задавали в России много вопросов по поводу внешнего вида для женщин, посещающих эту страну. Я не буду лукавить и говорить, что мне выслали памятку, как нужно выглядеть и во что одеваться. Конечно, это не так, но есть понятие «уважение». Когда посещаешь страну, в которой есть определенные правила, ты учитываешь, что нужно с уважением к ним относиться, если хочешь, чтобы с уважением относились к тебе. Я это понимала, поэтому подготовилась. Специально попросила о помощи, чтобы выглядеть достойно в стране, которая меня принимает. Могу сказать, что они это оценили. Я подумала над тем, как мне выглядеть, — это единственный вопрос, касающийся гендерных различий, про который часто вспоминают, говоря про поездки в арабские страны. Всё. В остальном они себя ведут по-европейски и по-американски. Никакой сноски в переговорах на то, что ты женщина или мужчина, нет. Все зависит от того, насколько ты содержателен и насколько с тобой интересно иметь дело. Договорились о скорой встрече с представителями оргкомитета ЧМ-2022 Катара в Москве. Следите за новостями.
Тина Канделаки
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.