Юрий Пустовгаров Юрия Пустовгарова называют промышленником до мозга костей. И производственная карьера его, пришедшаяся на разгар смутных 90-х, была стремительна Фото: Ладислав Карпов/ТАСС

«ОЧЕНЬ РАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Юрия Пустовгарова (родился 8 ноября 1964 года в башкирском Белорецке) называют промышленником до мозга костей. И производственная карьера его, пришедшаяся на разгар смутных 90-х, была стремительна. В 1986-м выпускник Магнитогорского государственного технического университета пришел инженером-технологом на Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО) и уже через 10 лет, успев пройти едва ли не все ступени инженерной карьеры, стал заместителем генерального директора по экономическим вопросам, а в 2004–2006 годах он возглавлял предприятие. «Там была целая система кадрового воспитания, — рассказал „БИЗНЕС Online“ Пустовгаров. — Среди прочего с нами проводили деловые игры уже в то время, в 1989 году, с компьютерами. И как только ты попадал в кадровый резерв, за тобой начинали следить, и, если где-то появлялась дыра — вперед. Но состоялся я благодаря хорошим учителям и в силу того, что оказался в самых критичных точках тогдашних процессов».

С УМПО 42-летний гендиректор и шагнул на башкирский политический олимп. В 2006-м его в ранге вице-премьера назначают курировать промышленный блок в правительстве Республики Башкортостан (РБ). «Тогда прокатилась череда неудачных назначений в правительство, — припомнил Пустовгаров. — А на УМПО много нужно было сделать, пришлось активничать, а раз так, попал в поле зрения. В итоге почему-то оказалось, что судьба вице-премьерской должности для правительства Башкортостана дороже, чем возможные проблемы с УМПО, ведь готовых управленцев на заводе не было. Но с УМПО получилось очень хорошо: там остался Александр Артюхов — нынешний руководитель Объединенной двигателестроительной корпорации».

Примечательно, что до ухода Пустовгарова из правительства РБ в 2010 году название второй части его должности успело поменяться несколько раз: министр экономического развития и промышленности, министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики, министр промышленности и внешнеэкономических связей, министр промышленности. Возможно, это отражение специфического состояния этой отрасли РБ, на которое в беседе с «БИЗНЕС Online» обратил внимание директор башкортостанского сайта «Медиакорсеть» Шамиль Валеев. Он указал, что реальных рычагов у Пустовгарова тогда не было, поскольку у правительства Башкортостана почти не осталось пакетов индустриальных предприятий. «Само наличие региональных промышленных властей — больше видимость, — утверждает Валеев. — На должности, которую занимал в правительстве Пустовгаров, можно что-то лоббировать, координировать, получать какие-то субсидии в федеральном центре, но непосредственно влиять на промышленность, которая принадлежит крупным собственникам, возможности нет». Здесь отметим, что противники ставят в вину Пустовгарову «незаконную приватизацию» УМПО, которое было «за бесценок передано в фактически частные руки». Впрочем, сегодня это процветающее предприятие, флагман Объединенной двигателестроительной корпорации. Среди его многочисленных тем — ПД-14 для нового «наше всё» российского авиапрома МС-21 и двигатель для истребителя пятого поколения Су-57.

«У Пустовгарова промышленный ум, — отмечает в беседе с „БИЗНЕС Online“ политтехнолог Аббас Галлямов. — Он очень рациональный человек, проблему раскладывает на составные части. И то, что он занимается промышленностью, логично».

ВПИСАТЬСЯ В НОВУЮ БАШКИРИЮ

Годы вице-премьерства Пустовгарова называют пиком его карьеры в Башкортостане. Валеев указывает на то, что он не просто работал заместителем премьер-министра РБ Раиля Сарбаева — одного из тогдашних потенциальных преемников первого президента РБ Муртазы Рахимова, но и, судя по всему, был плотно вовлечен во все его планы. «Поэтому, когда в 2010 году республику возглавил Рустэм Хамитов, Пустовгарову в его правительстве делать было нечего, — уверен директор „Медиакорсети“. — Его отставка из правительства была частью политической борьбы и демонтажа режима Рахимова».

Есть и другая точка зрения, дескать, Пустовгаров никогда не считал себя приверженцем Рахимова и его «свержение» в 2010 году воспринял как начало демократизации общества и нормального развития экономики региона. Сторонники этого мнения указывают на то, что промышленный вице-премьер был последним из команды Рахимова, кто покинул правительство Хамитова, при этом новый президент Пустовгарова не выгонял. Причем у него были шансы даже стать премьером. «Да, это так, — говорит источник  „БИЗНЕС Online“, некогда работавший в администрации Рахимова. — Но, думаю, здесь против сработал его внешний вид — очень презентабельный. Хамитову чисто психологически было бы некомфортно рядом с ним на мероприятиях стоять. Заметили, что вокруг него все маленькие и щупленькие?»

Утверждают, что сегодня Пустовгаров — единственный, кто находится в доверительных отношениях как с прежним, так и с нынешним президентами РБ. «Вряд ли он приближен к ним, скорее сумел найти общий язык с обоими», — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Галлямов. И едва ли не все наши собеседники обратили внимание на способность Пустовгарова приспосабливаться к любой среде. «В отличие от многих промышленников, которые плохо разбираются в межличностных отношениях и склонны к конфликтам, Пустовгаров — человек совершенно не трудный, — констатирует Галлямов. — Он не любит махать шашкой и не генерирует конфликты». По его мнению, именно эти качества помогли Пустовгарову, когда Хамитов стал жестко зачищать рахимовскую элиту, без проблем вписаться в новую Башкирию. «Личной любви к Хамитову он, конечно, не испытывал, — отмечает политтехнолог. — Но и поводов для противостояния никогда не давал. При этом он не трусливый, просто без необходимости в бутылку не полезет. К тому же в „епархиях“, которые он курировал, все всегда было хорошо отрегулировано, никто не бунтовал, не протестовал. Он со всеми игроками находил общий язык. Никто в нем никогда не видел врага».

ШЕФ БИЗНЕСМЕНОВ И СПОРТСМЕНОВ

Словом, нет ничего удивительного в том, что после смены власти в РБ Пустовгаров, по словам Валеева, не потерялся и политически возродился в качестве председателя Торгово-промышленной палаты Башкортостана, которой руководил до конца 2015 года. Злые языки утверждают, что ТПП ему отдали почти в собственность, а потому расшифровывали аббревиатуру ТПП как «Торговая палата Пустовгарова».

По поводу этого назначения опять-таки было две версии: 1) избран всеобщим голосованием; 2) назначен Хамитовым. Как рассказывал сам Пувстовгаров, он пришел к президенту и сформулировал идею о ТПП как инструменте для помощи правительству в построении новой модели экономического развития. Но инструмент требуется откалибровать, а то в бизнес-сообществе все разрозненно и точка зрения предпринимателей до правительства не доходит. «Там потенциал серьезный присутствует, — уверял тогда Пустовгаров. — Да и я, так скажем, гожусь для этой задачи». Впрочем, Валеев полагает, что фактически ТПП рулил первый заместитель Пустовгарова — близкий Хамитову Азат Фазлыев (ныне президент ТПП РБ). В беседе с «БИЗНЕС Online» Юрий Леонидович дал такую трактовку тем событиям: «Я 5 лет был вице-премьером, и надоело это мне до такой степени!.. Чтобы вы знали: вице-премьер — это человек, который за все отвечает, но у которого ничего нет, кроме кабинета, секретаря и машины. У министра есть бюджет, люди, а тут... Громко звучит, но больше ничего. Вечно мотаешься куда-то, вечно что-то выпрашиваешь в Москве... Словом, крайне неэффективная работа... И когда стало известно, что пост президента ТПП освобождается (человек ушел в сенаторы), мне с моим опытом показалось интересным этим заняться. За первые два-три года хорошую деятельность развили, бизнес-активность на порядок увеличили».

Интересно, что именно на это время приходятся первые ассоциации по вектору «Пустовгаров — Казань». В 2011 году на проходившем в столице РТ нефтехимическом форуме он заявил о том, что кооперация нефтехимических предприятий РБ и РТ дала бы дополнительного продукта на 500 млрд. рублей и десятки тысяч новых рабочих мест. «Это была совместная идея двух президентов — Рустама Нургалиевича и Рустэма Закиевича (Хамитов — глава Башкортостана прим. ред.), — рассказал „БИЗНЕС Online“ Пустовгаров. — Это реально прорабатывалось, и под это дело мы реально хотели завести на заводы Татарстана и Башкортостана потоки нефти и газа. Пытались поднимать вопрос на очень большом уровне, политически его решить». Но не вышло. «Кто качает нефть, тот ее и продает, — констатирует шеф КВЗ. — Этим компаниям нужны немедленные деньги, да и бюджету государства».

Видимо, знаком особого доверия властей РБ к Пустовгарову следует считать и то, что в 2012 году президента ТПП назначили ответственным за главное спортивное детище Башкортостана — хоккейный клуб «Салават Юлаев» (напомним на всякий случай о его принципиальном соперничестве с «Ак Барсом»). Огромное хозяйство с чемпионскими амбициями он принял в качестве президента клуба, но по стечению обстоятельств одним из первых его серьезных решений должна была стать продажа прав на Александра Радулова. Сделка с ЦСКА стала самой крупной в истории клуба и всего башкирского спорта: «Салават Юлаев» выручил за Радулова около 255 млн рублей. С тех пор менеджеры клуба даже близко не подобрались к этим цифрам.

А в 2015 году, когда ситуация вокруг «Салавата Юлаева» накалилась до предела (прекращение финансирования от благотворительного фонда «Урал», смена исполнительного руководящего состава клуба и так далее), Пустовгаров показал себя великолепным спортивным управленцем. Он пошел на нетривиальный шаг — ввел в состав правления клуба... болельщика. Включение Дмитрия Ганабина в число общественного органа управления смогло погасить страсти, кипевшие в среде фанатов, ведь доходило и до митингов. То есть Пустовгаров чуть ли не в одиночку сумел найти выход из конфликта. Во многом благодаря этому решению «Салават Юлаев» превратился позже из самого закрытого клуба КХЛ в один из самых открытых.

«ХОЧЕТСЯ РАБОТАТЬ НА СЕБЯ»

Стоит отметить, что Пустовгарова называют богатым человеком, ставшим достаточно финансово независимым еще в бытность гендиректором УМПО. По открытым данным, сегодня он владеет ООО «Октябрьская кожевенная фабрика». Уставной капитал — не привычные в подобных случаях 10 тыс. рублей, а солидные 30 миллионов. Однако выручка за 2015 год составила всего 24,5 млн рублей, а прибыль — 24 тысячи. Однако в беседе с «БИЗНЕС Online» Пустовгаров сообщил, что больше не имеет к этому бизнесу никакого отношения: «Фабрика продана в 2017 году. Когда-то первый глава Башкортостана попросил меня вытащить завод из банкротства. Естественно, пока я был госслужащим, не мог быть собственником, а когда ушел в ТПП, то, поскольку был единственным интересантом и „вытаскивателем“ завода, пришлось им стать, ведь деньги брал под честное слово у товарищей-коммерсантов. Кроме убытков, этот проект ничего не принес. Я 10 раз перекрестился, когда его в конце концов продал».

С июня 2014 года Пустовгаров контролировал 40% в консалтинговом ООО «В2В-Центр», однако, по его словам, он вышел из этого бизнеса еще в 2015-м.

Согласно декларации депутата Государственного Собрания — Курултая РБ Пустовгарова за 2016 год, в его собственности — квартира (149,2 кв. м), земельный участок (2976 кв. м), дом (146 кв. м), автомобиль Lexus LX570. Доход — 6,4 млн рублей (у супруги — 256 тысяч).

В одном из интервью на вопрос о том, каким он видит свое будущее, Пустовгаров сказал: «Очень хочу иметь свой бизнес — такой, чтобы давал возможность заниматься любимым делом, хобби каким-то, и он обязательно должен быть в сфере высоких технологий. Я к этому иду. 30 лет, которые я проработал на производстве, и 5 лет вице-премьерства все было очень хорошо — и уровень оплаты, и уровень общения, но ты все время работаешь на кого-то, а хочется работать на себя. Я вижу в этом спасение России как экономики — огромному количеству людей дать возможность работать на себя».

БАШКИРСКИЙ ТРАКТОР И ВТОРАЯ СТОЛИЦА МАЛЕНЬКИХ ВЕРТОЛЕТОВ

Стоит ли говорить, что, обладая столь солидным опытом в разных отраслях, Пустовгаров отметился рядом, так скажем, рацпредложений?

Среди прочего, промышленный вице-премьер запомнился попыткой создать «башкирский трактор». «Проект „Толпар“ с помпой презентовался, но в итоге так и не был реализован на практике», — припомнил один из наших источников. По его информации, Пустовгаров в свое время обосновал необходимость разработки этого трактора. В частности, он добился того, что австрийская инжиниринговая компания AVL List с 2006 года разрабатывала колесный трактор среднего класса мощностью 160–220 л. с. Первый прототип этой машины был представлен заказчику в конце 2007 года. Разработку планировалось передать в лицензионное пользование созданному в Башкортостане СП с корпорацией AGCO. Предполагалось, что с 2010 года ежегодно будет выпускаться по 4 тыс. тракторов. В создание предприятия Башкирия планировала инвестировать 1,2 млрд рублей, вложения предполагалось окупить за 5 лет. Дополнительные около 8 млрд должны были быть привлечены за счет кредитов банков. Однако в начале 2010 года стало известно, что Башкирия отказалась от проекта. Пустовгаров объяснил это тем, что одной из причин приостановки проекта стало отсутствие кредитных ресурсов. Затраты составили почти 12 млн евро.

Валеев считает, что идея создать «башкирский трактор» — это элемент эдакой башкирской чучхе. «Они могли строить хоть башкирский трактор, хоть башкирский космический корабль», — иронизирует он.

«Мы этот трактор сделали за год и в 2007-м показали Владимиру Владимировичу Путину, — припомнил в беседе с „БИЗНЕС Online“ Пустовгаров. — Нам в Европе даже давали деньги на продолжение, но тут грянул 2008 год, и мы остались всем должны, работу до конца не доделали, и я потом разгребал это дело до 2012-го, с долгами рассчитывался... А ведь Сергей Анатольевич Когогин меня предупреждал: вы думаете, что вы делаете?! Мы, говорит, просто в Англии купили завод — помните, у КАМАЗа тоже был тракторный проект (трактор КамТЗ ТТХ-215 прим. ред.)? Тоже все рухнуло... Не регионов это дело — рожать такие сложные технические проекты. Это забота государства, системообразующих корпораций типа „Ростеха“. А пытаться делать такие проекты за счет регионального бюджета — авантюра. Раз и навсегда это понял. Надо заниматься региону, чем положено, — поддержкой производителей, малый бизнес раскручивать, чтобы он, как во всем мире, мог вопросы социальной занятости решать».

В последнее время Пустовгаров отметился как пропагандист идеи «маленького вертолета». «Я бы на месте республики, города сделал все, чтобы эту тему индустриализовать, — говорил он в одном из недавних интервью. — В Кумертау четыре команды занимаются темой маленького вертолета, а серийного производства так и нет. Брать его на завод нет смысла — своими накладными мы убьем проект». Между тем, по мнению Пустовгарова, Кумертау мог бы стать второй мировой столицей (после американского Торранса, где делают вертолеты Robinson) по производству сверхлегких вертолетов (эксперты отмечают, что в Башкортостане действительно сильные наработки в этой области). Здесь можно заметить, что при такой увлеченности идеей сверхлегкого вертолета ему должен прийтись по душе проект КВЗ «Актай», о котором в последние годы ни слуху ни духу. Может быть, новому топ-менеджеру удастся вдохнуть в него жизнь? Здесь отметим, что в беседе с «БИЗНЕС Online» Пустовгаров пока не стал комментировать вопросы, связанные с КВЗ.

«КВЗ НЕ ЛЕЗЕТ К НАМ, МЫ НЕ ЛЕЗЕМ К НИМ»

18 декабря 2015 года Пустовгарова, к удивлению многих, назначили управляющим директором АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП), специализирующегося на производстве вертолетов разработки конструкторского бюро «Камов»: Ка-27, Ка-29 и Ка-31, Ка-32А11ВС, Ка-226Т. Источник «БИЗНЕС Online» полагает, что Пустовгаров охотно согласился поехать из блистательной Уфы в заштатный Кумертау: «Он сидел в ТПП и ничего не делал, поскольку там у него первым замом был Фазлыев, правая рука Хамитова. Президентство в ТПП было для Пустовгарова синекурой, почетной пенсией, а КумАПП все-таки живое дело с живыми деньгами». Кто лучше человека с такими опытом и способностями помог бы гендиректору КВЗ Вадиму Лигаю воплотить в жизнь внезапно возникшую у руководства холдинга «Вертолеты России» (ВР) идею прицепить кризисный КумАПП к КВЗ — все еще сильному, хотя начавшему движение вниз?

Обосновали затею необходимостью грамотно распределить загрузку предприятий холдинга, оптимизировать систему управления. А если проще, то Казани, видимо, хотели отдать работу КумАПП как вертолетостроителя-финалиста. Вскоре после назначения на КумАПП Пувстовгаров откровенно сказал: «К сожалению, пока стратегия „Вертолетов России“ прописана четко — передача сборки вертолетов в Казань. Это и понятно: у них падают объемы, в то же время они себя отмодернизировали настолько, что туда одно удовольствие привозить иностранцев». И добавил: «Понятно, если в Казани будет сборка, то вся добавленная стоимость будет там, и прибыль в том числе».

Пустовгаров как патриот Башкортостана явно был не в восторге от идеи превращения завода в «какое-то вспомогательное производство». В конце прошлого года в одном из интервью он вспоминал: «Помните эту историю, когда КумАПП отдали в управление КВЗ и решили сделать из завода производителя заготовок и различного мелкого железа для Казани?» С удовлетворением тогдашний управляющий директор КумАПП констатировал, что идея в итоге сошла на нет. «У нас хорошие, нормальные отношения с КВЗ, но они не лезут к нам, мы не лезем к ним», — резюмировал он. Однако в свете последних событий есть основания полагать, что «лезть», а заодно вспомнить о «мелком железе» все-таки придется. Представляя Пустовгарова коллективу КВЗ, гендиректор «Вертолетов России» Андрей Богинский сообщил, что тому предстоит оперативно создать единую площадку компетенций на базе КВЗ и КумАПП. «В результате казанский завод сможет расширить и диверсифицировать производство, — говорится в пресс-релизе ВР. — Кумертау, в свою очередь, сможет привлечь инвестиции для создания нескольких центров специализации».

Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов, в планах «Вертолетов России» КумАПП как финалиста не видно. «На всех ресурсов не хватает», — указал он. Эксперт полагает, что сборку каких-то вертолетов передадут из Кумертау в Казань. По словам помощника президента РТ по авиакомплексу Равиля Зарипова, вопрос о переносе финальной сборки из Кумертау в Казань обсуждается достаточно давно и точка пока не поставлена. В конце концов, не все же, наверное, должны быть финалистами, философски заметил он в беседе с «БИЗНЕС Online». Насколько проблемным будет для КВЗ, в случае чего, освоить камовскую тематику?

В каком регионе действовать, для Пустовгарова — вопрос не из первых, главное — объем производства, масштаб проекта. Да и переезд в Казань можно считать повышением Фото: prav.tatarstan.ru

«НАДО НАВОДИТЬ СВОЙ ПОРЯДОК»

Переезд в Казань для Пустовгарова, по всей видимости, стал неожиданностю. В августе прошлого года, опровергая слухи о том, что «его забирают» из Кумертау, шеф КумАПП говорил: «Нет, никуда я уходить не собираюсь, мне эта работа очень нравится... Контракт у меня заканчивается в декабре 2018 года. Сейчас мы видим, что золотые годы КумАПП по объему заказов будут 2019-й и 2020-й, поэтому постараюсь побороться за продление своего контракта».

Впрочем, как уверяет наш источник, в каком регионе действовать, для Пустовгарова — вопрос не из первых, главное — объем производства, масштаб проекта. Да и переезд в Казань можно считать повышением: «Казань — более статусный город, чем Кумертау, а для Пустовгарова это немаловажно, да и вполне допускаю, что генеральный директор крупного предприятия в Казани будет даже повыше, чем вице-премьер „по ничему“ в Уфе». Согласное мнение экспертов: в Казани Пустовгаров найдет общий язык со всеми. Причем тот, кто двигает Пустовгарова вверх, остается в тени. Эксперты «БИЗНЕС Online» затруднились дать ответ на этот вопрос, а Зарипов коротко заметил, что не в курсе подковерных игр и есть ли они вообще.

Раз уж мы затронули личностные аспекты, дополним, что источник из властных кругов РБ характеризует Пустовгарова как «деятельного, сильного и решительного парня». «Достаточно яркий персонаж, активный, двухметровый, — живописует он. — Выглядит солидно, в общении достаточно убедителен, бабам нравится. Скучно с ним не будет». Валеев же вспоминает, что в общении с журналистами вице-премьер Пустовгаров показал себя человеком «дружелюбным, с прекрасным чувством юмора».

Что касается личной жизни, то здесь о Пустовгарове известно немного. Он женат, воспитывает сына. Отдых предпочитает активный — лыжи, снегоходы. Причем лыжным спортом он занимался вполне профессионально. «В Белорецке лыжами занимались все, — вспоминает Пустовгаров. — И простыми, и горными. На горные было не попасть — надо было, чтобы родители работали на горно-металлургическом комбинате. У меня родители трудились не там, поэтому я простыми лыжами занимался... Но с возрастом бегать не хочется, поэтому сегодня — горные лыжи и снегоходы. Снегоходы — потому, что в свое время УМПО их производил, приходилось на них много ездить».

В интервью программе «Деловой завтрак» от «РБК-Уфа» на вопрос, есть ли в его жизни такое понятие, как деловой завтрак, он ответил: «Я люблю приехать на работу и там уже сделать чай, накрошить туда яблочек. И в этот момент уже первые два-три человека заходят, и мы какую-то проблему решаем. Нет такого жесткого регламента...» Мотайте на ус, управленцы КВЗ!

В том же интервью он с подкупающим простодушием рассказал: «Немножко выпив, люблю поплясать». В смысле доброго нрава нового начальника коллективу КВЗ повезло (впрочем, и на Вадима Лигая жаловаться было грех), уверен Галлямов: «Никого без необходимости он выгонять не будет, если увидит, что человек полезен для дела». «Надо наводить свой порядок, условно говоря, команду сформировать, — обрисовал в беседе с „БИЗНЕС Online“ свои принципы тактики Пустовгаров. — Я не имею в виду то, чтобы приехать и всех поменять, наоборот, надо здешних людей убедить, зарядить целью, чтобы для них это дело стало своим».