Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ НЕДООЦЕНИВАЕМ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

Мы давно уже не простаиваем в банке с квитанциями за коммунальные услуги, не ходим в офис мобильного оператора, чтобы «положить деньги на телефон», легко совершаем покупки в интернете. И только участковая поликлиника остается тем островком, где все происходит «по старинке». Приема у востребованного специалиста пациенты порой вынуждены ждать по несколько недель, и качеством услуг граждане не всегда остаются довольны.

Для сельских жителей необходимость попасть к городскому врачу порой превращается в целую историю. Только представьте: сначала у себя в деревне пациент идет в ФАП, далее фельдшер направляет его в район. А в районной больнице, к примеру, нет нужного специалиста, и пациента направляют в РКБ... Но по-другому проблему доступности узких специалистов в деревнях и селах не решить, ведь не обеспечишь каждый фельдшерско-акушерский пункт бригадой врачей. Остаются сложности для маломобильных групп населения – пожилых людей, матерей с маленькими детьми, лиц, ограниченных в способности передвигаться. Не вызывает удивления, что достигнутая удовлетворенность граждан медицинской помощью на протяжении десятилетия значимо не растет.

Качественно изменить сложившуюся ситуацию частными мерами невозможно. В послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 года президент России Владимир Путин говорил о том, что в мире сегодня накапливается громадный технологический потенциал, который позволяет совершить настоящий рывок в повышении качества жизни людей, в модернизации экономики, инфраструктуры и государственного управления. В здравоохранении драйвером такого рывка являются телемедицинские технологии.

Фото предоставлено Ok’Doctor

Телемедицина подразумевает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий при оказании медицинской помощи. Использование телемедицинских технологий позволяет доктору из Москвы консультировать пациента из Владивостока, а также с помощью специальных устройств мониторировать в режиме реального времени состояние здоровья хронических больных, хранить и передавать в оцифрованном виде медицинскую документацию, в автоматическом режиме напоминать пациенту о прохождении обследований и приеме лекарств.

На сегодняшний день нет существенных факторов, которые помешали бы внедрить телемедицину в ежедневную практику оказания медицинской помощи. По результатам опроса, проведенного Институтом экономики здравоохранения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», более 80% участников опроса готовы получать медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий.

Напомним, федеральный закон №242-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» установил понятие телемедицинских технологий и возможности их применения при оказании медицинской помощи. А 9 января 2018 года минздрав России опубликовал порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.

В США телемедицинские технологии включены в страховую программу MediCare – для детей и пожилых, в MediСaid – для малообеспеченных, а сейчас внедряется оказание современных телемедицинских услуг ветеранам вооруженных сил. В Швейцарии 65% всех консультаций с врачами происходят через онлайн-прием. В Китае на базе платформы AliHealth реализован проект, при котором пациенту достаточно у себя в селении прийти в медпункт и фельдшер организует ему видеоконсультацию с врачом ближайшей крупной больницы.

Фото предоставлено Ok’Doctor

«ТЕЛЕМЕДИЦИНА – НЕ ПАНАЦЕЯ ОТ ВСЕХ ПРОБЛЕМ, А ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОМОЩИ И ВРАЧАМ, И ПАЦИЕНТАМ»

Электронный сервис OK’DOCTOR позволяет как взрослым, так и детям получить консультацию по видеосвязи, – сервис был представлен президенту Республики Татарстан Рустаму Минниханову на коллегии министерства здравоохранения РТ.

«В коммерческом режиме цифровая поликлиника Ok’Doctor проработал уже год, – рассказывает руководитель цифровой поликлиники Линар Гарифуллин. – Личные кабинеты зарегистрировали более 20 тысяч пользователей, проведено более десяти тысяч консультаций с врачами. После завершения консультации мы не оставляем пациента наедине с рекомендацией врача: помогаем записаться в платные клиники в удобное время и в нужном районе и остаемся на связи с пациентом до улучшения его состояния».

С врачами Ok’Doctor консультируются не только татарстанцы: более 2 тысяч консультаций проведено с жителями других регионов России – из Воронежа, Ростова-на-Дону, Москвы, Тольятти, Самары, даже из Комсомольска-на-Амуре. Охотно консультируются соотечественники, которые по тем или иным причинам проживают за рубежом: консультация с врачом не менее качественная, а обходится намного дешевле, чем в США или Европе.

«Наша аудитория практически не ограничена: это молодые мамы с детьми, пожилые люди – если есть сложности с интернетом, они могут связаться с врачом по телефону, – продолжил Гарифуллин. – Это также активные работающие люди, у которых не хватает времени на визиты к врачу. В цифровой поликлинике OK’DOCTOR ведут консультации врачи 20 специальностей. На сегодняшний день мы получили достаточный клиентский опыт, чтобы видеть: перспективы у телемедицины есть, и очень значимые.

В феврале этого года мы провели два телемедицинских пилота: в ФАПе села Большие Кабаны Лаишевского района и в ГАУЗ «Городская поликлиника №19» города Казани. Мы установили в ФАПе и в поликлинике компьютеры с веб-камерами, и врачи сервиса бесплатно консультировали пациентов по кардиологии, эндокринологии, ревматологии и гастроэнтерологии. Мы заранее оцифровали их медкарты и загрузили в личный кабинет на сервисе. В каждой консультации принимал участие, соответственно, участковый терапевт или фельдшер, то есть использовалась технология «врач-врач». Пациенты, которые участвовали в пилоте, выразили полную  удовлетворенность телеконсультацией.

Мы пригласили в основном пациентов с хроническими заболеваниями, которым систематически требуется контроль врача-специалиста. Некоторые пациенты за одно посещение смогли проконсультироваться сразу с несколькими специалистами, например с кардиологом и ревматологом. Очень положительный отклик получили от участкового терапевта, ведь фактически состоялся консилиум: с одной стороны, работал лечащий врач, знающий всю историю своих пациентов, с другой – высококвалифицированный врач-специалист, заранее изучивший медкарту пациента».

Практической реализации телемедицины в первичном звене системы здравоохранения на всей территории Татарстана может помешать только необеспеченность ФАПов и врачебных амбулаторий устойчивой интернет-связью. «В министерстве здравоохранения и в территориальном фонде ОМС наш пилот уже презентовали,  отметил Гарифуллин. – Благодаря ПАО „АК БАРС“ Банк о нашем проекте знает и министерство информатизации и связи РТ». Рассчитываем на понимание со стороны заинтересованных ведомств. Наша идеология такова: мы помогаем врачам работать, а пациентам – получать лечение. А на сегодняшний день один из самых коротких путей к этому – телемедицинские технологии. Сейчас Москва, Санкт-Петербург очень активно работают над тем, чтобы сделать более эффективным, «оцифровать» первичное звено здравоохранения. В Свердловской и Воронежской областях телемедицинские консультации с 2014 года включены в территориальную программу ОМС как отдельная медицинская услуга, но в повседневный алгоритм оказания медицинской помощи такие консультации пока не вошли. Наша республика всегда была пионером инноваций как в промышленности и экономике, так и в инфраструктуре, и внедрение телемедицины в практику системы ОМС может стать очередным ярким примером того, как современные технологии служат улучшению качества жизни татарстанцев».

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста

18+