КАМАЗ на пару с «Ремдизелем» консолидировал 100% крупнейшего российского автокомпонентного холдинга «ОАТ», входящего в «Ростех» Фото: prav.tatarstan.ru

КАМАЗ ПОШЕЛ НА ШОПИНГ К «РОСТЕХУ»

ПАО «КАМАЗ» и его близкий партнер АО «Ремдизель» стали 100-процентными владельцами промышленной площадки «Ростеха» — тольяттинского АО «Объединенные автомобильные технологии» («ОАТ»). Об этом «БИЗНЕС Online» стало известно из сообщений корпоративной информации, а также информированного источника с самого завода. О том, что 20 февраля КАМАЗ приобрел 49% голосующих акций ОАТа, вчера сообщил сам покупатель. Остальные же 51% в рамках той же сделки ушли «Ремдизелю», который, как известно, был выведен в отдельное юрлицо как предприятие оборонной промышленности ради облегчения сотрудничества с иностранными партнерами. Так что, можно сказать, ОАТ обрели единого нового владельца.

До этого 100% акций ОАТа принадлежало «Ростехнологиям», а точнее, ее «внучке» — ООО «ПХ-Автокомпоненты». Между ними есть еще «дочка» «Ростеха» — ООО «РТ-Авто», чьим генеральным директором, кстати, с 2010 года уже является Сергей Когогин. Словом, к тольяттинскому предприятию КАМАЗ и раньше имел отношение, которое теперь закрепил.

ОАТ — это крупнейший российский холдинг по производству автокомпонентов и крупнейший поставщик АвтоВАЗа. Впрочем, его продукцию закупает целый ряд автопроизводителей, в том числе ГАЗ, БелАЗ, УАЗ, Nissan и сам же КАМАЗ. Основной вид деятельности ОАТа — управление холдинг-компаниями. Под управлением группы находятся 12 предприятий в 5 регионах России: Ульяновской, Владимирской, Самарской, Рязанской и Пензенской областях. Они выпускают более 4 тыс. наименований деталей: светотехнику, амортизаторы, штампо-сварные узлы, тормозные системы — более 500 млн автокомпонентов на общую сумму более 19 млрд рублей в год. В холдинге работают 12 тыс. сотрудников.

ОАТ — это крупнейший российский холдинг по производству автокомпонентов и крупнейший поставщик АвтоВАЗа

Что же приобрел КАМАЗ? У АО «Объединенные автомобильные технологии» есть «дочка» — ООО «ОАТ», которая, в свою очередь, и выступает учредителем ответвляющихся фирм и промплощадок. Само ООО «ОАТ», по данным на 2016 год, прибыльно: при балансе в 457 млн рублей его выручка составляла 29,1 млн, а чистая прибыль — 91,7 млн рублей. Крупнейшие площадки имеют годовую выручку в несколько миллиардов рублей. Так, димитровградское ООО «ДААЗ Штамп» в 2016 году получило выручку в 2,6 млрд рублей и чистый убыток в 518,3 млн рублей. ООО «Димитровградский завод автокомпонентов» — 2,1 млрд выручки, но 94 млн рублей убытка. Димитровградское же ООО «Автоград» с балансом в 2,3 млрд рублей в 2016 году заработало 2,4 млрд рублей выручки и получило 149 млн рублей убытка. Рязанское ООО «СААЗ Комплект» в 2016 году получило выручку в 2 млрд рублей и чистый убыток в 81,4 млн рублей. И так далее.

«МЫ ПЕРВЫМИ СТРАДАЕМ ОТ ТОГО, ЧТО В РОССИИ НЕТ КАЧЕСТВЕННЫХ АВТОКОМПОНЕНТОВ»

Цель покупки актива руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в беседе с «БИЗНЕС Online» обозначил ни много ни мало как «возрождение автокомпонентной отрасли в России». «О нашем желании купить акции ОАТ было известно давно, ФАС одобрила сделку еще в прошлом году, и поэтому руководство Ульяновской области вышло на нас с соглашением о создании индустриального парка в Димитровграде», — напомнил он. Действительно, о намерении КАМАЗа стать хозяином ОАТа и строительстве димитровградского аналога КИП «Мастер» было широко объявлено в Ульяновске в начале этого года. Специально под грядущую сделку было заключено соглашение о создании индустриального парка по подобию камазовского КИП «Мастер» на базе одного из подразделений ОАТа — Димитровградского автоагрегатного завода.

«Проект будет реализован в три этапа, на первом мы будем развивать территорию площадью 27 тысяч квадратных метров, это даст нам возможность привлечь крупные компании. Со своей стороны мы будем вкладывать средства в развитие инфраструктуры, необходимой для инвесторов», — заявил в январе губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. В финансировании создания индустриального парка будут участвовать КИП «Мастер» и администрация Ульяновской области, также планируется получение грантов от федерального правительства.

По словам Афанасьева, у КАМАЗа пока есть конкретные планы на площадку Димитровграда, а остальным еще подбирают стратегию развития. «Принципиально индустриальный парк и развитие ОАТа — это два разных направления. Что будет с другими предприятиями „Объединенных автомобильных технологий“ — это уже вопрос стратегии развития ОАТа в целом. Разработкой стратегии мы займемся и представим ее позже, пока можно определенно сказать, что речь идет о развитии российской отрасли автокомпонентов», — рассказал он «БИЗНЕС Online».

«Мы первыми страдаем от того, что в России нет качественных автокомпонентов, которые бы удовлетворяли наших потребителей. Никто не хочет покупать автомобиль, у которого, условно говоря, течет радиатор или ненадежен любой другой компонент. Весь негатив от потребителей ложится на КАМАЗ, поэтому мы вынуждены покупать зарубежные аналоги, за что нас снова критикуют. Мы заинтересованы в том, чтобы в России появились хорошие отраслевые производители, и рассчитываем, что в рамках развития этой компании, в рамках импортозамещения компоненты удешевятся», — говорит Афанасьев.

Получить комментарии от ОАТа нам не удалось. Официальный сайт группы «ОАТ» находится в разработке. По контактному телефону никто на звонок журналиста не ответил.

КАМАЗ И АВТОВАЗ ДОГОВОРИЛИСЬ

Изначально ОАТ как главный поставщик автокомпонентов АвтоВАЗа, конечно, представлял интерес для самого АвтоВАЗа, однако забрать себе площадку тольяттинский автогигант не спешил, а впоследствии от этой идеи и вовсе отказался. О том, что АвтоВАЗ может стать совладельцем ряда предприятий группы «ОАТ», сообщалось в 2015 году, но затем переговоры были приостановлены. В июне 2016 года президент АвтоВАЗа Николя Мор говорил журналистам, что ОАТ остается для АвтоВАЗа поставщиком «номер один», но смена собственников ОАТа в краткосрочной перспективе не планируется.

Позже Сергей Когогин сообщил, что КАМАЗ намерен создать индустриальный парк на базе предприятий ОАТа. «Цель какая — с моей точки зрения, для нашей отрасли самой главной проблемой становится производство автокомпонентов», — говорил он (цитата по «Интерфаксу», дата и обстоятельства высказывания не приводятся). По словам Когогина, КАМАЗ пытался консолидировать автопроизводителей «на решение этой задачи». «В конце концов, мы с Николя Мором договорились, что мы эту проблему с АвтоВАЗом будем решать вместе. И актив, который находился в „Ростехе“, мы решили его забрать для того, чтобы создать площадку для развития производства автокомпонентов», — пояснял глава КАМАЗа.

Таким образом, КАМАЗ продолжает наращивать активы по направлению автокомпонентов. Напомним, что предыдущей крупной сделкой КАМАЗа была планомерная консолидация активов Тутаевского моторного завода с 2015 года: в скором времени он получит контроль над 68% акций предприятия. «Тутаевский завод сегодня работает по нашему заданию, и впервые за много лет по итогам 2017 года ТМЗ показал рост выручки и порядка 200 миллионов прибыли. Улучшение налицо», — констатировал Афанасьев.