На допросе в суде и охранник, и электрик рассказали, что огонь распространялся от пристроя по всему зданию без намека на сигнал тревоги На допросе в суде и охранник, и электрик рассказали, что огонь распространялся от пристроя по всему зданию без намека на сигнал тревоги

«ГРАЖДАНЕ ДО ПОСЛЕДНЕГО ПЫТАЛИСЬ СПАСТИ ИМУЩЕСТВО»

14 марта судебное заседание по делу о пожаре в ТЦ «Адмирал» впервые прошло в другом месте — рассмотрение проходило не в ДК «Юность», а в здании Московского райсуда. Уместить всех его участников мог лишь один зал — тот, где ранее рассматривалось дело о хищениях на «Казаньоргсинтезе». В новом зале оказалось куда светлее, подсудимые были ближе к свидетелям, да и по своему местоположению он гораздо удобнее, чем Дворец культуры на Жилплощадке. Адвокаты, прокуроры и председательствующий допросили 8 человек, которые стали свидетелями того, как 11 марта 2015 года неожиданно всполыхнул ТЦ и за считаные часы превратился в пепелище.

Мария Матвеева, первый приглашенный свидетель, рассказала, как в тот день раздавала рекламные материалы перед первым входом в торговый комплекс. Женщина стояла спиной к «Адмиралу», раздавая листовки прохожим. «В один прекрасный момент, где-то около 12 часов дня, я просто развернулась и увидела, что над козырьком внутри стыка, где металлические листы, бежит маленький огонек», — вспомнила свидетель. Так начал гореть пристрой, откуда огонь распространился дальше. По словам Матвеевой, люди начали суетиться, снегом закидывать огонь. «Я видела, что все уже выходит из-под контроля, это ненормально. Идет пламя, начинает распространяться, надо вызывать помощь», — вспоминала произошедшее свидетель. Причем, прежде чем набрать 01, она позвонила администрации.

После ее звонка, примерно через 10–15 минут, приехало «два или три пожарных расчета». Уйти женщина не смогла, поскольку пожарные машины перегородили парковку. В районе обеда рухнула крыша, пришлось срочно вызывать скорую. «Я, конечно, не специалист, но было ощущение, что горело внутри, под кровлей. Пожарные не смогли сломать края, и пламя от пристроя начало переходить на основное здание. Начал уже гореть угол ближе к основному зданию. Потом уже [перешло] на крышу. Тушили, тушили, горело, горело... и упало уже бетонное перекрытие», — так Матвеева описала разворачивающиеся события.

Мария Матвеева: «Граждане до последнего пытались спасти свое имущество» Мария Матвеева: «Граждане до последнего пытались спасти свое имущество»

Несмотря на то что полиция пыталась удерживать людей, продавцы прорывались внутрь. «Граждане до последнего пытались спасти свое имущество», — повторила Матвеева то, что уже неоднократно заявляли как потерпевшие, так и другие свидетели.

После допроса прокурора Анастасии Селиваненко защитник гендиректора ООО «Заря» Гусейна Гахраманова поинтересовался, кто именно пытался тушить пожар до приезда огнеборцев. «Частично это сотрудники администрации „Адмирала“ и работники точки с коврами», — ответила ему Матвеева. Звуков взрыва она не слышала, но хлопок, по ее воспоминаниям, до обрушения крыши раздался.

Галим Каримов, работавший замдиректора ЧОП «Гранит», поделился своим видением произошедшего. Именно это охранное предприятие обслуживало «Адмирал», то есть открывало и закрывало торговый центр, занималось пресечением правонарушений. Каримов сообщил, что в случае чрезвычайного происшествия ЧОП обязано оповестить находящихся в помещении, произвести эвакуацию и вызвать соответствующие службы.

В «Адмирале» 11 марта 2015 года дежурило 8 постов ЧОПа. После совещания один из охранников по рации сообщил о задымлении в пристрое. Каримов заявил, что сразу после сигнала сотрудники позвонили пожарным и принялись тушить огонь. О пожаре и опасности охрана объявила громким голосом. Централизованного оповещения не было.

— Дальше прибыли пожарные, приступили к тушению, — сказал Каримов.

— Потушили? — спросила Селиваненко.

— Вы же знаете, — недоумевал свидетель, на что судья Феликс Сабитов попросил отвечать на вопросы прокурора.

Происходило тушение, но пожар распространялся в сторону железнодорожных путей. Свои действия Каримов описал так: «Огнетушитель объемом 40 литров притащили — начали им тушить, потом подключили рукава к гидрантам — ими начали тушить. Затем нас всех оттуда выгнали».

Селиваненко, в свою очередь, зачитала, что появилась информация о возможном обрушении крыши, поэтому все охранники покинули помещение. Каримов пояснил, что об этом им сообщил прибывший сотрудник МЧС.

«Проблем с электричеством в торговом центре не было, разве что лампочки перегорали» «Проблем с электричеством в торговом центре не было, разве что лампочки перегорали»

«ЗАМЕТИЛ ЗМЕЙКУ ОГНЯ МЕЖДУ ПОТОЛКОМ И СТЕНОЙ!»

Позднее в суде были допрошены остальные охранники, дежурившие в «Адмирале» в день катастрофы. Андрей Горшков, к примеру, детально изложил, как произошла смена охраны на обед, и отметил, что после этого раздался женский крик. «Назвали чье-то женское имя. У тебя, говорит, дым идет. Заметил змейку огня между потолком и стеной», — заявил Горшков. Первый зал он называл новым. Мужчина схватил огнетушитель и начал тушить пламя. Кроме того, он выключил свет через щиток. Эвакуация проходила через боковые и центральные двери. К тому моменту в помещении уже стоял черный дым.

Попытки Горшкова не пускать предпринимателей в помещение также не удались.

Эдуард Маркелов, в отличие от коллег, узнал за решеткой Гахраманова и дополнил общую картину тем, что у первой пожарной машины произошла некоторая заминка во время тушения.

Грузчик Фархат Рахимов работал в «Адмирале» со дня открытия. По торговым местам он в том числе возил огнетушители. Несмотря на то что в ТЦ висели плакаты со схемой эвакуации, инструктаж по технике пожарной безопасности не проводился. О пожаре свидетель узнал от своего знакомого. «Мне позвонил знакомый, спросил, правда ли, что „Адмирал“ горит. Я отлучался, был на вокзале, но быстренько прибежал и увидел, что павильон с коврами рядом с кухней горит», — заявил грузчик. От других людей он узнал, что причиной возгорания стали работы. Сам он ничего подобного не видел. Только уже в кабинете следователя ему показали видеозапись, на которой видно, как рабочие выносили газовые баллоны с крыши.

Марс Нысыбуллин работал в «Адмирале» электриком. Проблем с электричеством в торговом центре не было, разве что лампочки перегорали. Во время возгорания свидетель был в подсобке. Центральное оповещение хоть и предусмотрено, но 11 марта 2015 года его не было. О ремонтных работах свидетель лишь слышал, но лично не видел. Обрушений, по словам Насыбуллина, было несколько.

«Систему пожаротушения мы не стали делать, так как у Гахраманова не было денежных средств для работ» «Систему пожаротушения мы не стали делать, так как у Гахраманова не было денежных средств для работ»

5 МИЛЛИОНОВ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ИЗ 80 НЕОБХОДИМЫХ

Несмотря на то что процесс о пожаре в «Адмирале» находится на стадии допроса свидетелей, следующее заседание, которое состоялось 16 марта, началось с вызова к трибуне потерпевшего Мавлонжона Мавлонова. Предприниматель торговал в бывшем здании завода «Серп и Молот» с марта 2014 года, ежемесячно платил за свою точку во втором зале 25 тыс. рублей. Договор был заключен с ООО «Армада» — субарендатором ООО «Заря». Из подсудимых Мавлонов узнал Гахраманова и Наджафова. «На рынке все друг друга знают», — объяснил он свое знакомство с главными фигурантами дела.

Следующим был опрошен свидетель — замдиректора ООО «Спутник безопасности» Тавис Калимуллин. По его словам, из руководства «Адмирала» он общался с Гахрамановым. В компетенции «Спутника безопасности» входили инженерная система, отопление, водоснабжение, пожаротушение и система видеонаблюдения. Помимо «Адмирала» компания курировала «Корстон» и «Мегастрой». «Сам лично выезжал на объект», — заявил свидетель. По его словам, к тому времени торговый комплекс уже был действующим. «Частично смонтированы сигнализация, система оповещения, разводка труб по пожаротушению», — пытался вспомнить предоставленные услуги Калимуллин. При этом он подчеркнул, что выполнена была только часть работ, поскольку требовалась оплата.

— Правильно ли я поняла, что на том этапе, что вы сделали, разводка труб пожаротушения не работала бы и не тушила бы? — спросила у Калимуллина адвокат Рушана Камалова.

— Она бы работала, но не в полном объеме, — ответил свидетель.

Прокурор Ольга Зарипова не стала мучить свидетеля вопросами и ходатайствовала огласить ранее данные показания. «В ходе изучения объекта я очень удивился, что вода для тушения поступала фактически из бытового крана диаметром 15 миллиметров, хотя по всем правилам должно было быть два обвода диаметром от 100 до 200 миллиметров. Я спросил Гахраманова, почему у него такой малый источник для поступления воды при пожаре. Он пояснил, что в этом не разбирается», — говорилось в материалах. Установка системы пожаротушения и пожарной сигнализации стоила около 28 млн рублей, о чем представитель «Спутника безопасности» и доложил гендиректору ООО «Заря».

Осматривая торговый центр, Калимуллин обнаружил неисправность системы пожаротушения, отсутствие резервуаров с водой, не было нужного давления для вывода воды, как и огнезащиты металлоконструкций. В списке нарушений также было отсутствие разделения на противопожарные отсеки и системы дымоудаления. Кроме того, над торговыми точками располагались склады с вещами.

В 2015 году фирмы «Заря» и «Спутник безопасности» заключили договор на 5 млн рублей. «Была смонтирована система автоматической пожарной сигнализации и система оповещения, эвакуации людей при возгорании. Систему пожаротушения мы не стали делать, так как у Гахраманова не было денежных средств для работ», — зачитала гособвинитель показания Калимуллина.

Трубная разводка не действовала, к ней попросту не было подвода воды. Уже во время проверки Калимуллина с прокуратурой присутствовал инженер ASG, который сказал, что вода на данный момент отключена. Его, в свою очередь, согласно показаниям, предупредили о том, что необходимо установить насосы и подключить резервуары с водой. Полная безопасность «Адмирала» обошлась бы, по мнению свидетеля, ориентировочно в 80 млн рублей.

Несамостоятельность Гахраманова, упомянутая в зачитанных показаниях, стала зацепкой для его адвоката Марата Хусаинова. В итоге он добился своего и получил подтверждение того, что его подзащитный брал время перед тем, чтобы принять предложение.


СИСТЕМНАЯ АНАТОМИЯ «АДМИРАЛА»

ЭПУ «Казаньгоргаз» также курировало «Адмирал». От его имени в суде выступил главный инженер Фагим Ильясов. В 2014 году было обнаружено, что застраивается газопровод у четвертого входа. Такой вид газопровода не может проходить по фасаду, торговый комплекс подразумевает пребывание внутри большого количества людей, что, мягко говоря, небезопасно. Арендаторы должны были перенеси его в другое место за свой счет, однако этого не произошло, газопровод переходил в котельную «Казэнерго» без всякого согласования. 23 октября 2014 года «Казангьгоргаз» направил жалобу в комитет земельно-имущественных отношений, затем — в администрации Кировского и Московского районов. Те, в свою очередь, адресовали письмо Гахраманову. Но вопиющие нарушения так и не были исправлены, а рычагов воздействия на руководство ТЦ у Ильясова, как он сообщил в суде, не было.

Следующий свидетель, Александр Куропятник, был приглашен на заседание в качестве специалиста. Вопросов ему задавать не пришлось. Ведущий специалист службы промышленной и пожарной безопасности ООО «Газпром трансгаз Казань», кажется, знал всю подноготную «Адмирала». На вопрос прокурора Зариповой он сразу пояснил, что работы с применением открытого огня относятся к работам повышенной опасности.

— Может ли работать торговый центр в таком режиме? — поинтересовалась гособвинитель.

— В правилах пожарной безопасности удаления людей в обязательном порядке не прописано, — ответил Куропятник.

В идеале работы должны были проходить в противопожарном отсеке, но таковых в торговом центре не было.

По словам эксперта, здание, будучи заводом, относилось к категории Д (размещались негорючие материалы). Реконструкция же перевела его в категорию В2, то есть строение стало пожароопасным.

Эксперт также поделился своим предположением относительно того, что во время пожара была повреждена одна из опорных колонн. «Незащищенная металлическая конструкция приравнивается к деревянной. То есть что бревно, что металл рухнет через 15 минут. Внутри, кроме бетонных полов и металла, были еще листовые металлические стены и перегородки. Как понимаю, внутри данного здания построили этажерку», — сообщил Куропятник.

По его мнению, один из бетонных столбов за счет деформации металла наверху и настроенных этажерок получил боковую деформацию. «Колонна переломилась пополам. Вместе с ней все бетонные плиты на кровле начали падать», — восстановил картину произошедшего эксперт.

Он, как и Ильясов, подтвердил, что собственник ТЦ должен был обратиться с просьбой о переносе газопровода.

Напомним, первое открытое судебное заседание по уголовному делу о трагедии в торговом центре «Адмирал» состоялось 9 марта, на нем в обязательном порядке присутствовали 12 подсудимых, все они обвиняются в причастности к пожару в ТЦ «Адмирал», который произошел 11 марта 2015 года. Сначала загорелся пристрой у торгового центра, затем огонь перекинулся на все здание. Конструкция не выдержала — обвалилась часть кровли. Под завалами погибли 19 человек, еще 61 получил травмы различной степени тяжести. Общая сумма материальных претензий составила 1,4 млрд рублей, в денежном выражении требования по компенсации морального вреда достигли 11,2 млрд рублей. Следующее судебное заседание назначено на 21 марта.