Первый день автомобильного форума TIAF-2018 прошел на позитивной ноте: продажи в России, наконец, выросли почти на 12% до 1,6 млн авто. Эксперты спрогнозировали, что для легковых машин положительная тенденция продлится вплоть до 2021 года, но озаботились спадом в сегменте автобусов. О том, кто будет строить в Тюлячах завод СПГ за 3 млрд рублей и чего просит от властей белорусско-татарстанское производство грузовиков в Елабуге, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Открывая форум, Рустам Нигматуллин назвал Татарстан одним из ведущих промышленных центров России
СТАРЫЙ НОВЫЙ ЗАВОД СПГ В ТЮЛЯЧАХ ЗА 3 МЛРД РУБЛЕЙ
Сегодня в Казани открылся четвертый международный автомобильный форум TIAF supported by Automechanika Kazan 2018. Мероприятие стало уже традиционным для столицы Татарстана, ежегодно его посещают первые лица республики. В этот раз местное правительство представлял первый заместитель премьер-министра РТ Рустам Нигматуллин. Открывая форум, он назвал Татарстан одним из ведущих промышленных центров России. «Республика запускает новые производства, растет локализация компонентов и автоузлов, сформирован целый автомобильный кластер», — подчеркнул Нигматуллин, добавив, что доля республиканского автопрома от общего объема промышленности в РТ составляет около 12%.
Впервые за много лет проведения форума прозвучала долгожданная фраза о том, что российский автомобильный рынок, наконец, начал расти. «Наше мероприятие происходит на фоне растущего автомобильного рынка. Мы наблюдаем, как развивается этот рынок. Мы видим в последние время каждый месяц около 30 процентов роста — и это радует всех участников автомобилестроительной отрасли», — заявил гендиректор ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Франк Шауфф, сразу дав понять, что мероприятие пройдет на позитивной волне.
Далее делегация в составе Нигматуллина, Шауффа и вице-президента Messe Frankfurt GmbH, бренд-менеджера Automechanika Михаэля Йоханнеса прошла на осмотр выставки. Первой и чуть ли не главной звездой выставки стала ГК «РариТЭК», о которой упоминал практически каждый представленный на выставке участник. Компания, напомним, существует на рынке уже 17 лет и за это время разработала линейку собственных двигателей RGK, продолжает производство вентилей. Но самое интересное — она разрабатывает совместно с ГК «Росатом» и ООО «Газпром газомоторное топливо» производство газовых баллонов на территории РТ. Ранее инвестиции в этот проект оценивались на уровне 150–200 млн рублей.
Первой и чуть ли не главной звездой выставки стала ГК «РариТЭК»
Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) продемонстрировал свой новый коммерческий автомобиль «УАЗ Профи», который доработан компанией «РариТЭК» газовым оборудованием на метане. Представитель ТД «МТЗ-ЕлАЗ» напомнил, что буквально весной 2017 года президент РТ Рустам Минниханов встречался с премьер-министром Беларуси Андреем Кобяковым, где они договорились о создании промышленного кластера с привлечением всех предприятий министерства промышленности Беларуси на площадку в Елабуге. Первыми заходит в Закамье ОАО «МАЗ» — компания поставит на шасси «МАЗа» газодизельную технику совместно с «РариТЭК». Сегодня МТЗ-ЕлАЗ показал гостям новые кабины, произведенные полностью на их площадке. В этом году планируется собрать 100–150 кабин, которые раньше приходилось закупать.
«Мы бы хотели также продолжить работу, чтобы у нас было полноценное производство, в области возврата материальных затрат — так называемый утильсбор. Данный вопрос на сегодняшний день не решен, он очень большой. Мы в очередной раз получили отказ от минпромторга РФ... Как бы ни печально было сказано — производство будет свернуто, потому что смысла нет», — грустно признал представитель МТЗ-ЕлАЗ.
Пожалуй, наиболее примечательным оказался проект компании «ТопГаз» — по строительству комплекса по сжижению природного газа на территории Тюлячинского района. «Применение природного газа набирает все больше оборотов по миру. К сожалению, наша страна далека от мировых позиций. Всем известно о строительстве крупнотоннажных заводов „Ямал СПГ“, „Сахалин“. Наша компания представляет малотоннажный комплекс производительностью 6 тонн в час — 50 тысяч тонн по году», — доложил Марк Богослов. Общие инвестиции в проект составят порядка 3 млрд рублей. Сейчас на месте строительства завода идут изыскательные работы. Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию — третий квартал 2019 года.
Напомним, что в 2014 году компания уже запускала в Тюлячинском районе аналогичный проект. Однако, по словам представителя «ТопГаза», в тот раз не удалось получить финансирования со стороны Газпромбанка, в этот раз будут частные инвестиции немецких компаний PVDP и Nawaeo Bioenergi AG.
УАЗ продемонстрировал свой новый коммерческий автомобиль «УАЗ Профи»
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК НА ВЗЛЕТЕ, НО ВСЕ ЕЩЕ НЕ ДОГНАЛ ДОКРИЗИСНЫХ ВРЕМЕН
На самом пленарном заседании участники форума продолжили говорить о перспективах российского рынка. Шауфф заявил, что российские продажи за 2017 год выросли на 11,9%. По данным АЕБ, годовой результат продаж легковых авто по итогам 2018 года составил 1,58 млн автомобилей. Директор маркетингового агентства НАПИ Татьяна Арабаджи поддержала своего коллегу, тем не менее она заявила, что все-таки на показатели 2013 года рынок легковых автомобилей не выходит: тогда в России было продано 2,94 млн машин. «Мы отстаем по продажам авто от 2013 года на 41 процент, по производству — на 30 процентов», — подчеркнула эксперт. В следующем году, по прогнозу аналитика, рынок продажи автомобилей вырастет на 10–14%, по производству — на 4–9%. Положительная тенденция продолжится вплоть до 2021 года.
По словам Арабаджи, основным успехом российского рынка можно назвать то, что здесь продается 86% локально собранных автомобилей. «Кроме того, у нас есть очень большой сегмент — продажи подержанных авто, которые значительно превосходят рынок новых», — обратила внимание эксперт. Если говорить о сегментах российского рынка, то 75% в производстве легковых авто занимают иномарки. «Сейчас сокращается доля российских авто, в то же время растет доля производства KIA, Volkswagen, Renault, Nissan и Toyota», — рассказала директор агентства.
Несколько иная ситуация с грузовыми автомобилями: здесь динамика значительно лучше, чем в легковом сегменте. Отставание от продаж 2013 года — всего 24%, а по производству — 11%. «На этот год также ожидаем роста продаж грузовых автомобилей — порядка 11 процентов», — спрогнозировала Арабаджи. По-прежнему половину рынка занимают грузовики российских брендов — «КАМАЗ» и «ГАЗ». «Много иностранных площадок, но они не составляют конкуренцию российским брендам», — признала эксперт.
Пожалуй, самый негативный тренд наблюдается на рынке автобусов. «Автобусный сегмент очень сложный, он в значительной степени зависит от госзакупок. Очень сильно рынку помогала программа перевода на газомоторную технику. Рынок начал падать раньше всех, и в 2017 году отставание от 2013-го составляет 20 процентов. На 2018 год ожидаем небольшой рост — на уровне 5 процентов», — предрекла Арабаджи, но в то же время сама себя поправила, что может быть и негативный тренд — снижение на 2%.
Реально сократился импорт по всем видам техники, аналогичная ситуация и с экспортом. «Есть успехи по автокомпонентам — вырос экспорт автокомпонентов в страны ЕС», — обратила внимание эксперт. «Цифры и по производству, и по экспорту по сравнению с 2013 годом пока не радуют», — признал и управляющий директор по клиентской работе и андеррайтингу Российского экспортного центра (РЭЦ) Никита Гусаков. Хотя сравнение с 2016 годом однозначно позитивное: по словам Гусакова, экспорт по автомобильной промышленности, в том числе автокомпонентов, составил чуть более $3 млрд, что больше 2016 года на 30%. Он отметил, что более 1 млрд рублей экспорта поддержал именно РЭЦ. Среди ключевых клиентов оказался КАМАЗ, который, как отметил московский гость, заключил «прорывную сделку» с Кубой на 150 млн евро.
Компания Ford-Sollers выпустила более 33 тыс. автомобилей и 20 тыс. двигателей
РЫНОК ТАТАРСТАНА РАСТЕТ: ГЛАВНЫЙ ДРАЙВЕР — КАМАЗ
Замминистра промышленности и торговли РТ Ильдар Мингалеев рассказал слушающим о ситуации на рынке республиканского автопрома. Автомобильная отрасль РТ в 2017 году заработала порядка 265 млрд рублей, в то время как в 2016 году было 193 млрд рублей. Из них 74% составляет производство автомобилей, остальное — автокомпоненты. В целом по отношению к 2016 году рост производства в республике составил 37%. Основный драйвером роста остается КАМАЗ, который выпустил в прошлом году 38,6 тыс. грузовиков, объем продукции — более 130 млрд рублей. В 2018 году предприятие планирует выпустить более 40 тыс. автомобилей. В то же время республика питает большие надежды на совместное производство КАМАЗа и Daimler по выпуску грузовых кабин за 200 млн евро, которое должно запуститься в 2019 году. Компания Ford-Sollers, по словам Мингалеева, выпустила более 33 тыс. автомобилей и 20 тыс. двигателей.
Несмотря на то что участие гендиректора ПАО «КАМАЗ» Сергея Когогина было заявлено в изначальной программе форума, выступление руководителя камского автогиганта так и не состоялось. Так что единственным представителем татарстанского автомобильного рынка на форуме стала финансовый директор «Даймлер КАМАЗ Рус» Оксана Карахова. Она рассказала, что 2017 год стал самым успешным для компании начиная с 2010-го. В 2017 году продали 7 196 грузовых авто, притом что в 2016-м — всего 3 336 единиц.
«У нас были отличные результаты на историческом максимуме по продажам грузовых автомобилей марки Mercedes-Benz, Fuso, автобусов Setra, также были рекордные показатели по продаже запчастей, телематических устройств, сервисных контрактов. Мы продали более 7 тысяч грузовых автомобилей, и хотелось бы отметить, что итоги оказались выше наших ожиданий, которые были в начале 2017 года», — призналась Карахова. В беседе с журналистами она пояснила: «Рост продаж связываем с отложенным спросом и укреплением рубля... На 2018 год мы немножко увеличим свои прогнозы, тем не менее полагаем, что рынок будет примерно на таком же уровне, как и в 2017 году».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.