Вчера в рамках V форума «Время кино» в торгово-промышленной палате прошла публичная защита картин молодых кинорежиссеров В рамках V форума «Время кино» в торгово-промышленной палате прошла публичная защита картин молодых кинорежиссеров

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КИНО

Питчинг в переводе с английского pitch означает «выставлять на продажу», а в нашем случае — презентацию проектов с целью нахождения инвесторов, готовых этот самый проект финансировать. 30 марта в рамках V форума «Время кино» в ТТП РТ прошло подобное мероприятие вполне себе федерального уровня. Питчинг проводился в рамках проекта молодежного центра союза кинематографистов России «Всероссийский питчинг дебютантов» при поддержке фонда президентских грантов. Всего на форум поступило более 150 заявок из 11 активных кинорегионов России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Уфа, Ижевск, Екатеринбург и т. д.), но к финалу пришли, конечно, единицы. В итоге победные 60 тыс. рублей распределялась в трех номинациях: лучший игровой короткометражный проект, лучший документальный проект и лучший игровой полнометражный или сериальный проект.

«Всероссийский питчинг дебютантов в прошлом году прошел в 15 регионах, в этом масштаб, конечно, чуть поменьше, — говорит исполнительный директор молодежного центра СК РФ Дмитрий Якунин. — Когда мы начинали этот проект в Москве в рамках московского кинофестиваля, не очень понимали, насколько успешным он получится. Затем инициативу подхватили ребята в Уфе, в Иркутске, начали проводить региональный питчинг. И в прошлом году эта история развилась в большой проект». По словам Якунина, деятельность по поддержке кино в регионах была поддержана и на самом верху. Не так давно вышло поручение Владимира Путина о развитии региональных продюсерских центров, что может вывести уровень кинематографа за пределами МКАД на совершенно новый уровень. «Сейчас регионального кино фактически не существует на карте, — уверяет Якунин. — Его нет в прокате. Но через три-пять лет из регионов появится много интересных короткометражек, документальных и игровых картин».

Сам глава союза кинематографистов РФ Никита Михалков поприветствовал молодежь с экрана, также отметив, что подобные мероприятия — это реальная точка отсчета российского дебютного кино. Экспертами питчинга, помимо Якунина, выступили сопредседатель правления молодежного центра СК РФ Филипп Абрютин, продюсер кинокомпании «Марс Медиа» Николай Ларионов, руководитель финансово-производственного отдела Фонда кино Вадим Потапов и многие другие.

Проекты, которое презентовали на форуме, оказались в разной степени готовности. У кого-то из авторов материал уже снят и даже смонтирован, но не хватает денег на раскрутку или постпродакшн, а у кого-то есть идея, есть команда, но самого главного —сценария — пока еще нет. Да и сами презентации были разного уровня. Кто-то действительно грамотно расписывал сценарий и то, как режиссер видит жизнь картины после того, как она будет готова, а кто-то рассказывал экспертам некие научные исторические сведения, не совсем относящиеся к самой работе.

Дмитрий Якунин: «Сейчас регионального кино фактически не существует на карте» Дмитрий Якунин: «Сейчас регионального кино фактически не существует на карте»

60 ТЫСЯЧ НА «ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»

О чем же хотят снимать кино молодые кинорежиссеры? Сложилось ощущение, что мало кто из них готов говорить на киноязыке о современном городе — всех почему-то тянет в деревню. После очередной подобной презентации кто-то из членов жюри даже пошутил, что по итогам татарстанского питчинга надо создавать деревенский киноальманах. Поэтому документальный проект казанца Тимура Садыкова «Частота 843, или Карта звука и тишины» немного выбивалась из общей массы презентаций. По словам самого режиссера, проект исследует звуковую городскую среду, что такое звук не в научном понимании, а как явление социальное, которое придает любому действию смысл. «Очень важно выяснить, как звучит мегаполис, есть ли у него общее звучание, свое лицо. Как звучит рассвет, полдень, вечер, — говорит Садыков. — В проекте задействованы не только те, кто придумывает звук с неким новым смыслом, но и тишина — это продолжение звука. К проекту привлечены слабослышащие музыканты, рассказывается их видение, как они представляют себе звук». Режиссер хочет также оценить Казань и с точки зрения «архитектуры камня». Поскольку в свое время Федор Шаляпин называл столицу Татарстана большой оркестровой ямой, Садыков решил посмотреть на здания города через музыкальный аспект.

Все бы ничего, однако хронометраж фильма составляет 70 минут, а бюджет как минимум 5 млн рублей. Жюри верно подметило, что с такой продолжительностью проект не купит ни один телеканал, хотя в качестве фестивального продукта он вполне сойдет. На вопрос о будущем картины Садыков ответил, что были переговоры с почившим каналом 24 Doc, а дальше целей пока он не разрабатывал. Тогда жюри посоветовало ему добавить социального контекста, как в тюменском  ролике «Симфония нашего города», и решило не давать главный приз.

Проект «Уоле» из Екатеринбурга Ольги Дудиной и вовсе показался малопонятным. Здесь решили снимать кино про уральское общество любителей естествознания, которое появилось еще в XVIII веке. Как ни просило жюри рассказать о концепции самого фильма, автор упорно рассказывала про «Уоле», какое оно замечательное и чем примечательное. А позже и вовсе выяснилось, что она хочет снять не кино, а телефильм. 

О чем же хотят снимать кино молодые кинорежиссеры? Сложилось ощущение, что мало кто из молодежи готов говорить на киноязыке о современном городе. Всех, почему-то тянет в деревню О чем же хотят снимать кино молодые кинорежиссеры? Сложилось ощущение, что мало кто из молодежи готов говорить на киноязыке о современном городе — всех почему-то тянет в деревню

Зато следующий документальный проект действительно заслужил большое уважение присутствующих. Казанский режиссер Светлана Ахмедзянова решила снять кино «Второе дыхание» о людях, переживших трансплантацию легких. О тех, кому другой человек подарил в буквальном смысле новую жизнь, поскольку по состоянию здоровья многие просто бы не выжили без этой операции. Сама режиссер прийти на питчинг не смогла, поэтому проект представляли ее коллеги, также работающие над проектом.

Летом у них намечена экспедиция на Алтай для 7 человек, которым пересадили легкие. Ежегодно в России в подобной операции нуждаются около 30 тыс. человек, однако на операционный стол попадают лишь около 20 пациентов в год. Сама по себе процедура очень сложная, новые органы приживаются с трудом, и необходимо соблюсти большое количество нюансов, чтобы все прошло успешно. Авторы отобрали трех героев с разной судьбой, которые и будут преодолевать сложности экспедиции, дабы проверить возможности своего организма. Получиться должно эдакое документальное реалити-шоу, для осуществления которого не хватает 2,8 млн рублей. Жюри сочло, что 60 тыс. победителю секции документальных фильмов «Второму дыханию» не помешают, и даже предложили помочь пробить этот проект в российское минкультуры на предмет финансирования, поскольку экспедиция состоится уже через несколько месяцев.  

Документальное кино казанца Тимура Садыкова «Частота 843 или карта звука и тишины» немного выбивался из общей массы презентаций Документальный проект казанца Тимура Садыкова «Частота 843, или Карта звука и тишины» немного выбивалась из общей массы презентаций

ЕВГЕНИЯ ЦЫГАНОВА И ПЕТРА МАМОНОВА ХОТЯТ ЗАГНАТЬ В ГОРШОК

В короткометражках тоже было разнообразие тематики. «Падение» из Тюмени Шамиля Агаева по жанру является триллером со сложным закрученным сюжетом про месть и самоубийство. «Бла-бла-бла, или Личное дело Николая» Игоря Белошевского — история про деревенского балагура, у которого наступает кризис среднего возраста и он не знает, что с ним делать, поэтому донимает своих односельчан. В какой-то момент герой отваживается помочь своему соседу по огороду избавиться от кротов, которые его атакуют. В норку запускают газ, и кто-то из героев подносит спичку... Режиссер уже успел получить предварительное согласие от актера Александра Панкратова-Черного, у которого кризис среднего возраста прошел уже давно, на участие в проекте.

В итоге победителем стал проект «Горшок», который представлял Дмитрий Николаев — выходец из Лениногорска, проживающий сейчас в Москве. Это странная семейная комедия с бюджетом в 500 тыс. рублей. На одну из ролей режиссер планирует пригласить звезду театра и кино Евгения Цыганова, а в образе слепого старца видит самого Петра Мамонова

Начинается «Горшок» невинно. Деревенские дети предоставлены сами себе, и один из братьев надевает на голову горшок. Сначала его пытаются расколоть палкой, однако от этого чугунок надевается на голову ребенка еще сильнее. Ситуация напрямую отсылает нас к аналогичной репризе Михаила Задорнова, но там речь шла про лампочку, которую зачем-то взрослый мужик засунул себе в рот. Дети бегут к взрослым, которые празднуют юбилей. Естественно, каких только способов снятия посуды с головы под горячительное придумано не было, в итоге принимается решение ехать на лодке в пункт МЧС. Но судно по какой-то причине едет в противоположную сторону, герои останавливаются в глухой деревне, а горшок мальчику снимает тот самый слепой старец. Мораль картины в том, что ребенок ,проведя в темноте один день, проникается к старику, который в темноте проводит всю жизнь... «Большинство работ сегодня носит негативный оттенок: убийства, самоубийства, наркомания. У нас история добрая, семейная, детская, — говорит Николаев. — В России мало подобного снимается, но интерес к этому есть».

«Падение» из Тюмени  Шамиля Агаева по жанру является триллером со сложным закрученным сюжетом про месть и самоубийство «Падение» из Тюмени Шамиля Агаева по жанру является триллером со сложным закрученным сюжетом про месть и самоубийство

С НАДЕЖДОЙ НА ШАЙМИЕВА

Сложнее всего выбрать победителя было в полном метре — настолько разными были представленные концепции картин. Уже известный казанский режиссер Ильшат Рахимбай представил свой проект «Алмачуар». История такова: мальчик живет в татарской деревне, у него нет друзей, с отцом отношения не заладились, и вот покупают родители как-то кобылу, которая рожает на свет жеребенка. Мальчик вкладывает в него всю душу, растит скакуна, чтобы победить на Сабантуе, взрослеет вместе с ним. Заканчивается же картина немного печально: молодой человек самостоятельно убивает своего любимца, чтобы тот не мучился. И эта картина стоимостью в 15 млн, по мнению Рахимбая, для «двенадцатиплюсного зрителя». На замечание, что за такие деньги снять хорошие сцены с лошадьми будет практически невозможно, да и сама процедура довольно опасная, режиссер ответил, что его эта история захватила полностью и он не может теперь ни спать, ни есть. Позже Рахимбай признался, что идея понравилась некоторым чиновникам в аппарате президента, в руководстве «Татаркино»,а на днях планируется встреча с Минтимером Шаймиевым на эту тему.

На это один из членов жюри глава союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров резонно заметил: «То есть если кому-то что-то нравится в правительстве, давайте только про это и снимать? Есть такая тенденция сегодня». Ягафаров отметил, что Рахимбай стоит на пороге съемок хорошего полноценного полного метра, таланта должно хватить, но предупредил, что с такой конъюнктурщиной можно и осечься... Денег на проект жюри питчинга решило не давать.

Сложнее всего выбрать победителя было в полном метре, уж настолько разными были представленные концепции картин Сложнее всего выбрать победителя было в полном метре —настолько разными были представленные концепции картин

 «ПОДОЙТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СУДЬБАМ КАК КАКОМУ-ТО ХАРДКОРУ — ДЛЯ МЕНЯ ЭТО СТРАННО»

Режиссер Алина Кузьмина начала презентацию фильма «Кахексия» кадрами начала 20-х годов прошлого века, на которых изображены те, кто пострадал во время голода в Поволжье.  

Идея у девушки и ее команды оказалась хоть и не новой, но увлекательной. Молодой аспирант предлагает своим студентам за автомат по всем предметам участие в научном эксперименте — попробовать поголодать в закрытом помещении, но только до той стадии, пока это не вредит организму. Студенты соглашаются, отправляются в бункер, но в назначенный момент за ними никто не приходит. Вследствие длительного голодания у них начинаются психологические и физические проблемы: они перестают отличать реальность от вымысла и перемещаются в 1921 год, когда в Поволжье царил голод. Причем режиссер планирует реконструировать реальные события, которые происходили в то время, а за основу идеи взята картина «Мы из будущего», где современные молодые люди перемещаются во времени  и попадают в годы Второй мировой войны.

«Проект достаточно резковатый, — признался Ягафаров. — Поволжский голод — тема сложная. Подойти к человеческим судьбам как к какому-то хардкору — для меня это странно. Я боюсь, что следующий аналогичный проект будет про Волжскую Булгарию. Понимаете, куда мы с этим фильмом придем и что мы там увидим? Это кино может быть снято только для интернета, в прокате вряд ли возможно собрать кассу». «Конечно, это тебе не деревенские пейзажи снимать, — раздраженно отреагировал кто-то в зале. — Они по-любому кассу соберут...»

«Это не фильм ужасов, там не будет трэша или того, что мы играем на этих судьбах. Акцент будет сделан больше на психологии,  мы проводим своеобразную параллель, когда в то время люди были вынуждены голодать, и между событиями современности, когда люди добровольно соглашаются на этот голод. У нас миллионы людей вовлечены в диеты», — отвечала Кузьмина. Но жюри было непреклонно. Эксперты заявили, что сложно будет найти актеров, готовых голодом довести себя до нужной степени худобы, но если этого не сделать, зритель попросту не поверит в эту историю. К слову, у режиссера Кузьминой в 2016 году вышел зомби-апокалипсис «Вирион», который в сети набрал сегодня около полумиллиона просмотров.

60 тысяч для кинопроекта – это капля в море. Но тем не менее. может быть один из представленных проектов все же доберется в свое время до экрана 60 тыс. для кинопроекта — это капля в море. Но тем не менее, может быть, один из представленных проектов все же доберется в свое время до экрана

В итоге победителем конкурса стал скромный замысел (сценария у проекта нет) Оксаны Синчуговой под названием «Леша, который хотел стать Горьким». К слову, презентация была подготовлена на высоком уровне, это, возможно, и подкупило жюри. По словам создателей, фильм должен стать интересным для молодежи и интеллигенции. По замыслу, московского актера засылают в Казань, чтобы тот получше узнал, как здесь жил Максим Горький, дабы лучше вжиться в будущую в роль. Однако режиссер не знает, что сам актер родом из Казани и буквально сбежал из столицы Татарстана от своих проблем. В ходе процесса молодой человек погружается в атмосферу жизни писателя, попутно решая и свои трудности.

«У нас много фильмов про становление спортсменов, но нет на экране ничего про творческого человека, про то, какой тяжелейший путь он проходит для восприятия роли», — говорит Синчугова. Она хочет показать не типичную Казань, не ту, которая изображена на открытках, а наполнить ее атмосферой по аналогии с фильмом «Прогулка» Алексея Учителя. Бюджет будущей ленты — 2,1 миллиона.

Жюри согласилось с доводами, отметив, что иностранцы в большинстве своем знают о Казани по двум фамилиям — Шаляпина и Горького. Так что можно снять действительно хорошее кино. Но Казань очень быстро меняется, поэтому некоторые натурные съемки, скорее всего, нужно будет делать в Чистополе и Елабуге, которые видимо, по мнению работников киноотрасли, меняются не так стремительно.

Понятно, что 60 тыс. для кинопроекта — это капля в море. Но тем не менее, может быть, хотя бы один из представленных проектов все же доберется до киноэкранов. По крайней мере, молодым режиссерам будет куда стремиться.