Вечером 27 февраля туда поочередно заехали три грузовых автомобиля, в кузова которых были загружены так называемые «еврокубы» — полиэтиленовые емкости вместимостью около 1 тыс. литров каждая Вечером 27 февраля туда поочередно заехали три грузовых автомобиля, в кузова которых были загружены так называемые еврокубы — полиэтиленовые емкости вместимостью около 1 тыс. литров каждая / Фото предоставлено специалистами управления минэкологии РТ

«ЕВРОКУБЫ» С ЯДОМ

Предотвратить нанесение значительного ущерба природе удалось специалистам юго-восточного территориального управления минэкологии РТ.  По горячей линии они получили сообщение о том, что на территории Русско-Акташского полигона ТБО некие лица планируют захоронить несколько тонн токсичных отходов. Источник экологов сообщал, что для захоронения химических веществ высокого класса опасности на территории полигона уже якобы даже был вырыт специальный котлован.

Экологи оперативно выехали на место предполагаемого ЧП и несколько дней подряд вели скрытое видеонаблюдение за полигоном. И, действительно, вечером 27 февраля туда поочередно заехали три грузовых автомобиля, в кузова которых были загружены так называемые еврокубы — полиэтиленовые емкости вместимостью около 1 тыс. литров каждая, в которых, как выяснилось позже, находилась токсичная противотурбулентная присадка M-Flowtread марки С, которую производит компания «Миррико сервис».

Источник экологов сообщал, что для захоронения химических веществ высокого класса опасности на территории полигона уже якобы даже был вырыт специальный котлован Источник экологов сообщал, что для захоронения химических веществ высокого класса опасности на территории полигона уже якобы даже был вырыт специальный котлован Фото: Олег Спиридонов

Присадка применяется для увеличения пропускной способности магистральных нефтепродуктопроводов. На тонну нефтепродукта добавляется примерно 50 граммов вещества. Перекачивающая станция АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» (СВТНП), входящего в структуру «Транснефти», находится буквально в одном километре от полигона ТБО. Завезли химикат на технике, принадлежащей этой организации, и плюс ко всему выгрузкой и захоронением химиката занимались рабочие, одетые в спецодежду «Транснефти». 

«Сначала заехал самосвал „МАЗ“, в кузове которого было две емкости с ядовитой жидкостью, а чуть позже приехал еще и бортовый „КАМАЗ“ и автокран. В кузове „КАМАЗа“ находилось 8 тар с химикатом, — рассказал „БИЗНЕС Online“ источник, знакомый с ходом расследования этого дела. — Когда преступники начали разгружать емкости с помощью крана и укладывать их в котлован, а сам факт незаконного захоронения химиката уже был зафиксирован на видео, экологи в сопровождении сотрудников полиции приостановили их работу». Сразу были составлены протоколы, а сама техника вместе с грузом помещена на штрафстоянку.

Материалы дела Альметьевские экологи передали в природоохранную межрайонную прокуратуру РТ, оттуда они ушли в следственный комитет, который в марте возбудил уголовное дело по ст. 247 УК РФ («Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»). Виновникам грозит штраф в размере до 200 тыс. рублей либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок.

В связи с ЧП правоохранительные органы взяли объяснения с директора Русско-Акташского полигона ТБО, однако женщина заявила, что все происходило без ее ведома. Тем не менее есть подозрение, что данный случай отнюдь не первый.  

Перекачивающая станция АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» (СВТНП), входящего в структуру «Транснефти», находится буквально в одном километре от полигона ТБО. Завезли химикат на технике, принадлежащей этой организации Перекачивающая станция АО «Средне-Волжский Транснефтепродукт» (СВТНП), входящего в структуру «Транснефти», находится буквально в одном километре от полигона ТБО Фото: Олег Спиридонов

 «ОНИ РЕШИЛИ НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ПОКАЗЫВАТЬ»

В руководстве СВТНП случившееся предпочли никак не комментировать. Официальный запрос, направленный в компанию, остался без ответа, а и. о. гендиректора (вместо Рината Габбасова, ушедшего в отпуск) Радик Мифтахов заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что «зона его деятельности и функционал этого инцидента не касаются». В пресс-службе тоже предпочли не комментировать инцидент. 

Непосредственно производит противотурбулентную присадку ООО «ОПУ-30», являющее структурным подразделением ГК «Миррико», штаб-квартира которой находится в Казани. Сам завод — в 14 км от Альметьевска, в деревне Туктар. Как говорится на сайте «Миррико», он обеспечивает процессинг химической и нефтехимической продукции, а также хранение и транспортировку сырья и готовых продуктов.

Источник «БИЗНЕС Online» в правоохранительных органах предположил, что захоронить присадку таким способом могли потому, что не захотели показывать в отчетности наверх ее списание — например, по причине брака или несоответствия техническим требованиям. «Если бы они эту присадку попытались утилизировать на законных основаниях, то, во-первых, им нужно было бы уплатить весьма немаленькие суммы за факт самой утилизации, — пояснил наш источник. — И, естественно, факт утилизации присадки был бы зафиксирован в сопроводительных документах. А они решили ничего никому не показывать и ничего не платить — просто взять и закопать. А отчитаться планировали так, что присадка была запущена в трубопровод, — предполагает наш собеседник. — И плюс ко всему если бы в головном офисе „Транснефти“ узнали бы об этих выкрутасах, альметьевского подразделения с покупкой присадки, которая не соответствует техническим требованиям, то по голове бы точно их не погладили. Одна емкость этой присадки стоит почти 500 тысяч рублей».

Источник «БИЗНЕС Online» в правоохранительных органах предположил, что захоронить присадку таким способом могли потому, что не захотели показывать в отчетности «наверх» ее списание – например, по причине брака или несоответствия техническим требованиям Источник «БИЗНЕС Online» предположил, что захоронить присадку таким способом могли потому, что не захотели показывать в отчетности наверх ее списание / Фото предоставлено специалистами управления минэкологии РТ

Версию хищения присадки наш источник в правоохранительных органах считает несостоятельной, хотя в настоящее время в ОБЭП рассматривают и возможность возбуждения дела по ст. 160 УК РФ («Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному»).

Сам полигон, на котором планировалось закопать химикат, принадлежит МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» (инженерные сети) и представляет из себя огороженную забором территорию площадью около 2 га, на которую дважды в день мусоровозы свозят твердые коммунальные отходы из близлежащих населенных пунктов.

«ТО ЛИ ВСЯ МИКРОФЛОРА ПОГИБНЕТ, ТО ЛИ РЫБА В РЕКАХ ЗАЙ ИЛИ ИК КВЕРХУ ПУЗОМ ВСПЛЫВЕТ»

К каким последствиям для экологии могло привести захоронение присадки на полигоне? Профессор КНИТУ-КХТИ на условиях анонимности рассказал «БИЗНЕС Online», что попадание присадки в грунт нанесло бы значительный ущерб биоценозу и микрофлоре. 10 тонн, по его словам, это «довольно существенный объем», который мог попасть и в грунтовые воды, а затем в открытые водные источники.

Сам полигон принадлежит МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство (Инженерные сети) и представляет собой огороженную забором территорию площадью около двух гектаров Сам полигон принадлежит МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» (инженерные сети) и представляет собой огороженную забором территорию площадью около 2 гектаров Фото: Олег Спиридонов

«Согласно аннотации к этому веществу, понятно, что в основе состава раствор какого-то полимера в изопропиловом спирте. При попадании в грунт данная присадка будет способствовать деградации микроорганизмов грунта. А при попадании в водоемы могут быть непонятные негативные последствия — то ли вся микрофлора погибнет, то ли рыба в реках Зай или Ик кверху пузом всплывет».

Не следует сбрасывать со счетов и взрывоопасность продукта, замечает он. «Его захоранивали на полигоне ТБО — на таких объектах, как правило, постоянно что-то горит и повышается температура из-за разложения органики, то есть если этот продукт окажется рядом с огнем, то рвануть может так, что мало не покажется».