Писатель, лауреат Пушкинской премии Ильдар Абузяров продолжает вести путевые заметки из глубинки Татарстана. На этот раз он посетил Большие Кайбицы и их окрестности, сделав много интересных и неожиданных открытий. Например, почему жители Молкеевского куста хотели из ТАССР перейти в Чувашию и по какой причине в сельсовете Бурундуков ожидают босоногие просители? Если вы совершили свои открытия и вам есть что рассказать о своем районе — вы можете написать автору на tatsloboda@list.ru.
КАЙБИЦКИЙ РАЙОН, ВОЗМОЖНО, НАИМЕНЕЕ ИЗВЕСТНЫЙ И ПОПУЛЯРНЫЙ РАЙОН
Сельскохозяйственный, без крупных предприятий, расположенный в глубине от основных трасс, он напоминает медвежий угол. Но сколько же интересного, волнующего и загадочного хранит в себе Кайбицкий район. Впрочем, обо всем по порядку.
Образованный, точнее выделенный из состава Апастовского района, Кайбицкий район можно считать родным братом-близнецом Атнинского и Тюлячинского, выделенных в то же самое время из Арского и Сабинского районов.
1. ПЕРЕБЕЖЧИКИ
Как и Атнинский с Тюлячинским, Кайбицкий район сугубо сельскохозяйственный.
Если посмотреть на карту района, то можно выделить «Молкеевский куст» — врезающийся в карту Чувашии отросток. Такой футляр в футляре. Интересно, что этот отросток почти полностью состоит из деревень крещеных татар (кряшен). Всего в Кайбицком районе таких деревень 12.
Интересно, что Молкеевский куст при образовании ТССР находился в составе Цивильского уезда, который при нарезке республик полностью отходил к Чувашии. Так вот, чтобы не быть отданными Чувашии, молкеевцы собрали в портфель всю документацию по своим селам и самовольно отправились в Казань с просьбой принять их в состав ТСССР — так глубоко кряшены идентифицировали себя с татарским народом и хотели оказаться именно в составе ТССР.
Впрочем, времена менялись. И уже при позднем советском строе молкеевцы хотели отсоединиться от ТАССР. Это было уже в 70–80-е годы, когда для нечерноземных центральных районов страны была запущена специальная программа поддержки. В нее вошла Чувашия и не попал Татарстан. Обеспечение у зоны нечерноземья было несравненно выше.
В условиях плановой экономики обеспечение по продуктам, социальным услугам и прочими благами, включая даже сети асфальтированных дорог и общественного транспорта, на каждого жителя Чувашии были выше, чем в Татарии, которая финансировалась по остаточному принципу.
В результате жители Кайбиц и прочих сел и деревень Апастовского района ездили в Чебоксары затариваться продуктами. Из Кайбиц было проще выйти на остановку в ближайшем чувашском селе, там сесть на автобус и доехать до Чебоксар. Время от времени колхозы выделяли грузовики для подобных продуктовых рейдов-набегов на столицу Чувашии.
До районного центра Апастово добирались опять через Чувашию, особенно в осенне-весеннюю распутицу, когда неасфальтированные дороги размывало: сначала до Канаша или Вурнар, дальше на электричках до Свияги, а уже после до Апастово.
Как говорится, бешеной собаке и триста верст не крюк — а все из-за отсутствия нормальных автомобильных асфальтированных дорог
«Ни куска асфальта мы не видели, — вспоминает те времена наш проводник по району Рамис Рафисович Хаялиев (по совместительству — замглавы района). — А в Чувашии обеспечение по сети дорог на квадратный километр был первым в РСФСР. Вот и засобирались перейти с острова неблагополучия на остров коммунизма».
Лучшим доказательством его слов является документальное свидетельство того, что молкеевцы запросились в Чувашию — писали коллективные письма, обращения, петиции. Национальные чувства в Советском Союзе были приглушены пропагандой интернационализма и коммунизма, и людей ничего, кроме бытовых трудностей, не волновало.
Однако выйти молкеевцам в Чувашию не удалось. Может, оно и к лучшему. Времена поменялись, и после обретения суверенитета Татарстаном лучше зажили по другую черту границы между регионами.
«Я теперь часто тех стариков подкалываю, — смеется Рамис Рафисович. — Мол, что притихли, перебежчики? Не хотите больше в Чувашию?»
Вообще, найти такого эрудированного и остроумного проводника — большая удача.
2. ПРИЧИНА ОТНОСИТЕЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Мы уже отмечали, что основной источник доходов для Кайбицкого района — это сельское хозяйство. И на этой ниве заметны успехи. В этом году в районе собрали рекордные 100 тыс. тонн зерна, такого не было за все предыдущие годы существования района.
Но не хлебом единым жив район — активно развивается животноводство. Почти в каждой деревне сохранился животноводческий комплекс.
Заслуга здесь в том, что в районе в начале 90-х не появились (не зашли) крупные мегафермы вроде «Красного Востока» или «Вамина». Хотя 80 сельхозугодий принадлежит холдингу «Ак Барс», но те бережно относятся к населенным пунктам и не собирают все в одно место для оптимизации производства. А это очень важно для села — иметь работу в своей деревне, как и школу, и детский садик.
Я уже достаточно поездил по республике и заметил, что там, где нет крупных агрохолдингов и централизации в мегафермы, положение деревень отличается в лучшую сторону. И, наоборот, в тех районах, где такие мегакомплексы появились, они поубивали многие деревни на корню, собрав в одну точку и скот, и работников.
3. БОЛЬШИЕ КАЙБИЦЫ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ
Эти края, как и весь правый берег Волги (правобережье), называют «тауа як» (горная сторона). Заселение этих мест шло в XII–XIII веках из Болгара. Так появились деревня Бурундуки, Мамадыш-Акил. Местность здесь и правда гористая, с дубравами.
Первым делом в этой горной стороне мы посетили деревню Бурундуки. Заехали не ради интересного названия, а чтобы посмотреть объект культурного наследия регионального значения — старинную мечеть.
История гласит, что в 1910 году в деревне Бурундуки вдруг появился никому не известный человек. Он представился Галиахметом Хусаиновым, купцом из Оренбурга. Незнакомец объявил, что хотел бы построить мечеть. Ошарашенные сельчане не возражали, хотя и не понимали, кем деревне Бурундуки приходился этот незнакомец. Однако, когда после завершения строительства купец захотел поставить своего имама, ему отказали — мол, у нас свой есть. После тяжб Хусаинову пришлось согласиться и на свои деньги не только содержать мечеть, но и платить жалование имаму.
Саму мечеть искать долго не пришлось. Только вот проехать к ней оказалось проблематично: дороги так сильно размыло дождем, что они превратились в месиво.
А вот так выглядит центральная площадь перед сельсоветом — ни пройти, ни проехать. Неужели нельзя как-то заасфальтировать дорогу перед памятником или насыпать гравия? Возникает вопрос: если это центральная улица и площадь, то что делается на других, подтапливаемых Свиягой, участках?
В здании сельсовета, чтобы попасть к председателю или в медпункт, нужно снять калоши. Местные терпеливо снимают, и босоногие терпеливо ожидают аудиенции.
Рядом с деревней Бурундуки — древнее городище Япанчи, к которому по таким дорогам проехать не удалось.
Зато в самой деревне мы посмотрели школу, Дом культуры и детский сад.
Деревня Бурундуки примечательна тем, что ее уроженец Мансур хазрат Хусаинов был первым татарином, окончившим Бухарское медресе. А его внук, Мухаметжан Хусаинов, стал первым муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания. Он был назначен на эту должность именным указом императрицы Екатерины II от 22 сентября 1788 года «О назначении муфтия над всеми обитающими в Российской империи магометанского закона людьми».
Мухаметжан Хусаинов родился в 1756 году в деревне Султай Уфимского уезда Уфимской провинции. Полное его имя — Мухаметзян ибн Хусаин ибн Мансур ибн Анас аль – Джабали аль – Бурундуки. Его отец Хусаин бин Абдуррахман в 1720-х был имамом и мударрисом в деревне Стерлибаш Уфимской губернии. По происхождению Мухаметжан Хусаинов был крупным купцом. Высшее духовное образование он получил в медресе Сеитового посада села Каргалы, а также Бухары, Кабула и Оренбурга.
В деревне Бурундуки недавно отремонтировали школу и клуб. Сейчас они выглядят так. В школе учатся 32 человека.
Сам районный центр Большие Кайбицы не в пример Бурундукам выглядят очень презентабельно для сельской глубинки. Есть здесь и ресторан, и современный спортивный комплекс, и характерная для всех райцентров аллея славы с бюстами героев.
Здесь работает администрация района
Когда образовывался Кайбицкий район через отделение от Апастовского, то долго думали: какой населенный пункт сделать главным? На место центра активнее всех претендовали бывшие волостные центры Ульчновка и Кушмачи. Чтобы не обидеть жителей, выбрали место аккурат посередине.
Ресторан и ФОК открыты для всех желающих
Чтобы блага районного центра были равноудалены или равнодоступны — это уже у кого какой взгляд на жизнь. А из благ цивилизации здесь власти района вложили душу не только в хоккейный открытый стадион и волейбольный зал, но и в музей Галии Кайбицкой.
Кайбицкая — дочь известного татарского религиозного деятеля муллы Мутыгуллы Тухватуллина. Старший брат Галии, Камиль, обладал прекрасным баритоном, Взявший впоследствии имя своего отца Мутыгуллы (Камиль Мутыги), Камиль как певец получает широкую известность, его зовут «татарским Шаляпиным». Младший брат Галии, Адгам, становится режиссером концертов и спектаклей. Он-то и взял себе звучный псевдоним — Кайбицкий.
Сам Мутыгулла Тухватуллин был не только мударрисом медресе «Мутыгия» и имамом Красной мечети в Уральске, не только отцом народной артистки ТАССР, но и духовным наставником и прогрессивным учителем великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Вот так все тесно переплетено в культуре и истории татарского народа.
Молодой Тукай
Мутыгулла хазрат учил Тукая не одному лишь арабскому языку и чтению Корана. Заметив способности мальчика, он поделился с ним основами стихосложения, много говорил о важности фольклора. На занятиях излагал философию и труды Авиценны, Аверроэса, аль-Фараби, цитировал целые строфы Хафиза, Саади, Рудаки, Омара Хайяма, Фирдоуси и Навои. В доме Мутыгуллы хазрата царила настоящая творческая литературная атмосфера.
Галия Кайбицкая перед смертью мечтала вернуться в родную деревню Малые Кайбицы.
В музее есть письмо от Галии с такой просьбой, но человек, получивший его, постеснялся передавать «эту просьбу» районному начальству и письмо скрыл. Это еще одна характерная поведенческая черта народа, заложенная на подсознательном уровне, — скромность и боязливость. «Как бы чего не вышло».
А зря. Такое поведение — преступная ошибка. Для всего Кайбицкого района, думаю, была бы большая честь и история, вернись Галия Кайбицкая в родовое село и проведи там последние годы своей жизни. Да и артистка, думаю, была бы счастливее или спокойнее. Как говорят в народе: «Үлсәңдә туган җиреңә ябыш» («В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть»).
4. КОРМИЛЕЦ В СТРАШНЫЙ ГОЛОД
Пожалуй, самое примечательное и известное село Кайбицкого района — Чутеево. И известно оно благодаря легендарному конокраду Шакуру-Караку. Село издревле считалось гнездом конокрадов и, соответственно, подвергалось постоянным гонениям со стороны власти как в царский период, так и после революции.
И если за пределами села и района Шакур-Карак — обычный преступник, то в Чутеево и окрестных деревнях Шакура бабая помнят, почитают как местного Робин Гуда, уважительно называют «дедушка», складывают песни и стихи и вручают приз его имени на скачках, а в школьном музее есть уголок, посвященный Шакуру бабаю или ликвидации «шакуровщины». Это уж кому как нравится.
Экскурсоводом в школе выступила учительница татарского Раиля Козлова.
— Почему? — спрашиваю я. — Откуда такой почет у конокрада?
— Он бедным помогал. В тяжелые годы голода в Поволжье, когда вымирали целыми деревнями и голод достиг таких масштабов, что люди поедали людей, когда люди доходили до каннибализма, он многим односельчанам помог выжить: ходил по домам самолично, разговаривал с теми, кто более других нуждался, а потом у дверей последних появлялись мешки со спасительным зерном.
Экспонаты школьного музея
Причем красть он старался в местах далеко за пределами охваченного голодом Поволжья и совершал же набеги на амбары и склады продразверстки в регионах, которых голод не коснулся своей страшной дланью. Может, поэтому банду Шакура так долго не могли выследить и обезвредить.
Правда, нашелся один местный житель, возмущенный вседозволенностью и авторитетом конокрада. Им оказался идейный коммунист, писатель и по совместительству агент ГПУ Зариф Башири. Он и помог выявить Шакура-Карака и разоблачить преступную сеть.
Портрет известного писателя в школе на самом видном месте. Еще бы, такой видный земляк. Как гласит энциклопедия, Башири родился 5 мая 1888 в деревне Чутеево Цивильского уезда Казанской губернии.
Однако односельчане Зарифа, в отличие от конокрада, не любили. Не отплатила добром и власть, с которой Зариф сотрудничал. В 1938 году Башири арестовали, как врага народа за султангалеевщину, в 1938—1943 годах отбывал срок в ГУЛАГЕ на Колыме, затем в Белебеевском районе. Только 19 сентября 1956 года писателя реабилитировали и восстановили в союзе писателей Башкирии как «одного из старейших татарских писателей». А с родных сняли клеймо — жена и дети врага народа — 30 октября 1956 года.
Кстати, младшие дети и внуки Шакура бабая стали уважаемыми людьми, а внук конокрада Гази Сабиров возглавлял министерство монтажных и специальных строительных работ Узбекистана в 1965—1978 годах. Вот такие вот зигзаги истории.
Подтверждением тому, что в истории порой бывают странные неожиданные повороты и не все однозначно и однолинейно, служит местный мемориал воинской славы со звездой и полумесяцем. Такой я встретил впервые.
Село Чутеево и правда необычное. Здесь до сих пор хранят память о доме Шакура-Карака. Он стоял на пустыре за прудом.
Есть в Чутеево и историческая мечеть, и сохранившееся историческое здание медресе.
А вот что меня сильно покоробило, так это то, что в здании медресе работает обыкновенный сельский магазин, в котором... продают водку и другие горячительные напитки. Печальное зрелище. Харам он и в Африке харам.
5. ШКОЛА
Но вернемся к «Молкеевскому кусту». Я давно хотел посетить какое-нибудь село крещеных татар. И вот наконец моя мечта сбылась, и я въехал в Хозесаново. Сразу бросилось в глаза, что село большое, разбросанное как и мое родовые аулы на Нижегородчине.
Возникло устойчивое ощущение, что я попал домой. И это ощущение усилилось после того, как я услышал местный говор. Здесь он тверже, ближе к мишарскому. И слова здесь говорят точно такие же: «угя» (домой), «тундяк» и так далее. Это мишарские диалектизмы, произношение которых я не встречал в Казани и Заказанье.
А вот так выглядит сама школа в Хозесаново. Школа типовая одноэтажная.
Сейчас в школе учатся 83 ученика.
Перед нами в холле выступил школьный танцевальный ансамбль с песнями и танцами.
Эти ребята только что вернулись из Казани. Выступая на конкурсе, они получили больше всех призов.
Об этом нам с гордостью поведала директор школы — Надежда Николаевна Макарова.
Надо сказать, что ребятишки и правда выступили прекрасно.
Все здесь было мило моему сердцу.
Только вот ребята вынуждены были выступать в фойе, так как актового зала в таких типовых школах не предусмотрено.
Классы совсем маленькие. Да и в столовой, в которой нас накормили вкусными пирогами, слишком тесно. Приходится есть посменно.
Сейчас вроде в две смены умещаются, заверила нас директор.
Вообще, школы, что в Бурундуках, что в Хозесаново, построены не по самым удачным типовым проектам.
Но что радует — это цена за завтраки и обеды в столовой. Двухразовое питание стоит 24 рубля, но родители платят только 12 — остальные расходы покрывают дотации и продукты с пришкольного участка.
Радует, что есть в школе и свой маленький этнографический музей. Хочется, чтобы культура всех этносов и этических субгрупп пестовалась и сохранялась.
6. ЗЕМЛЯ ПРЕДКОВ
В школьном музее этого села я обратил внимание на книгу «Хозесаново — земля моих предков», труд местного уроженца Вячеслава Власовича Данилова. Позже мне этот фолиант любезно подарила председатель Хозесановского сельского поселения Светлана Петровна Матвеева. Она же председатель национально-культурной автономии кряшен, по-другому — лидер общества кряшен района.
Прекрасно написанная и хорошо изданная книга содержит весьма познавательный и полезный материал не только по истории села, но и всего края.
В книге собран обширный материал, включая родословные и другие сведения о семьях большинства жителей деревни. Этой книгой не только зачитываешься — ее хочется цитировать и цитировать.
Так, обращаясь к своей родословной, Данилов пишет: «Например, моего прапрапрадеда звали Муса. После крещения он стал Моисеем, ему было 19 лет. Мусульманское кладбище села Хужа-Хасан было закрыто, и хоронить там было запрещено. Моему прапрапрадеду Мусе во время крещения было 19 лет, и крестили его в 1737−1738 годах. То есть его отцу в это время было 77−78 лет, его звали Данис-Денис. Моисей женился после крещения на Анне Семеновой. У него родились три сына — старший Григорий 1745 года рождения. Звали его видимо по привычке Гали».
Отвечая на вопрос, как проходило крещение, Данилов пишет: «В 1754−1764 году в Чувашском Чутеево построили церковь, назвали ее Христорождественской. Эта церковь стала форпостом в деле полной христианизации деревень Новоишево (Ижбаш), Алмалыково, Кичкеево, Чув. Чутеево, Молькеево, Старый Курбаш и Хозесаново. Особенно жестко обошлись с жителями Хозесаново, когда закрыли там кладбище, мечеть и медресе. В период насильственного крещения численность населения Чувашского Чутеево, как и других деревень, резко изменилась. Народ скрывался в лесах, некоторые переселились, а некоторые погибли. Увеличение жителей в Чув. Чутеево началось лишь после 1790 года».
«Одновременно в Чутеево татарское, — продолжает свое исследование по писцовым книгам Данилов, — переселялись беженцы из многих деревень нашего края, укрывающиеся от преследований православных священников-миссионеров. Деревня стала сборной». «Судьба чутеевцев была более удачной, так как насильственные крещения в этот период почти прекратились. Екатерина II, наоборот, не разрешала насилия. Начался переход обратно в ислам. Деревня Чутеево быстро росла. Если в 1834 году в Чутеево проживали 226 мужчин и 225 женщин, то в 1859 году в деревне Чутеево было уже 497 мужчин и 503 женщины».
«Это был период всеобщего насилия над нерусскими народами края, период хаоса и разрухи в деревнях татар-мусульман. Именно в этот период, несмотря на наличие в Хозесаново многочисленного волостного начальства и волостного воеводы с солдатами, часть населения деревни ночью убежала и основала новую деревню — Хозесаново-Кукшем». Кстати, по пути в татарское Чутеево нам попалось маленькое кладбище — «Джидекызкабяре». Как гласит молва, это кладбище сбежавших от крещения 7 девушек, которых в этом месте настигли и убили. Вот это кладбище.
А вот и могила основателя села Хозесаново — легендарного Ходжи Хасана. Могила его очень почитается.
По словам местных жителей, за могилой родоначальника села ухаживают не только местные жители, включая ветеранов. Периодически в селе появляются как жители окрестных деревень, так и никому не известные люди, чтобы поклониться могиле основоположника.
По преданию, три брата Хасан (старший), Малик (средний) и Курбаш или Корбан (младший) вышли из разгромленной Волжской Булгарии и основали три красивых села — Хозесаново (Ходжа Хасан) Молкеево (Мялки) и Старый Курбаш (Иске Корбаш). Все три брата принадлежали к знатному роду — то ли ногайской, то ли мещерской династии Великой Би (Олы Би).
Летом могила и мусульманское кладбище жителей села до его христиниазации утопает в сирени, но мы приехали зимой и всей красоты не застали.
Не застали мы и надгробного камня с арабскими письменами, который еще помнят старожилы Сейчас он то ли ушел под землю, то ли бесследно исчез, в отличие от камней из деревни Тябердино.
Есть сведения, что у Ходжи Хасана было четыре сына. Кугей-би. Кугуш, Айдар и Ислам. Они основали деревни Кугеево, Кугушево, Исламово и Айдарово. Получается, Ходжа Хасан основатель целой волости. Может, поэтому его так почитают.
7. ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ УТКИН, НЕКРЕЩЕНЫЕ КРЯЩЕНЫ И ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК
После посещения школьного музея в Хозесаново мы встретились с уникальным человеком — Василием Сергеевичем Уткиным. Он остается в тени среди видных краеведов, но при этом провел огромную работу, собрал материал о родословных по всем семьям своего родного села Большое Тябердино.
По словам Василия Сергеевича, все молкеевские крящены крестились между 1745 и 1762 году. По крайней мере, все собранные в архивах родословные говорят об этом.
Сама семья Уткиных по родословной идет от Саведера и его сына Савдерина Темекеева, крещенных как раз в 1762 году.
Активизация крещения была связана с созданием крещенской конторы Луки Конашевича при царствовании Петра I и его дочери Елизаветы Петровны, которых в равной степени не любят как татары, так и старообрядцы,
17-летнее пребывание Луки на казанской кафедре — один из самых черных периодов в истории татарского народа.
У татар Конашевич заслужил прозвище Аксак Каратун (хромой черноризец) и вошел в фольклор в качестве отрицательного персонажа. Чаще всего его имя связывают с ревностной борьбой против ислама, активной миссионерской деятельностью, зачастую переходившей границы силового произвола. Лука прославился разрушением мечетей, попыткой выселения татар-мусульман из городской черты Казани.
Однако Уткин подчеркнул, что если при Конашевиче крещение носило насильственный характер, то после оно стало носить более гибкие и мягкие формы. В деисламизации региона большую роль играли льготы: за принятие православия тогда давали право не платить налоги три года, освобождали от рекрутской и лашманской повинности. Было смягчение или полная отмена приговоров за некоторые виды преступлений при крещении.
Так в деревнях до сих пор рассказывается анекдот о том, что молодых подростков забрали в духовную семинарию для усмирения их духа, подкрепляя это 5-рублевой стипендией. Через год-два, подсчитав, во сколько это выльется казне, Екатерина II решила снизить стипендию до 3 рублей. Ребята собрали все свои пожитки и вернулись в деревню со словами: «За трешку пусть сама крестится!»
Василий Сергеевич поведал много интересных, грустных и забавных историй про крещение татар и попыток ухода в ислам. Если крещение шло с пряником, то выход грозил реальным кнутом и тюремными сроками.
Василий Сергеевич нашел в архиве историю нескольких семей, которые, прознав про то, что император Николай I, путешествуя по Волге, собирается посетить Казань, обратились к императору с прошением, мол, разрешите нам вернуться в ислам. Мы готовы платить налог, нести рекрутскую службу и лашманскую повинность — только просим разрешения вернуться. Николай рассердился и велел посадить смутьянов в тюрьму. Отпустили перебежчиков лишь через несколько лет.
Уткин уверен, что крещены были как татары-мусульмане, так и ясачные татары-язычники. Последних было немало. Это подтверждается тем, что во многих деревнях сохранились не только мусульманские кладбища, но и языческие. А в селе Старое Тябердино до сих пор сохранилась целая улица «Некрещеных крящен» — язычников.
Изначально было село Старое Тябердино (Иске Тэрбит). Еще местные произносят «Ырымавылы», связано с рекой Урюм (Ырым). Большое Тябердино еще зовут Базарлы Тэрбит. В 1913 году в целях привлечения инвестиций указом губернатора в селе начали проводить базар.
С представительницами некрещеных крящен, Риммой Ивановной Харитоновой и Розой Васильевной Ананьевой из Старого Тябердино, мы случайно встретились в Кайбицах.
Римма Ивановна рассказала очень много интересного про языческие обряды во время рождения ребенка, про самодельные свечки, которые они крепили к стене и молились, про ночные походы на кладбища, про сам обряд похорон, когда покойника клали лицом на восток — к кибле. На поминках в жертву приносят курицу и обязательно готовят блины и омлет.
Римма Ивановна — очень интересный собеседник. Педагог со стажем, она патриот своего родного края. Женщина горячо переживает нынешнее положение с татарским языком. А ее дочь, Лилиана Михайловна Харитоновна, в замужестве Сафина, даже в Москве не забывает, где при культурном татарском центре в Доме Асадуллаева она ведет курсы татарского языка.
В интервью «БИЗНЕС Online» Лилиана отмечала: «Я выросла в татарской семье, а когда постоянно говоришь и думаешь на родном языке, то не замечаешь его красоты. Чтобы по-настоящему полюбить родную речь, мне пришлось оказаться в Москве. На первой консультации при поступлении в МПГУ покойная Алия Абдуллаевна Баранникова написала на доске слово „балыкчыларыбызның“, что по-татарски означает „у наших рыбаков“. Слово должно было продемонстрировать сидящим абитуриентам весь строй татарского языка, но во мне оно пробудило еще и дремавшую страсть к родной речи. Теперь, объясняя своим ученикам строй татарского языка, я всегда пишу это слово на доске и вспоминаю с благодарностью Алию Абдуллаевну. Так что у меня все началось со слова „балыкчыларыбызның“. Поэтому вы абсолютно правы, моя первая любовь — это татарский язык».
Кряшены, будь они крещеные или некрещеные, как я заметил, не только прекрасно говорят на татарском, но и самые горячие защитники родного языка. В школах, как могут, пытаются сохранить татарский язык, а последние инициативы федерального центра по принудительному сокращению здесь иначе, чем лингвоцидом, не называют.
8. НАСЛЕДИЕ БОГАТЫХ ПОМЕЩИКОВ И ЛЕНИНА
В состав Хозесановского сельского поселения входит и русское село Турминское. На этом месте во время похода на Казань русские войска царя Ивана IV Грозного разбили военный лагерь. Поэтому вполне возможно, что первыми жителями Турминского были стрельцы, пушкари, пищальники, поставившие свои избы на берегу Кубни. Русские войска на Казань шли клином. Этот путь на Свияжск и далее на Казань можно проследить по линии: Харино, Федоровское, Патрикеево, Корноухово, Подберезье. Везде, где проходили войска, бояре, воеводы и прочие, служилые помещики получали земли и основывали селения или переселяли в опустевшие татарские или чувашские села крепостных крестьян.
Так появились многие русские деревни Кайбицкого района, в том числе Турминское.
Это селение видно издалека благодаря возвышающейся колокольне церкви Святой Троицы. Храм в 1805 году был возведен на средства помещика Леонтия Петровича Есипова .
Это своеобразный религиозный центр всего православия района.
Церковь и правда очень нарядная и торжественная, но прекраснее она зимой.
А рядом с церковью, как и положено, старинная земская школа и барская усадьба Есиповых с остатками аллеи.
И если барски каменный двухэтажный дом не отреставрирован, то барский лес завораживает своей торжественностью и величием.
После революции аллею почти всю вырубили, в церкви сделали зернохранилище, а в барской усадьбе разместились местный роддом и больницу — стационар с операционной на несколько десятков койко-мест.
Трехпрестольный каменный храм восстанавливали всем миром — православные и мусульмане. Кто денег на купола и стройматериалы пожертвует, кто примет участие в строительных работах. Так бригада Королева заново возвела купол
Но в районе не только церковь Святой Троицы. Стоит чуть отъехать в сторону, как из-за холма словно чудо-рыба выныривает вот такая красавица — Церковь Успения в Малом Подберезье.
А это уже Подберезье Большое.
Школа в селе и уникальный достойный памятник учительнице у школьного крыльца. Прежде я памятника учителям не встречал. Школа после капитального ремонта, двор выложен плиткой.
А недалеко традиционный памятник Ленину на фоне триколора.
Что же Ильич — наше все. Он так же крепко вошел в подсознание нашего многострадального народа, как и его другие герои, в годы голода, жестоких гонений и чудесных преображений.
Именно благодаря Ленину, который одним из первых своих декретов провозгласил «Мир народам», все этносы и конфессии Кайбицкого района сейчас живут без насилия и принуждения, в дружбе и взаимоуважении. А это дорого стоит. Дай Всевышний, чтобы так было впредь всегда.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 153
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.